рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Савоста Наталья Владимировна

На основе программы И,Н, Пономаревой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии разработана на основе:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г);

2.Примерной программы основного общего образования по биологии;

3.Учебного плана образовательного учреждения, на 2012-2013 учебный год, составленного на основании федерального базисного плана (приказ № 1213 от 09.03.2004).

4.Авторской программы И.Н.Пономаревой.

 Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих процессов и роли их в культуре человечества. 

Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Основная цель курса : освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека.

Задачи:

-Обучения:  создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей; обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования, добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний; точно излагать свои мысли через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы.

-Развития: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления,  продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение  достигать поставленной цели.

-Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и   развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Информация о внесенных изменениях:

Авторская программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю, 34 рабочих недели. В программу внесены изменения, в связи с тем, что согласно приказу №1389 от18.06.2012г. Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год, внесено 9 часов на изучение РК, за счет сокращения некоторых часов, предусмотренных программой.  

 Название темы

   По программе

     Пономаревой

По скорректированной программе

1

Введение в основы общей биологии

4

2

2

Цитология – наука о клетке.

10

17

3

Размножение и развитие организмов (онтогенез)

5

5

4

Основы генетики.

11

17

5

Основы селекции.

5

2

6

Происхождение и развитие жизни на Земле.

5

4

7

Основы учения об эволюции.

12

10

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

6

9

Основы экологии

9

4

10

Итоговая контрольная работа. Заключение

1

1

Итого:

68

68

Учебно-методический комплект:

1.Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф, 2009;

2. Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методические пособие  для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2008;

3. Сухова ТА., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. Вентана-Граф, 2005. - 72с.;

4.Г.В.Чередникова  Биология: 9 класс: Поурочные планы: изд. «Учитель»,Волгоград,2009г.

5 . Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. -М.: «Аквариум», 1998;

6.. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

Количество часов, на которое рассчитана программа: в учебном плане образовательного учреждения на изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов). Контрольных работ -6. Лабораторных и практических  работ-11.

Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Особенности класса: данная рабочая программа будет реализована в классе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Уровень знаний у большинства средний. Многие способны выполнить задания повышенного уровня сложности.

Для реализации программы планируется использование основных  формы и методов контроля, используемые в курсе обучения биологии:
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

MULTIMEDIA  - поддержка курса «Основы общей биологии»

•    Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),

•     Подготовка к ГИА по биологии.

•     Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.



п/п

Содержание

Основное содержание

Основные ЗУН

Количество

часов

Дата

Лабораторные

работы,

практические работы

Федеральный компонент

(тема раздела, темы уроков)

РК

Норма

фактически

ВВЕДЕНИЕ

Биология – наука о жизни.

Методы исследования в биологии.

Вузы, предприятия,

научные

учреждения города Новосибирска

биологического направления.

1. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

2. Методы изучения живых объектов.

3. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Знать цели и задачи

курса, место предмета

в системе естественных

наук, методы  исследования в  биологии.

2




сентябрь

Сущность жизни и свойства живого.

1. Общие свойства живых организмов.

2.Многообразие форм живых организмов.

3. Уровни организации жизни.

Уметь    объяснять основные свойства живого как результат эволюции жизни на Земле.




сентябрь

Цитология – наука о клетке.

Клеточная теория.


1.Цитология-наука о клетке.

2. Клеточное  строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Знать и уметь

объяснять основные

положения клеточной

теории.

17

сентябрь

Неорганические

вещества.

1. Химический состав клетки.

2.  Вода. Строение и функции в клетке.

3. Минеральные соли, их роль.

Уметь характеризовать

неорганические вещества.

 Объяснять

качественный   скачок от неживой к живой природе.



сентябрь

Углеводы. Липиды.

1. Органические вещества клетки.

2. Строение и функции углеводов в клетке.

3. Строение и функции липидов.

Знать  характеристику

какие углеводы  и

липиды  входят в состав живых организмов, их функции. Приводить примеры




сентябрь

Белки. Состав и строение.

1. Структуры белка.

2. Роль белков в клетке.

Уметь объяснять состав  и строение белков.

сентябрь

Функции белков.

1. Роль в клетке.

Знать функции белков, приводить примеры.

Описывать, объяснять сущность опытов.



сентябрь

Лабораторная работа №1.

«Действие ферментов живых клеток

на пероксид водорода»

Нуклеиновые кислоты.

1.Молекулы ДНК и РНК.

2. Роль нуклеиновых кислот в клетке.

Знать особенности

строения и

функционирования

нуклеиновых кислот.



сентябрь

Правило Чаргаффа. Решение задач.

1. Решение задач по молекулярной биологии.

Знать особенности

строения и

функционирования

нуклеиновых кислот.

октябрь

АТФ и другие органические

соединения клетки.

1. Структурные формулы.

2. Значение  в клетке.

Знать особенности

строения и

функционирования АТФ.



октябрь

Строение клетки.

1. Общие сведения о клетках.

 2. Клеточная мембрана. Строение, функции.

3. Цитоплазма. Строение и функции.

Знать особенности

строения и

функционирования

клеточных мембран.

Уметь работать с

микроскопом,




октябрь

Лабораторная работа №2

«Рассматривание клеток растений,

животных под микроскопом»

Ядро.


1. Строение , роль в клетке.

2. Гены и хромосомы.

Знать особенности

строения и функционирования

клеточного ядра.




октябрь

Органоиды клетки.

1.Органоиды – постоянные структурные компоненты.

2. Мембранные и немембранные органоиды, их строение и функции.

Знать особенности

строения и

функционирования

клеточных органоидов.



октябрь

Клетки  прокариот

и эукариот. Вирусы.

1. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

2. Вирусы – неклеточные формы.

Знать особенности

строения прокариотической  клетки, ее отличие от  эукариотической, уметь сравнивать их.


октябрь

Обмен веществ .

1. Метаболизм – совокупность биохимических реакций.

2.  Ассимиляция и диссимиляция.

 Уметь объяснять

что такое ассимиляция и

диссимиляция.

Знать основные этапы

энергетического обмена  в клетке.




октябрь

Синтез белков в клетке.

1. Процессы биосинтеза белка .

2. Этапы биосинтеза – транскрипция и трансляция.

Знать основные этапы

Синтеза белков.

Объяснять, что такое

Генетический код.

октябрь

Фотосинтез и хемосинтез.

1. Биосинтез углеводов. Стадии фотосинтеза.

2. строение хлоропластов.

3. Значение фотосинтеза.

4. Хемосинтез, отличие от фотосинтеза.

Уметь объяснять

значение фотосинтеза,

знать особенности

световой и темновой

фазы фотосинтеза.

Объяснять, что такое

хемосинтез.




ноябрь

Обеспечение клеток энергией.

1. Клеточное дыхание.

2. Стадии биологического окисления.

3. Гликолиз(анаэробный процесс)

Уметь объяснять процессы клеточного дыхания. Знать стадии биологического окисления.

ноябрь

Зачет по теме « Основы учения о клетке»

Зачет

ноябрь

Размножение и развитие организмов.

Типы размножения.

Способы вегетативного размножения растений нашей местности

 1.Размножение- основное свойство всех организмов.

2. Бесполое  и половое размножение. Биологическое значение.

Уметь характеризовать основные типы размножения. Объяснять их роль в эволюции.

5

ноябрь

 Деление клетки. Митоз.

1. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

2. Деление клеток у прокариот.

3. Деление клеток у эукариот. Митоз. Стадии деления.

Знать основные фазы жизненного цикла  клетки, уметь объяснять  биологическое значение митоза.




ноябрь

Образование половых клеток. Мейоз.

1. Строение гамет.

2. Мейоз - редукционное деление. Два этапа, фазы.

3. Биологическое значение мейоза.

Уметь характеризовать

половое размножение,

Знать сущность  мейоза,

оплодотворения, их

значение.




ноябрь

Индивидуальное развитие

организмов.

1. Этапы онтогенеза.

2. Нарушения в строении  и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

Уметь объяснять

процесс развития

живых организмов как

результат реализации

наследственной

информации




декабрь

Тест по теме «Размножение организмов»

Тестирование.

декабрь

Основы генетики.

История. Основные понятия.

1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

2.Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

Уметь раскрывать содержание понятий.

17

декабрь

 I и II законы Менделя.

1.Генетические опыты Менделя.

 2.Закономерности наследования

признаков, установленные Г.Менделем.

3. Моногибридное скрещивание. I и II законы.

Знать сущность закономерностей

наследования, установленные Г.Менделем.




декабрь

Решение задач

Решение задач на I и II законы Менделя.

Уметь применять теоретические  знания на практике, при решении задач.

декабрь

Неполное доминирование. Анализирующее

скрещивание.

1. Генотип и  фенотип.

2.Решение задач.

Знать и уметь

раскрывать основные

понятия генетики.

Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарные  генетические задачи.



декабрь

Решение задач

Отработка решения задач.

Уметь применять теоретические  знания на практике, при решении задач.

декабрь

III закон Менделя.

1. Дигибридное скрещивание.

2. Закон  независимого наследования признаков.

Знать сущность

дигибридного

скрещивания.

Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарные генетические задачи.

декабрь

Решение задач

Отработка решения задач.

Уметь применять теоретические  знания на практике, при решении задач.

январь

Сцепленное наследование признаков.

1. Закон Т. Моргана.

2. Кроссинговер.

Уметь объяснять

почему иногда не

соблюдается закон

независимого

наследования признаков.

январь

Решение задач

Отработка решения задач.

Уметь применять теоретические  знания на практике, при решении задач.

январь

Взаимодействие генов.

1.Множественное действие генов.

2. Полимерия.

3. Генотипическая среда.

Уметь  раскрывать

сущность взаимодействия генов, приводить примеры


январь

Решение задач

Отработка решения задач.

Уметь применять теоретические  знания на практике, при решении задач.

январь

Генетика пола.

1. Сцепленное с полом  наследование.

2. Определение пола.

Уметь объяснять

механизм генетического

определения пола,

сцепленного наследования.

январь

Решение задач

Отработка решения задач.

Уметь применять теоретические  знания на практике, при решении задач.

февраль

Ненаследственная изменчивость.

.

1. Закономерности изменчивости:

модификационная изменчивость.

2. Норма реакции.

3. Онтогенетическая изменчивость.

4. Проведение простых биологических исследований : выявление изменчивости организмов.

Знать сущность

модификационной

изменчивости, уметь

пояснять, что такое

норма реакции.

февраль

Наследственная изменчивость.

Виды мутагенов в Новосибирской области

1. Закономерности изменчивости:

мутационная  и комбинативная изменчивость.

Знать сущность

Мутационной изменчивости,

причины мутаций.

февраль

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

Частота встречаемости наследственных болезней, их причины.

1. Генные болезни и аномалии.

2. Хромосомные болезни.

3. Составление  родословных.

4. Решение задач по родословным.

 Знать влияние факторов среды вызывающих болезни

февраль

Зачет по теме « Основы генетики»

Тестирование, устная форма, практическая часть.

Объяснять причины наследственности и изменчивости

февраль

Основы селекции.

Селекция растений.

Центры селекционной работы в Новосибирской области

1. Генетические основы селекции организмов.

2.Основные методы селекции .

3. Центры происхождения культурных растений.

Знать центры многообразия и происхождения

культурных растений,

уметь объяснять закон

гомологических рядов

наследственной изменчивости.

2

февраль

Особенности селекции животных и микроорганизмов.

1. Основные методы селекции животных.

2.Основные направления селекции микроорганизмов.

3. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Уметь  называть

основные методы

селекции растений,

животных и

микроорганизмов.

февраль

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Гипотезы возникновения жизни.

1. Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

2.Гипотеза абиогенеза и биогенеза.

Уметь называть и

характеризовать

гипотезы возникновения

жизни на земле.

4

февраль

Современные гипотезы происхождения

 жизни.

1. Гипотеза Опарина-Холдейна.

2. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

Уметь перечислять

основные положения

теории А.И. Опарина,

сравнивать ее  с теорией

Дж. Холдейна.

март

Основные этапы развития жизни на Земле.

1. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

2. Эры и периоды в истории Земли.

3. Основные ароморфозы.

Знать гипотезу происхождения

клетки, основные этапы

развития жизни .

март

Урок – обобщение.

Тестирование.

март

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ.

Учение об эволюции органического мира.

1. Идеи развития органического мира в биологии.

2.Теория Ламарка.

Уметь объяснять

основные положения теории Опарина, сравнивая ее с теорией Холдейна.

10

март

Развитие эволюционного учения  Ч. Дарвина.

1.Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.

2. основные положения теории.

Уметь объяснять

основные положения

эволюционной

теории Ч. Дарвина.

март

Современные представления об эволюции органического мира.

Популяции растений и животных в окрестностях  Карасукского района.

1. Популяция.

2. Элементарный материал эволюции.

3. Элементарные факторы эволюции.

Уметь объяснять понятие «популяция», ее «демографические» показатели.

март

 Вид. Критерии вида. Структура.

Выявление морфологического критерия на примере местной флоры.

1. Вид –генетически неделимая единица живого.

2. Основные критерии вида.

Уметь объяснять.

что такое биологический вид, каковы критерия

вида, его структура.

март

Лабораторная работа №3

«Изучение морфологического критерия  вида»

Процессы видообразования.

1. Изолирующие механизмы

видообразования - географическое, биологическое.

Знать и пояснять

значение изолирующих

механизмов, способы

видообразование.

март

Макроэволюция.

1. Движущие силы и результаты эволюции.

Уметь сравнивать

макро- и микроэволюцию,

называть движущие

силы макроэволюции.

апрель

Борьба за существование и

естественный отбор.

1 Сущность борьбы за существование.

2. Естественный отбор. Виды.

Знать в чем состоит

действие борьбы за существование и естественного отбора. выявлять приспособления организмов к среде  обитания.

апрель

Основные направления эволюции.

1. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

Знать основные типы эволюционных изменений, главные линии эволюции.

апрель

Основные закономерности эволюции.

Выявление приспособлений на примере местной флоры и фауны

1. Биологическая эволюция.

2. Необратимый характер эволюции.

3. Приспособления организмов к различным  экологическим факторам.

Излагать основные закономерности эволюции.

Знать ,как организмы приспосабливаются к изменениям в окр. среде.

апрель

Контрольная работа по теме « Учение об эволюции»

 Тестирование.

апрель

Происхождение человека.

Эволюция приматов.

1. Дриопитеки.

2. Эволюционные пути развития приматов.

Уметь объяснять происхождение человека.

6

апрель

Доказательства происхождения человека.

1. Антропогенез- процесс становления человека.

2. Рудименты и атавизмы.

3. Сходство эмбрионального развития позвоночных.

Уметь  находить сходство человека и человекообразных обезьян, Знать качественные отличия.

апрель

Этапы эволюции человека.

1. Стадии эволюции

 - Австралопитеки.

- архантропы

- палеоантропы

- неоантропы

Внешний облик, образ жизни.

Знать особенности этапов эволюции.

апрель

Первые и современные люди.

1. Кроманьонцы. Внешний облик, образ жизни.

Характеризовать этапы антропогенеза.

май

Расы. их родство и происхождение.

1. Их родство и происхождение.

Знать  характеристику рас, их качественные различия.

май

Человек- житель биосферы.

1. Роль человека в биосфере.

2.Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.

Раскрывать суть взаимоотношений человека и природы.

май

Основы экологии.

Экологические факторы.

Условия среды.

1. Экология как наука.

2. Влияние экологических факторов на организмы.

3. Среда – источник веществ, энергии и информации.

Знать экологические

факторы, экологические

условия.

4







май

Экосистемы.

.

1.Экосистемная организация живой природы.

2. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

3. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Знать что такое

толерантность, какие факторы  называют лимитирующими,

закон минимума. называть виды  ресурсов животных и

растений.

май

Биотические связи в природе.

1.Пищевые связи в экосистеме.

2. Проведение простых биологических исследований:

- составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

- типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.

Уметь характеризовать основные связи в природе. Приводить примеры.

май

Биосфера – глобальная экосистема.

Анализ загрязнения окружающей среды в Новосибирской области. Охрана среды

1. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере.

2. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Знать понятие биосферы.

май

Итоговая контрольная работа.

Обобщение по курсу общая

биологии.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...