Использование информационных технологий на уроках биологиии экологии
статья по биологии на тему

Буянкина Наталья Михайловна

В данной статье рассматриваются вопросы использования на уроках информационных технологий, благодаря чему прививаются навыки исследовательского мышления на основе приобретённых ими теоретических и практических знаний, развивается критическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов информационных технологий на уроках

биологии и экологии

Компьютерная революция, свершившаяся в течение двух последних десятилетий, не могла не затронуть систему образования. Рассматривая место, которое в этой системе занял персональный компьютер, нужно, прежде всего, отметить уникальность этого положения. С одной стороны, он стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны – сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования.

Проблему использования информационных педагогических технологий целесообразно рассматривать в контексте решения фундаментальной задачи системы школьного образования на любом этапе ее развития – повышения качества обучения. В настоящее время можно констатировать факт низкой эффективности обучения значительной части школьников. Один из реальных путей повышения качества школьного образования – использование современных педагогических технологий обучения, в том числе и информационных.

Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения. Однако не все вопросы, стоящие перед компьютеризацией обучения, разработаны достаточно детально, что затрудняет внедрение ее в практику обучения. Так, недостаточно обоснована роль и место компьютера в процессе обучения биологии, его сочетание с традиционными подходами к обучению учащихся; отсутствует единая классификация педагогических программных средств: не разработаны критерии оценки компьютерных программ по биологии и практическая методика применения компьютера в обучении биологии.

Проблема подготовки к овладению информационно-функциональной компетентностью представляется особенно актуальной в связи с изменением парадигмы информационного образования учащихся, поиском новых подходов к решению этой проблемы, где исходным звеном выступает личность – творческая, саморазвивающаяся и самосовершенствующаяся.

В процессе подготовки решаются задачи, связанные с определением того, что должен знать школьник в соответствии с требованиями стандарта по биологии и экологии, как эти знания он будет применять в учебной деятельности, какими качествами личности он должен обладать, чтобы знания и умения давали наилучший результат.

Использование электронных средств обучения позволяет учителю простроить индивидуальные образовательные траектории развития учащихся, в зависимости от индивидуальных особенностей и способностей личности, диагностирование которых позволяет психолого-педагогический мониторинг. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об ученике, которая требуется учителю для успешной работы.
Руководствуясь учебной программой и методическими указаниями, учитель составляет план обучения с использованием ЭУ.

  1.  Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
  2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На данном уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя соотносят полученные знания с формулой параграфа.
  3. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
  4. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке.
  5. ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. В состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся фиксируются и обрабатываются компьютером.  

Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими объединениями и администрацией. Процент правильно решённых вопросов даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.

Полученные знания и умения в области компьютерных технологий помогают ребятам усваивать в органическом единстве естественнонаучные знания, прививать им навыки исследовательского мышления на основе приобретенных ими теоретических и практических знаний в области информационных технологий, развивать критическое мышление, адаптироваться в современной жизни и сделать правильный профессиональный выбор.


Литература

  1. Под ред.Циркина С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Питер, С-П: 2001.- 217 с.

      2. Ускова Н.Н. Конспекты уроков для учителя информатики. Владос, М.: 2004. – 33 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроках биологии

Из опыта использования информационных технологий на уроках биологии...

«Использование информационных технологий на уроках биологии»

Выступление на педагогической конференции учителя биологииМОУ Ильичевская ООШКадыровой Татьяны МихайловныТема: «Использование информационных технологий на уроках биологии»...

Использование информационных технологий на уроках биологии

В статье  раскрыты возможности  использования ИКК  на уроках биологии...

Дистанционное обучение с использованием информационных технологий на уроках биологии.

В данной статье речь  пойдет об использовании дистанционных технологий при обучении биологии в спортивной школе-интернате....