«Использование информационных технологии на уроках биологии в общеобразовательной школе».
статья по теме

Валиева Алсу Рифовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»  Актанышского муниципального района РТ

«Использование информационных технологии на уроках биологии в общеобразовательной школе».

                                                        Работу выполнила:

                                    Валиева  Алсу  Рифовна,

                                                        учитель биологии, I кв. категории

Сегодня каждый  учитель должен владеть новейшими средствами и методиками обучения, видеть глубокие перемены в обществе, всегда стремиться к совершенству, учить детей самостоятельно мыслить, уметь принимать наиболее верные решения и нести ответственность за свой выбор. В настоящее время многое изменилось – в помощь учителю пришли новые технологии. На моих уроках  современные технологии позволяют достигать цели, поставленные перед процессом обучения. Мы  все ищем новые, созвучные духу времени, соответствующие  нашему мировоззрению.

Использование информационных образовательных технологии  в преподавании биологии открывает широкие возможности для получения и обработки информации. Я уверена в актуальности и перспективности данного направления. Информационные технологии – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающие интерактивное, программно – методическое сопровождение. Существует ряд направлений применения информационных технологий в образовательном процессе. В школьной практике  востребованы,  в основном, такие как: контроль знаний; лабораторный практикум, иллюстративное средство при объяснении нового материала. Оправданы только тогда, когда повышают скорость усвоения, объём и качество знаний, способствуют более точному формированию понятий. На своих уроках я часто применяю интерактивные технологии. Обычно использую их на уроках обобщающего повторения. Одним из лучших способов оптимизации отношений между учителем и учащимися, а также между самими учащимися является игра. Во время игры снимаются некоторые барьеры, затрудняющие общение. Игра стимулирует познавательный интерес учащихся к предмету. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предмету,  развивает здоровый дух соперничества, помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний.

В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10% того, что читают, 26% от того, что слышат, 30% от того, что видят, 50% от того, что они видят и слышат, 70% от того, что они обсуждают с другими, 80% от того, что основано на личном опыте, 90% от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95% от того, чему они обучают сами. Исходя из этого интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением учениками друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала.

      Я разработала и провела   много  уроков с применением информационных технологий. Мною использовались технологии: обучаясь – учусь, взаимообучение, работа в малых группах, в сменных парах и др., в том числе с применением компьютерной техники. На уроках учащиеся самостоятельно работали в парах, в группах сменного состава с различными источниками информации, консультировали и обучали друг друга, готовили сообщения.      В результате проведения уроков по этой теме мы сделали вывод о том, что применение информационных технологий обучения повлияло не только на успешное усвоение материала, что выразилось в увеличении хороших и отличных оценок, но и на отношение учащихся к предмету. Наблюдение за работой учеников на уроке показало, что в процессе использования информационных технологий изменяется психологический климат на уроке. Урок перестает быть актом передачи информации от учителя к ученику, формируются новые отношения, в которых учитель и ученик выступают в роли партнеров при достижении одной цели, каждый из которых вносит индивидуальный вклад. Ученик при этом испытывает ощущение успешности.  Однако использование интерактивных технологий значительно увеличивает время, необходимое учителю для подготовки к занятию, поскольку требуется переструктурирование содержания материала, продумывание организации процесса обучения, раздаточного материала и т.д.

      Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.  Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.

Готовясь к урокам,   выходишь в Интернет, но это  лишь подспорье; потому что, ни одно пособие не поможет найти контакт с учеником. Никакой электронный диктор не заменит живой голос  учителя. Основа моих уроков – практический,  компетентностный  подход.

Учитель – тот, кто мудростью, душевной щедростью, талантом дает ученикам путевку в жизнь, учит преодолевать трудности на жизненном пути и увидеть красоту родной земли и делать все для ее процветания. Во многом от профессиональных и личных качеств педагога зависит судьба детей, завтрашний день нашей республики.               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроке биологии

Использование информационных технологий на уроке биологии...

Использование информационных технологий на уроках биологии

Из опыта использования информационных технологий на уроках биологии...

«Использование информационных технологий на уроках биологии»

Выступление на педагогической конференции учителя биологииМОУ Ильичевская ООШКадыровой Татьяны МихайловныТема: «Использование информационных технологий на уроках биологии»...

Использование информационных технологий на уроках биологии

В статье  раскрыты возможности  использования ИКК  на уроках биологии...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...