Уроки биологии с использованием биоадекватной технологии
материал по биологии по теме

 

 

Актуальность  работы  заключается в том, что в настоящее время  в школах в обучении учащихся больше уделяется логическому мышлению, то есть нагружается в большей степени левое полушарие учащихся. А гармоничной личностью  является человек  с  уравновешенной работой  двух полушарий. Эта является целью ноосферного образования, автором  которого является Маслова Наталья Владимировна, академик РАЕН, доктор психологических наук, профессор. Для формирования целостного мышления личности применяется  биоадекватная  технология.

Цель  работы:   использование биоадекватной  технологии в преподавании биологии.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Пройти курсы по ноосферному образованию.
  2. Разработать уроки  биологии по биоадекватной  технологии.
  3. Изучить   эффективность преподавания по биоадекватной  технологии.

Практическое значение данного исследования  заключается в использовании  разработанных уроков для экспериментальной работы по ноосферному образованию.

Данная  технология преподавания отличается тем, что она по форме релаксационно – активная, в которой этапы релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) чередуются  с этапами активности (тренировка левого полушария).  Уроки с использованием биоадекватной технологии состоят из 5 основных частей:  1. Зарядка -5 минут (активность); 2. Введение материала урока –10 мин (релаксация); 3. Обсуждение, рисование  - 15 минут (активность); 4. Слушание текста (новый текст) – 5 минут (релаксация); 5. Упражнения –10 минут (активность).    

  После трех лет прохождения курсов по ноосферному образованию мы по  биоадекватной  технологии  разработали следующие уроки биологии:

  1. Тема: Науки о природе - «Дерево познания», 5 класс.
  2. Тема: Три среды обитания – «Рыбалка», 5 класс.
  3. Тема: Фотосинтез – «Путешествие в Страну Зеленого листа». 6 класс.
  4. Тема: Суша - «Путешествие по материкам», 5 класс

Критерием эффективности  биоадекватной  технологии является прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время, необходимое для изучения одного и того же курса.  По первому параметру - прочность знаний мы проверяли, надолго ли сохраняется в памяти ребенка полученные знания по данной технологии. По второму параметру - социальное время  изучали насколько возможно сокращение времени на  изучение темы или раздела.   По третьему параметру - эмоциональный эффект мы исследовали, как влияет данная технология на эмоциональное состояние обучающихся. С 2003 по 2006 года исследование эмоционального состояние учащихся на БАТ уроках  проводили по методике «Самооценка эмоционального состояния», а с 2007 по 2009 г использовали тест «Самочувствие, активность, настроение»  Анализ результатов самооценок эмоционального состояния учащихся позволило сделать следующие выводы:  при сравнении показателей эмоционального состояния учащихся до и после урока с применением биоадекватной технологии преподавания наблюдается общее изменение  эмоционального состояния учащихся в сторону его улучшения;

            Использование разработанных  уроков биологии по биоадекватной технологии  позволило сделать следующие выводы в  эффективности биоадекватной  технологии в преподавании:

  • Знания, полученные по данной технологии, надолго сохранялись в памяти учащихся,  процент выполнения составлял 100%, а процент качества – 85-100%.
  • Уроки по  биоадекватной   технологии  давали возможность сокращать время, затраченное на изучение темы или раздела в 2- 3 раза. Сэкономленное время  могли использовать на углубление учебного материала, на практические работы, на опережающее обучение и др.
  • Применение биоадекватной  технологии преподавания на уроках положительно повлияло на показатели эмоционального состояния учащихся: повышается настроение учащихся, появляется уверенность у детей в своих способностях, усиливается потребность к действию, у учащихся снижается тревожность и появляется спокойствие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon markova_e.v._doklad_pedchteniya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Научно- практическая конференция педагогов регионального образовательного округа «Лена»

«Шадринские чтения»

 

  Уроки биологии

с использованием  биоадекватной технологии

Выполнила: учитель      биологии, психолог

Вечерней школы  г. Покровск  Хангаласского улуса РС (Я)                                                              Маркова Екатерина                                                                                                                                                        Владимировна

                                                                     

 

Покровск – 2012

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1  Характеристика  биоадекватной технологии  ………………………..4

Глава 2  Разработка уроков  биологии по биоадеватной технологии………..7

Глава 3 Эффективность использования биоадекватной технологии………...9

Выводы …………………………………………………………………………….12

Использованная  литература …………………………………………………….13

Приложение……………………………………………………………….………..14

Введение

Актуальность   темы заключается в том, что в настоящее время в школах в  обучении учащихся больше уделяется логическому мышлению, то есть нагружается в большей степени левое полушарие учащихся. А гармоничной личностью  является человек  с  уравновешенной работой  двух полушарий.   Эта является целью ноосферного образования, автором  которого является Маслова Наталья Владимировна, академик РАЕН, доктор психологических наук, профессор.

Для формирования целостного мышления личности применяется  биоадекватная  технология.  Данная  технология преподавания отличается тем, что она по форме релаксационно – активная, в которой этапы релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) чередуются  с этапами активности (тренировка левого полушария).

Цель  работы:   использование биоадекватной  технологии в преподавании биологии.

Объект исследования:   преподавание биологии

Предмет исследования:  преподавание биологии по биоадекватной технологии

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Пройти курсы по ноосферному образованию.
  2. Разработать уроки  биологии по биоадекватной  технологии.
  3. Изучить   эффективность  преподавания по биоадекватной  технологии.  

Гипотеза: применение биоадекватной  технологии на уроках благоприятно влияет на эмоциональное состояние учащихся, знания надолго сохраняются в памяти.

Практическое значение данного исследования  заключается в использовании  разработанных уроков для экспериментальной работы по ноосферному образованию.

   

Глава 1.  Характеристика  биоадекватной технологии.

 «Биологически адекватная «REAL»  технология представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамических мыслеформ по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними». По Масловой Н.В., мыслеобраз – это индивидуально воспринятый всеми органами чувств целостный образ предмета. По форме данная методика – релаксационно – активная,  в которой этапы релаксации (накопление информации, работа правого полушария) чередуется с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации). REAL – метод состоит в разумном расчленении учебного материала по предмету и видов работ на указанные этапы ради эффективного осознания материала и создания целостной системы знаний по конкретной дисциплине. Так создаются естественные для человека условия, при которых обе половины мозга активизируются и ни одна из них не остается без нагрузки. Взаимодействие левого и правого полушарий мозга приводит к тому, что тело,  мозг и душа достигают гармонии. В результате метод обеспечивает идеальную работу структур мозга и как следствие – идеальное физическое самочувствие учащихся.  В  учебу вовлечены душа, тело, мозг посредством снятия стресса и подключения разнообразных центров удовольствия: спокойная атмосфера учебы приводит к улучшению самочувствия, так как учащиеся испытывают удовольствие от работы. Они ожидают уроков,  и это усиливает ощущение быстроты продвижения вперед и успеха.

Методические приемы работы  соответствуют следующим  этапам восприятия информации – репрезентация информации, восприятие информации, переработка информации и представление в слове. Эти этапы соотносятся с известной системой этапов познания Ж. Пиаже (см. табл. “Этапы восприятия информации в процессе урока”). Согласно взглядам Ж, Пиаже, любая информация в ходе восприятия неизбежно проходит 4 этапа: сенсорно – моторный этап, символьный этап, логический этап, лингвистический этап.

Таблица  Этапы работы с информацией в ходе урока

.

Релаксация

Активность

Релаксация

Активность

Метод

 Слушание +визуализация



Цель

Введение нового материала на основе личного опыта и выбора учащегося

Метод

 Рисование символа, образа, обсуждение информации

Цель

Вовлечение в работу разнообразных центров мозга

Метод

Слушание текста

(задания)



Цель

понимание информации через логическое осмысление

Метод

чтение текста, (задания) и его анализ, перевод и др.

 Цель

Владение материалом


Сенсорно – моторный этап

Символьный этап

Логический этап

Лингвистический этап

        

Уроки с использованием биоадекватной технологии состоят из 5 основных частей:  1. Зарядка -5 минут (активность); 2. Введение материала урока –10 мин (релаксация); 3. Обсуждение, рисование  - 15 минут (активность); 4. Слушание текста (новый текст) – 5 минут (релаксация); 5. Упражнения –10 минут (активность).   На уроке присутствуют те же рабочие этапы, что принято традиционной  педагогикой: 1. Приобретение знаний 2. Формирование умения использовать знания  3. Закрепление навыка использования знаний. [3]

        Биоадекватная  технология добивается у обучаемых мотивации и активизации образов по учебному предмету и навыков работы с ними. При этом учащимся предлагается трактовать первыми, а не после учителя, и тем самым на первое место выходит индивидуальное переживание знания. Акцентирование внимания на переживании знания обеспечивают развитие мысли.

Воспитательная функция биоадекватной технологии  заключается в том, что  личный творческий поиск воспитывает трудолюбие, самоорганизованность, инициативность, потребность в свободе выбора. (4)

         Биоадекватная технология  соответствует природе человеческого восприятия. Включает в процесс передачи усвоения информации мозг, и человеческий организм в целом; является экологически чистой и безопасной; позволяет осуществить индивидуальный подход; развивает память; снимает психологические барьеры восприятия и общения; способствует раскрытию психолого – физиологических возможностей человека. Эта  технология преподавания  снижает внешнюю и внутреннюю конфликтность личности; уменьшает стрессовость учебного процесса,  снижает заболеваемость, улучшает их эмоциональное состояние. [7]

В конечном итоге целью природосообразного образования является высвобождение высшего творческого потенциала каждого учащегося, то есть раскрытие творческих возможностей личности с целью самоопределения в жизни, учебе, работе, в личной жизни, в творчестве.

Глава 2    Разработка уроков  биологии по биоадекватной технологии

     После трех лет прохождения курсов по ноосферному образованию мы по  биоадекватной  технологии  разработали следующие уроки биологии:

  1. Тема: Науки о природе - «Дерево познания», 5 класс

На данном уроке дети знакомятся с науками о природе, с методами познания в виде образа «Дерева познания». Вначале дети представляют лес, и в этом лесу находят чудо – дерево.  На этом дереве растут плоды, которые символизируют науки,  а на стволе написаны понятия – «вещество», «тело», «явления природы». Для восприятия  органами чувств  можно использовать  спокойную музыку с птичьими голосами, запах леса, а также плоды в виде фруктов, на которых написаны названия наук о природе.

  1. Тема: Три среды обитания – «Рыбалка», 5 класс

На данном уроке дети знакомятся с тремя средами обитания живых организмов),  с их особенностями и приспособленностью растений и животных к жизни в ней в виде образа – рыбалки.  Вначале дети ищут червей в почвенной среде, затем идут по наземно – воздушной среде, при этом видя окружающих животных и их приспособления к среде обитания. Далее подходят к водоему, и начинают ловить рыбу, знакомясь с водной средой обитания. Для восприятия  органами чувств можно использовать  спокойную музыку с птичьими голосами, звуком воды, запах травы, дождевые черви, аквариум. Можно  конфеты  с тематикой рыбалки.

  1. Тема: Фотосинтез – «Путешествие в Страну Зеленого листа». 6 класс

         На данном уроке дети знакомятся с воздушным питанием растений и с ее космической ролью виде образа – путешествия. Вначале учащиеся становятся совсем маленькими, меньше булавочной головки и проникают  через устьица  в лист.  Внутри они знакомятся с процессом фотосинтеза в виде настоящего бала.  Группы человечков символизируют капельки воды, углекислого газа. И с помощью солнечных стрел магистра Хлорофилла  человечки в группе меняются  и превращаются в сахар, кислород. После  обсуждения увиденного дети ставят сценку про процесс фотосинтеза по ролям. Для восприятия  органами чувств можно использовать  спокойную музыку с птичьими голосами, звуком воды, запах травы, листочки растения, сахар.

  1. Тема: Суша - «Путешествие по материкам», 5 класс

На данном уроке дети знакомятся с материками в виде образа – путешествия на ковре- самолете. Вначале они садятся на ковер - самолет. Поднимаются вверх и летят по земному шару, останавливаясь на материках ,изучая их флору и фауну. Для восприятия  органами чувств можно использовать  спокойную музыку, можно связанное с космосом.

Сценарии разработанных уроков даны в приложении.

Глава 3 Эффективность использования биоадекватной технологии

Критерием эффективности  данной технологии является прочность знаний, эмоциональный эффект, социальное время, необходимое для изучения одного и того же курса.

  1. прочность знаний
  2. социальное время
  3. эмоциональный эффект

По первому параметру: прочность знаний мы проверяли проверочной работой после месяца  -  процент выполнения составлял 100%, а процент качества – 85-100%.

По второму параметру:  социальное время, т.е. экономия времени, необходимое для изучения раздела или курса составляло 2- 3 урока. Сэкономленное время использовали на углубление учебного материала. Можно использовать на практические работы, на опережающее обучение и др.

По третьему параметру: эмоциональный эффект, т.е. как влияет данная методика на эмоциональное состояние учащихся, мы проводили исследование    с 2003 года. С 2003 по 2006 года исследование эмоционального состояние учащихся на БАТ уроках  проводили по методике «Самооценка эмоционального состояния», а с 2007 по 2009 г использовали тест «Самочувствие, активность, настроение» (1; 2).  В данном тесте измеряются три показателя эмоционального состояния учащихся: самочувствие, активность и настроение. Измерение в этом тесте производится по семи балльной системе. Учащимся в начале урока раздавали бланки тестов, на которых они оценивали свое эмоциональное состояние в данный момент. Также оценивали свое состояние после урока.

 Анализ результатов проводилась по следующим параметрам:

  1. сравнение  средней оценки показателей эмоционального состояния  класса до и  после БАТ урока;  
  2. сравнение  количества учащихся, у которых средняя оценка эмоционального состояния ниже 4 баллов, т.е.ниже нормы  до и после БАТ урока; (по учебным предметам и общее)
  3. общее изменение эмоционального состояния учащихся после урока;

1) Сравнение  средней оценки показателей эмоционального состояния  класса до и  после БАТ урока (см. табл. №1).

 Таблица №1 Средняя оценка показателей эмоционального состояния

  класса до и после урока.


 Самочувствие

Активность

Настроение

До урока

После урока

До урока

После урока

До урока

После урока

Средняя оценка

по всем урокам

4,43

5,07

4,54

5,35

4,86

5,61

Как видно из таблицы №1, по трем признакам   эмоционального состояния – самочувствие, активность и настроение  наблюдается повышение средней оценки класса после уроков по всем исследованным учебным предметам.

2)  Сравнение  количества учащихся, у которых средняя оценка эмоционального состояния ниже 4 баллов, т.е.ниже нормы  до и после БАТ урока (см. табл. №2).

Таблица № 2  Количество учащихся, у которых оценки ниже 4 баллов, т.е. ниже нормы


 

 Самочувствие

Активность

Настроение

До урока

После урока

До урока

После урока

До урока

После урока

Средняя оценка

по всем урокам

162

58

156

39

113

38

Как видно из таблицы №2, после БАТ уроков уменьшается количество учащихся с низкой оценкой эмоционального состояния, то есть у учащихся после уроков наблюдается  улучшение самочувствия, повышение активности и настроения. Анализ результатов самооценок эмоционального состояния учащихся позволило сделать следующие выводы:

  1. при сравнении показателей эмоционального состояния учащихся до и после урока с применением биоадекватной технологии преподавания наблюдается общее изменение  эмоционального состояния учащихся в сторону его улучшения;
  2. применение биоадекватной технологии преподавания на уроках положительно повлияло на показатели эмоционального состояния учащихся: повышается настроение учащихся, появляется уверенность у детей в своих способностях, усиливается энергичность, потребность к действию, у учащихся снижается тревожность и появляется спокойствие.

 

Выводы

        Разработка  уроков биологии по биоадекватной технологии, и ее использование позволило сделать следующие выводы в  эффективности биоадекватной  технологии в преподавании:

 Знания, полученные по данной технологии, надолго сохраняются в памяти учащихся,  процент выполнения составляет 100%, а процент качества – 85-100%.

  Уроки по  биоадекватной   технологии  дают возможность сокращать время, затраченное на изучение темы или раздела в 2- 3 раза. Сэкономленное время  можно использовать на углубление учебного материала, на практические работы, на опережающее обучение и др.

Применение биоадекватной  технологии преподавания на уроках положительно  влияет на показатели эмоционального состояния учащихся: повышается настроение учащихся, появляется уверенность у детей в своих способностях, усиливается потребность к действию, у учащихся снижается тревожность и появляется спокойствие.

Список использованной литературы:

  1. Балин В.Д., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. Практикум по общей и прикладной психологии: Учеб. Пособие./ Под общей ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Карелина А.А. Психологические тесты: В 2 т. – 86 М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  3. Маслова Н.В. Ноосферное образование: монография. – М: Инст. Холодинамики, 2002.
  4. Маслова Н. В. Биоадекватные учебники. М: Инст. Холодинамики, 2002.
  5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. –СПб.:изд. «Социально –психологический центр», 1996.
  6. Тарасов С.Г. Математические методы в психологии. – Санкт –Петербург.: Изд. Санкт –Петербургского университета, 1998
  7. Тимофеева Р.Е. Введение в ноосферное образование. – Якутск, Институт проблем развития человеческих ресурсов Целевого отделения «Проблем устойчивого развития РС (Я) как модели для регионов Севера» РАЕН, 2003.
  8. Р.Е.Тимофеева. Практическое руководство в помощь педагогам – исследователям. Ин-т проблем развития человеч. Ресурсов Респ. Саха (Якутия).- Якутск, 2008.
  9. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб.; КАРО, 2003.

 

             

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Планирование уроков биологии с использованием информационных технологий».

планирование уроков биологии к учебнику Л.Н.Сухоруковой  "Биология-6 Живой организм", с использованием интернет ресурсов...

Интерактивное образовательное мероприятие для учащихся по биологии с использованием АМО технологии. "Урок доброты" (Внеклассное мероприятие)

«Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как  процесс развития личности, обретения духо...

Урок биологии с использованием технологии "Кейс-стади" обучения на примере конкретных ситуаций по теме "Размножение организмов" 10 класс

Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...

Повышение эффективности учебного процесса на уроках биологии через использование информационно-коммуникативных технологий

в работе рассматриваются теоретические вопросы использования ИКТ на уроках биологии и обобщается опыт собственной работы в среднем звене...

презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. белки, липиды, углеводы".

Урок "Органические вещества клетки: белки, липиды, углеволы" разработан с использованием модульной технологии. Данный урок разработан для 9 класса по УМК Н. И. Сонина....

Презентация к уроку биологии с использованием модульных технологий по теме "Органические вещества клетки. нуклеиновые кислоты"".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАЗРАБОТАНА К УРОКУ " ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ" ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ УМК Н.И. СОНИНА...

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии обучения. «Без здорового не может быть духовного».

Повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством использования современных технологии  обучения. «Без здорового не может быть духовного»....