урок биологии в 6 классе "Прорастание семян"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Винокурова Мария Ильинична

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prorastanie_semyan.docx68.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»

Урок по биологии в 6 классе на тему

«Прорастание семян»

Винокурова Мария Ильинична

Учитель биологии

Высокая категория

Педстаж – 12 лет

Среднеколымск – 2012

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок – конференция

Цели урока:

1. Образовательные

  1. Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
  2. Объяснить правила посева семян и их хранения.

2. Развивающие

  1. Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
  2. Формировать навыки исследовательской деятельности.

3. Воспитательные

  1. Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

Учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл»  авт. Пасечник В. В., барельефные таблицы «Строение семени пшеницы» и «Строение семени фасоли», самодельное динамическое пособие «Температура, необходимая для прорастания семян», самодельное натуральное пособие «Рост и развитие проростков», магниты, проектор, диск «Биология. Живой организм», семена фасоли, химические стаканы, тесты – утверждения.

Подготовительный этап урока:

  1. За две недели один учащийся начинает изготовление самодельного натурального пособия «Рост и развитие проростка» по описанию на стр. 186 учебника.
  2. За неделю до урока шестерым учащимся даётся задание поставить опыты по выявлению условий для прорастания семян фасоли:
  1. Нужен ли семенам свет для прорастания?
  2. Нужна ли семенам вода для прорастания?
  3. Нужно ли семенам тепло для прорастания?
  4. Нужен ли семенам воздух для прорастания?
  5. Нужны ли семенам питательные вещества для прорастания?
  6. Сила набухания семян.
  1. Двое учащихся готовят творческие задания:
  1. Найти и выучить стихотворение о прорастании семян
  2. Сделать динамическое пособие «Температура, необходимая для прорастания семян» по рис. 136 учебника

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

В этом году мы с вами начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях. Мы уже познакомились с клеточным строением растений, с их многообразием, изучили строение и функции различных органов растений, а в этой четверти начали изучать жизнь растений. Мы уже знаем процессы фотосинтеза, дыхания растений, испарения воды листьями и передвижения воды и питательных веществ в растении. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Мы знаем, что растение начинает свою жизнь с семени. А как дать жизнь семени, какие условия необходимы для прорастания семян?  Нужен ли для этого воздух? Нужна ли вода и в каком количестве? А какой должна быть температура почвы и воздуха? На все эти вопросы мы постараемся ответить.  На этом уроке мы поговорим о том, что же нужно, чтобы из маленького твердого семени начало развиваться растение (запись даты и темы урока).

  1. Актуализация знаний.

Фронтальная устная работа с барельефными таблицами «Строение зерновки пшеницы» и «Строение семени фасоли».

  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя: Процесс образования молодого растения из семени называется прорастанием. Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут сразу прорасти. Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Семена сосны должны отдохнуть почти целый год, промерзнуть зимой и отогреться в лучах весеннего солнца. Когда период покоя закончен, семя готово начать свою работу по превращению в молодое растение.  Семена ивы могут прорасти сразу, как только упадут с дерева на землю. А так же семена должны обладать всхожестью, т.е. способностью  к прорастанию в соответствующих условия. Всхожесть  определяется процентом семян, из которых развились нормальные проростки. А какие условия нужны для того, что бы семя начало прорастать? Ответ на этот вопрос вы искали в ходе своих домашних опытов.  Цель нашего исследования «Изучение условий прорастания семян». Мы предположили, что семени для прорастания необходимы: вода и воздух, тепло, почва, питательные вещества эндосперма и свет.
  2. Выступление учащихся по результатам опытов.
  1. Влияние воды на прорастание семян (после отчёта – фронтальная работа с рис. 135 учебника)
  2. Влияние температуры на прорастание семян (после отчёта – работа у доски с самодельным динамическим пособием «Температура, необходимая для прорастания семян»)
  3. Влияние воздуха на прорастание семян (после отчёта – просмотр слайда «Значение воздуха для прорастания семян»)
  4. Влияние света на прорастание семян
  5. Влияние питательных веществ на прорастание семян (после отчёта – просмотр слайда «Роль эндосперма в развитии зародыша»)
  6. Сила набухания семян
  1. Подведение выводов исследования, работа со слайдом «Условия прорастания семян» и  зарисовка схемы в тетрадях:

  1. Просмотр видеофрагмента «Этапы  прорастания семени» и слайда «Подземное прорастание»
  2. Выступление учащегося по демонстрации самодельного натурального пособия «Рост и развитие проростка»

  1. Закрепление знаний – беседа по вопросам:
  1. Что такое прорастание?
  2. Какие условия нужны для прорастания семян?
  3. Как происходит прорастание семян?

  1. Проверка знаний – самостоятельная работа учащихся с тестами-утверждениями с последующей фронтальной самопроверкой и выставлением оценок
  1. Прорастание – это процесс образования молодого растения из семени.
  2. Первым у проростка появляется стебелёк.
  3. Зародыш  при прорастании питается запасом питательных веществ семени.
  4. Для прорастания семенам необходимы тепло, вода и воздух.
  5. Мелкие семена прорастают лучше и быстрее.
  6. При набухании семена уменьшаются в объёме.
  7. Прорастание может быть надземным и подземным.
  8. Дыня и огурец относятся к холодостойким растениям.
  9. Для большинства семян при прорастании свет не нужен.
  10. При прорастании семена активно поглощают кислород воздуха.

  1. Заключение – выступление ученицы с декламацией стихотворения:

Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети
Но как же появляются
Растения на свете?

Вырастают они из семян,
Что мы видели с вами не раз
Но почему же, спросите вы,
не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост
Найдете в книге вы:
“Для прорастания семян
Условия нужны!”

И первое, конечно же
Наличие воды,
А во-вторых, тепло,
Будь хоть зима, хоть лето
И воздух, чей состав так сложен
Для прорастания им нужен.

И если все это сложить
Солнце, воздух и вода
Немного времени,
И с вами, увидим, как из семя
Такой знакомый человеку
Зеленый маленький листочек
Покажет тоненькую ручку,
Как листики с кленовых почек.

  1. Домашнее задание – прочитать §38

  1. Прорастание – это процесс образования молодого растения из семени.
  2. Первым у проростка появляется стебелёк.
  3. Зародыш  при прорастании питается запасом питательных веществ семени.
  4. Для прорастания семенам необходимы тепло, вода и воздух.
  5. Мелкие семена прорастают лучше и быстрее.
  6. При набухании семена уменьшаются в объёме.
  7. Прорастание может быть надземным и подземным.
  8. Дыня и огурец относятся к холодостойким растениям.
  9. Для большинства семян при прорастании свет не нужен.
  10. При прорастании семена активно поглощают кислород воздуха.

  1. Прорастание – это процесс образования молодого растения из семени.
  2. Первым у проростка появляется стебелёк.
  3. Зародыш  при прорастании питается запасом питательных веществ семени.
  4. Для прорастания семенам необходимы тепло, вода и воздух.
  5. Мелкие семена прорастают лучше и быстрее.
  6. При набухании семена уменьшаются в объёме.
  7. Прорастание может быть надземным и подземным.
  8. Дыня и огурец относятся к холодостойким растениям.
  9. Для большинства семян при прорастании свет не нужен.
  10. При прорастании семена активно поглощают кислород воздуха.

  1. Прорастание – это процесс образования молодого растения из семени.
  2. Первым у проростка появляется стебелёк.
  3. Зародыш  при прорастании питается запасом питательных веществ семени.
  4. Для прорастания семенам необходимы тепло, вода и воздух.
  5. Мелкие семена прорастают лучше и быстрее.
  6. При набухании семена уменьшаются в объёме.
  7. Прорастание может быть надземным и подземным.
  8. Дыня и огурец относятся к холодостойким растениям.
  9. Для большинства семян при прорастании свет не нужен.
  10. При прорастании семена активно поглощают кислород воздуха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных

конспект+презентация урока биологии 6 кл Строение семян двудольных...

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Разработка урока биологии по ФГОС в 6м классе на тему: «Прорастание семян»

Цель урока:- формировать УУД. Задачи урока:- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)- развивать умение проговаривать пос...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе с использованием ЭОР на тему "Прорастание семян"

План-конспект урока в 6 классе "Прорастание семян" с использованием ЭОР....

Конспект урока и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"

Материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для учащихся 6 класса по теме "Условия прорастания семян". Урок составлен на основе учебника В.В. Пасечника "Бактерии. Грибы. Растения"...

Разработка урока биологии на тему «Условия прорастания семян» для 6 класса учителя биологии ГБОУСОШ №68 Калиниского района Санкт-Петербурга

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об  условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност...