Фенология:прошлое и настоящее.
статья по биологии на тему

Яндышев Геннадий Иляевич

Фенология, как наука, возникшая два века тому назад, за свои годы вобрала в себя неиссякаемые данные и свидетельства о существующих закономерностях живой природы и сезонных изменений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фенология: прошлое и ее настоящее в системе биологических знаний.

В кратком определении фенология – наука о сезонном развитии  живой  природы, обусловленном сменой времен года. Слово «фенология» в буквальном переводе с греческого  - наука о явлениях. Хотя этот термин не полностью отражает существо предмета, но более ста лет употребляется в научном обиходе. Фенология как наука определилась сравнительно недавно, то наблюдения людей над явлениями природы восходят к отдалённым временам. Имеются сведения, что еще древнейшие народы в своей земледельческой практике умели следить за сезонным развитием природы. Наблюдения и описание сезонных явлений имеются в трудах древних философов.

В средние века в русских и зарубежных летописях и хрониках иногда велись записи о сроках наступления важнейших сезонных явлений. Однако эти материалы оставались без систематизации и научной обработки.

Значение наблюдений над сезонными явлениями природы хорошо понималось в России ещё в начале XVIII века. Так, в 1721 г. Пётр I, дав указание о выборе наиболее благоприятных участков для разбивки парков в окрестностях новой столицы – Петербурга, предложил Меньшикову присылать ему еженедельно засушенные «дубовые, рябинные и берёзовые сучки и цветы, а также и травные листочки с написанием чисел, дабы узнать, где раньше началась весна». Петр 1 писал: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать вам листочки оных понедельно наклеивши на бумагу, с подписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна». Это было за 27 лет до того, как в Упсальском саду Карл Линней приступил к наблюдению одновременно за развитием растений и ходом погоды.

В XVIII в. зародилась  научная фенология, хотя она в то время так ещё не называлась. Основоположниками её можно считать французского учёного Р. Реомюра (1683-1757) и великого шведского естествоиспытателя К. Линнея (1707-1778). В 1735г. Р. Реомюр проводил наблюдения и отметил зависимость сезонных явлений природы от температурного режима. В дальнейшем Р.Реомюр зафиксировал ход созревания зерновых культур в зависимости от температуры окружающей среды, опубликовал свои наблюдения о сезонном развитии насекомых. К. Линней создал на территории скандинавских стран первую фенологическую сеть с чёткой задачей: охарактеризовать климатические особенности различных географических районов с помощью постоянных фенологических наблюдений. Фенологическая сеть существовала из добровольных помощников, которые в разных местах страны отмечали сроки распускания почек, период цветения растений, созревания плодов и опадение листвы растений. Несмотря на то, что фенологическая сеть  просуществовала недолго, но инициатива К. Линнея не была оставлена без внимания. В странах Западной Европы со второй половины XVIII в. многие исследователи начали вести систематические записи фенологических наблюдений.

Фенологические наблюдения не остались без внимания и в России. Родоначальником отечественной фенологии признан энциклопедически образованный агроном XVIII в. А.Т.Болотов. За свою жизнь он написал огромное число трудов, посвящённых земледелию и плодоводству. В своих работах он делился наблюдениями над сменой времён года и их влиянием на развитие живой природы. Проживая в тульской деревне, А.Т.Болотов, свои наблюдения изложил в толстых рукописях. В этих трудах мы находим информацию и о прилете грачей, и о деревьях, первыми распускающие свои цветки, напоминающими о приходе весны. Мы можем познакомиться с записками о снеготаянии, половодье, оживлении рыб, птиц и других животных; встречаем натуралистические очерки записки о красоте природы родного края. Кроме А.Т.Болотова, регулярное изучение сезонной ритмики вели его современники – директор петербургского Аптекарского огорода И. П. Фальк и академик П. С. Паллас, организовавшие регулярное изучение сезонных явлений.

Призыв к широкому изучению фенологических изменений позволил издаваемому в 18 веке «Журналу садоводства» составить календарь природы для садоводов. Систематические наблюдения отечественных ученых и любителей природы, создали прочную основу для развития науки.

В 1841 г. бельгийский статистик и фенолог А. Кетле опубликовал первую интернациональную программу наблюдений за сезонными явлениями природы, рассчитанную для стран Центральной и Западной Европы. В 1848 году А.Кетле опубликовал подробную инструкцию по сбору фенологических сведений. В инструкции четко прописывалась необходимость единых способов фиксирования изучаемого явления и характер изменения. Когда сведения собираются по одной схеме, в дальнейшем они возможны для сравнения и определения фенологических закономерностей. В 1850 г. программа А. Кетле была опубликована в российском академическом издании А. Я. Купфером.

К середине XIX в. в России местными научными работниками и любителями было собрано столько фенологических наблюдений, что А. Ф. Миддендорф в 1855 г. смог написать работу о ходе весеннего перелёта птиц по территории России от западных её границ до Тихого океана.

В 80-х гг. XIX в. обозначился новый подъём фенологических исследований. Значительную роль в этом сыграла деятельность Г. Гофмана и его учеников в Германии. Все важнейшие страны Европы, Япония и несколько позже США организовали сети фенологических наблюдений.  В России в системе Географического общества такую сеть в 1885 г. организовал крупнейший климатолог А. И. Воейков. Подлинным вдохновителем новой добровольной массовой русской фенологической сети явился Д. Н. Кайгородов. Со всех уголков обширного государства стекались к учёному сведения о годовом ходе сезонных явлений. Кроме исследовательской деятельности, Д. Н. Кайгородов проводил и просветительскую и образовательную работу. Д.Н.Кайгородов писал статьи, очерки из жизни растений и животных, пишет рассказы о русском лесе.  Подготовил большое число последователей, исследователей в области фенологии,  добивался, чтобы фенология была предметом изучения в школе. Уже в 1924 году на Московской конференции по краеведению была выдвинута программа фенологических наблюдений в пределах всей страны. Фенология как биологическая дисциплина внедряется во все смежные науки - ботанику, географию, агрометеорологию. Одновременно, фенология как учение широко стала использовать достижения ботаники, земледелия, сельского хозяйства.

В начале  ХХ в. возникла тесная связь фенологии с биологической наукой, результатом которой явилось развитие биоценологии, изучающей жизнедеятельность растительных и животных сообществ. Ведущими фенологами были составлены программы наблюдений.  Большой вклад в развитие фенологии внесли отечественные ученые,  как В. Н. Сукачёв, А.П.Щенников и др. В своих программах ученые определяли фенологические прогнозы на основе хода развития растительного сообщества, отдельного вида биоклиматического расчета эффективных температур для начала и дальнейшего развития растений. Эти работы помогали полеводам и агрономам выбирать нужные сорта высеваемых растений по их зависимости развития от обеспеченности теплом, использовались садоводами для защиты садов и огородов от заморозков.

С 1924 по 1930 гг. в нашей стране руководство фенологией осуществляло Общество любителей мироведения. В 30-х гг. руководство перешло к Центральному бюро краеведения. В настоящее время добровольной фенологической сетью в масштабе страны занимается Географическое общество, фенологический центр которого находится в г. Санкт-Петербурге.

Собранный сетями корреспондентов-фенологов материал, а также проведенные  специальные исследования, позволили  к настоящему времени выявить в общих чертах основные закономерности сезонной динамики природы умеренного пояса.

Фенологи делят год на сезоны и подсезоны. Сезонов четыре: весна, лето, осень, зима. А подсезонов – характерных периодов, ограниченных рубежными явлениями живой природы, - четырнадцать. Продолжительность тех и других в значительной степени зависит от географического положения местности и от ландшафта.

Весна  в европейской части России делится на четыре периода: снеготаяние, оживление весны, разгар весны и период предлетья. Общая черта сезона – нарастание солнечного тепла, заметное прогревание земной поверхности и воздуха. Снеготаяние продолжается от первых проталин  до зацветания серой ольхи и орешника-лещины. Начало оживления весны совпадает с зацветанием мать-и-мачехи,  а конец – с появлением листочек на берёзе и пылением вяза. В этом периоде тепло ещё неустойчиво, положительные температуры сменяются частыми заморозками на почве. Окончательно освобождаются ото льда водоёмы, исчезает распутица. Птицы приступают к устройству гнёзд, к кладке и насиживанию яиц. Нарастает разгар весны. Этот подсезон меньше предыдущих подвержен температурным колебаниям. На Русской равнине он обыкновенно продолжается около 22 суток: от зеленения берёз до начала цветения рябины.  В эту период происходит полное покрытие листвой деревьев и кустарников, зацветают фруктовые сады, на яровых полях открывается посевная. Запевает соловей, отмечают первый крик иволги, коростеля – дергача и бой перепела. На полях начинается работа по посадке  картофеля. Последний подсезон весны – предлетье. На европейской части России период перехода от весны к  лету продолжается от 20 до 22 суток. Начало его знаменуется обильным цветением рябины и сирени, конец – зацветанием местных видов шиповника.

Лето распадается на три периода: начало лета, полное лето и спад лета. Это сезон наибольшего прогрева земной поверхности, самых длинных дней в году, пора максимальной жизнедеятельности растений. Начало лета отсчитывают с зацветания шиповника, малины, татарского клёна (это совпадает и с созреванием крылаток вяза). Самые светлые в году сутки. В полях зацветает рожь, а вместе с ней – василёк и льнянка. В мире животных начало лета – период размножения. С созревания черники садовой земляники, красной и чёрной смородины приходит полное лето. Это наиболее тёплое и благодатное время. В самом начале периода зацветает мелколистная липа. У большинства птиц оперяются и вылетают птенцы. В садах снимают первые плоды вишни. Когда озимая рожь приобретает восковую спелость, подсезон завершается. Дата наступления этой фенологической фазы и явится преддверием спада лета. Последний летний период наступает в пору полного созревания озимой ржи и начала её уборки. Среди дикой растительности  показателем  спада лета является зрелая брусника. Отлетают на юг стрижи и кукушки. В саду снимают раннеспелые сорта яблок. Всё больше желтеющих и сжатых нив, пора страды горячей. Разворачивается сев озимых хлебов.

Осень. Неуклонно падает напряжение прямой солнечной энергии, долгота дня убывает, а ночи растут. Охлаждается приземный воздух, режим влаги местами избыточен. Живая природа подготавливается к встрече зимы. Продолжительность осени на европейской территории страны в среднем немногим больше трёх месяцев. Сезон этот распадается на четыре периода: начало осени, золотая осень, глубокая осень и предзимье. Начало  осени  настаёт с первых расцвеченных листьев берёзы, липы и вяза (вторая половина августа), с отлёта чёрных стрижей и продолжается до равномерной раскраски  листвы тех же пород, когда количество раскрашенных и зелёных листьев в их кронах примерно одинаково (конец сентября). Золотая осень – пора самой яркой осенней раскраски листвы. Частые  заморозки на почве, по низинам с вечера пенятся туманы. На юг тянутся последние стаи журавлей, отлетают грачи и скворцы, с севера прикочёвывают снегири. К концу октября оголены липы, клёны и осины. Глубокая  осень  длится с завершения листопада берёзы, вяза и осины до выпадения первого снега. В этот подсезон заморозки становятся обычными, лужи затягиваются льдом, пролетают на юг последние стаи уток, гусей и лебедей. Залегают на зимовье сурки, барсуки, ежи, медведи. Предзимье начинается с первого выпавшего снега до ледостава и санного пути – переходный период от осени к зиме. Озимые посевы, закончив закалку, подготавливаются к перезимовке. Бодрствующие звери после линьки покрываются густым, тёплым мехом. Морозы чередуются с оттепелями, снег – с дождём. Погода неустойчива до последних чисел ноября.

Зима в центре европейской части России стоит с конца ноября до второй половины марта. Этот сезон низких температур и относительного покоя природы можно разделить на три периода: первозимье, коренную зиму и перелом зимы. Первозимье  начинается с выпадения покровного снега, кончается же в декабрьское солнцестояние. В первозимье – самое низкое положение солнца в годовом ходе; пора глубокого покоя живой природы. Коренная  зима  длится с 20-х чисел декабря до начала февраля, до протяжной песни большой синицы. Это период стуж и крутых метелей. С прибавкой света наблюдается и некоторое оживление в растительном и животном царствах. Чёрные вороны затевают брачные игры; в годы с урожаем еловых шишек у клестов средь зимы выводятся птенцы. Перелом  зимы  намечается с резким приростом светового дня, когда солнце не только «ходит» выше, но и заметнее греет. На полдневной стороне крыш звенит капель. Веселей поют синицы и овсянки. У волков и лис-гон, период спаривания. Снег оседает, поверх снега образуется плотная корочка - наст.

Естественные сезоны в отличие от сезонов астрономического и гражданского календарей наступают в разных географических районах не одновременно и, как правило, протекают с разной скоростью. Изменчивы также календарные сроки наступления фенологических сезонов в одной и той же географической точке, но в разные по погодным условиям годы.

Фенологические наблюдения над сезонными явлениями природы ведутся по принятой в руководствах для метеорологических и гидрологических наблюдений методике. При этом важное значение имеет методика фенологических наблюдений над растениями и животными, особенно теми, которые служат индикаторами границ естественных сезонов и подсезонов. Эта методика имеет своей целью обеспечить максимально возможную сопоставимость аналогичных фенологических наблюдений, проводимых одними и теми же наблюдателями в разные годы и разными наблюдателями в разных пунктах.

По форме отчёта методы делятся на 2 класса: первичные и интегральные. Первичные методы регистрируют значение определённого элемента, как правило, без указания меры его типичности, т. е. дают качественную оценку. Интегральные, увеличение числа отчётов при наблюдении, дают возможность точно оценить величину размаха значений определяемого элемента, т. е. получить результат определённой и желаемой точности. (Куприянова, 1985)

Рассмотрим более подробно регистрационные и описательные методы, а также сущность и значение интегрального метода.

Первичный метод группы регистраторов срока (обычный).

Данный метод очень долгое время среди фенологов был единственным, поэтому его можно назвать обычным или классическим методом фенологических  наблюдений. Он необыкновенно прост и доступен всем категориям наблюдателей. Наблюдатель отвечает на вопрос, когда наступило данное явление в данном месте. Более или менее регулярно посещая участок, наблюдатель должен зафиксировать две даты: последнюю, когда заданное сезонное явление ещё не наблюдалось – показатель «a», и дату - показатель «б», когда явление было отмечено впервые. Очевидно, истинная дата наступления исследуемого явления  лежит в интервале между показанием «а» и «б». Точность проведённого наблюдения будет зависеть от величины промежутка показателей «а» и «б», т.е., от частоты посещения участка.         Чем дольше проводятся наблюдения первичным методом регистраторов срока, тем надёжнее будут выводимые из них даты.

Рассмотрим положительные стороны и недостатки обычного метода. Достоинства его можно свести к трём положениям: 1) простота и доступность; 2) получение ошибок наблюдения сразу во временных единицах (что свойственно не всем методам); 3) фенологическое состояние объекта задаётся заранее, что позволяет подыскать явления более чёткие и легко наблюдаемые. Первый большой недостаток метода – его неприемлемость в экспедициях, походах, экскурсиях. Он пригоден только для стационарных наблюдений на постоянных участках, поскольку требует многократных посещений. Кроме того, применение метода становится невыгодным, если наблюдаемые объекты сильно удалены от местожительства наблюдателя, поскольку точность наблюдения зависит от того, насколько часто наблюдатель посещает участок. И последнее: с помощью данного метода фиксируется весьма ограниченное количество точек сезонных процессов, чаще всего начало и конец.

Таким образом, обычный метод может быть использован для фенологических наблюдений за небольшим количеством объектов, расположенных близко от местожительства наблюдателя.

Методы описательной группы.

Использование данного метода не требуют многократного посещения изучаемого участка. Одно обследование даёт законченный результат. Сущность описательного метода заключается в описании показателей фенологического состояния объекта в данный день на определённой территории, в день посещения этой территории.

При работе описательными методами фенологические наблюдения проводятся либо над отдельными экземплярами, либо наблюдения проводятся сразу за несколькими объектами на изучаемой территории. В методическом отношении наблюдения над популяциями будут более предпочтительными, если осуществлять наблюдения над единичными экземплярами, объектами.  Простые описательные наблюдения могут быть проведены даже школьниками. На начальном этапе исследовательской работы учениками, описательный метод самый доступный и понятный для школьников. Их задача заключается в наблюдении за отдельными объектами и внесением наблюдаемых явлений в протокол своей исследовательской работы.

Данные две группы методов широко распространены в географии и биологии. Таковы, например, наблюдения над сходом снежного покрова от появления первой проталины до исчезновения последнего пятна снега на изучаемой территории. Проводимое наблюдение за сезонным колебанием уровня воды в водоёме. Динамики появления листочков до полного покрытия листвой объекта, начало и окончание цветения этого объекта, созревания плодов у данного растения  и т. д. Наиболее элементарным методом фиксации таких процессов является установление дат их начала и конца изучаемого явления. Например, в протокол вносится дата появления первого раскрытого цветка и отмечается дата полного раскрытия всех цветов растения. Описание процесса несколько углубляется, если дополнительно отмечается период наиболее интенсивного его протекания.

Наряду с визуальными методами фенологических наблюдений всё большее развитие получают точные количественные методы. Некоторые из них доступны широкому кругу наблюдателей, например интегральный метод, разработанный В. А. Батмановым. При интегральном методе наблюдения ведутся над более многочисленными группами изучаемых объектов. Регистрируется процент объектов, вступивших в ту или иную фенологическую фазу.

Интегральный метод был применён В. А. Батмановым при проведении наблюдений за ходом колошения и зацветания озимой ржи. При этом он использовал следующие учётные фенологические фазы: от стеблевание до колошения (балл 0), колошение до цветения (балл 1) и цветение (балл 2). Балл 2 ставится и тогда, когда колосья отцвели. Наблюдатель проходил вдоль типичного для поля рядка и оценивал соответствующим баллом фенофазу каждого растения подряд. Чем больше просчитывается растений, тем точнее результат. Автор получал удовлетворительные результаты при просчёте 300 растений. Собрав данные по 17 однородным пунктам за 8 лет (1954-1961), В. А. Батманов вычислил средний многолетний ход выколашивания озимой ржи для Среднего Урала.

Используя средний многолетний ход сезонного процесса в качестве эталона, можно с ним сопоставлять любые, даже единичные просчёты, проведённые по интегральному методу над данным процессом в самых разнообразных условиях, и решать, таким образом, целый ряд географо-фенологических задач.

Интегральный метод удобен, когда требуется информация о различиях в сезонном состоянии растительности на разных полевых или луговых участках, в разных экологических условиях одного и того же или близких фитоценозов. Один наблюдатель, используя этот метод, за 2-3 дня может собрать наблюдения на нескольких десятках участков.

С развитием наземного и воздушного транспорта стали предприниматься фенологические исследования с использованием транспортных средств (Шульц, 1981). Особенно перспективны быстро развивающиеся дистанционные фенологические наблюдения с вертолётов, самолётов и орбитальных ракет (аэрометоды), с использованием научного оборудования: специальными фотоаппаратами и фотоэлектрическими приёмниками.

Аэровизуальные фенологические наблюдения с самолётов,  и, особенно с вертолётов, с успехом проводятся на больших площадях, например, лесами, болотами, тундрами и т. д. Эффективность данного исследования возрастает, потому что частота посещения исследуемых объектов ограничена сложностью, удаленностью, сложностью посещения и т.д.

Принципы организации фенологических наблюдений определяются поставленными задачами. Для этого выбираются места наблюдений, устанавливается  длительность наблюдений, степень их подробности и точности, состав и квалификация наблюдателей, составляются рабочие программы.

Организацию фенологических наблюдений следует начинать с ознакомления с окружающей местностью и выбора удобного для частого посещения участка или маршрута. По своему положению, рельефу и составу растительности участок (маршрут) должен быть типичным для данной местности. Выбранный участок считается долго действующим пунктом и включается в общую сеть пунктов фенологических наблюдений. Основным документом, характеризующим такой пункт, своего рода паспортом должно быть подробное его описание. Необходимо иметь в виду, что без точных сведений о пункте наблюдений сами по себе наблюдения утрачивают свою ценность, т. к. их бывает трудно привязать к конкретной местности. На разных, даже близко различные сроки.

Главное, что требуется от фенологической работы, - точное определение даты (дня) наступления того или иного явления. Точность этого во многом зависит от того, как часто проводится наблюдение. Весной, когда оживление природы идёт быстро, и сезонные явления сменяют друг друга в очень сжатые сроки, рекомендуется проводить наблюдения ежедневно, чтобы не ошибиться в дате их наступления. Летом и осенью, с их более медленными темпами развития, можно выходить на маршрут один раз в два-три дня. Причём лучше делать это в утренние часы, когда зацветает большинство растений и наиболее жизнедеятельны птицы.

Результаты фенологических наблюдений записывают в фенологический дневник по форме: название географического пункта, число, месяц, наблюдаемые явления, примечание. В дневник следует заносить наблюдения не только за явлениями, предусмотренными программой, но и за другими явлениями в живой и неживой природе, привлекающими внимание: сильные и позднее весенние снегопады, резкие похолодания весной, летние заморозки и повреждения растений морозом. Записи должны быть чёткими и достаточно полными, чтобы не только в текущем году, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и однозначно понять. Важно это потому, что фенологам, изучающим ритмику живой природы, приходится много раз обращаться к наблюдениям прошлых лет. Крайне важно с самого начала систематически вести дневниковые записи непосредственно в процессе работы. Записи  необходимо выполнять в день наблюдения, не откладывая на потом. Сведения из дневника переносят в таблицы фенологической программы.

Программы массовых общих фенологических наблюдений должны удовлетворять трём основным требованиям: 1) соответствовать природным условиям той территории, для которой они составлены; 2) быть комплексными, т.е. охватывать все важнейшие компоненты местной природы в течение круглого года; 3) быть достаточно простыми и доступными массовому наблюдателю. Программы общих фенологических наблюдений обычно состоят из трёх основных разделов: 1) гидрометеорологических явления; 2) явления в мире растений; 3) явления в мире животных. Однако нередко в их состав включают также наблюдения за сельскохозяйственными культурами.

Существуют программы наблюдений, имеющие специализированный характер. Они включают лишь те объекты и явления, учёт которых должен обеспечить решение конкретной задачи. Например, сотрудники агрометеорологических станций наблюдают только за сельскохозяйственными культурами; лесных семенных станций – за цветением и плодоношением лесных деревьев и кустарников; службы учёта и прогноза вредителей и болезней – за вредителями и грибковыми заболеваниями сельскохозяйственных культур. По таким программам работают ведомственные фенологические службы, при этом каждое ведомство создаёт свои программы и инструкции по ведению фенологических наблюдений.

Специальные программы используются и в заповедниках. Итоги полученных там наблюдений обрабатываются в форме Летописей природы, которые планируются на длительный срок. Они служат исходным материалом для изучения погодичной и вековой изменчивости сроков наступления сезонных явлений.

Каждый из разделов любой программы состоит из таблиц первичных данных, которые следует заполнять, и сопроводительной и пояснительной информации к ним. В прилагаемых к программам инструкциях с помощью рисунков и графиков объясняется, по каким признакам у тех или иных объектов определяется наступление того или иного явления или фазы, иначе говоря, приводится диагностика сезонных явлений и фенологических фаз.

В силу разных причин некоторые фенологические даты, в особенности,  в первые годы наблюдений, могут оказаться ошибочными. Все ошибочные, т. е. сомнительные, даты в ряду аналогичных дат должны быть отбракованы. Очень резкое выделение какой-либо даты в ряду аналогичных дат многолетнего ряда всегда вызывает сомнение. Существует несколько способов проверки правильности фенологических дат.

1. Надо сравнить положение проверяемой даты в ряду с её положением в наблюдениях других лет (если они имеются). Например, если отмечена дата прилёта грачей в одном году 1 марта, а в другие годы 17, 21, 18, 19, 20 марта, то дата «1 марта» вызывает сомнение и в расчёт чаще всего не принимается.

2. Какая из дат неправильна, определяется сопоставлением её с близкими датами методом интервалов. Существует правило: «В пределах однородных экологических групп сезонных явлений интервалы между следующими друг за другом явлениями в данной географической местности менее изменчивы, чем ежегодные календарные даты их наступления». Примеры такого сравнения: желтая акация зацветает раньше рябины или в близкие с рябиной сроки, но не позже её; грачи не прилетают позже жаворонков и т. д.

3. Географический метод: сопоставление рядов одного феноявления в двух разных географических пунктах в сходной местности, но при этом один пункт должен быть предварительно хорошо выверен.

Если данные собирались в течение трёх и более лет, то можно приступить к составлению календаря природы. «Фенологический или естественный календарь природы – последовательный перечень многолетних средних дат наступления сезонных явлений, характеризующий обычный (нормальный) ход сезонного развития природы данной местности». Крайние даты, помещаемые рядом со средними, указывают на наблюдавшиеся крайние отклонения от нормального развития природы и размеры амплитуды колебаний дат за данный период. Средние даты можно получить лишь на основании многолетних наблюдений (не менее 10-15 лет). Чем дольше ведутся наблюдения, тем точнее средние даты.

Прежде всего, надо составить рабочую таблицу исходных данных, т. е. выписать даты за все годы наблюдений отдельно по каждому явлению. Затем необходимо проверить, не вкрались ли в таблицу очевидные ошибки. Когда таблица проверена и уточнена, можно приступить к вычислению средних дат.

В том случае, когда все даты ряда относятся к одному месяцу, среднюю дату вычисляют простым сложением дат и последующим делением на число дат. Если же даты приходятся на разные месяцы, то сначала следует привести их к общему исчислению.

Фенология, как наука, возникшая два века тому назад, за свои годы вобрала в себя неиссякаемые данные и свидетельства о существующих закономерностях живой природы и сезонных изменений. Использование фенологических наблюдений и исследований в современных условиях решает ряд практических задач, связанных с постижением тайны природы,  учит видеть живую природу в ее развитие, становление. Наблюдения формируют память, интересные явления, сделанные открытия, повышают интерес к тайнам живой природы, учат ценить красоту и гармонию живого мира, окружающего нас. Библиография.

  1. Абрамова Н. Л., Куприянова М. К. Фенологический мониторинг. // Биология в школе, 2000, №3.
  2. Державина Т.Б. Экскурсии в природу. М., Мнемозина, 2010.
  3. Ласуков Р.Ю. Серия «Мир родной природы», М., АЙРИС ПРЕСС, 2000.
  4. Методика изучения сезонных явлений природы./ Под ред. Н. А. Аксёновой. М., МЦ РГО, 1993.
  5. Попов Н. В. Фенологические наблюдения в школе. М., Наука, 1953.
  6. Стрижёв А. Н. Календарь русской природы. М., Московский рабочий, 1972.
  7. Хомченко С. И. Как организовать фенологические наблюдения.// Биология в школе, 1986, №2.
  8. Шульц Г. Э. Общая фенология. Л., Наука, 1981.
  9. Шульц Г. Э., Шамраевский В. Б. Фенологические наблюдения. Практическое руководство к производству наблюдений над сезонными явлениями живой природы. Л., Наука, 1971.
  10. Яновский С. А. Программа организации и ведения фенологических наблюдений: Методическое пособие. М., Экосистема, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

  Урок в 7 классе. Страдательные причастия настоящего времени.      Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени....

карточка для отработки настоящего совершенного,настоящего продолженного и настоящего простого времени

данные задания направлены на отработку, сравнение и обобщение настоящих времен в 6 классе...

Презентация к уроку 6 класс. Настоящее простое и настоящее длительное время.

Данная презентация предназначена для использования в работе призакреплении и изучении употребления настоящего простого и настоящего длительного времени....

Тест "Настоящее простое и настоящее длительное время" для 11 класса

Тест разработан для закрепления групп настоящего времени (The Present Simple Tense and The Present Progressive Tense)....

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...