Внутреннее строение птиц
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Костюченко Анна Николаевна

 

Знакомство учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; с  усложнением организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися;с  приспособленностью организмов к среде обитания.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Внутреннее строение птиц
Автор: Костюченко А.Н., учитель биологии НМОУ «Лицей № 84», г. Новокузнецк
Вставьте пропущенные слова:Перо – это видоизменённая чешуя – состоит из … вещества. Контурное перо состоит из твёрдого … и расположенного по бокам … . У большинства птиц грудина имеет высокий гребень - … . Прочную опору для крыльев создаёт … .Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других наземных позвоночных …, …, пояс задних конечностей образован …, …, сросшимися … .Цевка – это часть … .
1. Только птицы из позвоночных животных:а) приспособились к полёту;б) имеют перьевой покров тела;в) откладывают яйца с известковой скорлупой.2. Крылья поднимают: а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела птицы);в) большие грудные и подключичные мышцы.
3. Длина шеи у птиц зависит от:а) длины тел позвонков;б) количества позвонков;в) количества позвонков и длины их тел.4. Пояс передних конечностей у птиц образован:а) двумя: ключицами, лопатками и вороньими костями;б) двумя ключицами и двумя лопатками;в) грудиной, двумя: ключицами, лопатками и вороньими костями.
5. Скелет собственно передней конечности состоит из:а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;в) плечевой и вороньей кости, двух костей предплечья, костей кисти.6. В скелете кисти птиц сохранились остатки:а) 3-х пальцев; б) 2-х пальцев; в) одного пальца.
7. Киль на грудине птиц: а) способствует рассеканию воздуха при полёте;б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;в) не имеет значения, как приспособление к полёту.8. Цевка у птиц результат приспособления к:а) поднятию туловища над землёй;б) смягчению при приземлении;в) увеличению длины шага при прохождении на задних конечностях.
9. Одним из приспособлений скелета птиц к полёту не является:а) отсутствие зубов;б) срастания нескольких отделов позвоночника;в) большой объём мозговой части черепа.
Система органов
Органы
Функциональная приспособленность к полёту
1. Пищеварительная2. Выделительная3. Дыхательная4. Кровеносная5. Нервная6. Половая
Общий вывод: ?
Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц связано с приспособлением к полёту.
1.Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них челюстей и зубов:а) зоб; б) железистый отдел желудка;в) мускульный отдел желудка;г) тонкий кишечник.2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:а) передние воздушные мешки; б) лёгкие;в) задние воздушные мешки; г) трахея.
3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы:а) венозная; б) артериальная; в) смешанная.4. С чем связанно отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц:а) с необходимостью облегчения тела;б) с интенсивным обменом веществ;в) с особенностями продуктов выделения.
5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся:а) передний мозг; г) мозжечок;б) средний мог; д) продолговатый мозг.в) промежуточный мозг; 6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:а) зрение; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.
7. Птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно, так как:а) у них функционирует только один яичник;б) это позволяет не увеличивать массу тела; в) у птиц небольшое число яиц.
Изучите текст учебника с. 212-216. Тетрадь на печатной основе задание 136- 140. Сообщение «От яйцеклетки до яйца».
http://tana.ucoz.ru/index/0-8 http://www.floranimal.ru/ http://images.yandex.ru


Предварительный просмотр:

Класс Птицы

Тема: «Особенности внутреннего строения птиц в связи с приспособленностью к полёту»

Цели: ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанных с полетом; показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися; научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функцией органов; научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Формирование умений: устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником.

Оборудование:  таблица «Класс Птицы. Голубь»; таблица рельефная «Внутреннее строение птицы»; макет головного мозга позвоночных животных; табл. «Основные классы позвоночных животных».

Ход урока:

I. Организационный момент(1-2 минуты).

   Здравствуйте, ребята, садитесь (слайд 1).

II. Проверка знаний (5-10 минут).

Назовите отделы и кости скелета птицы (слайд 2).

1. Индивидуальный опрос: работа по карточкам 1-5.

Пока одни ребята работают с индивидуальными карточками, другие выполняют диктант (слайд 3).

1. Биологический диктант. Вставьте пропущенные слова:

  1. Перо – это видоизмененная чешуя – состоит из... вещества.
  2. Контурное перо состоит из твердого ... и расположенного по бокам ....
  3. У большинства птиц грудина имеет высокий гребень – ....
  4. Прочную опору для крыльев создает ....
  5. Скелет передних конечностей имеет те же отделы, как и других наземных позвоночных...,..., пояс задних конечностей образован …., сросшимися с...
  6. Цевка – это часть....

2. Выберите правильные ответы.

1) Только птицы из позвоночных животных: (слайд 4)

а) приспособились к полету;

б) имеют перьевой покров тела;

в) откладывают яйца с известковой скорлупой.

2) Крылья поднимают:

а) подключичные мышцы, располагающиеся под большими грудными;

б) большие грудные мышцы (на их долю приходится 20% массы тела
птицы);

в) большие грудные и подключичные мышцы.

3) Длина шеи у птиц зависит от: (слайд 5)

а) длины тел позвонков;

б) количества позвонков;

в) количества позвонков и длины их тел.

4) Пояс передних конечностей у птиц образован:

а) двумя ключицами; двумя лопатками и двумя вороньими костями;

б) двумя ключицами и двумя лопатками;

в) грудиной, двумя ключицами, двумя лопатками и двумя вороньими
костями.

5) Скелет собственно передней конечности состоит из: (слайд 6)

а) плечевой кости, двух костей предплечья и костей кисти;

б) плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти;

в) плечевой и вороньей костей, двух костей предплечья, костей кисти.
6) В скелете кисти птиц сохранились остатки:

а) трех пальцев;     б) двух пальцев;     в) одного пальца.

7) Киль на грудине птиц: (слайд 7)

а) способствует рассеканию воздуха при полете;

б) увеличивает площадь прикрепления грудных мышц;

в) не имеет значения, как приспособление к полету.

8) Цевка у птиц — результат приспособления к:

а) поднятию туловища над землей;

б) смягчению при приземлении;

в) увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.

9) Одним из приспособлений скелета птиц к полету не является:

(слайд 7)

а) отсутствие зубов;

б) срастание нескольких отделов позвоночника;

в) большой объем мозговой кости черепа.

Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – а; 5 – а; 6 – а; 7 – б; 8 – в; 9 – в. 3.

III. Изучение нового материала (25-30 минут).

 

Ученики разделяются на 5 групп. Каждая группа получает групповые задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующий раздел в учебнике (слайд 8).

I группа. Пищеварительная и выделительная системы.

  1. Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?
  2. План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.
  3. Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.
  4. В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?

 II группа. Дыхательная система.

  1. Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.
  2. Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом, в тетрадь.
  3. Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.

 III группа. Кровеносная система, обмен веществ.

  1. Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
  2. Используя рис., определите направление движения крови по сосудам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.
  3. Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?

 IV группа. Система органов размножения.

  1. Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.
  2. На рис. изображена система органов размножения птиц. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворение у птиц?
  3. Выберите правильные утверждения:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.

б) В яичнике созревает сразу много яиц.

в) Собственно яйцом считается желток.

г) Оплодотворение у птиц наружное.

 V группа. Нервная система птиц.

  1. Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
  2. Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?
  3. Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:

а) постройка гнезд;        в) цыплята бегут на голос хозяйки;

б) высиживание птенцов;       г) цыплята клюют все подряд.

После завершения работы ученики в течение 2-3 минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу (слайд 9).

Система органов

Органы

Функциональная приспособленность

к полету

1.        Пищеварительная.

2.        Выделительная.

3.        Дыхательная.

4.        Кровеносная.

5.        Нервная.

6.        Половая.

Во время ответа ученика 2-й группы преподаватель демонстрирует учащимся работу дыхательной системы птицы, используя для этого модель «Дыхательный аппарат птиц». При отсутствии данной модели один из участников второй группы объясняет движение воздуха в дыхательной системе по схеме (рис.), увеличенной для демонстрации ее в классе.

Общий вывод: особенности строения систем внутренних органов птиц связаны с приспособлением к полету.

Организуется проверка таблицы, которую заполняли учащиеся в ходе выступления групп.

IV. Закрепление изученного материала (3-5 минут).

Выберите правильные ответы:

1.         Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них

челюстей и зубов: (слайд 10)

а) зоб;                                в) мускульный отдел желудка;

б) железистый отдел желудка;      г) тонкий кишечник.

2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен:

а)         передние воздушные мешки;     в) задние воздушные мешки;

б) легкие;                          г) трахея.

3. Какая кровь находится в правой части сердца птицы: (слайд 11)

а) венозная;        б) артериальная;        в) смешанная.

4. С чем связано отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе

птиц:

а) с необходимостью облегчения тела;

б) с интенсивным обменом веществ;

в) с особенностями продуктов выделения.

5. Какие отделы головного мозга птиц развиты лучше, чем у пресмыкающихся: (слайд 12)

а)         передний мозг;               г) мозжечок;

б) средний мозг;               д) продолговатый мозг.

в) промежуточный мозг;

6. Какие органы чувств наиболее развиты у летающих птиц:

а) зрения; б) слуха; в) обоняния; г) осязания; д) вкуса.

7. Птицы откладывают не все яйца сразу, как пресмыкающиеся, а постепенно, так как:

а) у них функционирует только один яичник;

б) это позволяет не увеличивать массу тела;

в) у птиц небольшое число яиц.

Ответы: 1 – в); 2 – б); 3 – а); 4 – а); 5 – а), б), г); 6 – а); 7 – а).

Домашнее задание. Изучить текст учебника, с.212-216.  Тетрадь на печатной основе задание 136-140. Сообщение «От яйцеклетки до яйца» (слайд 13).

Спасибо за внимание! (слайд 14, 15)

Карточка  № 1

1. Напишите название отделов и костей скелета птицы, обозначенных цифрами 1 – 16.                      

                            

Карточка № 2

1. Рассмотрите рисунки с изображением

первого (а) и второго (б)

шейных позвонков птицы.

2. Какие особенности их строения

способствуют подвижности головы?



Карточка № 3

1. Напишите, какие кости его образуют пояс передних конечностей птицы.

2. К чему прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло птицы?

Карточка № 4

1. Крылья у птиц опускают большие грудные мышцы, достигающие 20% общей массы ее тела, а поднимают крылья меньших размеров. Почему не наоборот?

Карточка № 5

1. Когда птица садится на ветку дерева, то ее пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем взлететь с ветки? Почему?



Предварительный просмотр:

        

I группа. Пищеварительная и выделительная системы.

1) Назовите органы выделения птиц. Известно, что почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете, с чем это связано? Какие функции выполняет клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц мочевого пузыря?

2) План строения пищеварительной системы у всех позвоночных одинаковый. У птиц в процессе эволюции появились особенности в пищеварительной системе, связанные с полетом. Запишите их в тетради.

3) Запишите в тетрадь органы пищеварительной и выделительной систем.

4) В связи с чем произошло у птиц разделение желудка на железистый и мускульный? В каком органе осуществляется механическая обработка пищи из-за отсутствия зубов?

II группа. Дыхательная система.

1) Рассмотрите схему строения органов дыхания птиц.

2) Запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полетом, в тетрадь.

3) Используя рисунок, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время покоя? При полете? Что такое двойное дыхание? Каково его значение.

III группа. Кровеносная система, обмен веществ.

1) Транспорт веществ в организме птиц осуществляется, как и у всех позвоночных животных, с помощью кровеносной системы. Какой общий план строения характерен для кровеносной системы позвоночных животных? Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на ее более сложное строение по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2) Используя рисунок, определите направление движения крови по сосудам. Укажите, где начинается и где заканчивается большой круг кровообращения; малый круг кровообращения.

3) Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц (рис.)? Какая кровь поступает к органам тела? в легкие? Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменов веществ у птиц?

IV группа. Система органов размножения.

1) Выпишите в тетрадь особенности половой системы, связанные с полетом.

2) На рис. изображена система органов размножения птиц. Назовите и раскройте значение каждого из них. Где происходит оплодотворение у птиц?

3) Выберите правильные утверждения:

а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.

б) В яичнике созревает сразу много яиц.

в) Собственно яйцом считается желток.

г) Оплодотворение у птиц наружное.

V группа. Нервная система птиц.

1) Рассмотрите рис. Запишите части нервной системы птиц. Какие особенности строения головного мозга птиц указывают на более высокий уровень его развития по сравнению с пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.

2) Для птиц характерно более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися. Приведите примеры сложного поведения птиц. В чем проявляется взаимосвязь поведения птиц и уровня организации их нервной системы?

3) Среди перечисленных ниже примеров выберите условный рефлекс:

а) постройка гнезд;

б) высиживание птенцов;

в) цыплята бегут на голос хозяйки;

г) цыплята клюют все подряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внутреннее строение птицы

презентация к уроку...

Урок "Внутреннее строение птиц"

Очень хорошо проводить при групповых формах обучения. А также можно использовать как кратковременные проекты. Совместная работа сближает ребят и делает учебу интересней....

Практикум. "Внутреннее строение птиц"

Задание для самостоятельной работы с учебником....

Презентация к уроку "Особенности внутреннего строения Птиц"

Характеристика внутреннего строения птиц...

Карточки задания разных уровней сложности по биологии 7 класс по теме : «Внутреннее строение птиц»

Карточки задания разных уровней сложности  по биологии 7 класс по теме : «Внутреннее строение птиц»...

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом

Технологическую карту и презентацию можно использовать при прохождении темы " Птицы"...

Внутреннее строение птицы

Особенности внутреннего строения  птиц в связи с приспособленностью к полету...