Главные вкладки

    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом
    план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

    Залялова Алсу Икрамовна

    Технологическую карту и презентацию можно использовать при прохождении темы " Птицы"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по биологии

    Тема урока: Особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом

    Цель: Изучить внутреннее строение птиц, научиться применять полученные знания на практике.

    Задачи:

     Образовательные  ознакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц, связанными с полетом, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с рыбами, земноводными,  пресмыкающимися, продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов; продолжить формирование общенаучных и предметных умений и навыков (общаться на языке биологической науки, умение планировать свой ответ, извлекать информацию при слушании и чтении текста, давать оценку изучаемым биологическим явлениям).

             Развивающие – а) Развитие эмоций и мотивов учащихся путем создания на уроке эмоциональных и мотивационных ситуаций (удивление, радость), а также используя яркие примеры , воздействующие на чувства учащихся; б) развитие аналитических способностей: умение выделять и запоминать главное, анализировать и сравнивать, делать выводы, компактно и логически последовательно излагать свои мысли; в)развитие памяти, внимания, мышления, речи; способствовать активизации познавательной деятельности и развитию познавательного интереса к предмету, используя систему демонстрационного эксперимента, а также интересных фактов из смежных наук; г) развивать навыки исследовательской деятельности, интеллектуальные и коммуникативные умения.

    Воспитательные – а)воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах, б) содействовать реализации мировоззренческих идей о познаваемости мира и его закономерностей, причинно-следственной взаимосвязи между явлениями ;в) продолжить формирование биологической  картины мира, используя межпредметные связи с географией, литературой, математикой, физикой и геологией, содействовать реализации культурологического воспитания; г) в ходе самостоятельной работы в группах содействовать реализации трудового воспитания; воспитывать любознательность, желание глубже познавать окружающую природу. 

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

    Познавательные УУД: Развить и углубить потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности, усвоение новых способов         умственной деятельности через разные виды получения информации, умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективный, способов решения тестовых заданий. устанавливать  причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждения, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

      Регулятивные УУД: 

      Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению; формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) и формирование умения слушать и понимать других; мыслить в устной форме; работать в парах, в группах.

    .Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    Личностные УУД: Формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки; формирование инициативности и самостоятельности

    Оборудование: таблицы «Внутреннее строение птиц», «Внешнее строение птиц», презентация «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПТИЦ», ноутбок, проектор,  влажные препараты, учебник.

    Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

    Форма урока: Урок-исследование.

    Форма обучения: фронтальная форма, групповая (парная) форма, индивидуальная форма.

    Этапы урока

    Деятельность

    Учителя

    Деятельность

    ученика

    Формируемые

    УУД

    I.Организационный момент.

    Цель этапа: 

    • настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний. Создать условия для мотивации у  ученика, внутренней потребности включения в учебный процесс.

    Приветствие учителя.

    -Здравствуйте!

    -Я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке.

    Итак, дорогие гости и ученики на  секунду закрыли глаза.

    -Вспомните самое радостное событие в своей жизни.

    - Какие ощущения оно у вас вызывает?

    - Хочется ли вам поделиться этой радостью с окружающими?

    - Мне хочется, чтобы вы поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и теми, которые получите сегодня, с таким же желанием, как вы сообщаете о радостных событиях в вашей жизни.

    До начала урока учащиеся, заходят в класс, произвольно формируют рабочие группы по 5 человека.

    Приветствие учителя.

     

    Личностные УУД   

    -эмоциональный настрой на урок.

     -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.

    Познавательные УУД

    -активное слушание

    Коммуникативные УУД

      -слушание собеседника

    -построение понятных для собеседника высказываний.

    II.Мотивация.

    (предкоммуникативный)

    III.Подводящий к теме диалог.

    Постановка проблемы.

    Диалогом подводит учеников к теме урока.

    Ребята, сегодня на уроке вы будете юными исследователями, а я вашим научным руководителем. Исследования будут, посвящены одному из самых мистических и  интересных классов животных.  На прошедшем уроке мы начали знакомство  с классом Птиц. Поговорили о внешнем строении и скелете птиц. Узнали, что природа подарила птицам  универсальную одежду – перьевой покров, который их обогревает в холод, защищает от нападения и главное приспособлена  эта одежда для полёта.

    А ещё узнали, что и скелет птиц имеет свои особенности, и они тоже связаны с полётом.

    1. Какие особенности внешнего строения птиц помогают им приспособиться к полету?

    2. Какую функцию выполняют разные виды перьев?

    3. Из каких отделов состоит позвоночник птицы?

    4. Какие особенности скелета птиц связаны с полетом?

    5. Какие части позвоночника неподвижны? Какое это имеет значение?

    6. Какова роль киля?

    Звучит музыка полет птицы 

    Ребята, как мы уже узнали, организм птиц отлично приспособлен для полёта. Это и перьевой покров, крылья, особенности скелета. Люди с давних пор тоже мечтали сделать крылья и летать как птицы. И находились умельцы, которые мастерили отличные конструкции крыльев… и летали? Значит, иметь крылья это ещё далеко не достаточно, чтобы летать.

     Когда птицы приобрели способность к полету, их внутреннее строение сильно изменилось по сравнению с предковым, свойственным рептилиям. Для уменьшения веса животного одни органы стали более компактными, другие были утрачены, а чешуи сменились перьями. Более тяжелые, жизненно необходимые структуры переместились ближе к центру тела ради улучшения его балансировки. Вдобавок повысились эффективность, скорость и регулируемость всех физиологических процессов, что обеспечило требуемую для полета мощность.

    Слайд 1.

    Итак, тема нашего урока будет посвящена?

    При изучении разных классов мы в каком порядке их изучали?

    Следовательно, целью нашего урока является:

    Что предстоит изучить?

     

    Запишем тему урока.

    птицам

    внешнее строение, скелет, внутреннее строение.

    Изучить особенности внутреннего строения птиц в связи с полетом

    Особенности строения пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, и нервной систем

    Личностные УУД

    -активное погружение в тему высказывание различных вариантов решения данной проблемы.

    Регулятивные УУД  

    • самостоятельное определение темы урока
    • осознание целей и задач обучения;

      - планирование;
     - прогнозирование;

    Коммуникативные УУД слушать  и слышать других, пытаться принимать  точку зрения других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    Познавательные УУД.: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

    -слушают вопросы учителя;

    • отвечают на вопросы учителя.

    III.Открытие новых знаний. Выявление первичных восприятий исследуемого вещества.

     Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся

    тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации

     Приступим к ее исследованию. Всё это вы изучите самостоятельно в группах в течение 8-10 минут, а затем поделитесь знаниями с одноклассниками.

    Каждая группа получает  задания, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника и дополнительный материал.

     Перед вами  задания, внимательно читайте их. Найдите  и запишите в тетрадях строение кровеносной, пищеварительной , выделительной , нервной систем ,используя  учебник и дополнительную информацию. Ответьте на вопросы письменно. 1 группа будет изучать пищеварительную систему,  2 -кровеносную, 3 дыхательную ,4-нервную систему.

    Ребята, зафиксируйте в рабочей карточке.

    Пищеварение и выделительная система

    Схема пищеварительной системы птиц:  

     Особенности пищеварительной системы птиц, связанные с полетом:

    — отсутствие зубов в ротовой полости, облегчает вес птиц;

    — появление мускульного отдела желудка компенсирует отсутствие зубов.  Зоб Пища вначале попадает в железистый отдел, где переваривается под действием желудочного сока, а затем в мускульный отдел. Он образован толстыми мышечными стенками, под действием которых пища перетирается до кашицеобразного состояния. Перетиранию пищи способствуют камешки, которые заглатывают птицы;

    — хорошо развиты пищеварительные железы — поджелудочная железа и печень, что также способствует быстрому перевариванию пищи;

    — кишечник птиц короче, чем у пресмыкающихся. Экскременты в нем не накапливаются, и это также облегчает вес птиц.

    Особенности строения выделительной системы:

    — выделительная система представлена парными тазовыми почками, от которых отходят мочеточники;

    — мочеточники выводят продукты обмена в клоаку;

    — отсутствует мочевой пузырь — эта особенность способствует облегчению веса во время полета.

    Кровеносная система и обмен веществ.

    Учитель отмечает, что кровеносная система птиц, как и пресмыкающихся, представлена двумя кругами кровообращения — малым и большим. В то же время существуют отличия кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ и теплокровность птиц:

    — сердце четырехкамерное, имеется полная перегородка между левой и правой половинами сердца. Это приводит к полному разделению крови на артериальную и венозную;

    — в большом круге кровообращения циркулирует артериальная кровь, а не смешанная, как у пресмыкающихся;

    — все органы снабжаются артериальной кровью, насыщенной кислородом, что приводит к повышению интенсивности обмена веществ у птиц и теплокровности.  Температура тела птиц не зависит от температуры окружающей среды.

     Учащиеся зарисовывают на доске схемы кругов кровообращения.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Руки вверх-тянемся за знаниями

    Руки назад-оставляем позади неудачи

    Рывком вперед – забираем накопившийся опыт

    Пожимаем  руки друг другу- делимся знаниями, опытом.

    Дарим друг другу улыбки-пусть от улыбки станет всем теплей.

     

    Дети просматривают рисунки и читают материал

    Работают в группах, выполняют задания, заслушивают ответы каждого участника, обсуждают, дополняют друг друга.

    ротовая полость (язык,

    слюнные железы) - глотка - пищевод - зоб —расширение пищевода - желудок (железистый и мускульный) - кишечник (тонкая, толстая и прямая кишка) - клоака.

     

    Схема малого круга кровообращения

    — правый желудочек (венозная кровь)

    — легочные артерии (венозная кровь)

    — легкие (газообмен)

    — легочные вены (артериальная кровь)

    — левое предсердие (артериальная кровь)

    Схема большого круга кровообращения

    — левый желудочек (артериальная кровь)

    — аорта

    — артерии

    — органы (газообмен)

    — вены (венозная кровь)

    — полые вены

    — правое предсердие (венозная кровь)

    Регулятивные УУД

    -осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению;

    • формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом;
    • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
    • формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план)
    • формирование умения слушать и понимать других;
    • формирование умения  мыслить в устной форме;

    -формирование умения работать в парах, в группах.

    Познавательные УУД

    • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
    • развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

    -развитие умения строить простые рассуждения.

    Коммуникативные УУД: Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

    1 мин

      Дыхательная система

     Дыхательная система птиц :

     Учитель отмечает, что легкие птиц имеют губчатое строение. В них входят бронхи, которые разветвляются и образуют бронхиальное дерево. От бронхов отходят выросты — воздушные мешки.

     Учитель знакомит класс с механизмом дыхания в покое и во время полета.

    — вне полета дыхательные движения осуществляются за счет сокращения межреберных мышц — грудная клетка расширяется и легкие заполняются воздухом. Воздушные мешки в полном объеме не функционируют. При расслаблении межреберных мышц грудная клетка уменьшается в объеме, легкие сжимаются, и происходит выдох;

    — во время полета грудная клетка остается неподвижной, так как служит опорой для крыльев. Дыхательные движения осуществляются за счет движения крыльев: при подъеме крыльев расширяются воздушные мешки и воздух поступает в легкие. При опускании крыльев воздух из воздушных мешков вытесняется.

     Далее учитель раскрывают понятие двойное дыхание и его значение:

    — двойное дыхание обеспечивается наличием воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в легкие, где кровь насыщается кислородом, но часть воздуха проходит в задние воздушные мешки. Во время выдоха воздух из задних воздушных мешков поступает в легкие, и в них кровь вновь обогащается кислородом;

    — газообмен в легких происходит и при вдохе и при выдохе, что повышает уровень обмена веществ, позволяет поддерживать постоянную температуру тела.:

    .

    Нервная система и органы чувств

    1. У птиц, по сравнению с ранее изученными животными, увеличен объем головного мозга, особенно больших полушарий.

    2. В связи с приспособленностью к полету хорошо развит мозжечок.

    3. У птиц хорошо развиты зрение и слух. Изменяется форма хрусталика, что обеспечивает более совершенную аккомодацию. У большинства птиц зрение цветовое.

    4. Развитая нервная система и органы чувств определяют сложное поведение птиц, которое

    основано на сложных инстинктах и способности образовывать условные рефлексы.

    Во время отчетов групп все учащиеся заполняют сводную таблицу.

    После заполнения таблицы учащиеся формулируют вывод, в котором перечисляют особенности внутреннего строения птиц, связанные с приспособленностью к полету.

    Заполнение таблицы. Особенности строения птиц ,связанные с полетом.

     

    ноздри-рот-гортань-трахея-бронхи-легкие-воздушные мешки

    функциями воздушных мешков

    — участвуют в процессе дыхания;

    — охлаждают тело птицы;

    — облегчают вес;

    — уменьшают трение между органами

    IV.Социализация и афиширование результатов деятельности учащихся в форме самостоятельной работы.

    Цель этапа:

    • тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке
    • проверить умения  работать учащихся по алгоритму
    • организовать самостоятельную работу учащихся
    • организовать самопроверку самостоятельной работы
    • организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы.

    Самостоятельная работа (Приложение 2)

    Слайд

    А теперь мы мысленно переместимся на лесную поляну и под пение птиц выполним тест.

    Выполнение тестового задания.

    В каждом задании один правильный вариант ответа.

    На оценку «5»- 9-10 правильных ответов

                        «4»- 7-8 правильных ответов

                        «3»- 5-6 правильных ответов

    Познавательные УУД

    • развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

    усвоение новых способов   умственной деятельности через разные виды получения информации.

    • умение структурировать знания
    • выбор наиболее эффективных способов решения тестовых заданий.
    • установление  причинно-следственных связей
    • построение логической цепи рассуждений
    • выдвижение гипотез; их обоснование.

    V.Рефлексия.

    Слайд 11.Ребята, как вы думаете, знания о птиц пригодятся  вам в жизни?

    • Что вам больше всего понравилось?
    • Что нового узнали?
    • Чтобы еще хотели узнать?

    VI.Домашняя работа.

    Слайд 12.Домашняя работа

    1. .Подготовить проектную работу по теме «Развитие и размножение птицы»

       ( презентация).

    2.У птиц кожа непроницаема для воды, отсутствуют потовые железы. Однако значительное количество воды теряется при вентиляции легких. Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до 35% веса тела.
    Как решается проблема обезвоживания у птиц? Одинаково ли осуществляется выделение у морских и лесных птиц? Как вы думаете почему у птиц нет мочевого пузыря?

    Познавательные УУД: пользоваться изученным материалом , извлекать информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

    .

    Приложение 3.

    Тест.

    Особенности внутреннего строения птиц.

    Вариант №1.

     

     

    1.Напишите орган птиц, расширением которого является зоб.

    1) глотка                       2) гортань         3)пищевод                   4)трахея

    2.Сколько камер имеет сердце птиц?

    1)1            2) 2                 3) 3                4)4

    3.В какие органы птиц попадает воздух при вдохе?

    1)только лёгкие          2)только воздушные мешки         3)лёгкие и воздушные мешки

    4. Дополните схему большого круга кровообращения, вставьте вместо пропусков необходимые по смыслу термины.

     Левый желудочек-> Аорта -> Артерии ->Капилляры ( Газообмен)-> .....> Правое предсердие

     

    5. Куда открываются мочеточники у птиц?

    1)в прямую кишку      2)в мочевой пузырь         3)в толстую кишку         4)в клоаку

     

    6. Какие органы пищеварения возникли в связи с отсутствием зубов?

     1)зоб           2)мускульный желудок       3)двенадцатиперстная кашка

     

    7. Почему  у птиц нет мочевого пузыря?

    1) Для облегчения массы тела в полёте      2) Т.к. у них очень концентрированная моча

    3) В связи с интенсивным обменом веществ

     

    8.Какой отдел головного мозга птиц крупнее и развит лучше, чем у пресмыкающихся?

    1)Полушария переднего мозга          2)Промежуточный мозг          3)Продолговатый мозг

    9. Быстрое переваривание пищи - это приспособление к:

    1) характеру пищи         2) вскармливанию детёнышей    3) полёту       4) необходимости всё время запасать пищу

     

    10.Выберите правильное утверждение:

    1) У птиц функционирует, как правило, один яичник.           2) В яичнике созревает сразу  много яиц.

    3) Оплодотворенье у птиц наружное. 

                                                                                                                  Тест.

    Особенности внутреннего строения птиц.

    Вариант №2.

     

    1.Напишите отдел желудка птиц, который расположен первым по ходу движения пищи.

    1)железистый                              2)мускулистый

    2.Сколько камер сердца птиц содержит артериальную кровь, богатую кислородом?

    1)1            2) 2                 3) 3                4)4

    3. Что из перечисленного ниже хорошо развито у птиц и отсутствует у пресмыкающихся?

    1)воздушные мешки             2)клоака            3)грудная клетка

    4. Дополните схему малого круга кровообращения, вставьте вместо пропусков необходимые по смыслу термины.

    Правый желудочек -> Лёгочные артерии> Капилляры в лёгких -> Легочная вена -> .....

    5.Зоб относится к:

    1)Дыхательной системе   2) Пищеварительной системе    3) Выделительной системе          4) Кровеносной системе

     

    6. За счет какого из дыхательных путей образуются воздушные мешки?

    1)трахеи    2)бронхов   3)легких

     

    7. Укажите функции дыхательных мешков у птиц:

    1) пищеварение;   2) обеспечение двойного дыхания;   3) уменьшение трения внутренних органов;   4) кроветворение.

     

    8.С развитием какого отдела мозга связано хорошее зрение у птиц?

    1)среднего мозга      2)промежуточного               3)переднего

     

    9 Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:

    1) строение сердца               2) увеличение количества крови в организме

    3) высокая скорость течения крови               4) невысокая скорость течения крови

     

    10.Выберите правильное  утверждение.

    1) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг  и особенно мозжечок

    2) у всех птиц пища удерживается зубами                3) все птицы холоднокровные животные

     

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

    Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

    Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

    Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

    «Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполненными функциями»

    В ходе урока учащиеся формулируют новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верху...

    Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.

    Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...

    Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к полету.

    Конспект урока изучения нового материала для учащихся 7 класса с использованием обучающих структур....

    Технологическая карта урока по теме"Класс Птицы. особенности внешнего и внутреннего строения"

    Урок в 8 классе по теме: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Разработан в соответствии с ФГОС, по УМК Сонин Н.И....

    Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

    Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....