Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Орлова Людмила Львовна

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 класса Шерекинской СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полётом.. Отряд Пингвины.

Цель урока: Познакомить учащихся с внешним строением птицы, отметив особенности, связанные с полетом.

Основные задачи: 

  1. Образовательные.
  • Сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к полету.
  • Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.
  1. Коррекционно- развивающие 
  • Развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи
  • Корректировать  коммуникативные умения ( метод работы в малых группах)
  1.  Воспитательные
  • Воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу

Оборудование:

Электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, наборы перьев, лупа, чучела птиц, инструктивные карточки для лабораторных исследований.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,
Ко мне тихонько повернулись.

  1. Актуализация знаний воспитанников

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

  1. Какую группу животных изучали на прошлых уроках?
  2. Кто относится к пресмыкающимся?
  3. Где преимущественно обитают эти животные?

Игра «Крестики – нолики»

Ценный хвост. Во время опасности, чтобы спастись от врагов, ящерицы отбрасывают хвост. Как называется такое явление?
Ответ. Регенерация.

Маскировка. В зелёной траве он зелёный, а в высохшей и пожелтевшей – он желтоватый. На стволе дерева он имеет цвет коры или листьев. Кто он?
Ответ. Это хамелеон обыкновенный. Эта способность помогает ему маскироваться, избегать опасностей.

Рекорды. Это самые хищные и самые крупные ящерицы. Их длина достигает до 3-4 метров, вес – 365 кг.Обитают в Новой Гвинее, острове Комодо.
Ответ. Комодский дракон, полосатый варан.

            Самый-самый.  Назовите самую большую змею на планете Земля.

             Ответ: Это анаконда, её длина может достигать до 11 метров.

Надёжная защита. Эти животные единственные среди позвоночных животных обладатели такого оригинального защитного приспособления. Оно образовано не только из роговых щитков, развивающихся в коже костных пластин и сросшихся с ними рёбер, позвонков, ключиц.

             Ответ: Это панцирь у черепах.

Слух да зрение – не всегда спасение. Видят змеи плохо. Слуха у них нет. Каким же образом они обнаруживают добычу?
Ответ. У многих змей есть особые органы чувств – термолокаторы, которые способны улавливать тёплые лучи, исходящие от жертвы. Расположены они на голове.

Зов предков. Предположительно именно эти гигантские животные были предками современных пресмыкающихся. Их название в переводе на современный язык переводится как страшный ужасный ящер.

             Ответ:  Это динозавры.

            Званый обед У этого представителя пресмыкающихся в пасти находится от 60 до 100 зубов длиной от3 до 5 см.

             Ответ:  это крокодил

            Змеиный вопрос. На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её назва-

             нии. 

            Ответ: гремучая змея

  1. Переход к изучению нового материала

Чудо полета – это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет – это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня. (просмотр видеофрагмента из фильма ВВС «Жизнь птиц. Летать или не летать?»)

Слайды № 1

  1. Изучение нового материала

Птицы – это удивительные животные. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы. Наверное, полет птиц вызывает у каждого человека восхищение и желание самому подняться в воздух. Способностью летать обладают и насекомые, но полет птиц более совершенен. Недаром говорят, что птицы рождены для полета.

Слайды № 2-3-4

Полёт птиц обладает такими качествами, как необычайная маневренность, надёжность, безопасность, экономичность (синичка на 1 грамме жира пролетает 100 км!), которые ещё пока не достижимы в авиации. Чем же так важен полёт в жизни птиц?

 Но не возникал ли у вас вопрос: «А зачем птицам летать?»

1.            Чтобы - строить гнезда повыше.

2.            Чтобы - спасаться от врагов.

3.            Чтобы - ловить добычу в воздухе.

4.            Чтобы - высматривать добычу на земле.

5.            Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи.

Предложите свои варианты ответа.

    Второй вопрос: «Зачем птицы прерывают полет?»

1.            Чтобы - отдохнуть.

2.            Чтобы - утолить жажду.

3.            Чтобы - высиживать яйца.

4.            Чтобы - кормить птенцов.

5.            Чтобы - собирать корм с земли.

На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить на вопрос, что же помогает птицам летать.

Запись темы урока в тетрадях учащимися. Класс Птицы. Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. Отряд Пингвины

Слайд №5

Птицы – это особая группа животных, приспособленные к полету, передвижению на суше и плаванию в воде.

Почему птиц нельзя спутать с другими животными?    На основании чего мы можем сказать, что птица – это птица?    Какие у вас есть мнения на этот счет?

 

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Птицы летают. 

Но только ли птицы летают? Летают также насекомые, млекопитающие (летучие мыши, белки–летяги), летающие рыбы. Но самыми хорошими летунами бесспорно признаны птицы. Можем ли мы утверждать, что умение летать – главная особенность птиц?

(умение летать -  не главная особенность птиц)  

2.     Птицы имеют крылья.

Крылья также имеют насекомые, летучие мыши. Можем ли мы утверждать, что наличие крыльев – главная особенность птиц?

(наличие крыльев – не главная особенность птиц) 

3.     Птицы имеют клюв.

 Но только ли птицы имеют клюв? Клюв также имеет морской моллюск – осьминог, черепахи. Значит это тоже не главная особенность птиц.

4.   Птицы поют. Но поют  и дельфины, касатки, значит и это не главная особенность птиц. 

5.  Птицы вьют гнезда. Да, птицы вьют гнезда, но есть такие птицы, которые откладывают яйца прямо на камни, а еще вьют гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит это тоже не главная особенность птиц.

6.  Птицы откладывают яйца. Но откладывают яйца и крокодилы и черепахи и некоторые змеи. Значит это тоже не главная особенность птиц. 

      7.   Птицы имеют перья.

Потому птиц называют пернатые. Ни у одних животных населяющих Землю нет перьев, кроме птиц.

Учитель биологии: Ребята, как вы думаете, а какая самая главная отличительная особенность птиц из всех перечисленных?

(наличие перьев)

Что же позволяет птицам летать? Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и легким? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем ряд исследований.

5. Самостоятельная исследовательская работа учащихся в малых группах.

1 группа.

Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа №1. Внешнее строение птицы.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации  6,7,8.

  1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
  2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.
  4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

Заполните таблицу “ Внешнее строение птицы”.

Рассматриваемые признаки

Особенности строения

1. Форма тела

 Плавный переход отделов тела друг в друга, то есть обтекаемая форма тела.  Обтекаемую форму тела птицам придает перьевой покров. Старательно уложенные перья придают птице хорошо обтекаемый контур так, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению перьев.

2. Покровы тела

 Тело птицы покрыто перьями, на задних конечностях имеются роговые чешуйки

3. Основные отделы тела

 Голова, туловище, хвост, задние конечности, передние конечности преобразованы в крылья.

4. Органы, располо-женные на голове

 Органы чувств (глаза, ушные отверстия), клюв

5. Клюв, составные части клюва

 Сос   Состоит из надклювья и подклювья, одет роговым чехлом.            В связи с изменением в строении передних конечностей хватательные функции у птиц выполняет клюв.

Клюв птиц имеет разную форму, это связано с разными способами питания и использования в жизнедеятельности птиц.

Американский орнитолог Р. Питерсон о Клюве птицы. "Клюв заменяет птице руку. С его помощью она хватает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими манипулирует. Клюв служит и инструментом - молотком, долотом, клещами, кусачками, секатором; щипцами для колки орехов, крючком, копьем, ситом и доже (у пеликанов) рыночной кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок и свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают добычу и даже обороняются".

2 группа

Органы чувств птицы.

Лабораторная работа №3. “ Органы чувств птицы”.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации  9

Рассмотрите чучело птицы и подготовьте ответы на вопросы.

  1. Какие органы чувств находятся на голове у птицы? Каково их значение?
  2. Имеются ли у птицы ушные раковины? Хорошо ли слышат птицы?
  3. Какое строение имеют глаза? Какое значение имеют веки?
  4. Где располагаются у птицы роговые чешуйки? Каково их происхождение и значение?

Отделы тела

Предполагаемые ответы

Голова

     Небольшая, округлой формы

Глаза.

     По бокам головы, третье веко (мигающая перепонка) защищает от инородных частиц, попадающих в них во время полета.

Клюв

               Состоит из надклювья и подклювья, одет роговым чехлом.            В связи с изменением в строении передних конечностей хватательные функции у птиц выполняет клюв.

Клюв птиц имеет разную форму, это связано с разными способами питания и использования в жизнедеятельности птиц.

Ноздри

Расположены у основания надклювья.

Ушные отверстия

Расположены по бокам, позади глаз. У большинства птиц прикрыты перьями.

Так, например, сокол способен при благоприятных условиях увидеть сидящего голубя на расстоянии полутора километров. Хорошо известна способность грифов на огромном удалении замечать трупы животных. Гриф примечает в горах свою добычу — павшее копытное иногда с высоты двух-трех километров.. Задают иногда вопрос, есть ли у птиц цветное зрение. Ответ на этот вопрос напрашивается сам собою. А для чего же тогда птицам яркие краски, для чего пестрая и часто весьма, оригинальная расцветка? Наблюдения показывают, что многие детали оперения птицы имеют сигнальное значение для них и прекрасно ими воспринимаются. Другое дело — видят ли птицы цвета именно так как видит их человек. Это остается еще неясным. Но, видимо, особых отличий глаза птицы в этом отношении не имеют. Птиц иногда удается, например, дрессировать на цвета. Так, птицы хорошо запоминают укусы ос и в дальнейшем избегают иметь дело с насекомыми, окрашенными в желто-черный цвет

3 группа

Строение перьев.

Лабораторная работа №2. Строение перьев.

Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды презентации 10-13

1.Прочитать по учебнику стр. 134-135, пятый абзац, рассмотреть с помощью лупы строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.

2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.

  1. Сравните строение контурных и пуховых перьев.
  2. Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.

Подготовьтесь устно ответить на вопросы.

  1. Какие типы пера вы знаете?
  2. Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
  3. Каково значение пера для птицы?
  4. Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.

Тема: Особенности строения пера.

Тип пера

Рисунок пера

Значение пера

 Контурное

 

 Контурные перья выполняют разные функции:

-маховые (первостепенные и второстепенные) образуют плоскость крыла.

-рулевые образуют плоскость хвоста.

-покровные придают телу обтекаемую форму

 (ими одето туловище).


 Пуховое

 

- Под контурными перьями лежат пуховые перья –

не имеют бородок(пластинок) второго порядка

(не образуют сомкнутого опахала).

 Пух

 

 - Пух –  пуховые перья с коротким стержнем. Перьевой покров обеспечивает теплоизоляцию.

Итоги исследования: (Слайд13)

  Тело птицы хитроумно устроенный аппарат и важную роль в нем играют перья.

Большие перья на крыльях помогают летать,  перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста помогают держать равновесие, делать повороты, остановку.

Износившиеся перья заменяются новыми в период сезонных линек

А знаете ли вы, сколько у птицы перьев?(слайд №14)  Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150.

6. Сообщения учащихся СОШ о пингвинах.

7. Закрепление изученного материала

 1.Обобщение материала урока Слайд №15-16

2. В черном ящике находится предмет, который был изобретен в1871 году. Люди посвятили двадцать с лишним лет, изобретая и совершенствуя этот предмет.

Чтобы научить людей пользоваться этим предметом , к нему прилагали инструкцию на двух страницах.

Основой этого изобретения послужило строение контурного пера птицы.

Этим же словом называют природное явление

Летит огненная стрела,
Никто ее не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

Ответ:  застёжка «молния»

8. Домашнее задание

8 класс – с.94-97, дополнительный материал о нелетающих птицах  на с. 119-122

7 класс- с. 134-139

9. Рефлексия

У вас на столах лежат изображения двух птиц красного и синего цветов. Если вам понравился  урок  и вы узнали для себя что-то новое, прикрепите к доске птицу синего цвета, если урок был вам неинтересен, прикрепите птицу красного цвета.

1 группа.

Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа №1. Внешнее строение птицы.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации  

  1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
  2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.
  4. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

Заполните таблицу “ Внешнее строение птицы”.

Рассматриваемые признаки

Особенности строения

1. Форма тела

 

2. Покровы тела

3. Основные отделы тела

 

4. Органы, располо-женные на голове

 

5. Клюв, составные части клюва

 Сос  

2 группа

Органы чувств птицы.

Лабораторная работа №2. “ Органы чувств птицы”.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации  9

Рассмотрите чучело птицы и подготовьте ответы на вопросы.

  1. Какие органы чувств находятся на голове у птицы? Каково их значение?
  2. Имеются ли у птицы ушные раковины? Хорошо ли слышат птицы?
  3. Какое строение имеют глаза? Какое значение имеют веки?
  4. Где располагаются у птицы роговые чешуйки? Каково их происхождение и значение?

Отделы тела

Предполагаемые ответы

Голова

Глаза.

Клюв

Ноздри

Ушные отверстия

3 группа

Строение перьев.

Лабораторная работа №3. Строение перьев.

Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды презентации 10-13

1.Прочитать по учебнику стр. 134-135, пятый абзац, рассмотреть с помощью лупы строение пера, зарисовать, заполнить таблицу, ответить на вопросы, поставленные в работе.

2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под лупой. На контурном пере найдите бородки первого порядка – узкие толстые пластинки, радиально отходящие от стержня, и расположенные на них бородки второго порядка, которые заканчиваются крючочками.

  1. Сравните строение контурных и пуховых перьев.
  2. Сделайте рисунки контурного и пухового перьев. Заполните таблицу.

Подготовьтесь устно ответить на вопросы.

  1. Какие типы пера вы знаете?
  2. Где у птицы располагаются наиболее крупные перья, а где – наиболее мелкие?
  3. Каково значение пера для птицы?
  4. Охарактеризуйте роль контурных и пуховых перьев в жизни птицы.

Тема: Особенности строения пера.

Тип пера

Рисунок пера

Значение пера

 Контурное

 

 

 Пуховое

 

 Пух

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом

Технологическую карту и презентацию можно использовать при прохождении темы " Птицы"...

Места обитания и особенности внешнего строения птиц.

Методическая разработка урока по теме "Места обитания и особенности внешнего строения птиц" для учащихся 7 класса....

Общая характеристика земноводных. Особенности внешнего строения лягушки.

Конспект урока "Общая характеристика земноводных. Особенности внешнего строения лягушки"  7 класс....

Общая характеристика земноводных. Особенности внешнего строения лягушки.

Конспект урока "Общая характеристика земноводных. Особенности внешнего строения лягушки"  7 класс....

Особенности внешнего строения птиц

Разработка урока биологии в 8 классе коррекционной школы 8 вида...

План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»

План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»...