Особенности внешнего строения птиц
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему

Разработка урока биологии в 8 классе коррекционной школы 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока биологии  (8 КЛАСС)

Тема урока

«Особенности внешнего строения птиц»

Тип  урока

Урок  изучения нового материала

Целевая аудитория

Учащиеся 8 класса  

Дидактическая задача

Создать условия для осознания и осмысления учебной информации об особенностях внешнего строения птиц.

Задачи на урок:

1. Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Коррекционно-развивающие

- личностные

Формировать навыки работать по инструкции

Формировать умение работать в сотрудничестве

- познавательные

Формировать умения устанавливать отличительные признаки приспособленности к полету во внешнем строении птиц

Формировать  умение классифицировать объекты по определенным признакам, анализировать, обобщать.

- регулятивные

Формировать  умение планировать деятельность в соответствии с учебной целью

Формировать умение

Формировать умение  анализировать и оценивать результат своей деятельности.

- коммуникативные

Совершенствовать  умение  давать развернутые ответы на поставленные вопросы.

Формировать умение работать в парах.

Формировать  умение вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения.

Формировать умение проявлять сотрудничество в решении познавательной задачи.

3. Образовательные

Методы   и  приёмы

По способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические.

По способам мыслительной деятельности:  объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый.

Приемы:

Поиск ответов на поставленные вопросы

Самостоятельное получение информации;

Сравнение изображений;

Анализ и классификация объектов.

Формы  работы

Фронтальная, индивидуальная, парная

Система средств

Учебник  «Биология. Животные». Авторы  Никишов А.И., Теремов А.В.

Раздаточный материал:  натуральные образцы перьев в контейнере, листы с кармашками, картинки с птицами,

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Презентация в программе  SMART Notebook (Приложение № 2. Описание технологических приемов работы с презентацией).

Используемые технологии

Информационно-коммуникационные.  

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение

Интерактивная доска SMART  Воаrd

                                                                                                        ХОД     УРОКА

Структура занятия (приемы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

ОРГМОМЕНТ

Цель: подготовка к работе, обеспечение мотивации и принятия учебного материала

 

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места и  учеников к уроку.

 

Проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются на восприятие учебной информации.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение настраиваться на положительное отношение к уроку

Умение выделять и формулировать цели деятельности

 Умение поддерживать коммуникацию

Умение настраиваться на восприятие учебного материала

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ

«Исключи лишнее»

Просмотр видеоролика

Прием «классификация объектов»

Подведение к теме урока.

Подводит к теме урока.

- Какую большую группу животных мы изучаем?

- Посмотрите на слайд, назовите виды  животных, которые мы изучили.  Слайд №1

- Животное какого вида  осталось?

- Вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке?

- Совершенно верно, мы начинаем изучать один из видов животных – птицы.

- Для чего нам могут понадобиться знания о птицах.

Организует просмотр видеоролика.

- Внимание на экран. Посмотрите видеоролик. Постарайтесь вспомнить как можно больше названий птиц.  Видеоролик. Слайд №2

- Понравился фильм? Правда, птицы очень красивы?

- В природе существует огромное разнообразие птиц. Слайд №3

Статистика утверждает, что на нашей планете Земля  обитает -  более 8700 видов птиц, в России -   более 750 видов, а на территории Кировской области – более 280 видов

Организует работу по определению темы и задач урока.

- Чем же отличается строение птиц от  животных, которых мы уже изучили?

- Тема нашего урока – особенности внешнего строения птиц. Слайд №4

Организует упражнение на классификацию видов птиц.

- В младших классах на уроках развития речи вы уже знакомились с различными видами птиц. Предлагаю вспомнить некоторые виды птиц, встречающихся на территории России  и в нашей Кировской области.  Слайд №5

- Разнесите картинки птиц по группам

- Одинаково ли внешнее строение птиц? Чем отличаются.

- Объясните ваш выбор.

- Какие знания нужно получить, чтобы сделать описание внешнего строения птиц.

  1. Разновидность перьев на теле птицы.  Строение пера.

 Значение перьевого покрова в жизни птицы.

  1. Строение  тела птицы.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Работают со слайдом

Исключают лишний объект на слайде

Смотрят фильм, наблюдают за разнообразием видов  птиц

Работают с интерактивной доской.

Классифицируют объекты

Отвечают на вопросы учителя

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Умение воспринимать и анализировать сюжет  фильма

Умение проводить классификацию по заданным критериям

Умение выделять и формулировать учебную задачу.

Умение выражать свои мысли.

Умение аргументировать собственную точку зрения.

Умение ????

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение ???

Умение концентрировать внимание на учебной задаче.

Умение планировать деятельность в соответствии с учебной целью.

ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ МАТЕРИАЛА.  ОСОЗНАНИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Организует просмотр видеоролика

Работа с натуральными образцами.

Организация работы в парах

Работа на доске

Работа с учебником

Опора на знания учащихся.

 Организует просмотр видеоролика «Сова  в полёте»

- Прежде чем мы с вами продолжим изучение новой темы, я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Слайд № 6

- Как вы думаете за счёт чего птица летает?

Организует работу по анализу натуральных образцов.

- У меня на столе стоят коробочки, на их крышках записаны ваши имена парами и номер стола.  Поэтому я попрошу вас сесть за парты именно в таком порядке, как указано на крышке.

Проверяет правильность выполнения инструкции.

Организует работу в парах.

-  У вас на столах  находятся  коробочки, как вы думаете, что в них может  находиться?

- Откройте и посмотрите.

- Что же это такое?

- Рассмотрите их внимательно.

- Все ли перья одинаковые?

- Почему перья  отличаются друг от друга?

- Какую особенность имеют перья?

- На столах у вас находится лист с кармашками, на кармашках есть названия.

- Подумайте и попробуйте разложить перья в кармашки по вашему усмотрению.

Приглашает пару учеников к доске выполнить задание на слайде. Слайд №7

- А теперь проверьте правильность вашего предположения,  откройте учебник на стр. 95 и рассмотрите рис. 68.

- Проверьте правильно ли вы разложили перья по кармашкам. Сравните полученный результат и фото из учебника.

- Найдите в учебнике правильный ответ.

 

Организует работу со слайдом.

- Кто допустил ошибки? Исправьте их.

Организует работу со слайдом. Слайд №8

- Какое перо самое большое?

- Как оно называется? Правильно.

- А как вы думаете, где могут находиться такие перья?  Какую функцию они выполняют?

- И где находятся пух и пуховые перья?

- Для чего они нужны птице?

- Чем  они отличаются от контурных  перьев?

- А чтобы проверить ваше предположение, найдите в учебнике  эту запись.

- Какие же ещё перья есть у птиц?

Организует работу со слайдом. Слайд №9

-  Какую функцию выполняют крылья?

- Что делает птица, чтобы взлететь?

- Как же будут называться перья, расположенные на крыльях (Маховые)

При полёте птица меняет направление при помощи хвоста.

- Перья, находящиеся на хвосте называются РУЛЕВЫЕ.

Организует работу со слайдом. Слайд №10

Строение птицы.

- Назовите основные части тела птицы.

- У всех ли птиц части тела одинаковые?

Смотрят видеоролик

Отвечают на вопросы учителя.

Находят коробочки со своими именами и номером парты.

Занимают места за столами согласно инструкции

Рассматривают перья из коробочки

Раскладывают по кармашкам.

Пара учеников выполняет задание по нахождению перьев.

Сравнивают полученный результат

Исправляют ошибки.

Отвечают на вопросы учителя.

Находят ответ в учебнике.

Работают со слайдом.

Формировать навыки работать по инструкции

Формировать умение сотрудничества в парах

Умение воспринимать и анализировать сюжет  видеоролика

Умение осуществлять анализ натуральных образцов.

Умение находить информацию из учебника

Умение устанавливать причинно-следственных связи.

Умение делать выводы

Умение ???

Умение работать в парах

Умение аргументировать свою точку зрения

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Умение ???

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

Умение принимать и сохранять учебную задачу.

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Организует работу со слайдом. Слайд № 11

- Сегодня на уроке мы изучили общие признаки птиц (перьевой покров, внешний вид)

- На Земле насчитывается около 9000 птиц и у многих есть отличительные признаки.

Посмотрите на слайд и попробуйте сами их определить.

Работают со слайдом.

Определяют самостоятельно отличительные признаки птиц.

Умение устанавливать причинно-следственных связи.

Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения.

РЕФЛЕКСИЯ

Оценивает деятельность детей на уроке.

Благодарит за работу на уроке.

- Понравился ли вам урок.

- Что нового и интересного вы сегодня узнали.

- А сейчас я попрошу вас взять карточки с изображением птиц.

- Домашнее задание вам будет  - подготовить сообщение об этой птице.  

Сравнивают поставленную цель и задачи с результатом деятельности.

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Умение оценивать процесс и результат деятельности.

Умение формулировать собственное мнение.

Умение производить контроль в форме сличения результатов с поставленными задачами.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

                                    Задание.

1. Разложите перья, используя  надписи на кармашках.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии "Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины"

Данная презентация использовалась на  уроке биологии, который был проведен в рамках программы инклюзивного образования детей с ОВЗ.  На занятии присутствовали воспитанники 8 класса Льговской...

Урок биологии «Общие признаки и особенности внешнего строения птиц в связи с полетом. Отряд Пингвины

Данный урок был проведен в рамках программы  инклюзивного обучения детей сОВЗ в общеобразовательной школе. На уроке присутствоваль воспитанники 8 класса Льговской школы-интерната и обучающиеся 7 ...

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Места обитания и особенности внешнего строения птиц.

Методическая разработка урока по теме "Места обитания и особенности внешнего строения птиц" для учащихся 7 класса....

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Урок особенности внешнего строения земноводных,пресмыкающихся и птиц

Урок может быть использован при обобщении темы после изучения земноводных,пресмыкающихся и птиц....