Главные вкладки

    Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
    план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    Бондаренко Зинаида Федоровна

     Урок - исследование. Изучение нового материала

    Цели урока:

     1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.

    2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

     Задачи:

    1.  Изучить строение перьев.

    2. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.

    3. Продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.

    4. Продолжить развивать умения работы с цифровым микроскопом.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Александровская СОШ»

    Учитель БОНДАРЕНКО ЗИНАИДА ФЕДОРОВНА

    Тема: " Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц".

    Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

    Цели урока:

     1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.

    2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

     Задачи:

    1.  Изучить строение перьев.

    2. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.

    3. Продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.

    4. Продолжить развивать умения работы с цифровым микроскопом.  

    Оборудование: Компьютер, Таблица класс Птицы. Сизый голубь. Презентация "Внешнее строение птиц", наборы перьев, цифровой микроскоп.

    Музыкальное сопровождение: « Голоса птиц леса. Утренне пение птиц» ,«Голоса птиц. Певчий дрозд, черный дрозд»  , Песня  «Напиши мне письмо гусиным пером»

    Ход урока

     Организационный момент.

    Приветствие учителем учащихся. Проверка готовности к уроку.

      I. Проблемная ситуация и актуализация знаний 

     

      На прошлом  уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся. К какому типу относится класс Пресмыкающихся?  (Хордовые)

    Какие еще классы типа Хордовые мы уже изучили? (ланцетник, рыбы, амфибии)

    Что общего у  всех представителей типа Хордовые?  (Внутренний осевой скелет хорда, н.с. представлена нервной трубкой)

     Назовите представителей каждого класса .  

    Каждая рассмотренная группа животных- рыбы, амфибии, рептилии- имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут. Назовите основные характерные признаки этих  классов.

    Но универсальны ли эти приспособления? Что произойдет с рыбой  , если ее отдалить от воды, или с ящерицей, если ее поселить в аквариуме? (Они погибнут)

    Почему? (  Рыбы  приспособлены к жизни в воде, а ящерицы –наземные животные)

     А что    общего у представителей изученных нами классов  ? ( Они все холоднокровные, их жизнь зависит от температуры окружающей среды)

    II. Совместное открытие знаний.

     Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним классом типа Хордовых – это Класс Птицы.

    Запишем тему урока : Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.

      Птицы-наиболее многочисленая группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделенных на 35-40 отрядов.

    Я предлагаю воспользоваться учебником  и найти признаки, характерные только для класса Птицы. Запишем их в тетради.

     Общая характеристика класса Птицы

    1. Тело покрыто перьями, которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры. Линька.
    2. Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи.
    3. Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц.
    4. Скелет облегчен, малоподвижен, кости тонкие, заполненные воздухом. Челюсти лишены зубов.
    1. Теплокровные животные. (постоянная температура тела-40 , высокий обмен веществ)
    2. Передние конечности превращены в крылья

      Сейчас мы с вами перечислили только часть признаков характеризующих класс птицы, на следующих уроках мы найдем еще другие признаки. Я предлагаю вам послушать  монолог Катерины  из произведения Н.Островского «Гроза»

     Ученица читает монолог Катерины под звуки голосов птиц леса.

    «…Отчего люди не летают? 
    Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….»   (С сайта  http://www.inpearls.ru/)
     Да, люди летать не могут . но зато способностью к полету обладают почти все птицы.    Сегодня у нас урок исследование. И вы догадались, что мы сегодня будем исследовать? (Учащиеся предполагают, учитель корректирует цель исследования)  Конечно же приспособленность птиц к полету.

      Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Полет птиц обладает такими качествами, как необычная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые еще пока недостижимы в авиации.

    III. Самостоятельное применение знаний.

    (Работа в  парах). Какие же приспособления имеют птицы для полета ( в учебнике ответить на вопросы  Лабораторной работы №8, стр.212

      Задание: №1, № 2 ,№ 3,№ 4, № 5

    - Чем покрыто тело птицы?  (Перьями)

    – Как вы думаете, перья у птицы одинаковые?  (Нет, каждое выполняет свою функцию)

     ( Совместные действия)        Составить схему классификации перьев  на доске и в тетради.

    Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом. 
    Маховые перья ( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.

     Первостепенные- прикрепляются к кисти

    Второстепенные- прикрепляются к предплечью

    Третьестепенные- прикрепляются к плечу.

    Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
    Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета
    Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. 
    Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

      Продолжаем выполнять  выполнить лабораторную работу. Для этого вам необходимо взять учебники, рабочие тетради и письменные принадлежности и перейти на другой ряд, где все подготовлено к выполнению лабораторной работы. Откроем рабочую тетрадь, стр.45 и выполним задания ( задания № 6,7,8,9 в учебнике)

    Включить музыку  ,«Голоса птиц. Певчий дрозд, черный дрозд»

    .Лабораторная работа "Строение перьев"

     Инструкция : Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране.
    Давайте прочитаем 
    инструктивную карточку.

    1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа  рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его (пера- рис 157) основных частей.

    2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое

    Вывод:……

    3. Опустите    перо в стакан с водой   (перо не намокло.)

     Вывод: ………  

    4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассмотрите  перо внутри  (Внутри перо пустое:

    Вывод : …..

      На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.  

    IV.Закрепление

     Давайте еще раз повторим приспособления птиц к полету  

    1.  Обтекаемая форма тела (уменьшение трения);

    2.  Наличие перьевого покрова (летательная поверхность);

    3.  Наличие хвоста, служащего птице рулем;

    4.  Образование цевки как посадочного устройства  

    5. Отсутствие зубов

    В народе говорят: "Птицу узнают по перьям". Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных

    V.Рефлексия: Включаю песню «Напиши мне письмо гусиным пером».

     Вас ждет сюрприз. У вас есть возможность написать синквейн  настоящим гусиным пером и чернилами на выбор:

    ПТИЦА, ПЕРО, УРОК.   (Написанные  синквейны крепятся на доску)

    Домашнее задание: параграф 44, подготовить материал о применении перьев в жизни человека(презентация, картина, сообщение, рисунок, кроссворд)

     

     

    Давайте прочитаем инструктивную карточку.

    1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа  рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его (пера- рис 157) основных частей.

    2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое

    3. Опустите    перо в стакан с водой (перо не намокло.) Вывод:  

    4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассматрите  перо внутри . (Внутри перо пустое: Вывод :  

      На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.  

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Перья птицы

    Слайд 3

    применение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar

    Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...

    Методы и приемы коррекционной работы на уроке биологии в 8 классе по теме "Среда обитания и внешнее строение млекопитающих".

    На данном уроке использовались приемы деления познавательности на части. Каждая часть урока содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию....

    разработка урока: "Среда обитания и внешнее строение птиц"

    Урок по биологии для учащихся 7 класса....

    Среда обитания и внешнее строение птиц

    Методическая разработка урока биологии в 7 классе...

    Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

    Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...