Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Бондаренко Зинаида Федоровна

 Урок - исследование. Изучение нового материала

Цели урока:

 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.

2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

 Задачи:

1.  Изучить строение перьев.

2. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.

3. Продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.

4. Продолжить развивать умения работы с цифровым микроскопом.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Александровская СОШ»

Учитель БОНДАРЕНКО ЗИНАИДА ФЕДОРОВНА

Тема: " Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц".

Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Цели урока:

 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.

2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

 Задачи:

1.  Изучить строение перьев.

2. Познакомиться с разными типами перьев и их особенностями.

3. Продолжить обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности.

4. Продолжить развивать умения работы с цифровым микроскопом.  

Оборудование: Компьютер, Таблица класс Птицы. Сизый голубь. Презентация "Внешнее строение птиц", наборы перьев, цифровой микроскоп.

Музыкальное сопровождение: « Голоса птиц леса. Утренне пение птиц» ,«Голоса птиц. Певчий дрозд, черный дрозд»  , Песня  «Напиши мне письмо гусиным пером»

Ход урока

 Организационный момент.

Приветствие учителем учащихся. Проверка готовности к уроку.

  I. Проблемная ситуация и актуализация знаний 

 

  На прошлом  уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся. К какому типу относится класс Пресмыкающихся?  (Хордовые)

Какие еще классы типа Хордовые мы уже изучили? (ланцетник, рыбы, амфибии)

Что общего у  всех представителей типа Хордовые?  (Внутренний осевой скелет хорда, н.с. представлена нервной трубкой)

 Назовите представителей каждого класса .  

Каждая рассмотренная группа животных- рыбы, амфибии, рептилии- имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут. Назовите основные характерные признаки этих  классов.

Но универсальны ли эти приспособления? Что произойдет с рыбой  , если ее отдалить от воды, или с ящерицей, если ее поселить в аквариуме? (Они погибнут)

Почему? (  Рыбы  приспособлены к жизни в воде, а ящерицы –наземные животные)

 А что    общего у представителей изученных нами классов  ? ( Они все холоднокровные, их жизнь зависит от температуры окружающей среды)

II. Совместное открытие знаний.

 Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним классом типа Хордовых – это Класс Птицы.

Запишем тему урока : Класс Птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц.

  Птицы-наиболее многочисленая группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделенных на 35-40 отрядов.

Я предлагаю воспользоваться учебником  и найти признаки, характерные только для класса Птицы. Запишем их в тетради.

 Общая характеристика класса Птицы

  1. Тело покрыто перьями, которые принимают участие в полете и способствуют поддержанию постоянной температуры. Линька.
  2. Перья, чешуи, чехлы клюва и когти – роговые образования кожи.
  3. Кожа сухая, лишенная желез, кроме копчиковой железы у водоплавающих птиц.
  4. Скелет облегчен, малоподвижен, кости тонкие, заполненные воздухом. Челюсти лишены зубов.
  1. Теплокровные животные. (постоянная температура тела-40 , высокий обмен веществ)
  2. Передние конечности превращены в крылья

  Сейчас мы с вами перечислили только часть признаков характеризующих класс птицы, на следующих уроках мы найдем еще другие признаки. Я предлагаю вам послушать  монолог Катерины  из произведения Н.Островского «Гроза»

 Ученица читает монолог Катерины под звуки голосов птиц леса.

«…Отчего люди не летают? 
Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….»   (С сайта  http://www.inpearls.ru/)
 Да, люди летать не могут . но зато способностью к полету обладают почти все птицы.    Сегодня у нас урок исследование. И вы догадались, что мы сегодня будем исследовать? (Учащиеся предполагают, учитель корректирует цель исследования)  Конечно же приспособленность птиц к полету.

  Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полет с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Полет птиц обладает такими качествами, как необычная маневренность, надежность, безопасность, экономичность (синичка на одном грамме жира пролетает 100 км), которые еще пока недостижимы в авиации.

III. Самостоятельное применение знаний.

(Работа в  парах). Какие же приспособления имеют птицы для полета ( в учебнике ответить на вопросы  Лабораторной работы №8, стр.212

  Задание: №1, № 2 ,№ 3,№ 4, № 5

- Чем покрыто тело птицы?  (Перьями)

– Как вы думаете, перья у птицы одинаковые?  (Нет, каждое выполняет свою функцию)

 ( Совместные действия)        Составить схему классификации перьев  на доске и в тетради.

Контурное перо – формирует контур тела птицы.  Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму. Эти перья являются основным типом. 
Маховые перья ( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета, поэтому прочны и образуют плоскость крыла. Крепятся эти крылья по краю крыла.

 Первостепенные- прикрепляются к кисти

Второстепенные- прикрепляются к предплечью

Третьестепенные- прикрепляются к плечу.

Кроющие перья – которые покрывают нижнюю часть маховых перьев, называются кроющими и являются вариантом контурных перьев.
Рулевые перья – прочные и длинные перья, составляют хвост птицы. Регулируют направление полета
Пуховые перья – находятся под контурными перьями. В отличии от маховых перьев у пуховых перьев очень тонкий стержень, а бородки не содержат крючков. Это перья промежуточного типа, между пухом и контурным пером. 
Пух – отличается от пухового пера сильно укороченным стержнем и поэтому бородки сильно отходят пучком от очина.

  Продолжаем выполнять  выполнить лабораторную работу. Для этого вам необходимо взять учебники, рабочие тетради и письменные принадлежности и перейти на другой ряд, где все подготовлено к выполнению лабораторной работы. Откроем рабочую тетрадь, стр.45 и выполним задания ( задания № 6,7,8,9 в учебнике)

Включить музыку  ,«Голоса птиц. Певчий дрозд, черный дрозд»

.Лабораторная работа "Строение перьев"

 Инструкция : Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране.
Давайте прочитаем 
инструктивную карточку.

1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа  рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его (пера- рис 157) основных частей.

2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое

Вывод:……

3. Опустите    перо в стакан с водой   (перо не намокло.)

 Вывод: ………  

4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассмотрите  перо внутри  (Внутри перо пустое:

Вывод : …..

  На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.  

IV.Закрепление

 Давайте еще раз повторим приспособления птиц к полету  

1.  Обтекаемая форма тела (уменьшение трения);

2.  Наличие перьевого покрова (летательная поверхность);

3.  Наличие хвоста, служащего птице рулем;

4.  Образование цевки как посадочного устройства  

5. Отсутствие зубов

В народе говорят: "Птицу узнают по перьям". Птицы способны летать в первую очередь благодаря наличию перьев, чрезвычайно легких и прочных

V.Рефлексия: Включаю песню «Напиши мне письмо гусиным пером».

 Вас ждет сюрприз. У вас есть возможность написать синквейн  настоящим гусиным пером и чернилами на выбор:

ПТИЦА, ПЕРО, УРОК.   (Написанные  синквейны крепятся на доску)

Домашнее задание: параграф 44, подготовить материал о применении перьев в жизни человека(презентация, картина, сообщение, рисунок, кроссворд)

 

 

Давайте прочитаем инструктивную карточку.

1.Рассмотрите перья, найдите основные его части: узкий ствол- стержень, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы и микроскопа  рассмотрите опахала и бородки 1-гои 2 порядка, порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола, крючочки. Зарисуйте и подпишите название его (пера- рис 157) основных частей.

2.Дуньте на перо. Оно летит- легкое

3. Опустите    перо в стакан с водой (перо не намокло.) Вывод:  

4.Отрежьте  кончик пера ножницами и рассматрите  перо внутри . (Внутри перо пустое: Вывод :  

  На основании рассмотренного пера птицы, отметьте особенности строения и определите его тип и функции. Запишите выводы.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перья птицы

Слайд 3

применение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии для 11 класса по теме Цитоплазма. Оболочка клетки. Лабораторная работа.rar

Конспект урока по общей биологии по теме "Цитоплазма, Оболочка". Рассматривается строение и функции таких органоидов клетки, как цитоплазма и оболочка. Представлена лабораторная работа по теме: "Плазм...

разработка урока: "Среда обитания и внешнее строение птиц"

Урок по биологии для учащихся 7 класса....

Среда обитания и внешнее строение птиц

Методическая разработка урока биологии в 7 классе...

Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...