Урок биологии в 7 классе "Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Урок биологии в 7 классе  "Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту" -урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внешнего строения птиц, связанных с полетом.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с общей характеристикой и внешним строением птиц, учить выделять существенные признаки внешнего строения, связанные с полетом установить черты сходства во внешнем строении птиц и пресмыкающихся

Развивающие: развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас развивать представления, воображение, внимание; развивать интерес к изучению предмета, нестандартное критическое мышление через выполнение различных дифференцированных заданий, формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, оценивать.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, повысить восприимчивость учащихся к проблемам окружающего мира, воспитывать чувство ответственности за происходящее на Земле. Воспитывать гуманное отношение к птицам

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы на основе полученной информации, проводить несложные эксперименты, использовать ИКТ.

Регулятивные: ставить самостоятельно учебные цели, определять задачи, находить способы их решения, планировать; умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группе; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Предметные умения:

Ученик должен знать: общую характеристику птиц, их происхождение, внешнее строение и особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

Ученик должен уметь: сравнивать птиц с ранее изученными животными и находить признаки сходства и отличия, выделять признаки приспособленности птиц к полету, доказывать необходимость бережного отношения к птицам, наблюдать за поведением птиц в природе.

Формы работы: Работа с классом. В группах/парах. Индивидуальная.

Ключевые точки содержания урока: общая характеристика птиц, внешнее строение птиц и особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_7_klass_ptitsy_.docx113.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Верх- Красноярская средняя школа

 Урок открытия новых знаний

Бухтиярова Антонина Петровна,        

                                                 Учитель биологии и химии,

высшей  квалификационная категория

2024

Конспект   урока

Тема: «Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту».

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внешнего строения птиц, связанных с полетом.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с общей характеристикой и внешним строением птиц, учить выделять существенные признаки внешнего строения, связанные с полетом установить черты сходства во внешнем строении птиц и пресмыкающихся

Развивающие: развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас развивать представления, воображение, внимание; развивать интерес к изучению предмета, нестандартное критическое мышление через выполнение различных дифференцированных заданий, формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, оценивать.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, повысить восприимчивость учащихся к проблемам окружающего мира, воспитывать чувство ответственности за происходящее на Земле. Воспитывать гуманное отношение к птицам

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы на основе полученной информации, проводить несложные эксперименты, использовать ИКТ.

Регулятивные: ставить самостоятельно учебные цели, определять задачи, находить способы их решения, планировать; умение организовать свою деятельность, контролировать и корректировать выполнение своей работы, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группе; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Предметные умения:

Ученик должен знать: общую характеристику птиц, их происхождение, внешнее строение и особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.

Ученик должен уметь: сравнивать птиц с ранее изученными животными и находить признаки сходства и отличия, выделять признаки приспособленности птиц к полету, доказывать необходимость бережного отношения к птицам, наблюдать за поведением птиц в природе.

Формы работы: Работа с классом. В группах/парах. Индивидуальная.

Ключевые точки содержания урока: общая характеристика птиц, внешнее строение птиц и особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания каждого этапа

Методы и приёмы

Формы организации деятельности

I этап

Организационный момент.

Настраивает  обучающихся на успешную работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Принимают установку учителя.

Словесный.

Фронтальная

Комментарий: На данном этапе учитель создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

II этап Мотивационный

Актуализация знаний.

 

Организует устную работу по карточкам.

Актуализирует имеющиеся знания обучающихся.

Строят речевое высказывание;   выделяют необходимую информацию.

*Определить, представителей типа Хордовых. Вспомнить  систематическое положение данного типа в системе животного мира и классы, которые  изучили.

Словесный

Наглядный.

Учебный диалог

Комментарий:  Мотивация к уроку. Учитель подводит к теме урока, на основе имеющихся знаний о представителях  типа Хордовых. Обучающиеся демонстрируют знания предыдущих уроков.

III этап

Постановка учебной задачи

Создаёт  проблемную ситуацию.

На слайде слова китайского философа Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота?»

Какую тему урока мы будем изучать сегодня?

С помощью учителя корректируют тему, говорят  цель урока.

Полет – удивительное, завораживающее зрелище! Полет – извечная мечта человека. Отчего люди не летают?», -  восклицает Екатерина героиня пьесы Н.А.Островского «Гроза».

 А разве люди не способны летать?

   Как много приспособлений придумал человек, чтобы подняться в воздух, но так и не смог повторить полет птиц. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС-ПОЧЕМУ ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод.

Фиксируют затруднения.

Формулируют тему и цели урока.

Приводят примеры летательных аппаратов и приспособлений, которые человек использует для полета.

Определить, тему и цель урока.

Проблемный.

Домысливание.

Проблемный.

Фронтальный опрос.

Комментарий:  Звучит тихо пение птиц.

Используются элементы технологии проблемного обучения.  Учитель совместно с учениками определяет тему урока: «Класс Птицы. Общая характеристика. Приспособленность внешнего строения птиц к полёту». Цель  урока  стимулирует  обучающихся на дальнейшее формирование умения общаться,  слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.   Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний им не хватает.

IV этап

 Усвоение новых знаний и способов действий.

 

Демонстрирует слайд «Полёт птицы» по теме урока.

Давайте мы станем учеными –орнитологами и постараемся ответить на возникшие вопросы.

Прежде всего, предлагаю вам выяснить, какими характеристиками должно обладать тело, способное к полету?

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть высказанное предположение необходимо изучить соответствующую информацию.

Инициирует диалог по новой теме.

Предлагает критерии оценки:

8б- -5

6-7б- 4

4-5б-3

Просматривают слайд, соотносят    полученную информацию со своими предположениями.

Участвуют в диалог.

Приводят примеры из жизни.

Выяснить, какими характеристиками должно обладать тело, способное к полету?

Объяснение

Диалог

Разбиваются на пары (на группы).

Обучающемуся занимающемуся по адаптированной программе в течение урока дается индивидуальное задание по заданной теме.

Комментарий: Обучающиеся получают информацию о дальнейшей работе на уроке.

V этап  

Изучение нового знания.

-Перейдем к изучению внешнего строения птицы в связи с приспособленностью к полету. 

Организует самостоятельную работу по карточкам, модели. 

Лабораторная работа: Внешнее строение птиц.

Обеспечивает осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Давайте с Вами проверим, как мы справились с задание.

Назовите черты приспособленности к полету во внешнем строении.

Будет ли влиять на полет оперение птиц?

Организует работу материала по учебнику.

Давайте рассмотрим виды перьев птиц и определит их значение для полета.

Расскажите, что вы узнали про перья птиц. Сделайте вывод: какие функции выполняют перья, находящиеся на крыльях и хвосте птицы.

Изучение внешнего строения-рисунок на карточке, муляж.

Выполняют задание по карточке, муляжу птицы.

Выполняют задание по учебнику рис 112, стр.135  разрешают учебную задачу, делают вывод.

*Выполнить задание.

Назвать черты приспособленности к полету во внешнем строении.

Отметить названия разных видов перьев, расположенных на теле птицы.

Указать названия видов перьев, находящихся на крыльях и хвосте.

Сделать вывод.

Проблемный

Объяснени

Диалог

Словестный

Практический

Самостоятельная, парная  работа.

Самопроверка по эталону. 

Инструктивная карточка 1. Внешнее строение тела птицы

Рассмотрите рисунок, найдите основные отделы тела.

Осмотрите голову птицы. Обратите внимание на ее форму и размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Обратите внимание на расположение глаз. Где располагается слуховое углубление?

Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. Обратите внимание на расположение крыльев и ног.

Сделайте вывод о том, какую форму тела имеет птица в связи с приспособленностью к полету. (Приложение1)

 

Инструктивная карточка 2. Перьевой покров птицы (Приложение 2)

Рассмотрите на рис 112, стр.135  учебника -перьевой покров птицы.

Отметьте названия разных видов перьев, расположенных на теле птицы.

Укажите названия видов перьев, находящихся на крыльях и хвосте.

Сделайте вывод о том, какие функции выполняют перья, находящиеся на крыльях и хвосте птицы. Рассмотрите выданные перья.

Расскажите, что вы узнали про перья птиц.

Вывод-перьевой покров птиц приспособлен к полету.  

Работа по учебнику

Комментарий:   С новым  материалом  обучающиеся  знакомятся  самостоятельно, выполняют  задание согласно инструкции, проверяют его по предложенному эталону, делают вывод. Оценивают свою работу согласно предложенным  критериям.  Цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного и подготовить школьников к дальнейшему погружению в тему.

Физминутка

Предлагает и организует игру-физминутку.

Выполняют движения вместе с одноклассниками по заданию учителя.

Дидактическая игра

Физические упражнения

Комментарий:  Идёт формирование установки на здоровый образ жизни.

V этап  Изучение нового знания.

Мы рассмотрели внешнее строение птиц. А будут ли приспособления по внутреннем строении? Давайте рассмотрим скелет птиц и найдем черты приспособления к полету.

Проводит проверку выполненных заданий.

Знакомятся  с текстом «Скелет». Отмечают в тексте приспособления к полету. Изучают текст в паре.

Называют черты приспособленности птиц в строении скелета.

Отметить  в тексте приспособления к полету.

Изучить  текст в паре.

Назвать черты приспособленности птиц в строении скелета.

Проблемный

Объяснени

Диалог

Словестный

Практический

Работа в паре. (Каждая группа работает над своим текстом.  Записывает информацию  в таблицу).

Обмен и передача полученной информации одноклассникам.

Текст  «Скелет».

(Приложение 3)

Комментарий: Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика. Работая с  текстом, с муляжом, с таблицей обучающиеся, не испытывают затруднения по новому материалу. Создаются условия для самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности. Происходит  автоматизация умственных действий по изученным нормам. Учитель мотивирует обучающихся. После каждого этапа работы  подводится итог, обучающиеся сами  оценивают свою работу.

VI этап Рефлексия учебной деятельности. 

VII этап

Итог урока.

Можем ли мы теперь ответить на поставленный проблемный вопрос?

Давайте обобщим с вами полученные новые знания и подведем итоги.

Выполните индивидуальные задания по вариантам, используя карточку-задание.

Что обозначено цифрами?

Оценивает работу каждого обучающегося, комментирует их самооценку. Выставление отметок за работу.

Совместно с учителем проводят анализ выполненной работы. Анализируют причины успешности   (не успешности) своей учебной деятельности

Выполняют индивидуальное задание по карточке

Показывают своё отношение  к уроку.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели? 

- Что показалось сложным на уроке?

- Оцените свою работу: 

Я доволен своей работой.
Я хорошо работал, но умею еще лучше .

Работа не получилась, не доволен собой.

Работа по составлению синквейна.

Словестный

Наглядный

 

 

Синквейн

Птицы

Покорившие, пернатые,

Летают, парят, украшают

Птицы-часть нашей жизни

Позвоночные

Индивидуальные  задания по вариантам, используя карточку-задание «Внешнее строение птицы».

(Приложение 4)

Комментарий: На данном этапе обучающиеся  дифференцированно подходят к выбору задания. Происходит обучение навыкам самопроверки  под контролем учителя.  Фиксируется новое содержание, изученное на уроке,   организуется   самооценка обучающихся  собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

VIII этап Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.

Предлагает  задания для домашней работы по выбору

Выбирают задание для домашней работы, записывают в дневник.

 Д/З

1. §27;

2. В р.т. выполнить задания 7.8.9;

3. По желанию составить кроссворд «Класс Птицы».

Словесный

Фронтальная

Комментарий:   Учитывая подготовленность класса, учитель предлагает вариативное домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.

Приложение 1

Инструктивная карточка 1. Внешнее строение тела птицы

Рассмотрите рисунок, найдите основные отделы тела.

Осмотрите голову птицы. Обратите внимание на ее форму и размеры. Найдите клюв, рассмотрите его строение. Обратите внимание на расположение глаз. Где располагается слуховое углубление?

Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. Обратите внимание на расположение крыльев и ног.

Сделайте вывод о том, какую форму тела имеет птица в связи с приспособленностью к полету.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/10aa/0003a6a1-fe9b465e/img3.jpg

Приложение 2

Инструктивная карточка 2. Перьевой покров птицы

Рассмотрите на рис 112, стр.135  учебника -перьевой покров птицы.

Отметьте названия разных видов перьев, расположенных на теле птицы.

Укажите названия видов перьев, находящихся на крыльях и хвосте.

Сделайте вывод о том, какие функции выполняют перья, находящиеся на крыльях и хвосте птицы. Рассмотрите выданные перья.

Расскажите, что вы узнали про перья птиц.

Приложение 3

Познакомится с текстом «Скелет». Отметить в тексте приспособления к полету. Изучить текст в паре. (Поменяемся и передадим полученную информацию другой паре). Записать информацию  в таблицу

Скелет.

В скелете птиц отчетливо выражены черты, связанные с приспособлением к полету. Плоские кости обычно очень тонкие, губчатые. В больших трубчатых костях хорошо развиты полости, заполненные или костным мозгом, или воздухом.

Позвоночный столб, разделяется на пять отделов шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. 
       Шейный отдел очень подвижен (птицы легко поворачивают голов на 180°, некоторые даже на 270°).

Грудина, или грудная кость  — широкая и длинная, имеет костный гребень — киль, который обеспечивает возможность прикрепления мощных мышц, приводящих в движение крыло.

За грудным отделом позвоночного столба расположен сложный крестец, представляющий собой слившиеся в общую  кость все поясничные, все крестцовые и часть хвостовых позвонков. Кости тазового пояса также неподвижно срастаются с позвонками сложного крестца.

Образование сложного крестца, создает прочную опору для задних конечностей, на которые давит вся тяжесть тела при движении птицы по земле.
            Последние хвостовые позвонки (4—8) сливаются в вертикально уплощенную пластинку — копчиковую кость, к которой прикрепляются основания рулевых перьев. Характер прикрепления рулевых перьев позволяет использовать хвост в полете (добавочная несущая плоскость) и при посадке (торможение).

Скелет.

В черепе птиц по сравнению с пресмыкающимися значительно увеличивается объем мозгового  отдела,  большие глазницы, появляется клюв, полностью исчезают зубы. Тонкие кости и исчезновение зубов сильно облегчают скелет головы.

Скелет передней конечности, превратившейся в крыло, подвергся значительным изменениям. Особенно резкие изменения в связи с приспособлением к полету произошли в строении кисти.   Уменьшается количество пальцев (сохраняются остатки трех пальцев), что обеспечивает прочную опору для маховых перьев, несущих в полете наибольшую   нагрузку.

Мощность костей плечевого пояса и их прочное соединение с грудиной обеспечивают опору для крыльев в полете.

Тазовый пояс состоит из трех пар срастающихся вместе костей.     Большая поверхность тазовых костей и их прочное (неподвижное) соединение с позвоночником обеспечивают прочную опору для прикрепления мощных мышц.

Части тела

Особенности строения

Кости

кости тонкие с воздушными полостями

полости, заполненные или костным мозгом, или воздухом

Шея

Шейный отдел очень подвижен

Грудина, или грудная кость

киль, который обеспечивает возможность прикрепления мощных мышц, приводящих в движение крыло

Сложный крестец,

создает прочную опору для задних конечностей, на которые давит вся тяжесть тела при движении птицы по земле.

Копчиковая кость

прикрепляются основания рулевых перьев.

Череп

большие глазницы. Нет зубов

Кости черепа  тонкие

Пальцы

Уменьшается количество

Тазовые кости

Большая поверхность тазовых костей и их прочное (неподвижное) соединение с позвоночником обеспечивают прочную опору для прикрепления мощных мышц.

Цевка

добавочный рычаг.

Приложение 4.

Карточка - задание  «Внешнее строение птицы».

Что обозначено цифрами?

hello_html_1d31dd2f.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекционной работы на уроке биологии в 8 классе по теме "Среда обитания и внешнее строение млекопитающих".

На данном уроке использовались приемы деления познавательности на части. Каждая часть урока содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию....

Урок биологии в 6 классе по теме: "Побег и почки. Внешнее строение листа"

Пятый урок в теме "Покрытосеменные растения", 6 класс. В ходе урока учащихся познакомятся с особенностями строения побега, типами листорасположения, строением и типами  почек, особенностями ...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

«Общая характеристика и внешнее строение птиц».

Открытый урок по биологии в 7 классе составленный с учетом требований ФГОС ООО...

викторина - опрос для 7 класса по теме "Общая характеристика и внешнее строение моллюсков" УМК Пономарёвой

Презентация содержит вопросы по теме "Общая характеристика и внешнее строение моллюсков" Ответы на вопросы сопровождаются иллюстрациями, что улучшает запоминание и повторение  учебного материала....