Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Антонова Елена Валерьевна

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать у детей причинно- следственные связи между строением и образом жизни птиц .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока.80.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение «Падунская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока.

Тема  :

«Общая характеристика и особенности  строения класса птиц.»

                         ЗАВОДОУКОВСК- 2011

Высказывания на доске:

1. Американский орнитолог Р. Питерсон о Клюве птицы. "Клюв заменяет птице руку. С его помощью она хватает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими манипулирует. Клюв служит и инструментом - молотком, долотом, клещами, кусачками, секатором; щипцами для колки орехов, крючком, копьем, ситом и доже (у пеликанов) рыночной кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок и свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают добычу и даже обороняются".

2. Американский натуралист Уилс Брэдбери: "Перья - вот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу".

3. Леонардо да Винчи. "Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством". Крыло - это весло птицы "которым она плывет по воздушному океану"


1.. Тема урока:Общая характеристика и особенности  строения класса птиц.

2. Система целей к уроку:

 А) Т.Д.Ц.( триединая дидактическая цель) темы:

-познавательный аспект: Познакомить учащихся с особенностями строения класса птиц, содействовать  отработке у учащихся причинно- следственных связей между строением и образом жизни птиц.

 -развивающий аспект: способствовать  развитию у учащихся умений и навыков проектной деятельности доказывать гипотезы, выделять главное, ставить цели,  алгоритмов работы в группе.  

-воспитательный аспект: создать условия  для проявления качеств необходимых для работы в группе: терпимости , распределения обязанностей, умения выслушивать оппонента и отстаивать свою точку зрения

Б).Дидактическая цель: Создать условия учащимся  для осмысления новой учебной информации, её применение  в учебных и жизненных ситуациях.

Цель: Сформировать знания  о особенностях строения  класса птиц связанных с полётом.

Задачи :

  1. Образовательная: Создать условия для усвоения следующих специальных понятий : Признаки класса: крылья, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце
  2. 2) Развивающие: Продолжать развитие  навыков работы над проектами, основных компетенций: самостоятельно работа ставить цели, делать выводы, применять знания в новой ситуации, сравнивать, доказывать свою точку зрения.
  3. Воспитывающие: Воспитывать основы научного мировоззрения, познаваемости   мира.
  4. Коммуникативных  качеств: умение работы в группе, распределение своих обязанностей.
  5. 4. Тип урока: Изучение нового материала.
  6. 5. Методы обучения, применяемые в ходе урока: Частично-поисковый; Проблемный; Проектный.
  7. 6.Формы организации учебной деятельности: Групповые . Фронтальные.
  8. 7. Оборудование: Компьютер. Чучело птицы. Перья. Карточки. Музыка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к основному этапу занятия.

Это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только ОНИ.

Назовите тему урока.

1.Учитель сообщает тему урока.  и цель урока.

2. Звучит музыка «Голоса птиц»

3.Учитель:В этносах различных народов мира часто встречаются птицы. Человек наделяет их различными волшебными качествами. Например: Птица счастья. Птица удачи.

Вопрос: знаете ли вы подобные сравнения? Сказки и легенды о птицах?( учащиеся отвечают)

4.Вопрос:  Почему в народных сказаниях птиц наделяют различными волшебными качествами? ( учащиеся отвечают выдвигают свои гипотезы

  • 5. Учитель обобщает ответы и предлагает гипотезу: 
  • «Если в народных сказаниях птиц наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, птицы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

Каждой группе предлагает задания. Которые они представят классу виде таблицы:

Внешнее строение

связанное с полётом

Сходство птиц с пресмыкающимися

Перьевой покров

Особенности размножения птиц

Внутреннее строение

1группа:

  • 1.Перечислите особенности внешнего строения птиц, которые связаны с полётом.
  • 2. Заполните свою часть таблицы.
  • 3. Особенности строения птиц могли привести к появлению сказаний и легенд, в которых птица обладает волшебными свойствами.

  • 2 группа
  • Сравните внешнее строение птиц с пресмыкающимися.
  • 1. Выделите черты сходства и различия между ними.
  • 2. Мог человек видя черты сходства птицы  с пресмыкающимся наделить её волшебным качеством?
  • 3 группа
  • 1. Изучите строения перьевого покрова.
  • 2.какие виды перьев различают?
  • 3. заполните свою часть таблицы.
  • 4. Почему учённые считают, что перьевой покров помог птицам выжить на земле?
  • 4 группа
  • 1. Какие особенности размножения птиц вам известны?
  • 2. Заполните свою часть таблицы.
  • 3.Отличаются особенности размножения птиц от размножения изученных раннее животных?

5 группа

  • 1. Какие особенности размножения птиц вам известны?
  • 2. Заполните свою часть таблицы.
  • 3.Отличаются особенности размножения птиц от размножения изученных раннее животных?
  • 4.Первичная проверка понимания
  • 1.
  • Группы.
  • Представляют проекты:
  • 2.Заполняют таблицу:
  • 5.Закрепление знаний и способов действий.
  • Учитель:  Вернёмся к гипотезе : «Если в народных сказаниях птиц наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, птицы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»
  • Учащиеся : высказывают мнения.
  • «Люди наделили птиц  волшебными  качествами,  благодаря
  • особенностям  строения и  жизнедеятельности птиц, которые выделяют их из всего животного мира на земле.»

Выполните тест:

1.К особенностям птиц, связанным с полётом, не относят:

а) образование киля

б) двойное дыхание

в) полые тонкостенные кости

г) два круга кровообращения

2.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися служит:

а) постоянная температура

б) тонкая сухая кожа , лишённая желёз

в) наличие двух кругов кровообращения

г) строение головного мозга, состоящего из одних из тех же отделов

3.Показателем сложного поведения птиц не является

а) гнездование

б)пищеварение

в) кочёвки и перелёты

г) забота о потомстве

4.Признаками наиболее высокой организации по сравнению с пресмыкающимися  не считают:

а) четырёхкамерное сердце

б)теплокровность

в) ячеистые лёгкие

г) внутреннее оплодотворение

  • Учитель: ответьте на вопросы:
  • 1.Что же позволяет птицам летать?
  • 2.Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и лёгким?
  • 3.Какие признаки внешнего строения указывают на родство птиц с пресмыкающимися?

6.Рефлексия

1.Что  узнали нового на уроке?

2.Изменилось ваше отношение к птицам после урока?

3.Какие факты вам более всего запомнились?

4.Интересно  было на уроке?

 7.Информация о домашнем задании.

-§27 до пингвинов. Устно ответить на вопросы после§27. Оформит лабораторную работу 

.. Тема урока:Общая характеристика и особенности  строения класса птиц.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

дидактические задачи

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.Организация начала занятий.

Подготовка учащихся к работе на занятии

Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Предлагает определить  цель урока

1.Включает музыку.

2. Задаёт вопрос:

 знаете ли вы подобные сравнения? Сказки и легенды о птицах?

3. Ставит проблемный вопрос:?

4.Предлагает группам выдвинуть свои гипотезы

1.Определяют цель урока

2.. отвечают на вопрос.

3..выдвигают гипотезы

3. Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

 4.Каждая группа получает индивидуальное задание: Изучить и подготовить проект.

Работают в группах:

1.Отвечают на вопросы.

2. Заполняют таблицу.

4. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне

1.Координирует деятельность учащихся

2. Предлагает заполнить таблицу у доски

3.Организует обсуждение гипотезы.

1. Каждая группа выступает

2. Заполняет часть таблицы, которая соответствует выступлению.

млекопитающих

5. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

1.Координирует деятельность учащихся

1.Что же позволяет птицам летать?

2.Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и лёгким?

3.Какие признаки внешнего строения указывают на родство птиц с пресмыкающимися?

Отвечают на вопросы

6. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции.

предлагает ответить  каждой группе на следующие вопросы:

Что нового я узнал на уроке?

2.Изменилось ваше отношение к птицам после урока?

3.Какие факты вам более всего запомнились?

4.Интересно  было на уроке?

?

1.Отвечают на вопросы предложенные учителем.

 Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

-§27 до пингвинов. Устно ответить на вопросы после§ 

записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку:" Общая характеристика и особенности строения земноводных"

Презентация подготовлена для учащихся 7 класса и в полном обёме рассматривает материал о внутреннем и внешнем строении земноводных, а так же их эволюцию....

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

«Общая характеристика и внешнее строение птиц».

Открытый урок по биологии в 7 классе составленный с учетом требований ФГОС ООО...

Конспект урока: Класс Птицы. Общая характеристика.

Конспект урока по теме с использованием элементов проблемного обучения, наглядно-графических средств,  лабораторной работы....

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...

Подготовка к контрольной работе по теме: Общая характеристика и особенности строения классов: Птицы и млекопитающие.Материал для урока повторения по зоологии 7 класс.

Материал для подготовки учащихся 7 класса к контрольной работе по теме:Птицы и млекпоитающие. Материал  представлен в виде презентации, содержит информацию для повторения и задания разных уровней...