Главные вкладки

    Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
    план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

    Антонова Елена Валерьевна

    Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать у детей причинно- следственные связи между строением и образом жизни птиц .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока.80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное общеобразовательное учреждение «Падунская средняя общеобразовательная школа»

    Конспект урока.

    Тема  :

    «Общая характеристика и особенности  строения класса птиц.»

                             ЗАВОДОУКОВСК- 2011

    Высказывания на доске:

    1. Американский орнитолог Р. Питерсон о Клюве птицы. "Клюв заменяет птице руку. С его помощью она хватает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими манипулирует. Клюв служит и инструментом - молотком, долотом, клещами, кусачками, секатором; щипцами для колки орехов, крючком, копьем, ситом и доже (у пеликанов) рыночной кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок и свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают добычу и даже обороняются".

    2. Американский натуралист Уилс Брэдбери: "Перья - вот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу".

    3. Леонардо да Винчи. "Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством". Крыло - это весло птицы "которым она плывет по воздушному океану"


    1.. Тема урока:Общая характеристика и особенности  строения класса птиц.

    2. Система целей к уроку:

     А) Т.Д.Ц.( триединая дидактическая цель) темы:

    -познавательный аспект: Познакомить учащихся с особенностями строения класса птиц, содействовать  отработке у учащихся причинно- следственных связей между строением и образом жизни птиц.

     -развивающий аспект: способствовать  развитию у учащихся умений и навыков проектной деятельности доказывать гипотезы, выделять главное, ставить цели,  алгоритмов работы в группе.  

    -воспитательный аспект: создать условия  для проявления качеств необходимых для работы в группе: терпимости , распределения обязанностей, умения выслушивать оппонента и отстаивать свою точку зрения

    Б).Дидактическая цель: Создать условия учащимся  для осмысления новой учебной информации, её применение  в учебных и жизненных ситуациях.

    Цель: Сформировать знания  о особенностях строения  класса птиц связанных с полётом.

    Задачи :

    1. Образовательная: Создать условия для усвоения следующих специальных понятий : Признаки класса: крылья, перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие, четырехкамерное сердце
    2. 2) Развивающие: Продолжать развитие  навыков работы над проектами, основных компетенций: самостоятельно работа ставить цели, делать выводы, применять знания в новой ситуации, сравнивать, доказывать свою точку зрения.
    3. Воспитывающие: Воспитывать основы научного мировоззрения, познаваемости   мира.
    4. Коммуникативных  качеств: умение работы в группе, распределение своих обязанностей.
    5. 4. Тип урока: Изучение нового материала.
    6. 5. Методы обучения, применяемые в ходе урока: Частично-поисковый; Проблемный; Проектный.
    7. 6.Формы организации учебной деятельности: Групповые . Фронтальные.
    8. 7. Оборудование: Компьютер. Чучело птицы. Перья. Карточки. Музыка.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Подготовка к основному этапу занятия.

    Это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только ОНИ.

    Назовите тему урока.

    1.Учитель сообщает тему урока.  и цель урока.

    2. Звучит музыка «Голоса птиц»

    3.Учитель:В этносах различных народов мира часто встречаются птицы. Человек наделяет их различными волшебными качествами. Например: Птица счастья. Птица удачи.

    Вопрос: знаете ли вы подобные сравнения? Сказки и легенды о птицах?( учащиеся отвечают)

    4.Вопрос:  Почему в народных сказаниях птиц наделяют различными волшебными качествами? ( учащиеся отвечают выдвигают свои гипотезы

    • 5. Учитель обобщает ответы и предлагает гипотезу: 
    • «Если в народных сказаниях птиц наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, птицы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»

    3.Усвоение новых знаний и способов действий.

    Каждой группе предлагает задания. Которые они представят классу виде таблицы:

    Внешнее строение

    связанное с полётом

    Сходство птиц с пресмыкающимися

    Перьевой покров

    Особенности размножения птиц

    Внутреннее строение

    1группа:

    • 1.Перечислите особенности внешнего строения птиц, которые связаны с полётом.
    • 2. Заполните свою часть таблицы.
    • 3. Особенности строения птиц могли привести к появлению сказаний и легенд, в которых птица обладает волшебными свойствами.

    • 2 группа
    • Сравните внешнее строение птиц с пресмыкающимися.
    • 1. Выделите черты сходства и различия между ними.
    • 2. Мог человек видя черты сходства птицы  с пресмыкающимся наделить её волшебным качеством?
    • 3 группа
    • 1. Изучите строения перьевого покрова.
    • 2.какие виды перьев различают?
    • 3. заполните свою часть таблицы.
    • 4. Почему учённые считают, что перьевой покров помог птицам выжить на земле?
    • 4 группа
    • 1. Какие особенности размножения птиц вам известны?
    • 2. Заполните свою часть таблицы.
    • 3.Отличаются особенности размножения птиц от размножения изученных раннее животных?

    5 группа

    • 1. Какие особенности размножения птиц вам известны?
    • 2. Заполните свою часть таблицы.
    • 3.Отличаются особенности размножения птиц от размножения изученных раннее животных?
    • 4.Первичная проверка понимания
    • 1.
    • Группы.
    • Представляют проекты:
    • 2.Заполняют таблицу:
    • 5.Закрепление знаний и способов действий.
    • Учитель:  Вернёмся к гипотезе : «Если в народных сказаниях птиц наделяют различными волшебными свойствами, следовательно, птицы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.»
    • Учащиеся : высказывают мнения.
    • «Люди наделили птиц  волшебными  качествами,  благодаря
    • особенностям  строения и  жизнедеятельности птиц, которые выделяют их из всего животного мира на земле.»

    Выполните тест:

    1.К особенностям птиц, связанным с полётом, не относят:

    а) образование киля

    б) двойное дыхание

    в) полые тонкостенные кости

    г) два круга кровообращения

    2.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися служит:

    а) постоянная температура

    б) тонкая сухая кожа , лишённая желёз

    в) наличие двух кругов кровообращения

    г) строение головного мозга, состоящего из одних из тех же отделов

    3.Показателем сложного поведения птиц не является

    а) гнездование

    б)пищеварение

    в) кочёвки и перелёты

    г) забота о потомстве

    4.Признаками наиболее высокой организации по сравнению с пресмыкающимися  не считают:

    а) четырёхкамерное сердце

    б)теплокровность

    в) ячеистые лёгкие

    г) внутреннее оплодотворение

    • Учитель: ответьте на вопросы:
    • 1.Что же позволяет птицам летать?
    • 2.Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и лёгким?
    • 3.Какие признаки внешнего строения указывают на родство птиц с пресмыкающимися?

    6.Рефлексия

    1.Что  узнали нового на уроке?

    2.Изменилось ваше отношение к птицам после урока?

    3.Какие факты вам более всего запомнились?

    4.Интересно  было на уроке?

     7.Информация о домашнем задании.

    -§27 до пингвинов. Устно ответить на вопросы после§27. Оформит лабораторную работу 

    .. Тема урока:Общая характеристика и особенности  строения класса птиц.

    Технологическая карта урока.

    Этапы урока

    дидактические задачи

    деятельность учителя

    деятельность учащихся

    1.Организация начала занятий.

    Подготовка учащихся к работе на занятии

    Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе.

    Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места.

    2. Подготовка к основному этапу занятия.

    Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

    Предлагает определить  цель урока

    1.Включает музыку.

    2. Задаёт вопрос:

     знаете ли вы подобные сравнения? Сказки и легенды о птицах?

    3. Ставит проблемный вопрос:?

    4.Предлагает группам выдвинуть свои гипотезы

    1.Определяют цель урока

    2.. отвечают на вопрос.

    3..выдвигают гипотезы

    3. Усвоение новых знаний и способов действий

    Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

     4.Каждая группа получает индивидуальное задание: Изучить и подготовить проект.

    Работают в группах:

    1.Отвечают на вопросы.

    2. Заполняют таблицу.

    4. Первичная проверка понимания

    Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне

    1.Координирует деятельность учащихся

    2. Предлагает заполнить таблицу у доски

    3.Организует обсуждение гипотезы.

    1. Каждая группа выступает

    2. Заполняет часть таблицы, которая соответствует выступлению.

    млекопитающих

    5. Закрепление знаний и способов действий.

    Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

    1.Координирует деятельность учащихся

    1.Что же позволяет птицам летать?

    2.Какие особенности внешнего строения сделали полет привычным и лёгким?

    3.Какие признаки внешнего строения указывают на родство птиц с пресмыкающимися?

    Отвечают на вопросы

    6. Рефлексия.

    Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции.

    предлагает ответить  каждой группе на следующие вопросы:

    Что нового я узнал на уроке?

    2.Изменилось ваше отношение к птицам после урока?

    3.Какие факты вам более всего запомнились?

    4.Интересно  было на уроке?

    ?

    1.Отвечают на вопросы предложенные учителем.

     Информация о домашнем задании

    Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

    -§27 до пингвинов. Устно ответить на вопросы после§ 

    записывают домашнее задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку:" Общая характеристика и особенности строения земноводных"

    Презентация подготовлена для учащихся 7 класса и в полном обёме рассматривает материал о внутреннем и внешнем строении земноводных, а так же их эволюцию....

    ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

    ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

    Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

    Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

    «Общая характеристика и внешнее строение птиц».

    Открытый урок по биологии в 7 классе составленный с учетом требований ФГОС ООО...

    Конспект урока: Класс Птицы. Общая характеристика.

    Конспект урока по теме с использованием элементов проблемного обучения, наглядно-графических средств,  лабораторной работы....

    Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

    Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...

    Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

    Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...