Конспект урока: Класс Птицы. Общая характеристика.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Конспект урока по теме с использованием элементов проблемного обучения, наглядно-графических средств,  лабораторной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_sayt.doc43.5 КБ
Office presentation icon predki_ptits.ppt919.5 КБ
Microsoft Office document icon k_uroku_po_ptitsam.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Класс Птицы. Общая характеристика.

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения птиц, приспособлениями к полету, сформулировать понятие «теплокровность».

Оборудование: слайды с фото птиц, проектор, экран, ПК, презентация «Внешнее строение птиц в сравнении с земноводными и пресмыкающимися», набор перьев, иллюстрации учебника.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний (фронтальный опрос):

- с какими классами Типа Хордовых мы с вами уже познакомились? (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся);

- какие отличительные особенности им характерны?

- почему в настоящее время (зима, февраль) мы не встречаем представителей этих классов на улице? (они холоднокровные, в состоянии анабиоза);

- а каких животных можно встретить зимой? (звери, птицы) почему? (имеют постоянную температуру тела, теплокровные);

- что означает понятие «теплокровность» (в вашем понимании)? Чем она полезна или вредна? (независимость от среды обитания);

- чем обеспечивается постоянная температура тела? почему у ящериц её нет, а у птиц есть? (высокий обмен веществ, требуется больше пищи, есть теплоизолирующие приспособления).

       3. Постановка проблемы:

Сегодня на уроке мы знакомимся с группой теплокровных животных, а именно с классом Птицы, узнаем, как у них обеспечивается постоянство температуры тела, какие у них есть приспособления к полету.

  1. Знакомство с новой темой.

- Запишем и запомним понятие:

 теплокровность – способность живых организмов сохранять постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды (схема значения теплокровности  на доске).

                                             ТЕПЛОКРОВНОСТЬ

                ПЕРО                                                            СЛОЖНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

                                          СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЕТУ  

 

      - Происхождение птиц (соответствующий слайд): от пресмыкающихся, умеющих перепрыгивать с ветки на ветку и планировать в воздухе за счет имеющихся складок;

      - Доказательствами родства птиц с пресмыкающимися могут служить и черты сходства современных птиц с рептилиями (работа с учебником стр.134, слайд);

      - Индивидуальные особенности строения птиц (учебник - стр. 134, 3 абзац, слайд).

      - Самыми главными отличительными чертами во внешнем строении птиц являются:

                    1) Преобразование передних конечностей в крылья

                    2) Перьевой покров

      - Строение пера (слайд)

                                     ПЕРЬЯ

                КОНТУРНЫЕ                    ПУХОВЫЕ

                                                 (обеспечивают теплоизоляцию)

-маховые (в крыльях)

- рулевые  (в хвосте)

- покровные (кроющие)

По тексту учебника заполнить табличку:

Тип пера

Строение

Функция

Зарисовать схему строения пера с доски и обозначить: опахало, ствол, очин, бородки, бородочки.

- Лабораторный опыт по изучению свойств пера (смачиваемость водой и маслом)

Свойства пера: легкость, теплоизоляция, несмачиваемость водой.

  1. Закрепление изученного материала. Разноуровневые вопросы на карточках.
  2. Домашнее задание. Параграф 27 (стр.134-136), записи в тетрадях, 3 сообщения через неделю об отрядах  Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные.
  3. Итоги занятия.

- Какой класс Хордовых изучали?

- Какие особенности строения появились  у представителей этого класса?

Оценки за работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предки птиц

Слайд 2

Археоптерикс

Слайд 3

Пресмыкающиеся и птицы

Слайд 4

Внешнее строение птиц

Слайд 5

Строение пера

Слайд 6

Строение пера

Слайд 7

Строение пера

Слайд 8

Свойства пера: Легкость; Теплоизоляция; Несмачиваемость водой



Предварительный просмотр:

1. Выберите признаки пресмыкающихся и птиц, подписав буквы к соответствующим словам:

А) тело покрыто роговыми щитками

Птицы

Б)  передние конечности преобразованы в крылья

Пресмыкающиеся

В) тело покрыто перьями

Г) яйца покрыты кожистой оболочкой

Д) у большинства есть клюв

2. Что может произойти, если покров птицы будет намокать?___________________________

__________________________________________

___________________________________________

1. Какие преимущества дает птицам теплокровность?__________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

2. Известно, что птица не умеет летать, как она может выглядеть?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1. Выберите признаки пресмыкающихся и птиц, подписав буквы к соответствующим словам:

А) тело покрыто роговыми щитками

Птицы

Б)  передние конечности преобразованы в крылья

Пресмыкающиеся

В) тело покрыто перьями

Г) яйца покрыты кожистой оболочкой

Д) у большинства есть клюв

2. Что может произойти, если покров птицы будет намокать?___________________________

__________________________________________

___________________________________________

1. Какие преимущества дает птицам теплокровность?__________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

2. Известно, что птица не умеет летать, как она может выглядеть?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1. Выберите признаки пресмыкающихся и птиц, подписав буквы к соответствующим словам:

А) тело покрыто роговыми щитками

Птицы

Б)  передние конечности преобразованы в крылья

Пресмыкающиеся

В) тело покрыто перьями

Г) яйца покрыты кожистой оболочкой

Д) у большинства есть клюв

2. Что может произойти, если покров птицы будет намокать?___________________________

__________________________________________

___________________________________________

1. Какие преимущества дает птицам теплокровность?__________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

2. Известно, что птица не умеет летать, как она может выглядеть?

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

урок биологии 7 класс "Класс Птицы. Общая характеристика"

Презентация к уроку 7 класса содержит информационный и иллюстративный материал об особенностях строения птиц, связанных с полётом. Рассматриваются  особенности жизнедеятельности, обмена веществ. ...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс

В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...