Методы и приемы коррекционной работы на уроке биологии в 8 классе по теме "Среда обитания и внешнее строение млекопитающих".
методическая разработка (8 класс) по теме

Андреева Татьяна Валентиновна

На данном уроке использовались приемы деления познавательности на части. Каждая часть урока содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uroka1.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение коррекционных методов и приемов работы с детьми с ОВЗ на уроке биологии в 8 классе учителем Андреевой Т.В.

Раздел. Млекопитающие.

Тема.  Среда обитания  и внешнее строение млекопитающих.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: метод демонстрации, рассказ, объяснение, метод наблюдения, частично-поисковый метод, использование элемента  лабораторной  работы, применение технических средств обучения.

Цель:  познакомить учащихся с особенностями  внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных животных.

Задачи:

Образовательные:

  1. формировать у учащихся представление о млекопитающих животных;
  2. выявить прогрессивные черты млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, занять все основные среды жизни;
  3. рассмотреть сходство млекопитающих во внешнем строении с другими изученными ранее классами животных;
  4. продолжить формирование умений узнавать млекопитающих на практике, обосновывать их наиболее высокую организацию (по сравнению с ранее изученной группой животных - пресмыкающимися).

Коррекционно-развивающие:

  1. Корректировать  и развивать  мыслительную деятельность учащихся (операции анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) при работе с дидактическим и наглядным материалом, работе с учебником.
  2. Корригировать внимание, переключение внимания, увеличение объема внимания путем выполнения различных заданий, демонстрации видеоматериалов, живого объекта.
  3. Корректировать  и развивать  связную  устную речь учащихся (правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи) через составление ответов на вопросы, знакомство с новыми терминами и понятиями.
  4. Коррекция и развитие зрительного и тактильного восприятия при наблюдении за живым объектом природы.
  5. Активизировать познавательную деятельность учащихся через использование различных форм работы.
  6.  Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости, умение выражать свои чувства) при самостоятельной работе и работе в парах.
  7. Продолжать формировать организационные качества личности (выдержанность, дисциплинированность).
  8. Способствовать сохранению здоровья учащихся через проведение динамических пауз, осуществление контроля посадки учащихся, созданию оптимального воздушно-светового режима.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать  интерес к предмету биологии, используя занимательные задания.
  2. Воспитывать умение работать в паре, команде.
  3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения между учащимися класса.
  4. Воспитывать бережное отношение к животным.

Структура урока:

  1. Организационный  момент.
  2. Введение в тему.
  1. Постановка темы, целей.
  2. Изучение нового материала.
  3. Коррекция в процессе получения новых знаний.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Вывод из урока.
  6. Рефлексия.
  7. Объявление домашнего задания.
  8. Оценка работы учащихся на уроке.

Оборудование:

  1. Учебник, рабочая тетрадь, дидактическая игра «Биологическое домино», карточки с заданиями, живой объект.
  2.  Презентация к уроку, содержащая таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, схем их строения.
  3.  Видеоматериалы «Класс млекопитающие».
  4.  Компьютер, проектор, экран.

Создание психологического комфорта и благоприятного эмоционального настроения на урок,

благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Ход урока

Орг. момент

Приветствие. Эмоциональный настрой.

Введение в тему.

Развитие мировоззренческих представлений у учащихся, опираться на полученные знания и прошлый опыт детей, умения изучать эволюционный процесс в динамике.

Создание эмоционального настроя, положительного отношения к выполняемой работе, улучшение общей работоспособности, развитие умений систематизации полученных знаний, логики изложения, индивидуализация задания.

Учитель. - Соотнесите вид животного и группу, к которой оно относится (дидактическая игра «Биологическое домино»).

Воспитание положительных личностных качеств (взаимоконтроля, взаимопомощи, навыков межличностного общения, расширение и активизация словарного запаса, оценка и самооценка качества выполненного задания.

Учащиеся в парах классифицируют животных. Затем организуется проверка.

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутри- предметных и связей, развитие приемов умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), использование приема ассоциативного запоминания, расширение и активизация словарного запаса, развитие коммуникативных навыков.

Учитель. - Распределите по ступеням  (уровню развития) названные группы животных.

          Учащиеся соотносят ступень и уровень развития данной группы животных (монтирование схемы на доске).

Мотивация получения новых знаний,  развитие познавательного интереса  к изучению новой темы, ввод нового понятия.

Постановка проблемного вопроса.

На вопрос « - Какая группа животных займет самое высшее место?», мы ответим в конце урока.

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Развитие самоконтроля и самостоятельности при выполнении задания, развитие активности учащихся.

Учитель. - Прочитайте и выполните задание №1 в рабочей тетради.

Развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки взаимоконтроля, взаимопомощи, расширение и активизация словарного запаса, самооценка качества выполненного задания.

        Учащиеся индивидуально выполняют задание. Затем организуется проверка.  

 

Развитие познавательного интереса, опора на практический опыт учащихся.

Учитель.  Названные вами  животные относятся к группе млекопитающих. Знакомы ли вы с понятием «млекопитающее»? Постановка темы, целей.  

Учитель. - Ребята, что вам хотелось бы узнать о млекопитающих? (ответы учащихся).

Учитель. - Сегодня на уроке вы узнаете, какие животные относятся к млекопитающим, где они обитают, и познакомитесь с особенностями их внешнего строения.

Изучение нового материала.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, развитие коммуникативных навыков и  умения работать по плану.

  1. Учитель. Изучение нового материала будет проходить по плану: Общая характеристика.
  2. Среда обитания.
  3. Разнообразие млекопитающих.
  4. Особенности внешнего строения.

Развитие целенаправленности деятельности, адекватной реакции на новое задание, осуществление самоконтроля учащимися.

Учитель. В тетрадях запишите число и тему урока «Среда обитания и внешнее строение млекопитающих».

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Развитие стремления к ЗОЖ, создание психологической разгрузки.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У  КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ. 

Сокращение времени обучения и высвобождение ресурсов детей позволило построить данный этап урока на основе психологически корректных режимов на основе функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности. Развитие наблюдательности, выдержанности, дисциплинированности.

Просмотр видеоинформации  «Внешнее строение млекопитающих».

Развитие умений пользоваться визуальными средствами информации и самостоятельного поиска получения новой информации, ориентироваться в объеме нового материала, воспитание и развитие усидчивости, самостоятельности, настойчивости, обогащение словарного запаса.

Учитель. Прочтите  отрывок текста учебника о  рождаемости и выкармливании животными   детенышей (страница 138, рис. 111-112).

Формирование устной речи через составление ответов на вопросы; умения вступать в диалог, вести  беседу. Учитель  исправляет неточности речи, наращивает словарный запас ученика.

Беседа по прочитанному материалу.Учитель. Назовите общий признак млекопитающих.

Учащиеся отвечают на вопрос.

 ( Млекопитающие рождают детенышей).

Учитель. - Как вы думаете,  почему этих животных назвали млекопитающие?

Учащиеся отвечают на вопрос. (От словосочетания:  «молоком питающие».  Выкармливание детенышей молоком происходит только у  млекопитающих).

Развитие стремления к ЗОЖ, создание психологической разгрузки.

Руки? – НА МЕСТЕНоги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У  КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ. 

Развитие умения ориентироваться в новом, выделять наиболее важные и значимые признаки и явления, делать выводы по изучаемому, концентрирование зрительного внимания через работу учащихся с иллюстративным материалом.

Рассказ учителя с демонстрацией фотографий  животных.Учитель. В природе насчитывается около 4500 тысяч видов млекопитающих.  Для первого знакомства я выбрала всего 5 зверей. Выбрала неслучайно, с определенным смыслом, ваша задача – его разгадать.

Учащиеся:  На экране – синий кит. Это самое крупное из млекопитающих животное. Чтобы вам представить его размеры,  приведу такие цифры: для перевозки кита потребовалось бы 20 КАМазов(130 тонн), вес его равен весу 20 слонов, а длина его тела равна длине нашего коридора.

Следующий представитель млекопитающих – крот. Крот – один из самых лучших землероев. Очень интересна шерсть этого животного: она очень густая, короткая. Разглаживается в любую сторону и меняется до четырех раз в год. 

А это – летучая мышь. Она великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации. Мыши – великолепные летуны, способные перелетать на расстояния до 1000 км.

Белый медведь – тоже гигант, самый крупный из наземных хищников, который великолепно плавает даже в ледяной воде.

Верблюд. Его называют еще кораблем пустыни. Способен передвигаться по песку, нагретому до +83 ˚С, проходя при этом до 40 км в день с 300 кг груза на спине, не страдая от жажды.

Развитие умения выделять главное, делать элементарные выводы, опора на практический опыт учащихся.

Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод, на что я хотела обратить ваше внимание?Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. (Все звери различны по размерам, внешнему виду, поведению и обитают в различных средах: воде, земле, на суше, в воздухе).

Учитель. Млекопитающие завоевали все области земли от Северного полюса до берегов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, в воде, в воздухе; во всех природных зонах.

Побуждение  учащихся к деятельности на уроке. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

Учитель. Прочитайте и выполните задание №2 в рабочей тетради.        Учащиеся индивидуально выполняют задание.

Наземная среда

Воздушная среда

Почвенная среда

Водная среда

волк

рысь

белка

летучая мышь

крот

землеройка

кит

дельфин

Развитие взаимоконтроля, взаимопомощи, умения проявлять инициативу. Расширение и активизация словарного запаса, формирование правильной самооценки через оценку учителя и учащихся.

Проверка выполненного задания на доске.  

Учитель. – Что объединяет в одну группу столь разнообразных животных?

Найдем вместе ответ на этот вопрос.

Коррекция и развитие зрительного и тактильного восприятия при наблюдении за живым объектом природы (динамическая пауза); максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

 

Наблюдение учащихся за живым объектом природы.

Развитие умения переносить полученные теоретические знания в практическую деятельность в новой нестандартной ситуации.

Обогащение эмоциональной сферы учащихся, обучение правилам общения с домашними животными с опорой на чувственный опыт ребенка.

 Воспитание нравственных качеств (бережного отношения к животным, доброты, отзывчивости).

В ходе наблюдения отмечают: части тела и покров животного, наличие наружной ушной раковины, когтей, расположение глаз, наблюдают за движением животного.

Коррекция в процессе получения новых знаний.

Развитие умения составления и использования схем, таблиц. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, применение его в жизни.

Рассказ учителя с использованием таблиц и

 схем  презентации. 

 

 - Сделаем основные выводы по внешнему строению млекопитающих:

Слайд «Покровы млекопитающих».

Слайд «Роговые образования».

Слайд «Железы».

Слайд «Положение тела».

Использование приема удерживания поставленной цели, погружение учащихся в природную среду, развитие эмоциональной сферы, демонстрация практической значимости изучения нового материала.

Слайд «Конечности и способы передвижения у млекопитающих».Просмотр видеофрагмента  «Животные открытых пространств».

Слайд «Сектор обзора у разных животных».

Слайд «Общие признаки млекопитающих».

Закрепление нового материала.

Проведение лабораторной работы.

Развитие умения у учащихся планировать свою работу во времени в соответствии с поставленным планом, умения оборудовать рабочее место, применять знания в сходной ситуации.

Учитель. Вы познакомились с общими признаками и особенностями внешнего строения млекопитающих, а теперь прочитайте внимательно план проведения лабораторной работы и приступайте к самостоятельному ее выполнению, используйте текст учебника стр.139. и иллюстрацию «Внешнее строение млекопитающих».Развитие стремления к ЗОЖ, создание психологической разгрузки.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У  КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ. 

Учащиеся выполняют лабораторную работу.

Прием поддержания познавательного интереса к изучаемому на доступности материала. Развитие умения  делать выводы по итогам самостоятельной работы, коррекция выявленных пробелов и неверных представлений.

Проверка выполнения самостоятельной работы учащихся.

Учащиеся называют представленные на слайде

основные отделы тела животного и зачитывают

 вывод по проделанной работе.

Подведение итогов урока.

Выявление качества и уровня

овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции, развитие умения слушать и слышать, умения участвовать в дискуссии.

 Учитель. В начале урока мы поставили перед собой вопрос « - Какая группа животных наиболее высокоорганизованная  и займет самое высшее место?» Как вы считаете, какую группу животных мы поставим на высшее место?

Учащиеся отвечают на вопрос.

 ( Млекопитающие).

Вокруг, насколько хватит глаз,

Венец творенья – высший класс,

Создания процветающие – млекопитающие.

Прием удерживания цели, развитие умения делать самостоятельные выводы.

Вывод из урока.

Развитие умения использования дополнительных источников, получения нужной информации.

Учитель. Какую тему изучали на уроке? Какие животные относятся к млекопитающим? Из каких источников можно получить информацию о млекопитающих? Демонстрация дополнительной литературы

по теме урока.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Рефлексия.

Учитель: задайте себе вопрос и ответьте на него:

«- Что интересного я узнал сегодня на уроке?»

Объявление домашнего задания. 

Реализация        необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

  1. Прочитать текст на страницах 136-140. Ответить на вопросы параграфа.Подготовить рассказ или подобрать материал о любом млекопитающем (по желанию).

Воспитание критичности. Прием демонстрации  адекватности самооценки учащегося оценке учителя.

Выставление оценок за урок.

Поддержка и настрой учащихся на позитивное отношение к окружающим, повышения самооценки учащихся, самоудовлетворения результатами

своего труда.

Учитель. – Благодарю вас, ребята,  за         

добросовестную и активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход учителя-дефектолога, учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы в группе кратковременного пребывания «ЛЕКОТЕКА».

Данная статья является результатом  анализа работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда  ГБОУ Начальная школа-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного а...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однак...

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

«Основные методы и приемы коррекционной работы с детьми-дизартриками»

Консультация для воспитателей группы компенсирующей направленности.1.      Краткая характеристика особенностей детей-дизартриков.2.      Основные этапы исправле...

Дистанционный урок биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих"

Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется  рабочая программа  по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический...

Лабораторная работа по биологии 7 класс «Внешнее строение Млекопитающих»

Презентация. Лабораторная работа «Внешнее строение Млекопитающих»...