Дистанционный урок биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Марченко Татьяна Николаевна

Урок относится к разделу программы «Биология – наука о живом мире». В работе используется  рабочая программа  по биологии для 5- 9 классов, базовый уровень, концентрический принцип разработанная на основе примерной программы авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой В соответствии с примерной программой по биологии, и в соответствии с  ФГОС  основного общего образования.

            Урок был разработан для учащихся дистанционного центра. В  соответствии с  типологией   данный  урок относится к уроку «открытия» нового знания, построенный на основе системно-деятельностного и  проблемно-развивающего обучения, с применением здоровьесберегающих и дистанционных        технологий. Для проведения урока использовалось программное обеспечение Skyp и сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений Learning Apps. Урок проводился в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места.

            Цель урока: Сформировать у учащегося знания о внешнем строении и  прогрессивных чертах класса Млекопитающие.

            На уроке были поставлены образовательная, развивающая и воспитательная задачи, выполнение которых обеспечивало коммуникативную и учебную "включенность" в учащегося.   Предметные, метапредметные и личностные планируемые образовательные результаты были направлены на активную познавательную деятельность учащегося. На уроке сочетались различные методы обучения: проблемно-поисковые, словесные, наглядные, практические, мультимедийные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_t.n._marchenko.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Марченко Татьяна Николаевна,   учитель биологии

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия №2                               им.И.С. Колесникова г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район Муниципальный центр  дистанционного образования  

Россия, Краснодарский край, город Новокубанск

Дистанционный  урок биологии в 7 классе

 по теме "Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих"

Технологическая  карта  урока

Основная часть

Предмет

Биология

Класс

7

Тема урока

Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих

Тип урока:  

Урок «открытия» нового знания

Цель урока:

Сформировать у учащегося знания о внешнем строении и  прогрессивных чертах класса Млекопитающие

Задачи урока:

  •  выяснить, какие характерные черты позволяют объединить представителей млекопитающих в один класс и  дать общую характеристику классу млекопитающие;
  • познакомиться со средами обитания и особенностями внешнего строения млекопитающих;
  • создать условия для развития познавательных мотивов;
  • уметь воспринимать информацию на слух, выделять в ней главное, выделять критерии для сравнения объектов и эффективно их использовать.

Методы обучения

Проблемно-поисковые, словесные, наглядные, мультимедийные

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие;

- обосновывать выводы о более высокой организации млекопитающих по сравнению с представителями других классов;

- сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих. Характеризовать функции и роль желёз млекопитающих.

Метапредметные:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей, отстаивая свою точку зрения;

- приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные :

- формирование познавательного интереса к исследованию природы и осознание ценностей живых объектов;

- воспитать бережное отношение к природе;

- научить объяснять, доказывать  и защищать свои идеи, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.

Универсальные учебные действия

Личностные

- сформировать интерес к окружающему миру,  бережное отношение и  любовь к природе;

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

- формирование умения анализировать информацию;

- умение слушать;

- умение проявлять инициативу;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности;

-  развивать активность

Регулятивные

- научить логически составлять  цепь от простого к более сложному понятию;

- логически анализировать услышанную информацию;

- осознание цели предстоящей работы; умение составлять план предстоящей работы;

- формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

 - умение организовывать самостоятельную работу, нацеленную на успех;

- умение применять полученные знания на уроке в жизненных ситуациях

Познавательные

- формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию;

- формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

- формирование умения слушать и понимать речь других людей;

- умение вовлекать родителей в совместную познавательную деятельность

 Интернет-ресурсы

https://learningapps.org/6860156  

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11089922385957455937&from=tabbar&parent-reqid=

https://learningapps.org/3565536

Оборудование

Компьютер, микрофон, наушники,  интернет, Skype, картинки животных, интерактивные задания в LearningApps.org,  видео "Какие животные Млекопитающие", пластилин. Распечатанный лист с заданиями.

Организационная структура урока

1 этап - Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

     Учитель  приветствует ребенка, узнает о готовности к уроку. 

Представление материала, позволяющего  осуществить переход к изучению нового материала.

     Учитель: Мир животных удивителен и разнообразен. Каждый урок мы узнаем, что-то новое и сегодня тебя ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками  будут: знания, внимание, находчивость. 

Давай вспомним с какими животными мы с тобой уже знакомы и распределим их по классам.

     Задание 1. Соотнеси животных на картинке с классом к которому оно относится.

-Ты верно распределила представителей по их классам, но кота не поместила не в одну группу. Видимо его группы здесь нет?

Учащийся  настраивается на урок.

Рассматривает животных на картинках и распределяеь их по группам, комментируя свой выбор.

 

2 этап - Формулирование темы урока, постановка цели

       Учитель подводит к теме  и цели урока

- Давай попробуем догадаться к какой группе он относится.   К этой группе относится и собака, и коза, и корова. Что общего у этих животных?

- Правильно они вскармливают своих детенышей молоком. Молоко выделяется млечными железами. Так как называется класс к которому этих животных относят (обрати внимание на окончание)?

- Верно Млекопитающие.

- Какая же тема нашего урока?

- Класс Млекопитающие. Внешнее строение млекопитающих

-  Какая цель у нас на этом уроке?

- Изучить внешнее строение млекопитающих.

Отвечает на вопросы, выстраивает логическую цепочку и определяет название класса.

Определяет тему урока, цель и задачи.

Записывает тему урока на лист.

3 этап - Изучение нового материала

        Учитель: В глубокой древности млекопитающие были приручены человеком. Сейчас у многих из нас есть домашние питомцы - кошка или собака, которые живут рядом с нами. Мы заботимся о них, а они дарят нам свою верность и ласку. В современном мире люди уже не представляют своей жизни без них. А все ли мы знаем о тех, кто живет с нами рядом? Можем ли мы правильно ухаживать за своими любимцами, не зная особенностей строения и жизнедеятельсноти их организма? Конечно, нет. Поэтому давай сегодня поближе познакомимся с особенностями строения млекопитающих, и приоткроем тайны в их жизни.

       Млекопитающие — это высшие позвоночные животные,  которые появились на Земле примерно 170 млн лет назад от мелких насекомоядных  предков.  Их насчитывается 4,5 тыс. видов.

       Задание 2. 

      Посмотри на картинки  и назови среды обитания Млекопитающих.

      Постановка проблемного вопроса:

-Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания?

       В строении млекопитающих много признаков, которые отличают их от птиц.  Давай вспомним признаки птиц и сравним их  с млекопитающими,  а для этого выполним задание.

 Задание 3.  Интерактивное задание на соответствие признаков птиц и млекопитающих.  https://learningapps.org/6860156

 Учитель: "Назови признаки характерные для млекопитающих".

Рассматривает картинки и дает ответ.

Отвечает на вопрос.

Выполняет задание, комментируя свой выбор.

 После выполнения проговаривает признаки Млекопитающих.

       Учитель: "Сейчас мы с тобой немного отдохнем и разомнемся вместе с веселыми пандами, также представителями млекопитающих"

       Физкультминутка. Демонстрация видеофрагмента  с сайта https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11089922385957455937&from=tabbar&parent-reqid=

        Отдых 5 мин.

Ребенок по возможности выполняет упражнения.

Отдыхает

        Задание 4.

        Прочитай текст и вставь пропущенные слова.

        На голове хорошо различаются _____________ отделы. Спереди располагается ротовое отверстие, окруженное _________. На конце морды имеется покрытый голой кожей нос с парой носовых отверстий. Ближе к боковым поверхностям головы расположены глаза, защищенные ___________, по наружным краям которых находятся длинные ________. По бокам головы выступают крупные _________, которые поворачиваются в сторону источника звука и позволяют направленно улавливать его. У большинства млекопитающих хорошо развит ________, защищающий организм от резких перепадов температур – от охлаждения и перегрева. В шерсти различают более жесткие и длинные ости и короткие мягкие волоски, образующие _________. Длинные жесткие волоски, расположенные на морде и выполняющие осязательную функцию, называются ________. Звери периодически линяют, меняется густота и окраска шерсти.

        В коже млекопитающих много желез. Кроме сальных, о которых уже говорилось, имеются ___________ Выделяемый ими пот испаряется, охлаждая организм животного. У многих зверей развиты _______________. Важное значение имеют ___________. По этому признаку и произошло название всего класса – Млекопитающие.

        Учитель: "Дальше немного отдохнем и посмотрим видео "Какие животные Млекопитающие".

        Учитель: "Теперь, мы с тобой сможем дать ответ на вопрос, на который пытались ответить вначале урока."

        Решение проблемного вопроса: «Что позволяет млекопитающим занимать господствующее положение на Земле?»

Работает с текстом, пользуясь учебником, читает вслух  и записывает пропущенные слова.

Смотрит фильм.

Высказывание мнения на проблемный вопрос.

Анализирует и делает выводы о прогрессивных чертах организации млекопитающих, учится отстаивать свою точку зрения.

 

4 этап - Закрепление

           Задание 5.

           Интерактивное задание "Внешнее строение млекопитающего" https://learningapps.org/3565536

Подведение итогов и выставление оценки

Выполняет задание, комментируя свой выбор.  

5 этап - Рефлексия (итог урока)

         Учитель: "Я знаю, что у тебя есть друг - кот Пушок, теперь ты знаешь к какой группе животных он относится. Давай позовем маму и вместе с ней слепим из пластилина кота. Если тебе понравился урок, слепи веселого кота, а если нет грустного."

Вместе с мамой лепят из пластилина кота.

6 этап - Домашнее задание

Учитель:

- Изучи  текст параграфа №50, ответь на вопросы в конце параграфа.   

 - Понаблюдай за поведением своего кота.

- Урок окончен, до свидания.

Записывает домашнее задание в дневник.

Библиографический список

        1. Биология: 7 класс; учебник для общеобразовательных организаций/ В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. -М.: Вентана - Граф, 2016. -288 с.

        2. Биология 7 класс Методическое пособие Кучменко В.С., Суматохин С.В.   - М.: Вентана - Граф, 2019. -224 с.

        4. https://learningapps.org/6860156  

            5. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11089922385957455937&from=tabbar&parent-reqid=

            6. https://learningapps.org/3565536


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекционной работы на уроке биологии в 8 классе по теме "Среда обитания и внешнее строение млекопитающих".

На данном уроке использовались приемы деления познавательности на части. Каждая часть урока содержит передачу и прием информации, проверку ее усвоения и коррекцию....

Урок "Млекопитающие. Внешнее строение".

Урок для 8 классаспециальной(коррекционной) школы VIII вида. По учебнику А.И.Никишов, А.В. Теремов "Биология. Животные"....

Урок биологии на тему "Внешнее строение млекопитающих" 8 класс

Особенностей строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов животных....

Лабораторная работа по биологии 7 класс «Внешнее строение Млекопитающих»

Презентация. Лабораторная работа «Внешнее строение Млекопитающих»...

Самостоятельная работа по теме «Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих»

Материал к самостоятельной работе  по теме «Общая характеристика млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих». Задания по типу ВПР....

Урок биологии Тема: «Общие признаки и внешнее строение млекопитающих».

Цель : познакомить учащихся с понятием «млекопитающие», с разнообразием млекопитающих животных. создать условия для поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся с использованием ИКТ....