Урок "Млекопитающие. Внешнее строение".
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Урок для 8 классаспециальной(коррекционной) школы VIII вида. По учебнику А.И.Никишов, А.В. Теремов "Биология. Животные". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Млекопитающие. Внешнее строение.30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Класс Млекопитающие. Внешнее строение».

             В  8 «а» классе 10 человек. По возможностям обучения класс делится на 3 группы.    

В 1 группу входят 2 человека Эти учащиеся наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они успешнее остальных на практике полученные знания.

Во 2 группу входят 5 человек В ходе обучения эти дети испытывают несколько больше трудностей, чем ученики 1 группы. Они нуждаются в помощи учителя.

В 3 группу входят 3 человека Они с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи. Их отличает низкая самостоятельность, они нуждаются в дополнительном объяснении.

Эмоционально-волевая сфера неустойчивая у 4. Они возбудимы, легко и часто отвлекаются, у них снижена работоспособность. В индивидуальной работе с ним требуется использовать особый такт. Возбудимых учащихся – 4, торпидных – 1, относительно сохранной эмоционально- волевой сферы – 5.

             По уровню обученности, в основном все учащиеся находятся на 3 – 4 уровне – уровне понимания и уровня умений и навыков (применение на практике полученных знаний). Три учащихся между 2 и 3 уровнем – воспроизведение – понимание.

По степени самостоятельности: самостоятельно работать могут 2 человека. 6 - помощь принимают, далее могут работать самостоятельно.  2 – нуждаются в постоянной помощи.

             По степени принятия помощи: помощь принимают все учащиеся. Основной вид помощи – направляющая. Принимают также стимулирующую помощь. 2 – «слабых» нуждаются в обучающей помощи.

Мотивация к предмету: У 8 из 10 имеется положительная мотивация к учебе. Могут ставить перед собой цели, стараются их выполнить, с интересом и увлеченно занимаются, помогают друг другу. У 2 – низкий уровень мотивации, равнодушие к учебе, ведут к быстрой потере заинтересованности, низком уровне работоспособности

             Данный урок соответствует рабочей программе.   Это первый урок по данной теме.

        Тип урока – изучение нового материала.

Этапы урока:         1. Организация начала урока.

                                  2. Повторение ранее изученной темы.

                                   Проверка домашнего задания.

                          3. Подготовка к усвоению новых знаний.

                          4. Изучение нового материала.

                          5. Первичная проверка знаний.

                         6. Закрепление знаний.

                          7. Обобщение и систематизация знаний.

                          8. Контроль и проверка знаний.

                          9. Подведение итогов урока.

Классификация методов.

  1. Объяснительно-иллюстративный – учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
  2. Репродуктивный – воспроизведение и применение информации.
  3. Проблемный – учитель ставит проблему и показывает путь ее решения.
  4. Частично-поисковый – дети пытаются сами найти путь к решению проблемы.

Связь с уроками географии, русским языком и развитие речи.

В ходе разработки учебной темы положены элементы информационно-коммуникативных технологий (использование компьютерной презентации) в ходе изучения темы  «Внешнее строение млекопитающих».

Главный источник информации – компьютер. Работа с ним позволяет экономить учебное время, например, учителю нет необходимости писать на доске, возможно, варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае можно заменить текст, рисунок, диаграмму или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

На таком уроке дети меньше отвлекаются. Информация без лишних задержек воздействует на органы чувств: зрение, слух, при этом ученики лучше запоминают, а значит и больше усваивают на  уроке.

Урок «Класс Млекопитающие. Внешнее строение».

Цели.         1. Образовательная. Сформировать представления о внешнем строении и местообитании животных класса млекопитающих.

        2. Коррекционная. Развивать познавательную активность, умение использовать в работе ранее полученные знания.

              Обогащать словарный запас школьников. Создавать условия для речевого общения, преодоления аграмматизмов и недостатков произношения.

        3. Воспитательная. Способствовать формированию понимания бережного отношения к живой природе.

Оборудование. Компьютерная презентация по теме урока; рисунки млекопитающих; карточки с заданиями.

Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.

ДЕВИЗ:

Рыбе – вода, птице – воздух,

зверю – лес, степь, горы.

Человеку нужна Родина.

Охранять природу –

значит, охранять Родину!

Слайд

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята!

Приветствовать рада Вас!

Как в классе светло от сияющих глаз!

Давайте  урок поскорее начнем,

Чтоб исследовать мир, в котором живем!

- Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока…

- Вы догадались, о чем мы будем говорить на нашем уроке? О Родине, о природе, животных, птицах.

№1-3.

  1. Повторение ранее изученной темы.

- Ребята! Какую тему мы изучали на прошлых уроках?  Мы изучали тему «Птицы».  

- Скажите, какие птицы живут в нашей Республике,  в нашем городе? Воробьи, вороны, скворцы, голуби, утки, гуси, сороки, коршуны, кукушки, удоды, сойки, совы и т.п.  

- Посмотрите на картинки, назовите птиц.

- Чем по внешнему строению, они похожи? Их тело покрыто перьями.  

- Дать определение, кто такие птицы? Птицы – единственная на Земле  группа животных, тело которых покрыто перьями.  

- Очень хорошо, садись.

№3.

- Еще раз внимательно посмотрите на картинки, какое животное здесь лишнее? Почему? Корова – она не относится к классу птиц.  

-  Как вы это узнали, чем она отличается от птиц? Ее тело не покрыто перьями. Она не летает.

- Молодцы! Сегодня на уроке мы узнаем, к какому классу относится корова и еще 5000 видов животных.

№4.

III.  Изучение новой темы.

- Как он называется, вы мне скажите, когда выполните задание.    

       Задание. Вставьте вместо цифр первые буквы в словах названиях животных. «Млекопитающие».

№5.

тетрадь

       Объявление темы. Тема нашего урока «Млекопитающие. Внешнее строение».

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

       Цель урока. - Сегодня на уроке мы с вами выясним, каких животных относят к классу млекопитающих, почему их так назвали.

№6.

№7.

№8.

тетрадь

- Корова – это домашнее или дикое животное? Домашнее.

- Какую она приносит пользу человеку? Корова дает молоко, мясо.

- Когда у коровы рождается теленок, чем он питается? Молоком.

- Посмотрите на слово Млекопитающие, как вы думаете это простое или сложное слово? Сложное.

- Из каких двух простых слов оно образовано, вы уже догадались.

                Питается + Молоко = Молоком питается.

- Молодцы! Запишите в тетрадь. Млекопитающие – группа животных, которые выкармливают своих детёнышей молоком.

№9- 10.

- Какие еще животные кормят своих детенышей молоком? Собака, кошка, коза, лошадь и т.д.

- К какому классу относятся все эти животные? Млекопитающие.

№11.

- Домашние животные произошли от диких. Корова или бык – это  домашнее животное, а на какое дикое животное они похожи по внешнему виду? Дикий бык или тур.

№12-13

- Какие еще дикие и домашние животные похожи по внешнему виду? Собака – волк; свинья – кабан; кошка – тигр…

№14.

- Посмотрите внимательно, а что у них общего? Внешнее строение, форма тела, они покрыты шерстью.

- Какие части тела есть у этих млекопитающих, назовите? Голова, уши, шея, глаза, туловище, хвост, конечности.

- Давайте проверим, все ли части тела вы назвали.

             Физкультминутка.

№15.

№16.

№17.

- Что мы уже с вами узнали о млекопитающих?

Вывод:

1. Млекопитающие – группа животных, которая выкармливает своих детёнышей молоком.

2. Мы узнали, что млекопитающие – похожи частями тела: голова, уши, шея, туловище, конечности, хвост.

 - Этим они похожи, а есть ли у них отличия друг от друга? Да. - Какие?

- Кто здесь нарисован: слон – мышь; чем они отличаются друг от друга? По величине, размеру.

- Тигр – жираф (по окраске).

- Кит – белый медведь (по  форме тела).

№18.

- Как вы думаете, от чего это зависит? Питание, местообитание.

Работа по схеме. - Назовите, где встречаются млекопитающие:

Лес – медведь, волк, кабан, лисица, заяц.

Горы - горный козёл, снежный барс, горный баран.

Степь – суслик,  тушканчик, сайгак.

Водоемы – бобр, кит, дельфин.

- Эти животные приспособились к природным условиям в этих природных зонах.

№19

- Чем покрыто тело млекопитающих? У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров (шерсть).

- Чтобы точно узнать, давайте откроем учебник стр. 139 со слов: У большинства млекопитающих… до слов, …а после осенней линьки – густой.

- Какое значение имеет шерсть в жизни животных? В холодное время года защищает от охлаждения,  в жаркое – от перегрева.

№20-21

- Как вы думаете, ребята, если рождается детеныш у млекопитающего, покрыто ли его тело шерстью?

- Давайте найдем ответ на этот вопрос в учебнике. Стр. 138. Почти все  млекопитающие …

 

карточки

- Мы сегодня познакомились с животными класса млекопитающие. Какое животное вам больше всего понравилось?

- Задание: составьте небольшой рассказ – описание понравившегося вам животного.

1 группа – по рисунку.

2 группа – по плану.

3 группа – вставьте пропущенные слова и прочитайте.

            IV. Оценки.

            V. Итог урока.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке? По мере ответа вывесить на доске.

1. Млекопитающие – группа животных, которая выкармливает своих детёнышей молоком.

2.  Мы узнали, что млекопитающие – похожи частями тела: голова, уши, шея, туловище, конечности, хвост.

3. Млекопитающие – отличаются друг от друга по величине, окраске, форме тела.

4. У большинства млекопитающих на теле имеется волосяной покров (шерсть). В холодное время года защищает от охлаждения,  в жаркое – от перегрева.

 №22.

            VI. Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Нарисовать в тетради млекопитающие (любое).

 №23.

            VII. Хочу всё знать.

- Молодцы, ребята в природе так много интересного. Я хочу вас познакомить с некоторыми необычными млекопитающими.

 №24.

Самое большое млекопитающее на нашей планете – это синий кит. Его вес 150 тонн, длина 33 метра.

 №25.

Самое крупное наземное млекопитающее – слон.

Высота 4 метра, вес 12 тонн.

 №26.

Самое маленькое млекопитающее - землеройка.

Длина ее тела менее 5 см, а вес – до 2,5 г.

 №27.

Гепард – самое быстрое млекопитающие.

Он может бегать со скоростью  110 км в час.

 №28.

- Молодцы ребята. Спасибо за урок. Встали, можете идти.

На доске:

  1. Млекопитающие
  2. Выкармливают детёнышей –
  3. Части тела: голова, уши, шея, туловище, хвост, конечности
  4. Отличия: величина, размер, окраска, форма тела
  5. Тело покрыто-
  6. Волосяной покров (шерсть)
  7. Местообитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...