Главные вкладки

    Тема: «Побег. Строение побега». Лабораторная работа №3 « Знакомство с внешним строением побегов»
    методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

    Леонтьева Марина Сергеевна

    Урок по биологии в 5 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx209.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Побег. Строение побега».  Лабораторная работа №3 « Знакомство с внешним строением побегов»

    Тип урока: урок - исследование.

    Цель: На основе знаний об органах растения познакомить учащихся со строением побега.

    Методы:

    • по источнику знаний: словесные, наглядные;
    • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, фронтальный опрос /работа с терминами/;
    • по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, ситуативный анализ.

    Формы организации деятельности учащихся:

    • индивидуальная: самостоятельно определяют тему урока, проблему исходя из темы урока, формулируют цель урока; осуществляют рефлексию.
    • фронтальная: отвечают на вопросы;
    • парная: выполнение лабораторной работы

    Используемые педагогические технологии,

    • технология развивающего обучения;

    Средства обучения: наглядные, словесные, технические.

    Для развития мышления учащихся считаю, что средства обучения необходимо применять комплексно.  Заменять на уроках биологии натуральные объекты объектами виртуальной среды, считаю, неверным. В своей практике во время проведения лабораторных работ использую натуральные объекты.

    В ходе урока по теме “Побег. Строение побега” для достижения поставленной цели мною использованы методы: работа с текстом, поиск учебной информации из источника, организация учебного сотрудничества.

    В ходе лабораторной работы у  учащихся формировались представления о побеге как сложном органе растения, о видах почек. Формировались навыки работы с натуральными объектами.

    Оборудование:

    • Мультимедиа / компьютер/;
    • Компьютерная презентация
    • Рабочие листы 
    • Модель (рисунок) растения;

    ЭОР:

    Уч: Здравствуйте, ребята. Сегодня немного в необычной для вас обстановке мы продолжим знакомиться с самыми удивительными представителями живой природы - Растениями. Растения очень разнообразны. Они отличаются размерами, строением, формами их можно встретить в разных средах обитания.

    Проблемная задача.

    «Один сказочный персонаж лягушка - квакша как-то  заявила о себе: Я растение - потому что  я зеленая». Слайд.

    Ребята, права ли лягушка? Почему.

    Учитель:  Давайте вспомним, что мы уже с вами знаем о растениях.

    Выбрать правильные утверждения

    • Растения растут непостоянно в течение всей жизни.
    • В Царство «Растения» входят только многоклеточные организмы.
    • В клетках присутствует зеленый пигмент хлорофилл.
    • Растения являясь автотрофами способны улавливать и преобразовывать энергию солнечных лучей самостоятельно.
    • К группе цветковых растений относят: сосну обыкновенную, мох кукушкин лен, папоротник орляк обыкновенный.
    • У цветковых растений семена созревают в шишках.
    • К  главным органам растения относят: корень и побег.

    Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие органы образуют растения (2 учащихся к доске).  Создать модель «Главные части растения». (Должна получиться модель с почками, корнем, стеблем, листьями.)

    Уч: загадки.

    1. Часто орган спрятан в почве,

    Для растения важен очень:

    Воду,  соли достает,

    И растение живет.

            (корень)

    1. Разместились мы на нем,

    Очень весело живем:

    Листья, почки дружно.

    Орган,  очень нужный.

    (Стебель)

    1. Проживают на побеге,

    Не только в пазухах листа

    Но и на верхушке – почти всегда

    Что за чудо эти ….?

    1. Он зелёный у цветов,

     Встретить солнышко готов,

     Свеж, изящен, шелковист

    Изумрудный тонкий.. (лист)

    1. Учитель

    Листья и почки на стебле сидят

    Систему ….. назвать Вам велят.

    (Побегом)

    Скобка (показывает побег).

    Учитель:  корень располагается в почве - подземная часть, побег – надземная часть. Слайд Убирает  корень. Слайд 

    Уч-ль:  Ребята, посмотрите внимательно на побег.

    Учитель: что бы вы хотели узнать о побеге?

    Учащиеся отвечают.

    Учитель:  откройте альбомы.

    Дата:

     Тема урока:  

    Ребята, у вас на столах лежат побеги различных растений. Давайте познакомимся с ними. Это побеги: березы, сирени, клена.

    Ребята? А что, мы уже с вами знаем?

    Уч-ся: состоят из стебля, почек, листьев.

    Уч - ль: Расположите побеги на парте и давайте познакомимся с ними. Просмотр фильма «Строение растительной почки».

    Учитель: Что мы узнали? Работа со слайдом. Слайд

    1.  Какие бывают почки? (верхушечная, боковая, пазушная).
    2. Где развивается верхушечная почка?
    3. Где развивается пазушная почка и когда закладывается?
    4. На побеге мы видим еще 2 понятия узел и междоузлие.

    Узел – участок стебля, от которого отрастает лист.

    Междоузлие – расстояние между 2 узлами.

    Слайд (побеги осины). Побеги бывают укороченные и удлиненные.

    Слайд с побегами. Расположение почек на побеге.

    Учитель: Задание определите листорасположение у растений. Слайд.

    Выполнение лабораторной работы «Знакомство с внешним строением растения».

     Работа в парах.

    Инструктивная карточка. В ней таблица. Вместе с учителем записываем название растения. Зарисовываем побег.

     Уч- ся записывают характер расположения.

    Инструктивная карта к лабораторной работе №3

    Тема: «Знакомство с внешним строением побегов».

    Цель: Изучить внешнее строение цветкового и хвойного растения.

    Оборудование: побеги растений (березы, клена, сирени, сосны)

    Задание 1.

    1. Рассмотрите строение побега цветкового растения.
    2. Найдите части побега. Запишите в таблицу основные части побега.
    3. Рассмотрите, как располагаются почки на побеге. Зарисуйте побег в виде схемы.
    4. Определите характер расположения почек на побеге.

    Название растения

    Части побега

    Схема расположения почек на побеге

    Характер расположения

    Задание 2.

    1. Рассмотрите строение побега сосны.

    C:\Users\horosh\Desktop\УРОК2016\в слайд укор побег.jpg

    1. Найдите укороченные побеги, которые несут на себе хвоинки.
    2. Выясните, сколько хвоинок находится на 1 укороченном побеге.
    3. Зарисуйте укороченный побег сосны с хвоинками.
    4. Найдите шишки сосны. Выясните, где располагаются шишки на побеге.

    Название растения

    Количество хвоинок

    Схема расположения хвоинок на побеге

    Сделайте вывод о многообразии побегов у растений.

    Побеги растений отличаются размером, формой, расположением. …………….. бывают ……………………    и укороченные. Побег состоит из стебля, ……….. и листьев.

    Домашнее задание. Биологическая задача.

    Проведено наблюдение за побегами разных растений одного биологического вида. Оказалось, что один побег вырос за год на б см, а другой — на 17 см. Как можно объяснить разницу в величине прироста у этих побегов? Назовите как можно больше возможных причин.

    Физкультминутка.

    Закрепление.

    Задание 1. Мелоежка.

    ……….. - основной надземный орган растения. Участок стебля, на котором развивается лист, называют …………, а расстояние между двумя узлами - …………. Почки могут располагаться на верхушке побега, тогда их называют …………, а могут располагаться в пазухах листа, и тогда их называют …………, или …………. .

    Задание 2. Ловушка.

    1. Как называются зачатки новых побегов?

    а) лист, б) стебель, в) почки, г) цветок.

    2. Как называется участок стебля между двумя соседними узлами?

    а) узел, б) междоузлие, в) почка, г) цветок.

    3. Как называется листорасположение, при котором от узла отходят три листа и более?

    а) мутовчатое, б) очередное, в) внеочередное, г) супротивное.

    4. Как называется участок стебля, от которого отходит лист?

    а) почка, б) цветок, в) междоузлие, г) узел.

    3. Работа на компьютере задание №

    Рефлексия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

    ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

    Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

    Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

    Методическая разработка.Лабораторная работа 6 класс «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

    Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового  растения»,проводится в 6 классе ,при изучении ботаники и является первой лабораторной работой, которую выполняют у...

    Технологическая карта урока Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

    Технологическая карта урока  Лабораторная работа № 3  «Знакомство с внешним строением  побегов растения» УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построенна в соответствиии с требованиями ФГОС....

    Технологическая карта урока Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

    Технологическая карта урока  Лабораторная работа № 3  «Знакомство с внешним строением  побегов растения» УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построенна в соответствиии с требованиями ФГОС....

    Технологическая карта урока Лабораторная работа Знакомство с внешним строением побегов растений

    Технологическая карта урока Лабораторная работа Знакомство с внешним строением  побегов растений...