«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Задачи:

  1. Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_na_temu_vneshnee_stroenie_zemnovodnykh.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Юрина Александра Викторовна

Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии

Тема урока: «Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни;

Развивающие:

  1. Развитие любознательности и познавательного интереса;
  2. Развитие внимательности;
  3. Сформировать умения сравнивать класс земноводных с классом рыб.

Воспитывающие:

  1. Эстетическое воспитание;
  2. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы обучения: 

  1. Словесные: рассказ.
  2. Наглядные: печатные таблицы «Тип хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», скелет лягушки.
  3. Оборудование: ксерокопии лягушек

Тип урока: Изучение нового материала

Структура (элементы) урока с указанием времени:

  1. Организационное начало урока – 1 мин
  2. Изучение нового материала -  20 мин
  3. Лабораторная работа – 15 мин
  4. Организация домашнего задания – 3 мин
  5. Организованный конец урока – 1 мин

Литература для учителя:

  1. Наумов С.П. Зоология позвоночных: Учебник для студентов пед. институтов по биол. спец. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982;
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М: ВАКО, 2004
  3. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и Земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000

Литература для учащихся:

  1. Иллюстрированная  энциклопедия школьника. Зоология. Мир энциклопедий – М., 2006;

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока «Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки».    

Ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – Земноводные.

Земноводные, или Амфибии, - первая немногочисленная группа примитивных наземных животных, сохранивших тесную связь с водной средой и насчитывающая более 2800 видов животных. Слово «Земноводное» («амфибия») означает «две жизни», так как эти существа могут проводить жизнь как на суше, так и в воде. Записывают в тетрадь.

Места обитания земноводных различны, так как я уже отметила выше, что они сохранили тесную связь с водой. Например, некоторые лягушки летом встречаются по берегам водоёмов, здесь они подкарауливают  насекомых, пауков и т.д. Лягушки питаются только подвижными насекомыми. В случае опасности лягушка прыгает в воду и ныряет. Через некоторое время она всплывает и если всё спокойно она выбирается на берег. Активны земноводные лишь в теплое время, а с наступлением холодов они опускаются на дно водоёмов, закапываются в ил и впадают в оцепенение.

Тритоны и жабы зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, норах грызунов, в углублениях почвы.

При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма. Тело земноводного, как и человека, на 70% состоит из воды, но их кожа, в отличие от нашей, пропускает воду.    

Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий.

 - Какая? Как они справляются с этим испытанием?

Кожа с чешуёй – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. У жаб и других земноводных кожные железы выделяют ядовитую слизь, предохраняющую их от врагов. А в результате стали они теми, кто нарушил закон. Кара заключается в том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико.

Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озёрах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определённые участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуляются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды.

А ещё оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, - не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, по камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее четырёх раз.

В воде лягушка передвигается с помощью задних конечностей, между пальцами которых натянута плавательная перепонка, которая служит земноводным тем же, чем ласты водолазам, - они помогают им быстрее плавать, так как при резком вытягивании, выпрямлении задних конечностей лягушка делает сильные толчки. Ребята, а для чего тогда лягушке нужны передние конечности?

Ученик: Лягушка приземляется на передние лапы, а задние тем временем складывает.

Учитель: Правильно. Заметьте, что конечности лягушек слабые и не вполне наземного типа.

Ребята, обратите внимание, что амфибии первыми встали на ноги. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей. Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки. Как и у всех наземных позвоночных, имеются слезные железы, секрет которых смачивает глаза, смывает пылинки и обладает бактерицидным действием. Обратите внимание, что роговица глаз выпуклая (а не плоская как у рыб) и линзовидный хрусталик (а не круглый как у рыб). Интересно, что в воде роговица у амфибий становится плоской.

Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной - барабанной перепонкой – снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний.

Амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели голосовой аппарат. У самцов в углах рта располагаются голосовые мешки (или резонаторы), которые при кваканье раздуваются как пузыри, усиливая звуки. У самок усилителей звука нет. Они лишь тихонько попискивают.

Ребята, запишем в тетрадь вывод: Особенности внешнего строения земноводных зависят от выхода их на сушу и от того, что земноводные ведут водный и наземный образ жизни.

Ребята, самые главные изменения произошли в скелете земноводных. И для того чтобы нам лучше разобраться в этих изменениях проведём лабораторную работу. Записываем в тетрадь название лабораторной работы «Изучение скелета лягушки».  Далее начертите в тетради таблицу, которая называется «Особенности строения и значение скелета лягушки». Чертят таблицу.

«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Название костей

Значение

Череп

Мозговая часть

Кости челюстей

Защита головного мозга

Позвоночник (нет грудной перегородки)

Шейный – 1 позвонок

Туловищный – 7 позвонков

Крестцовый – 1 позвонок

Хвостовой позвонок - уростиль

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

Скелет передних конечностей

Плечо, предплечье, кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев)

Участвуют в передвижении

Пояс передних конечностей

 Парные лопатки, парные ключицы, парные каракоиды

Опора передних конечностей

Скелет задних конечностей

Бедро, голень, стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев)

Участвуют в передвижении

Пояс задних конечностей

Тазовые кости

Опора задних конечностей

Вывод: в связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими конечностями.

Домашнее задание: Параграф 36. Выучить записи в тетради, разукрасить скелет лягушки и вклеить в тетрадь, закончить таблицу.

Лист ученической тетради

11.02.2010    

«Места обитания и внешнее строение земноводных.

Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

«Земноводное» («амфибия») означает «две жизни», так как эти существа могут проводить жизнь как на суше, так и в воде.

Особенности внешнего строения и образа жизни в связи с наземно-водным образом жизни:

  1. Кожа пропускает воду;
  2. Тело покрыто слизью;
  3. Имеются особые железы, предохраняющие кожу от высыхания;
  4. Передвигаются с помощью задних конечностей, между пальцами которых перепонка;
  5. Подвижные веки;
  6. Среднее ухо;
  7. Барабанная перепонка;
  8. Голосовой аппарат;
  9. Выпуклая роговица глаз.

Лабораторная работа

«Изучение скелета лягушки»

«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Название костей

Значение

Череп

Мозговая часть

Кости челюстей

Защита головного мозга

Позвоночник (нет грудной перегородки)

Шейный – 1 позвонок

Туловищный – 7 позвонков

Крестцовый – 1 позвонок

Хвостовой позвонок - уростиль

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

Скелет передних конечностей

Плечо, предплечье, кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев)

Участвуют в передвижении

Пояс передних конечностей

 Парные лопатки, парные ключицы, парные каракоиды

Опора передних конечностей

Скелет задних конечностей

Бедро, голень, стопа (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев)

Участвуют в передвижении

Пояс задних конечностей

Тазовые кости

Опора задних конечностей

Вывод: в связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими конечностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среда обитания и внешнее строение земноводных

Среда обитания и внешнее строение земноводных...

Презентация к уроку "Внешнее строение и места обитания земноводных"

Презентация к уроку зоологии в 7 классе, УМК под редакцией Пономарёвой....

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний....

Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.

Урок биологии в 7 классе с использованием компьютерной презентации. Автор: Торутева Е.Н., учитель биологии "МБОУ Сергачская СОШ №5"...

Урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"

Открытый урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"...