Среда обитания и внешнее строение земноводных
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Среда обитания и внешнее строение земноводных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_zemnovodnye.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

« Среда обитания и внешнее строение земноводных»

Учитель биологии

Сарычева О.А.

 

Урок « Среда обитания и внешнее строение земноводных»

Цель: познакомить учащихся со средой обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки и жабы;

Задачи:

1. Дать понятие  учащимся о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки и жабы;

2. Воспитание бережного отношения к природе;

3.  Коррекция речи, мышления.

Оборудование: 

Таблицы: лягушка, жаба, тритон

Презентация к уроку

Используемые материалы: Ребусы, кроссворды, загадки, пословицы

Индивидуальные карточки

Рабочие тетради

Словарная работа:

Земноводные

Лягушка

Жаба

Тритон

Структура и основное содержание урока.

I. Организационный этап

Приветствие;

Проверка готовности к уроку;

Организация внимания

II. Изучение нового материала

Беседа

  - На какие 2 группы по наличию костного скелета делятся животные? (Позвоночные и беспозвоночные)

Работа с учебником. Задание:

Откройте «Содержание» в конце учебника.

Какие группы позвоночных животных мы изучили?   (Рыбы.)

Какую следующую группу животных мы будем изучать?  (Земноводные)

Какую стр. в учебнике нам надо открыть?    (стр. 72)

Тема нашего урока «Среда обитания и внешнее строение земноводных»     Слайд 1

Словарная работа      

земноводные  сложное слово. Корни связаны соединительной гласной о.

Лягушка

Рассказ учителя

Земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше  

        слайд 2

К земноводным относятся разные виды лягушек, жаб, тритонов и других животных.        Слайд 3-4

У земноводных голая и влажная кожа.

    Земноводные обитают:

 В водоёмах

Во влажных местах: под камнями, корягами, во мху

В тропиках, где влажно и тепло                                                                

Мало земноводных в пустынях и совсем нет их в Арктике и Антарктике                      слайд 5

В: Как выдумаете, от каких факторов среды зависит активность лягушек?              Слайд 6

Они не переносят сухости воздуха и низкой температуры.                      Слайд 7

На доске

 Загадка:

-И в лесу мы и в болоте,
Нас всегда везде найдете,
На поляне, на опушке
Мы зеленые :..(лягушки)

Учитель: Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь?

Внимательно слушайте мой рассказ, для того, чтобы ответить на вопросы             слайд 8 

В каких местах встречается?
Чем питается?
Как передвигается?
Какие особенности имеет кожа?

Рассказ учителя о лягушке                                                                                                 слайд 9

Внешнее строение                                                                                                                    слайд 10-11

Работа у доски

Вопрос: Чем отличается лягушка по внешнему строению от рыбы?

Задание:

Выберите сведения о рыбе и о лягушке.

Тело разделено на голову, туловище и хвост;

Тело разделено на голову, туловище;

Имеются плавники;

Имеются две пары ног;

Снаружи тело покрыто чешуёй;

Кожа голая, покрыта слоем слизи;

Физминутка

Работа в тетради: Задание №1

Прочитайте задание.

Напишите на указателях названия частей тела и органов лягушки.

При выполнении задания пользуйтесь рис.50 в учебнике

Работа по индивидуальным карточкам

Работа у доски по картине

Вопрос:  Из каких частей состоит тело лягушки или жабы?

Ответ: Тело состоит из головы, туловища, передней и задней конечности.

Какие органы находятся на голове?

Работа в тетради. Задание 4                                                                                        слайд12

Вопросы для сравнения

Зелёная лягушка

1. В каких местах встречается?

В реках, озёрах, прудах, по берегам водоёмов

2. Чем питается?

Комарами

3. Как передвигается?

На суше прыжками, в воде плавает

4. Какие особенности имеет кожа?

Голая и влажная

Работа с текстом учебника. Задание:

При чтении текста  об образе жизни жабы,  найдите ответы на вопросы для заполнения таблицы.

Работа в тетради:

Сравните между собой двух земноводных. Данные занесите в таблицы                  Слайд 13

Вопросы для сравнения

Зелёная лягушка

Серая жаба

1. В каких местах встречается?

В реках, озёрах, прудах, по берегам водоёмов

В садах, на огородах, в лесу

2. Чем питается?

Комарами, мошками

Вредителями  культурных растений

3. Как передвигается?

На суше прыжками, в воде плавает

Мелкими прыжками, ползают по земле

4. Какие особенности имеет кожа?

Голая и влажная

Сухая

Задание:

Перечислите признаки, сходные у лягушки и жабы.

Тело состоит из головы, туловища, передней и задней конечности.

На голове находятся глаза, барабанная перепонка, рот.

Охрана земноводных

Почему нужно охранять лягушек и жаб? (Они уничтожают вредителей культурных растений, насекомых (комаров).

 Чтение стихотворения.

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу и не засорять водоемы!

Земноводные, живущие на территории Кузбасса                                                    Слайд 14

Лягушка озёрная, лягушка остромордая, сибирская лягушка, серая жаба.

О них можно прочитать в книге Леонида Соловьёва «Книга о природе Кузбасса».

III. Закрепление изученного материала.

Беседа:

Каких животных называют земноводными?

Какие животные относятся к земноводным?

Какое значение в природе имеют земноводные?

Задание:

Прочитайте названия животных. Решите, кто из них  лишний. Подчеркните лишнее животное одной чертой.

Объясните, почему это животное лишнее?

А). зеленая лягушка, серая жаба, речной окунь;

Б). тритон, зелёная лягушка, серая жаба.

Работа в тетради: Задание №2

Вставьте пропущенные слова в текст о среде обитания и образе жизни земноводных.

Дополните предложения:

К земноводным относятся _лягушки, жабы, тритоны. Живут земноводные в водоёмах и на суше . Передвигаются земноводные  при помощи ног.  Питаются земноводные   насекомыми. Они ловят добычу при помощи языка. Кожа у земноводных   голая, влажная. С помощью кожи они могут дышать растворённым в воде кислородом. Земноводные  - полезные животные. Они уничтожают  вредителей. Земноводными питаются  птицы (аисты, цапли, журавли).

Итог: Выставление оценок.

Оценка урока учащимися:

– Что понравилось на уроке? Почему?

Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"

Открытый урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"...