Урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Дементеева Елена Николаевна

Открытый урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_zemnovodnye.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Места обитания и внешнее  строение земноводных.

Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше.

Задачи урока:

познавательная: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать речь, обогащать активный словарный запас;

формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом.

воспитательные:развить чувства прекрасного, воспитать бережное отношение к живому;

формировать основы экологического сознания.

Ход урока

  1. Организационный момент

«Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и себе, пожелаем друг другу удачи, начав наш урок с хорошим настроением».

(Раздаются заранее приготовленные листки бумаги)

«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».(слайд 1)

  1. Актуализация знаний

    Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не указала тему нашего урока. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Подсказок будет три. После каждой подсказки, вы в течение нескольких секунд обсуждаете в парах возможные варианты ответов. Выбираетеоднуточку зрения, фиксируете на листках после обсуждения.(слайд 2)

   Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).

    Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также они служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено 2 памятника.

           Итак, о ком идет речь? (действительно речь пойдет сегодня о земноводных.)

 Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

   Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения.

   Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Тема урока(записывается в тетрадь и на доску): «Места обитания и внешнее  строение земноводных.» (слайд 3)

  1. Изучение нового

   Давайте сформулируем вопросы, которые уже были заданы, но мы не смогли дать на них исчерпывающие ответы. Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.  Вопросы были заданы в подсказках, нам осталось только их сформулировать.  Давайте вспомним подсказки:

- Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным?

- Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки?

- Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что?

-  Какова цель нашего урока?

Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.

(слайд 4) Около 300 млн лет назад влажный климат Земли стал меняться. Участились засухи, мелели прогретые солнцем водоёмы. Из-за массовой гибели и гниения пышной водной растительности в воде становилось всё меньше кислорода. Населявшим мелководья рыбам пришлось туго, многие погибли, лишь некоторым удалось приспособиться. Они научились заглатывать воздух, высовываясь из воды. Иногда приходилось вообще выбираться на сушу, чтобы отыскать ещё не пересохший водоём, или в поисках пищи. Так на Земле появился класс животных, которых учёные стали называть земноводными.

 – Почему их так называют? Найдите на стр. 174 определение понятию Земноводные. (группа позвоночных животных, сохраняющая тесную связь с водной средой)

Земноводные в переводе с греческого означает «двоякодышащие». В процессе дыхания у этих животных участвуют лёгкие и кожа. Если мы проведём анализ слова «земноводные» с точки зрения русского языка, то увидим, что оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода). Жизнь этих животных связана и с землёй, и с водой  (слайд 5)  

       Давайте познакомимся с ними поближе. На карточке № 1 рассмотрите виды животных, которые включает класс Земноводные. (слайд 6) По каким признакам можно разделить животных в группы?

Земноводные (слайд 7)

                             Отряд Бесхвостые    Отряд Хвостатые      Отряд Безногие

                              (лягушки, жабы)        (тритоны)                     (червяга)

Есть земноводные бесхвостые – с представителями данного отряда вы познакомитесь просмотрев слайды. При просмотре постарайтесь запомнить и записать их (лягушки, жабы, и др.),  есть хвостатые (при просмотре так же сделайте записи) - это тритоны. и др., а есть безногие – у представителей данного отряда отсутствуют передние и задние конечности, передвижение червеобразное(кольчатая червяга).

На земном шаре сейчас живёт около 3 тысяч видов земноводных. Они населяют все материки, кроме Антарктиды, вплоть до полярных границ. Их можно встретить в лесах и болотах, в любых пресноводных водоёмах, в степях и даже в пустынях, если там пробивается хотя бы крохотный родник или ручеёк. Они одинаково хорошо чувствуют себя и в воде и на суше. Весной они уходят в воду. Здесь происходит их размножение, развитие икры, здесь же проходит их детство. Но, как только молодое поколение подрастает, у земноводных возникает тяга к суше и они покидают родную стихию ради другой. В этот период земноводных можно встретить очень далеко от водоёма. Одни из этих животных научились плавать или рыть ходы под землёй, другие – лазить по деревьям, совершать планирующие прыжки.

 Рассмотрим внешне строение земноводных на примере лягушки. (слайд 8) Её тело состоит из головы, туловища, передних конечностей(состоит из плеча, предплечья и кисти) и задних конечностей(из бедра, голени, стопы). На голове у лягушки есть глаза, нос, рот. Глаза - крупные, выпуклые, защищены прозрачными веками от высыхания и загрязнения. Носом они дышат. Рот им нужен, чтобы питаться и издавать звуки. Каждый из вас, наверняка, слышал звуки, издаваемые лягушкой и я еще раз предлагаю их послушать( видео).  Голая, всегда влажная кожа земноводных у многих вызывает неприязнь. Кожа земноводных дышит только будучи влажной. В ней много желёз, которые вырабатывают вещества для увлажнения кожи. Спасаясь от иссушения, земноводные предпочитают сырые места, а многие из них время от времени возвращаются в водоёмы.

Чтобы передвигаться по суше земноводные обзавелись конечностями.(Слайд 9) А появление лап и ног потребовало в свою очередь развития мощной мускулатуры. Лягушки – чемпионы по прыжкам среди позвоночных животных. В момент прыжка сильные мышцы быстро сокращаются и все суставы задних лап распрямляются. Толчок оказывается достаточным, чтобы подбросить тело вперёд и вверх. А короткие передние лапы амортизируют удар во время приземления. Лягушки прекрасно плавают, благодаря развитым плавательным перепонкам между пальцами.

 Все земноводные в детстве – травоядные(слайд10), а во взрослом состоянии – хищники. Их главное орудие – язык: он прикреплён во рту не задним концом, как у других позвоночных животных, а передним. При виде добычи лягушка выбрасывает в её сторону свой длинный язык, который при этом раскладывается на подобии перочинного ножика. Жертва прилипает к его кончику и затягивается в лягушачью пасть. А вот проглотить её помогают … глаза. Время от времени они погружаются внутрь головы и проталкивают добычу в пищевод.

Успех такой охоты часто зависит от умения спрятаться. Поэтому большинство земноводных имеют покровительственную окраску.(слайд 11)

Первичное закрепление пройденного материала.

     Мы свами рассмотрели внешнее строение лягушки. Еще раз посмотрите на экран, вспомните, постарайтесь запомнить все части тела лягушки, затем самостоятельно каждый на своих карточках укажите части тела лягушки.(слайд12-13)

   - Все справились с заданием? А сейчас поменяйтесь с соседом и сверти с экраном.

После плодотворной работы необходимо отдохнуть.

 Физкультминутка.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо, влево, наклонялись

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям физкульт-привет!

Ну, как? Отдохнули? Будем работать дальше! И постараемся как можно больше узнать о представителях данного Класса Земноводные. А помогут нам в этом сообщения, которые вы подготовили. После прослушивания сообщения вам будет необходимо заполнить следующую таблицу(слайд 14):

Лягушка

Жаба

Образ жизни

Особенности строения конечностей

Особенности кожи

  1.  На Земле живёт 550 видов лягушек. Нет их только в Арктике, Антарктиде, Австралии, и на юге Америки. У всех лягушек лапы длинные с перепонками между пальцами, позволяющие хорошо прыгать и отлично плавать. Питаются они в основном насекомыми. В России чаще всего встречаются озёрная, травяная и остромордая лягушки. Самая крупная из них - озёрная. Представители этого вида так велики, что могут проглотить даже мелкую птицу. Живут озёрные лягушки всегда около воды. А вот травяную и остромордую лягушек можно найти в водоёме только во время размножения: потом они переселяются в леса, на луга, в болота и живут там до осени. Лягушки ведут дневной образ жизни. В России климат холодный, поэтому лягушки на зиму впадают в оцепенение и прячутся до весны в прелых листьях или на дне незамерзающих водоёмов. Самая крупная из лягушек – голиаф, живёт в Африке. Её длина – 32 – 33 см, и вес – 3,5 кг.

 Летом в деревнях нередко сажали лягушку в бидон с молоком, чтобы оно не скисло. Постоянно влажная, покрытая слизью кожа земноводных – прекрасная среда для микроорганизмов. Войну с микробами земноводные ведут с помощью отравляющих веществ. Слизь, которую выделяют кожные желёзки, содержит убивающие бактерии вещества. Поэтому молоко действительно лучше сохраняется.  (слайд 15)

  1.  Жабы покрыты сухой кожей с бугорками – желёзками, выделяющими едкие вещества, они не опасны для человека. Те, кто считают, что от прикосновения к жабам на руках появляются бородавки – не правы. Слабый яд может вызвать раздражение слизистой оболочки, поэтому, дотронувшись до жабы, лучше вымыть руки. Зато яд прекрасная защита от хищников: не всякая птица или зверь отважится схватить жабу, а если и схватит по ошибке или по неопытности, то тут же выплюнет. Самая известная жаба Южной и Центральной Америки – ага. Её рост – 25 см позволяет ей охотиться не только на насекомых, но и на лягушек, ящериц и даже мышей. Её использовали для борьбы с вредителями сахарного тростника.

Задние лапы у жаб короче, чем у лягушек, поэтому они плохо прыгают и чаще передвигаются шагом. Днем они прячутся в различных укромных местах, и только после захода солнца отправляются на поиски добычи. Жабы прекрасно видят в темноте, а днем зрачки у них превращаются в узкие, щёлки, защищая глаза от яркого света, как и у других ночных хищников.

В средней полосе встречается серая жаба.

 В 19 столетии в Париже существовал специальный рынок, где французские крестьяне и садовники сотнями покупали жаб, чтобы выпустить их в свои сады и на поля. Ведь жабы истребляют огромное количество слизняков, насекомых и их личинок, тем самым помогая людям сберечь урожай. (слайд 16)

    Проверим правильность заполнения колонок(слайд 17)

Лягушка

Жаба

Образ жизни

Лягушки ведут дневной образ жизни, на зиму впадают в оцепенение и прячутся до весны в прелых листьях или на дне незамерзающих водоёмов

Днем они прячутся в различных укромных местах, и только после захода солнца отправляются на поиски добычи

Особенности строения конечностей

лапы длинные с перепонками между пальцами, позволяющие хорошо прыгать и отлично плавать

     Задние лапы у жаб короче, чем у лягушек, поэтому они плохо прыгают и чаще передвигаются шагом

Особенности кожи

Постоянно влажная, покрытая слизью кожа

покрыта сухой кожей с бугорками

  1.  В природе есть хвостатые земноводные – углозубы, саламандры, тритоны. Они постоянно или большую часть года живут в водоёмах. У них есть конечности – лапы для передвижения по суше. В нашей стране за полярным кругом встречается сибирскийуглозуб. Южная граница его обитания совпадает с границей вечной мерзлоты. (слайд 18)

У большинства саламандр довольно длинный хвост и сильные лапы без плавательных перепонок.

У всех тритонов тело немного сплющено с боков. Ноги у этих земноводных короткие и слабые, поэтому животное в воде проворнее, чем на суше. Начиная «заплыв» тритон закидывает передние лапы за спину и пользуется ими как рулями. Движение вперёд обеспечивает хвост. В европейской части России наиболее часто встречаются гребенчатый и обыкновенный тритоны. Днём они скрываются под упавшими деревьями в трухлявых пнях и норах, старой листвой, а ночью выходят охотиться на многоножек, дождевых червей, гусениц, клещей. Зимуют тритоны на суше небольшими группами в кучах листвы, норах, подвалах, погребах неподалёку от тех водоёмов, в которые они переберутся весной.

   Очень подробно и интересно нам рассказали ребята о некоторых представителях Класса Земноводные. Какое же значение в природе и жизни человека он имеет? Об этом мы узнаем и постараемся выделить главные из сообщений одноклассников

Значение земноводные в природе и жизни человека.

  1. Еще в древности люди использовали яд жаб и лягушек для смазывания стрел. Яд большинства земноводных безопасен для человека, но для мелких животных и птиц смертелен. Также некоторые яды применяются в медицине.

Земноводные приносят неоценимую пользу сельскому хозяйству. Среди вредителей, уничтожающих урожай прямо на корню, первое место принадлежит насекомым. Подавляющее большинство лягушек, жаб и саламандр питается насекомыми, некоторые охотно уничтожают моллюсков, наконец, самые крупные земноводные не брезгуют и грызунами.

Земноводные, в отличие от птиц, малочувствительны к ядам, поэтому не отказываются от ядовитых, имеющих неприятный запах или ярко, точнее пугающе окрашенных насекомых. Не отказываются они и от мохнатых гусениц, которых подавляющее большинство пернатых есть избегает.

Лягушки и саламандры охотятся в любое время суток. Они приносят заметную пользу тем, что уничтожают ночных насекомых, недоступных птицам. К числу ночных врагов растений относятся слизни. Это всеядные существа. Они поедают рожь, пшеницу, клевер, вику, горох, тыкву, морковь, капусту, картофель, табак, мандарины и лимоны. Они проникают в парники и теплицы, на земляничные плантации и бесчинствуют там, когда урожай уже созревает, и применять химию уже больше нельзя. Земноводные не чураются слизней, а жаб можно отнести к числу их наиболее активных врагов.

Велика роль земноводных в экологических системах.

  1. Многие виды лягушек и саламандр вполне съедобны и служат превосходным питательным продуктом. Они входят в меню жителей многих стран, в том числе и Европы. По этой причине их выгодно разводить и использовать как пищевой объект.

В некоторых странах численность земноводных, в частности лягушек, из-за неумеренного их отлова сильно уменьшилась. В нашей стране истребление земноводных запрещено законом.

В некоторых чрезвычайно редких случаях амфибии могут причинять вред. Лягушки-быки наносят существенный ущерб прудовым хозяйствам. Другие виды не вредят рыбному хозяйству.

Большую пользу приносят озерная и прудовая лягушки. Значительную часть их рациона составляют хищные водяные жуки и их не менее хищные личинки, которые питаются мальками рыб. Таким образом, в наших хозяйствах лягушки полезны тем, что уничтожают злейших врагов рыбной молоди.

Земноводные в науке.

  1. Кожа лягушек и жаб выделяет вещества, некоторые из которых уже давно используются людьми. Это яды. В дозированном виде яды, как известно, могут быть и целебными. В старинных восточных рецептах упоминаются яды, собираемые с кожи некоторых жаб. В наше время особый интерес ученых обращен на лягушачьи яды, способные снижать кровяное давление человека, расширять сосуды, возбуждать дыхание и кровообращение, губительно действовать на гельминтов, ускорять заживление ран и предохранять их от нагноения.

В настоящее время с помощью амфибий изучают генетический аппарат клетки, вопросы регенерации органов, совместимости тканей и многое другое. Отметим только, что первая успешная пересадка сердца у лягушки была сделана еще 53 года назад советским ученым Н. П. Синицыным. Его подопечные с пересаженным сердцем благополучно жили по многу лет и оставались практически здоровыми.

В Париже (слайд 19) у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые услуги этого терпеливого малоприметного создания, излюбленного объекта физиологических и фармакологических исследований. Второй памятник установлен в Токио (слайд 20).

Настало время вернутся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

 - Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным?

 - Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки? (слайд 21)

 - Какие памятники лягушкам поставлены, где и за что?

Итак, можно сделать вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.

    Оцените свое самочувствие, свою работу по 10-тибальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение.

  1. Д/З:  § 36 (слайд 22)

Задание по выбору:

1) Исследовательское: подготовить сообщение о земноводных, живущих в Липецкой области.

2) Творческое (на выбор):

1. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.

2. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

3) Предположите, откуда пошло слово “лягушка”. Найдите корень в этом слове, если вы затрудняетесь с ответом.

(Ученики могут предположить от слова “лягать” – ударять. Слово “ляга” - нога, бедро. “Лягать” - ударять ногами. Владимир Даль в своем знаменитом словаре отмечал: “лягать” – ходить прыжками, то есть прыгать как лягушка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода, как среда обитания земноводных

Земноводные или амфибии Амурской области относятся к группе наименее изученной среды позвоночных животных. Они скрытны, не так привлекательны, как рыбы, птицы и млекопитающие, с ними связана мно...

Среда обитания и внешнее строение земноводных

Среда обитания и внешнее строение земноводных...

Презентация к уроку "Внешнее строение и места обитания земноводных"

Презентация к уроку зоологии в 7 классе, УМК под редакцией Пономарёвой....

Урок-исследование Земноводные, внешнее строение и среда обитания.

Урок в режиме развивающего обучения, урок исследование, решение проблемных ситуаций, постановка цели, формулировка гипотезы, доказательство земного и водного существования земноводных, их при способле...

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

разработка урока Среда обитания и строение тела земноводных

Среда обитания и строение тела земноводных...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...