Урок-исследование Земноводные, внешнее строение и среда обитания.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Шевченко Наталья Витальевна

Урок в режиме развивающего обучения, урок исследование, решение проблемных ситуаций, постановка цели, формулировка гипотезы, доказательство земного и водного существования земноводных, их при способление к воде и суше, исследовательская лабораторная работа" внешнее строение лягушки", живой обьект-шпорцевая лчягушка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Методы, приемы.

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм, настрой на урок. Приветствует учеников, создает доброжелательную атмосферу в классе.

Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Витальевна, я учитель биологии.

Самоопределение к деятельности, приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.

Педагогическое наблюдение.

2.Актуализация знаний.

Выявление уровня знаний биологических понятий.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок.  Я приглашаю вас отправиться со мной   в познавательную экспедицию.

А вы знаете, что такое экспедиция?

Экспедиция – это путешествие с целью исследования.

Объектом нашего исследования будет животное, внешний облик и образ жизни которого, позволил людям изобрести эти 3 необходимые в обиходе вещи: (ласты, фары, камуфляжная форма).

О каком животном идет речь?

Где можно встретить лягушку?

К какому классу можно отнести животных, обитающих на земле и в воде?

Отвечают на вопросы учителя:

Когда ученые путешествуют и изучают природу, животных…..

Лягушка, жаба…

В траве, в воде, на земле.

Земноводные.

Фронтальная работа.

3.Определение и формулировка темы урока.

Каким будет название нашего урока?

Запишите тему урока: Земноводные. Среда обитания и внешнее строение.

Отвечают на вопрос учителя: Земноводные.

Записывают тему урока.

Обмен мнениями.

4. Постановка учебной проблемы, формулировка гипотезы.

Прочитайте определение понятия «Земноводные».

Земноводные-первые выходцы на сушу, сохранившие признаки водных животных.

В этом предложении есть слова с противоположным значением, определите, какие это слова.

Правильно.

Давайте познакомимся с данными таблицы и сравним показатели воды и суши.

Показатели среды.

Вода.

Суша.

Доступность кислорода.

Количество растворенного в воде кислорода относительно невелико.

Количество кислорода постоянное, а доступность неограниченна.

Испарение воды с поверхности тела.

Испарения нет, избыток влаги.

Существенное испарение, особенно при низкой температуре.

Температурный режим.

Температура практически не изменяется.

Температура изменяется в течении суток и по сезонам года.

Прозрачность среды

 ( видимость).

Небольшая.

Большая.

Вес тела в воде.

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой.

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести.

 Формулирует учебную проблему:

Ребята, как вы  считаете,  какие задачи, связанные с особенностями строения, должны были решать земноводные при выходе на сушу?

Заслушивает ответы учащихся….

Корректирует ответы учащихся: 

Молодцы, а теперь обратите внимание на слайд.

Все ли задачи мы перечислили?

Обращает внимание  учеников на слайд с правильными ответами:

  1. С помощью чего дышать? Кислородом воздуха?
  2. Проблема высыхания кожи.
  3. Изменение характера передвижения. Как передвигаться по суше?
  4. Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
  5. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
  6. Перенесение неблагоприятных факторов среды.

Помогает сформулировать гипотезу:

Ребята, какой вывод о приспособлениях земноводных к новой среде  можно сделать?

Таким образом, мы сформулировали гипотезу: У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде.

Отвечают на вопросы учителя: 

Суша и вода.

Знакомятся с данными таблицы.

Отвечают  на  вопрос: Земноводные должны иметь конечности для передвижения по суше, дышать легкими, переносить перепады температур, потерю влаги с поверхности кожи.

Отвечают на вопрос, или формулируют вывод вместе с учителем:  Должны появиться новые органы.

 Создание проблемной ситуации, обмен мнениями.

5.Целеполагание.

Подумайте, какую цель мы поставим перед собой, отправляясь в научную экспедицию? Что нам предстоит изучить?

Дополняет ответы учащихся:

Изучить особенности внешнего строения земноводных, доказать взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания.

Формулируют цель: Изучить особенности внешнего строения земноводных, доказать взаимосвязь строения животных с водной и наземно-воздушной средой обитания.

Определение цели, формулировка гипотезы. Обмен мнениями.

6.Построение проекта выхода из затруднения.

Организует работу для определения средств и способов решения проблемы. Знакомит с правилами работы в группе.

Для этого мы выполним небольшую исследовательскую работу:

« Изучение особенностей  внешнего строения лягушки, как следствие  приспособления к водной и наземной среде обитания».

Задачи исследования: Перед вами находится объект исследования - живая шпорцевая лягушка. Вам необходимо:

- пронаблюдать за ее движениями в воде,

-выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше.

Правила работы с живым объектом: Ребята, что бы потрогать лягушку, во избежание фос-мажорных обстоятельств, рекомендую вам аккуратно помещать руку в баночку, второй прикрывая отверстие с помощью крышки. Баночку, потом, рекомендуется держать закрытой.

А начнем работу со знакомства с правилами работы в группе: Работать вы будете в парах.

- будьте вежливы;

-корректны;

-старайтесь выслушивать оппонента.

Ребята, на ваших столах лежат учебники и карточки с заданиями, в которые вы будете вписывать результаты своей работы. Результатом исследования будет таблица, которую мы должны заполнить, исходя из выводов, которые вы сформулируете сами.  На работу отводится 5 минут.

Карточки с заданиями для каждой группы:

№1.Рассмотрите внешний вид лягушки. Прочитайте текст (глава 9; стр.175-176, внешнее строение лягушки), ответьте на вопросы, подготовьте выступление.

1).  На какие отделы можно поделить тело животного?

2). Проследите за тем, как передвигается лягушка в воде.

3). Почему задние ноги лягушки больше передних? Как передвигается лягушка на суше? Найдите плавательные перепонки между пальцами ног, какова их роль?

4). Приспособлением, к какой среде обитания является наличие массивных задних ног? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие плавательных перепонок между пальцами ног?

Внесите свой ответ в таблицу: (впишите особенности строения, которые вы выявили).

Приспособление к водной среде обитания.

Приспособление к наземной среде обитания.

Наличие плавательных перепонок.

Наличие массивных задних ног.

№2. Изучите внешнее строение лягушки. Найдите голову, туловище, конечности. Прочитайте текст учебника (§36, стр. 175,  места обитания, внешнее строение).

1) Широкое и короткое тело лягушки лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище. Приспособлением, к какой среде обитания, является обтекаемая форма тела животного?

2). Рассмотрите голову лягушки, найдите рот. Какой у нее язык? Как питается лягушка?

3).  Можно ли проглотить сухую еду? У лягушки в отличие от рыб есть слюнные железы, выделяющие слюну. Какова их роль в процессе питания? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие длинного липкого языка и  слюны в ротовой полости лягушки?

Выясните, какие особенности строения помогли лягушке приспособиться к  водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу: ( впишите признаки, особенности строения, которые вы выявили).

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Обтекаемая форма тела.

Длинный липкий язык, слюнные железы.

№3. Прочитайте текст учебника (глава 9; стр. 175, 1 абзац;  стр.176, 2 абзац). Изучите кожу лягушки. Потрогайте лягушку руками ( осторожно, лягушка может выпрыгнуть)!

1). Чем покрыта кожа лягушки?  Как изменился внешний вид кожи лягушки в связи с выходом на сушу?

2). Какие органы на теле лягушки выделяют слизь? Вспомните, какую роль играет слизь на теле рыб в воде?  Какую роль играет слизь на теле лягушки?  Почему лягушка обитает в местах повышенной влажности?

3). Докажите, что слизь на коже - это признак водного животного. Какие  органы лягушки принимают участие в дыхании на суше? Приспособлением, к какой среде обитания они являются?

Выясните, какие органы лягушки указывают на приспособление к водной и наземной среде обитания. Занесите ответ в таблицу:

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Голая кожа, покрытая слизью.

Кожное дыхание, легкие.

№4.Прочитайте текст  (глава 9; стр.176, 3 абзац). Изучите органы чувств лягушки.  

1). Найдите глаза.  Какие они?  Какую функцию выполняют веки и слезные железы?

2).  Ухо земноводных состоит из 2 отделов: внутреннего и среднего. В среднем ухе находится барабанная перепонка. Роль барабанной перепонки заключается в передаче вибрации воздуха, звука.  Какова роль усложнения в строении уха, в связи с выходом на сушу?

3). Почему глаза и ноздри лягушки находятся на возвышении? Приспособлением,   к какой среде обитания относится данный признак?

 ( §36.стр. 175,раздел: места обитания). Приспособлением, к какой среде обитания является появление барабанной перепонки, подвижного века и слезных желез?

 Определите признаки водного и наземного существования животного. Занесите ответ в таблицу: ( впишите названия органов).

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Глаза и ноздри на возвышении.

Слезные железы, подвижные веки, среднее ухо и барабанная перепонка.

№5.  Прочитайте текст учебника  (глава 9. стр. 174, общая характеристика земноводных). Изучите внешний вид лягушки.

1).Рассмотрите рисунок с изображением рыбы, головастика и взрослого земноводного. Кем является головастик? Черты строения,  какого животного он сохранил? В чем это проявляется? О чем это может свидетельствовать?

2). Прочитайте дополнительную информацию о способах развития животных (карточка), какой тип развития характерен для земноводных? Почему?

3). Выясните, какая особенность земноводных, касающаяся размножения является приспособлением к водному существованию? Ответ внесите в соответствующую колонку таблицы.

Занесите ответ в таблицу: (впишите признак, приспособления к водной среде обитания).

Приспособление к водной среде обитания.

Приспособление к наземной среде обитания.

Развитие личинок происходит в воде.

     

Записывают    название исследовательской работы.

Учащиеся   знакомятся   с объектом    исследования, задачами, которые перед ними стоят, определяют объём познавательной самостоятельной    работы.

Знакомятся   с   правилами работы   в   группе    (паре).

Приступают к самостоятельной учебной деятельности.

Организация работы в парах,  подготовка к самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная учебная деятельность учащихся. Исследование , поиск ответа на проблемный вопрос, подтверждение или опровержение гипотезы.

7. Проверка результата самостоятельной учебной деятельности, достижения цели.

Предлагает участникам каждой группы рассказать о ходе своей работы и озвучить выводы.

А сейчас ребята, один участник исследования от каждой группы, познакомит нас с ходом исследования и его результатом, остальные должны внимательно выслушать выступающего и записать соответствующие выводы в сводную таблицу.

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Наличие плавательных перепонок.

Наличие массивных задних ног.

Обтекаемая форма тела.

Длинный липкий язык, слюнные железы.

Голая кожа, покрытая слизью.

Кожное дыхание, легкие.

Глаза и ноздри на возвышении.

Слезные железы, подвижные веки, барабанные перепонки, среднее ухо.

Развитие личинок происходит в воде.

Предлагает оценить результат: Достигнута ли цель самостоятельной учебной деятельности?

Молодцы! Взгляните еще раз на таблицу. Какой вывод можно сделать?

Помогает сформулировать вывод: 

Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше!

Рефлексия:  Ребята, как вы считаете, мы  достигли поставленной цели? Поднимите руки, кто согласен. Хорошо.

Выступление учащихся, озвучивание результатов исследования.

Ученики заполняют сводную таблицу.

Анализируют результаты своей работы, приходят к выводу:

Внешнее строение земноводных связано с жизнью в воде и на суше.

Ученики оценивают результат  своей деятельности, соотносят его с поставленной ранее целью и тем, чего они смогли достигнуть.

Публичное выступление. Представление результата исследования проблемы. Оценка результата, самооценка.

9.Деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации.

Организует деятельность учащихся:

Ребята, наше научное путешествие подходит к концу, один мыслитель сказал так: "Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути".

Давайте и мы проверим наши знания о земноводных, а для этого я предлагаю вам выполнить индивидуальную работу.

Соотнесите описание особенностей строения земноводных со значением этих особенностей в жизни земноводных.

1.

Задняя конечность удлинена и представляет собой сложный рычаг.

А

Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

2.

Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.

Б

Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.

3.

Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.

В

Возможность быстрых и дальних прыжков.

4.

Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

Г

Средство защиты от хищников.

5.

Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.

Д

Добывание подвижных насекомых.

Ответы внесите в таблицу:

1

2

3

4

5

В

Д

Б

А

Г

Организует самопроверку выполнения задания:

Ребята, обратите внимание на слайд в презентации, проверьте результат своей работы.  Поднимете руки те, кто справился с заданием, кто допустил ошибки?!

Молодцы!

Создает проблемную ситуацию, побуждает к дальнейшему изучению темы «Земноводные», предлагает решить творческие задачи дома.

Ребята, как называют животных, способных жить на суше и в воде?

Чего в них больше земного или водного?

На сегодняшний день мы не можем дать точный ответ на этот вопрос, для решения этой задачи, необходимо познакомиться не только с внешним, но и внутренним строением лягушки. Я предлагаю вам выполнить это творческое задание дома, и подготовиться к следующему уроку!

Выполняют индивидуальную проверочную работу.

Осуществляют самопроверку, оценивают свой результат.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают свое мнение.

Индивидуальная  самостоятельная работа учащихся.

Оценка результата, самооценка.

Обмен мнениями.

Стимулирование, побуждение к дальнейшей самостоятельной творческой работе, проблемная ситуация.

9. Домашнее задание.

Раздает карточки с творческим заданием на дом.

Карточка с творческими задачами.

Прочитайте внимательно текст:

У амфибии невысокий уровень обмена веществ. Температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды: амфибии - холоднокровные животные. С наступлением холодов, они опускаются на дно водоемов, закапываются в ил и впадают в оцепенение.

Задача: Наибольшее число земноводных обитает в тропиках с их ровной температурой и большой влажностью, в умеренных широтах их мало, а в Антарктиде их совсем нет.   Объясните,  с чем это связано?

(Холоднокровные животные,  вода в твердом состоянии, замерзнут)

Задача: У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой? ( Под водой лягушка дышит кожей)

Задача: Задняя  пара конечностей лягушки больше передней, между пальцами имеются плавательные перепонки. Какова взаимосвязь такого строения ног с водной и наземной средой обитания? (лягушка отталкивается ногами от воды, когда плавает, от земли, когда прыгает).

Задача: В 18 веке шведский ученый Карл Линней, предложил назвать класс земноводных – амфибиями, что в переводе с греческого, означает «двоякодышащие».  Почему? Как вы понимаете значение это слова?

Задача: Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного?

§36, вопросы 1,2,4.

Получают карточки с творческими задачами на дом.

Творческие задачи.

10.Рефлексия.

Организует рефлексию, подводит итоги работы.

Ребята, послушайте одну притчу:

Одна старая мудрая лягушка как-то сказала: "Вы ничего не можете сделать с длиной вашей жизни. Но можете кое-что сделать с ее глубиной и широтой!

Что имела ввиду лягушка? Я думаю, она говорила о широте и глубине знаний! Поэтому, я хочу подарить вам брошюрки с интересной информацией о земноводных. А главным трофеем, привезенным из экспедиции, при вашем желании, могут стать эти замечательные шпорцевые лягушки.

Ребята, на ваших столах лежат листочки с незаконченными предложениями, закончите данные высказывания согласно вашему впечатлению о сегодняшнем уроке.

Подводят итоги работы, оценивают продуктивность урока.

Стимулирование, побуждение к дальнейшему самообразованию. Рефлексия, самооценка, оценка продуктивности урока.