Презентация к уроку "Внешнее строение и места обитания земноводных"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Александрова Мария Валерьевна

Презентация к уроку зоологии в 7 классе, УМК под редакцией Пономарёвой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок № 37

Тема: «Места обитания и внешнее строение земноводных.

Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни.

Средства обучения: презентация, таблицы раздаточные.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.

    Земноводные произошли от древних кистепёрых рыб около 350 млн. лет назад. Это наиболее просто организованные наземные позвоночные животные. У большинства из них сохраняется постоянная связь с водной средой, и они могут жить как в воде, так и на суше.

 Класс земноводных насчитывает около 4500 видов. Внешний вид их разнообразен. Лягушки, жабы, жерлянки, животные с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлинённое тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом (с кольцевидными перетяжками) и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга. Таким образом, мы с вами определили, что Класс Земноводные, или Амфибии включают три отряда: Бесхвостые, Хвостатые и Безногие.

Класс

Земноводные (Амфибии)

Отряд

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Представители

Лягушки

Жабы

Жерлянки

Тритоны

Саламандры

Червяги

Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить ряд проблем:

  1. Дыхание кислородом воздуха.
  2. Проблема высыхания.
  3. Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.
  4. Изменение характера передвижения.
  5. Размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты для отложенных яиц от высыхания.
  6. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
  7. Перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижения температуры в осеннее и зимнее время.

  Естественно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше. Но и связь с водой амфибии не утратили. У вас на столах таблицы «Черты приспособленности земноводных к наземной и водной средам», попробуйте правильно распределить эти черты амфибий в ходе моего рассказа.

У учащихся на столах таблицы, которые они заполняют по ходу рассказа учителя.

  Кожа у земноводных мягкая, голая, обильно увлажнённая секретами многочисленных слизистых желёз, проницаемая для газов и воды. Наряду с лёгкими она участвует в дыхании. В коже некоторых земноводных располагаются ядовитые железы, служащие ему орудием защиты.

  У земноводных нет грудной клетки, поэтому воздух нагнетается в лёгкие в результате сокращения мышц дна ротовой полости. На суше земноводные передвигаются с помощью четырёх конечностей, типичных для наземных животных.

  У амфибий впервые появляются веки, которые не только защищают глаза от механических повреждений, но и предотвращают высыхание роговицы. В связи с жизнь на суше у земноводных впервые появляется и барабанная перепонка.

  Большинство видов земноводных обитает в тропиках. Как правило они активны в сумерки или ночью, ведь в это время влажность воздуха выше, чем днём. В умеренных и северных широтах земноводные уходят на зиму в укрытия – ямы на дне водоёмов, норы грызунов, прогнившие корни деревьев, кучи мха и т.д.

  У многих лягушек  для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой. Благодаря  кожному дыханию, земноводные подолгу могут находиться в воде, не всплывая за новой порцией воздуха.  Икра земноводных развивается только в воде.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию в воде, и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.

Учитель и учащиеся проверяют заполненные таблицы.

«Черты приспособленности земноводных».

К наземной среде

К водной среде

  •  Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание
  •  Лёгкие; ноздри
  •  Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза
  •  Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха
  •  Свободные конечности для передвижения
  •  Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде
  •  Размножение возможно только в воде
  •  Кожное дыхание

    Интересно значение кожи амфибий, богатой многочисленными железами, за счёт которых она постоянно остаётся влажной. С одной стороны, влажная кожа – открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Поэтому они держатся у водоёмов, в сырых местах – там испарение невелико. С другой стороны, кожа земноводных мастерски пополняет запасы воды. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озёрах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определённые участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Достаточно припасть брюшком к влажной земле или траве, и запасы воды пополнены. Кожа – единственная одежда амфибий, поэтому она конечно, снашивается. Поэтому лягушки меняют кожу не менее четырёх раз.

    Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдём в скелете земноводных и  их мускулатуре.

  Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?

На столах  учащихся рисунки «Скелет земноводных».

  В скелете главнейшие изменения, по сравнению с рыбами, мы находим, в строении конечностей и их поясов, состоящих соответственно из плечевого и тазового поясов, костей плеча и бедра, предплечья и голени, кисти и стопы. Имеется крестец, на котором тазовые кости получили прочное сочленение с позвоночником.

На столах учащихся заготовки таблиц(учащиеся заполняют их в ходе самостоятельной работы с учебником стр.176-177)

«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

  1. Череп

Мозговая часть, кости челюстей с зубами (единое образование)

Защита головного мозга

2. Позвоночник

Позвонки (1-шейный, 7-туловищный без рёбер, 1-кресцовый, хвостовая кость)

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

3. Плечевой пояс

Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости (коракоиды)

Опора для передних конечностей

4. Скелет передних конечностей

Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти

Участвуют в передвижении

5. Пояс задних конечностей

Сросшиеся тазовые кости, прочно соединяющиеся с позвоночником

Опора задним конечностям

6. Скелет задних конечностей

Кость бедренная, большая и малая берцовые, кости стопы

Участвуют в передвижении

Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, короткими позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.

  По сравнению с рыбами только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

  1. Закрепление.
  1. Какие новые отделы позвоночника появились у земноводных по сравнению с рыбами? (Шейный и крестцовый)
  2. Какие отделы различают в теле лягушки? (Голову, туловище и две пары конечностей)
  3. Чем глаза лягушки отличаются от глаз рыб? (имеют веки)
  4. Чем представлена наружная часть органа слуха? (Барабанными перепонками)
  5. Сколько позвонков в шейном и крестцовом отделах? (по одному)
  6. Сколько позвонков в туловищном отделе? (семь)

Д/з параграф 36, подготовиться к проверочной работе.

Используемая литература:

  1. Зоология для учителя. А.А.Яхонтов. М. «Просвещение» 1985
  2. Биология. Дидактические материалы к разделу «Животные» 7-8 классы. А.В.Пименов, Е.А.Пименова. М. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003
  3. Многообразие живой природы. Животные. В.И.Сивоглазов. М.»Дрофа» 2008
  4. Биология. Животные. Методическое пособие. 7 класс. В.С.Кучменко, С.В.Суматохин. М. Издательский дом «Вентана-Граф» 2007
  5. Живой мир рек. Уильям Х.Амос.Ленинград Гидрометеоиздат. 1986

Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде

Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде

Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде




«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

  1. Череп

2. Позвоночник

3. Плечевой пояс

4. Скелет передних конечностей

5. Пояс задних конечностей

6. Скелет задних конечностей

«Особенности строения и значение скелета лягушки»

Отделы скелета

Названия костей, особенности строения

Значение

  1. Череп

2. Позвоночник

3. Плечевой пояс

4. Скелет передних конечностей

5. Пояс задних конечностей

6. Скелет задних конечностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешнее строение и места обитания птиц

Электронная презентация к уроку биологии в 7 классе по теме: "Внешнее строение и места обитания птиц"...

Конспект урока и презентация к нему по теме "Места обитания животных" для 5 класса

Работа содержит конспект урока и презентацию по теме "Места обитания животных" для 5 класса....

Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок

К разработке раздела Тема Места обитания и внешнее строение Земноводных. Внутреннее строение земноводных 7 урок...

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...

Урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"

Открытый урок "Места обитания и внешнее строение земноводных"...

Урок на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"

урок и презентация на тему "Общая характеристика млекопитающих. Среды жизни, внешнее строение и место обитания"...

Презентация по биологии "Растения экстремальных мест обитания"

Презентация знакомит учащихся с редкими растениями экстремальных мест обитания....