Лабораторная работа «Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки»
план-конспект

Лисюра Татьяна Николаевна

Занятие-лабораторная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_stroenie_lyagushki_2.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 59   08.04.2023   Группа «Любознательные экологи»                Лисюра Т.Н.

Тема: Лабораторная работа №20 «Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки»

Тип занятия:  открытия новых знаний.

Цель: раскрыть особенности внешнего строения скелета и мускулатуры, земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни.

Задачи :

Образовательные: Сформировать знания у обучающихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни;

Развивающие: Развитие любознательности и познавательного интереса;Развитие внимательности; Сформировать умения сравнивать класс земноводных с классом рыб.

Воспитывающие:Эстетическое воспитание; Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Скелет костистой рыбы, влажный препарат «Лягушка», таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка»

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Изучение новой темы

В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен. Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих их удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом (с кольцевидными перетяжками) и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга.

  • (По ходу рассказа начертить схему)

«Классификация земноводных»

Класс

Земноводные (Амфибии)

Отряд

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Представители

Лягушки

Жабы

Жерлянки

Тритоны

Саламандры

Червяга

Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь им на сушу проложили, как нам известно, рыбы схожие с кистеперовыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.

- Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?

  • ( высказывают свои предположения)

«Сравнительная характеристика сред обитания»

характеристика сред обитания

вода

суша

1. плотность воды

высокая

невысокая

2.доступность кислорода

Количество кислорода, растворенного в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от условий

Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна

3.вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести

4.испарение с поверхности тела

Испарения нет, избыток влаги

Существенное испарение, особенно при высокой температуре

5.температурный режим

Колебания температуры в ограниченных пределах

Существенные колебания температуры, как в течение суток, так и в разные сезоны года

6.прозрачность среды (видимость)

небольшая

большая

Вывод: для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи:

  1. дыхание кислородом воздуха
  2. проблема высыхания
  3. возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.
  4. изменение характера передвижения.
  5. размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
  6. восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
  7. перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижение температуры в осеннее и зимнее время.

Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение своего организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.

  • Выявите черты приспособленности земноводных к жизни на суше. (Используя Рис. , заполните соответствующую колонку таблицы «Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни»)

После обсуждения формулируются выводы:

  • Земноводные научились дышать с помощью легких, куда атмосферный воздух поступает через ноздри.
  • Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы.
  • Амфибии первыми из позвоночных «встали на ноги».
  • Земноводные первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.
  • Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усиления и передачи колебаний.
  • На суше активны в ночное время суток, в воде и днем и ночью. При понижении температуры впадают в оцепенение.

Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.

- Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?

(После ответов обуч-ся делаем обобщение).

  • У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.
  • Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.
  • Икра лягушек не может противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.

Обуч-ся заполняют таблицу в тетради.

Черты приспособленности земноводных

К наземной среде

К водной среде

  • Влажная, голая кожа обеспечивает кожное дыхание;
  • Ноздри; легкие;
  • Веки: защита глаз от засорения; увлажнение поверхности глаза;
  • Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха;
  • Свободные конечности для передвижения.
  • Наличие плавательной перепонки между пальцами как приспособление к передвижению в воде;
  • Размножение возможно только в воде;
  • Кожное дыхание.

Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями.

Кожа с чешуёй – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоемов, в сырых местах – там испарение невелико.

Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озерах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определенные участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуливаются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды.

А еще оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее 4 раз.

Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и их мускулатуре.

- Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?

Выполнение лабораторной работы. «Изучение скелета лягушки».

В ходе этого заполняется таблица.

Особенности строения и значение скелета лягушки

Отделы скелета

Название костей, особенности строения

Значение

1.Череп

Мозговая часть, кости челюстей

Защита головного мозга

2.Позвоночник

Позвонки (у лягушки 9:1+7+1+хвостовой отдел)

Защита спинного мозга и опора внутренних органов

3.Плечевой пояс

Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости

Опора для передних конечностей

4.Скелет передних конечностей

Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти

Участвуют в передвижении

5.Пояс задних конечностей

Сросшиеся тазовые кости, прочно соединившиеся с позвоночником

Опора задним конечностям

6.Скелет задних конечностей

Кость бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы

Участвуют в передвижении

Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.

И последнее: по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловища мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.

3.Закрепление

Выбери правильный ответ.

1.На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:

А) короткое тело, лишенное хвоста;

Б) заостренная клиновидная голова;

В) перепонка на задних конечностях.

2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает:

А) широкое туловище;

Б) наличие конечностей;

В) клиновидная голова.

3.При движении в воде:

А) лягушка плавает вперед, отталкиваясь задними лапами;

Б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки;

В) задние конечности управляют положением тела в воде.

4.Итог занятия. Рефлексия.

А теперь скажите, что  вы узнали нового?

Какие моменты вызвали затруднения в работе?

Что вам больше всего понравилось?

Спасибо всем за работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных

Разработка урока по блочномодульной системе "Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных" к учебнику по линии И.Н.Пономаревой....

«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...

Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.

Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...

Лабораторная работа "Внешнее и внутреннее строение лягушки" 7 класс.

Лабораторная работа "Внешнее и внутреннее строение лягушки" 7 класс....

Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.

Урок биологии в 7 классе с использованием компьютерной презентации. Автор: Торутева Е.Н., учитель биологии "МБОУ Сергачская СОШ №5"...

фрагмента урока по биологии в 7 классе по теме "Внешнее и внутреннее строение земноводных"

В данном фрагменте урока содержится инструкция по проведению основной части учебного занятия по изучению земноводных....