«Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Демещенко Ирина Александровна

Урок является первым в теме "Тип Земноводные". Тип урока-урок получения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_kl._zemnovodnye.docx50.27 КБ
Файл urok_zemnovodnye_7_kl.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Демещенко Ирина Александровна

Урок биологии в 7 классе по теме «Класс земноводные. Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных».

Цель урока:

Создать условия для формирования знаний об особенностях внешнего строения земноводных в связи со средой обитания.

Выяснить особенности строения скелета и мускулатуры земноводных.

Задачи:

 Обучающие:

1.Сформировать понятие об образе жизни земноводных.

2.Раскрыть особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

Развивающие:

1.Развитие умения сравнивать, обобщать, логически мыслить, устанавливать взаимосвязь строения и функций.

2. Развивать познавательный интерес к природе и мотивацию к  ее познанию.

3. Развивать умение приобретать знания самостоятельно.

4. Продолжать формирование навыков самостоятельной работы.

5. Продолжать развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы.

6.Формирование коммуникативных умений.

Воспитательные:

1.Совершенствовать умения слушать и слышать собеседника.

2.Продолжить формирование умения работать в команде.

3.Любовь к природе.

Оборудование:

  1. Компьютерная презентация к уроку.
  2. Таблица «Земноводные», скелет лягушки.
  3. Распечатанный материал для самостоятельной работы: информационные карточки, незаполненные опорные конспекты, тест для самопроверки, термины.

Методы обучения: словесный, наглядный, развивающие, исследовательские, проблемно-поисковые,  творческие. 

Тип урока: урок получения новых знаний.

ТСО: компьютер, интерактивная доска. 

Формы деятельности на уроке: самостоятельная, групповая, лабораторная.

Этапы урока:

  1. Организационный момент с элементом психологической настройки на работу.
  2. Ориентировочно-мотивационный - сообщение темы, цели и задач урока. Актуализация зоны усвоения оптимальных знаний.
  3. Формирование новых знаний (организация учебной деятельности учащихся).
  4. Закрепление знаний.
  5. Подведение итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Перед вами на парте лежат карточки трех цветов: красного, желтого и зеленого. Каждый цвет-индикатор вашего настроения. Я буду задавать вопросы, а вы, в зависимости от ответа на него, будете поднимать карточку одного из цветов.

Слайд 0. Если все отлично, вы должны поднять карточку зеленого цвета, если все хорошо– желтого цвета, если вам что-то не нравится – красного цвета.

  1. Какое настроение было у вас утром, когда вы проснулись?
  2. С каким настроением вы пришли в школу?

3.   Нравится ли вам погода сегодня?

  1. С каким настроением вы пришли на урок?

         Пусть у вас всегда будет только хорошее настроение, потому что с хорошим настроением легче выполнять любую работу.  Желаю Вам удачи, успеха, вдохновения и новых открытий.

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

У вас на столах лежат опорные конспекты, информационные листы и индивидуальные задания. Будьте внимательны, чтобы не запутаться.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я приглашаю вас в исследовательскую экспедицию.

Знаете ли вы, что такое экспедиция?

(Экспедиция – это путешествие с целью исследования, изучения каких – либо объектов.)

Слайд 1.  Объектом нашего исследования будет животное, внешний облик и образ жизни которого, позволил людям изобрести 3 необходимые в обиходе вещи: ласты, фары и камуфляжную форму.

Определите, о каком животном идет речь? (Лягушка)

Слайд 2. Сегодня на уроке мы будем говорить о лягушках.

А чтобы вы хотели узнать о лягушках? (Ответы учеников)

На эти и многие другие вопросы мы будем искать ответы на уроке.

Слайд 3 «Тема урока». Записываем тему урока в опорных конспектах «Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура лягушки».

Слайд 4. «Цель». В ходе нашей экспедиции мы должны будем выяснить особенности внешнего строения лягушки и  доказать взаимосвязь строения лягушки с водной и наземно-воздушной средой обитания.

3.Этап формирования новых знаний.

Давайте определим систематическое положение лягушки.

Слайд 5.  «Систематическое положение»

Царство             Животные

Тип                     Хордовые

Класс                 Земноводные (Амфибии)

Отряды             Хвостатые     Бесхвостые     Безногие

Слайд 6. Попытаемся разобраться в значении слова Земноводные и Амфибии.

Проведите анализ слова «Земноводные» с точки зрения русского языка. (Земноводные – сложное слово, оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода).

Если мы проведём анализ слова «земноводные» с точки зрения русского языка, то увидим, что Земноводные – сложное слово, оно имеет два корня: зем- (земля) и вод- (вода).

Слайд 7. Амфибии - в переводе с греческого слово «амфибия» означает двоякоживущие или, дословно -  «жизнь с обеих сторон».

Таким образом, мы можем предположить, что жизнь этих животных связана с двумя средами обитания.

Какими? (Суша  и  вода.)

Слайд 8.  Рассмотрите таблицу, в которой дана сравнительная характеристика воды и суши по некоторым показателями. Какой можно сделать вывод?

Показатели среды

Вода

Суша

Доступность кислорода.

Кислород растворен в воде.

Небольшое количество.

Кислорода 21% в воздухе.

 

Испарение воды с поверхности тела.

Испарения нет, т.к. избыток влаги.

Испарение есть.

Температурный режим.

Температура практически не изменяется.

Температура изменяется в течении суток и по сезонам года.

Прозрачность среды

 ( видимость).

Небольшая.

Большая.

Вес тела в воде.

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой.

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести.

(Водная и воздушная среда отличны  друг от друга.)

Как вы  считаете,  какие задачи, связанные с особенностями строения, должны были решать земноводные при выходе на сушу?

(Ответы на вопрос: Земноводные должны иметь конечности для передвижения по суше, дышать легкими, переносить перепады температур, потерю влаги с поверхности кожи.)

Молодцы, а теперь обратите внимание на слайд. Все ли задачи мы перечислили?

Слайд  9.  (с правильными ответами):

  1. С помощью чего дышать кислородом воздуха?
  2. Проблема высыхания кожи.
  3. Изменение характера передвижения. Как передвигаться по суше?
  4. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
  5. Перенесение неблагоприятных факторов среды.

Слайд 10. Таким образом, мы выдвинули  гипотезу: У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде.

Слайд 11. В нашей экспедиции принимают участие 3 группы - экологи, морфологи, анатомы.

У каждой группы на столах лежат информационные листы с заданиями. Разберите предложенную в них информацию и подготовьте ответы на соответствующие вопросы. На эту работу вам 5 минут. Затем каждая группа должна будет рассказать классу, что она узнала. ( Групповая работа с информационными листами (5 минут).

1.     Экологи « Как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных».

2.     Морфологи «Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания».

3.    Анатомы «Особенности строения скелета лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни».

Слайд 12.    Экологи « Как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных».

Слайд 13. Морфологи «Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания». Слайд 14

Слайд 15. Анатомы «Особенности строения скелета и мускулатуры лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни».

А сейчас, ребята, один участник исследования от каждой группы, познакомит нас с ходом исследования и его результатом, остальные должны внимательно выслушать выступающего и записать соответствующие выводы в сводную таблицу.

Слайд 16. Табл. «Приспособленность лягушки к среде обитания».

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Наличие плавательных перепонок.

Наличие массивных задних ног.

Пятипалые парные конечности.

Обтекаемая форма тела.

Длинный липкий язык, слюнные железы.

Голая кожа, богатая железами.

Кожное дыхание, легкие.

Глаза и ноздри на возвышении.

Слезные железы, подвижные веки, барабанные перепонки.

Молодцы! Взгляните еще раз на таблицу. Какой вывод можно сделать?

(Вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше!)

Рефлексия: Как вы считаете, мы  достигли поставленной цели? Поднимите руки, кто согласен. Хорошо.

Наше научное путешествие подходит к концу, один мыслитель сказал:

 Слайд 17.   "Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути".

Давайте и мы проверим наши знания о земноводных, а для этого я предлагаю вам выполнить индивидуальную работу «Проверь себя». Время-2 мин.

Слайд 18.  Проверьте свои результаты.

1

2

3

4

5

В

Д

Б

А

Г

Поднимете руки те, кто справился с заданием, кто допустил ошибки?! Молодцы!

Слайд 19. Скажите, к какому классу относится лягушка?

Почему они получили такое название?

Чего в них больше земного или водного?

На сегодняшний день мы не можем дать точный ответ на этот вопрос, для решения этой задачи, необходимо познакомиться не только с внешним, но и внутренним строением лягушки.

Слайд 20. Домашнее задание  на выбор:

  1. Решить творческие задачи.
  2. Написать четверостишие или  нарисовать плакат в защиту земноводных.

Слайд 21.    Ну,  кто говорит, что лягушки - уроды?

Он должен, наверно, себе уяснить:

Законы свои у суровой природы,

                     И главная цель для живого, чтоб жить! 

Слайд 22.  Рефлексия: С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку соответствующего цвета: с отличным - зеленый цвет; хорошим – желтый цвет; с плохим – красный цвет.

Оценки.

Слайд 23. Спасибо за урок.

Группа №1. Экологи

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

Задание: Изучите особенности среды обитания и поведения лягушки. Прочитайте параграф 36 абзац 1, 2 и информационный лист.

Подготовьте сообщение для класса, ответив на вопросы:

1.     В каких местах чаще всего встречаются  лягушки?

2.     В какое время года они наиболее активны?

3.     Как ведет себя лягушка с наступлением холодов?

4.     От каких факторов среды зависит активность лягушки?

5.     Какие виды земноводных встречаются на территории Ленинградской  области?

Информационный лист

В Ленинградской области распространены такие земноводные как:

  1. Травяная лягушка
  2. Остромордая лягушка
  3. Озерная лягушка
  4. Прудовая лягушка
  5. Серая жаба
  6. Обыкновенная чесночница
  7. Тритон обыкновенный и гребенчатый.

Группа №2. Морфологи

         Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

Задание.

 Рассмотрите внешний вид лягушки. Прочитайте текст параграфа 36 (стр.174-175 «Внешнее строение лягушки», абзац 1,2,3), ответьте на вопросы, подготовьте выступление перед классом.

1) Широкое и короткое тело лягушки лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище. Приспособлением, к какой среде обитания, является обтекаемая форма тела животного?

2).  На какие отделы можно поделить тело животного?

3). Почему задние ноги лягушки больше передних? Как передвигается лягушка на суше? Найдите плавательные перепонки между пальцами ног, какова их роль?

4). Приспособлением, к какой среде обитания является наличие массивных задних ног? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие плавательных перепонок между пальцами ног?

5). Чем покрыта кожа лягушки?  Как изменился внешний вид кожи лягушки в связи с выходом на сушу?

6). Какие органы на теле лягушки выделяют слизь? Вспомните, какую роль играет слизь на теле рыб в воде? Какую роль играет слизь на теле лягушки? Почему лягушка обитает в местах повышенной влажности?

7). Докажите, что слизь на коже - это признак водного животного. Какие  органы лягушки принимают участие в дыхании на суше? Приспособлением, к какой среде обитания они являются?

Внесите свой ответ в таблицу: (впишите особенности строения, которые вы выявили).

Приспособление к водной среде обитания.

Приспособление к наземной среде обитания.

Наличие плавательных перепонок.

Голая кожа, покрытая слизью.

Наличие массивных задних ног.

Кожное дыхание, легкие.

Группа №3. Морфологи

         Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

Задание.

Изучите внешнее строение лягушки. Найдите голову, туловище, конечности. Прочитайте текст учебника (§36, стр.174 «Места обитания» 1 абзац, «Внешнее строение» стр. 175 абзац 3).

1). Рассмотрите голову лягушки. Какие органы чувств расположены  на голове?

2) Найдите рот. Какой у нее язык? Как питается лягушка?

3).  Можно ли проглотить сухую еду? У лягушки в отличие от рыб есть слюнные железы, выделяющие слюну. Какова их роль в процессе питания? Приспособлением, к какой среде обитания, является наличие длинного липкого языка и  слюны в ротовой полости лягушки?

4). Найдите глаза.  Какие они? Какую функцию выполняют веки и слезные железы?

5.) Ухо земноводных состоит из 2 отделов: внутреннего и среднего. В среднем ухе находится барабанная перепонка. Роль барабанной перепонки заключается в передаче вибрации воздуха, звука. Расскажите классу как устроено ухо земноводного?

6). Почему глаза и ноздри лягушки находятся на возвышении? Приспособлением,  к какой среде обитания относится данный признак?

Приспособлением, к какой среде обитания является появление барабанной перепонки, подвижного века и слезных желез?

7) Что такое резонаторы и для чего они нужны?

Выясните, какие особенности строения помогли лягушке приспособиться к  водной и наземной среде обитания.

Занесите ответ в таблицу: (впишите признаки, особенности строения, которые вы выявили).

Приспособления к водной среде обитания.

Приспособления к наземной среде обитания.

Глаза и ноздри на возвышении.

Длинный липкий язык, слюнные железы.

Слезные железы, подвижные веки, среднее ухо и барабанная перепонка.

Группа №4  Анатомы

         Проблема: определить особенности скелета  лягушки в связи со средой обитания.

Задание.

Прочитайте текст параграфа 36 (стр.176 абзац 1,2,3).

Изучите строение скелета лягушки. Ответьте на вопросы:

  1. Из  каких отделов состоит скелет лягушки?
  2. Почему скелет земноводных легче, чем у рыб?
  3. Рассмотрите череп, определите его форму.
  4. Найдите позвоночник. Из каких отделов состоит позвоночник. Подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.

Расскажите классу, каково строение  скелета земноводных.

Земноводные Северо-Запада России

На территории Северо-Запада России обитают 10 видов земноводных:

Гребенчатый тритон - Triturus cristatus (Laurenti, 1768)

Северная граница распространения в Восточной Европе проходит по южной Финляндии, югу Карелии и юго-западу Архангельской области. На севере встречается до зоны средней тайги. В Карелии обитает в северном Приладожье и в северном Прионежье. В Ленинградской области довольно обычен в центральной части на крайнем юго-востоке и на севере Карельского перешейка, в Псковской области распространён широко, на севере области – редок, либо отсутствует. Становится обычным видом только на западе и юге области, в зоне подтайги. В Новгородской области известен по нескольким находкам на юго-востоке, несомненно, распространён шире, но, по-видимому, редок. Не представляет редкости и на западе Вологодской области. В Ленинградской области распространение ограничено карстовыми явлениями в районе выхода известняков в центральной части и на юго-востоке области. На севере области встречается в пределах выхода на поверхность кристаллических пород Балтийского щита. На юге Псковской области населяет ландшафты Валдайского округа, на юго-востоке Новгородской области и западе Вологодской встречается на отрогах Валдайской гряды, где приурочен к ланшафтам Северо-Валдайского округа. На западе Псковской области населяет северо-восточную окраину Ханья-Алуксенской возвышенности.

Обыкновенный тритон - Triturus vulgaris vulgaris (Linnaeus, 1758)

Северная граница ареала проходит по Средней Финляндии, Средней Карелии и Архангельской области. Встречается на севере до зоны северной тайги. В Ленинградской, Псковской, Новгородской и западной части Вологодской области распростанён повсеместно. Обитает даже в крупных городах – в Пскове, Новгороде, Петрозаводске. Встречается и в черте города Санкт-Петербурга на Елагином, Аптекарском, Васильевском островах.

Обыкновенная чесночница - Pelobates fuscus fuscus (Laurenti, 1768)

Северная граница ареала проходит по южному берегу Финского залива, Приневской низменности, далее, по северо-западным отрогам Валдайской гряды до юго-запада Вологодской области и примерно совпадает с северной границей южной тайги. В Ленинградской области встречается только на западе и юге, где обитает в бассейне реки Луга и на Приморской террасированной равнине вдоль южного берега Финского залива, по которой достигает Приневской низменности и западной части Карельского перешейка. В Псковской области встречается повсеместно, но в центральной и северной частях – спорадически. В Новгородской области чесночница распространена широко, но встречается нечасто и спорадически, за исключением юга области. В Вологодской области известна только на юго-западе. В результате изучения генетической и географической изменчивости обыкновенной чесночницы, в 
том числе и по экземплярам из Ленинградской, Псковской, Новгородской и запада Вологодской области, установлена генетическая неоднородность этого вида в восточной части ареала. На Восточно-Европейской равнине показано присутствие двух форм, западной и восточной, по-видимому, подвидового статуса (Боркин и др., 2001; Borkin et al., 2001). Особи из Северо-западной России идентифицированы как «западные», которых следует рассматривать в качестве номинативного подвида Pelobates fuscus fuscus.

Серая жаба - Bufo bufo bufo (Linnaeus, 1758)

Северная граница распространения проходит по северной Финляндии, южной части Мурманской области и северу Архангельской области в подзоне северной тайги. В Карелии, Ленинградской, Псковской, Новгородской и на западе Вологодской области обитает повсеместно. Встречается и в крупных городах.

Зелёная жаба - Bufo viridis viridis (Laurenti, 1768)

В Северо-Западном регионе встречается в Псковской и на западе Вологодской области. В Псковской области зеленая жаба распространена в западной, южной и восточной частях, в Вологодской области -в южной и западной части. Cеверная граница распространения проходит примерно по центральной части Псковской области, далее – на юг до юго-запада Вологодской области. Встречается в открытых типах ландшафтов, в зоне подтайги, либо незначительно проникает в зону южной тайги.

Прудовая лягушка - Rana lessonae lessonae Camerano, 1882

В Псковской и Новгородской областях встречается повсеместно, в Вологодской – только в юго-западной части. В Ленинградской области проходит северная граница ареала. Обитает на западе, юге и востоке области. Обычна только в Лужском и Сланцевском районах. Основная часть популяций находится в бассейне р. Луги, спорадически населяет бассейн р. Оредеж. Генетические исследования показали, что на севере ареала, в том числе в Ленинградской, Новгородской и большей части Псковской области прудовая лягушка представлена «чистыми» популяциями, без примеси Rana esculenta. Только в западных и южных районах Псковской области обитает вместе со съедобной лягушкой, образуя популяции L-типа и LE-типа. Проникает на север в зону южной тайги, где распространена спорадически, в зоне смешанных лесов – обычна и многочисленна.

Съедобная лягушка - Rana esculenta Linnaeus, 1758

В Прибалтике известна на севере до Эстонии. Заходит на территорию Псковской области на крайнем западе (Пыталовский и Печёрский районы) и юге (Себежский район). Северная граница, соответственно, проходит по западу и югу Псковской области. На Северо-Западе России представлена только в смешанных популяциях с прудовой лягушкой Rana lessonae (популяции LE-типа), «чистых» популяций не образует. В Псковской области не выходит за пределы зоны подтайги.

Озёрная лягушка - Rana ridibunda ridibunda Pallas, 1771

Все известные в Ленинградской области и окрестностях Санкт-Петербурга популяции возникли в результате неоднократной интродукции. Северная граница ареала проходит южнее, по Эстонии, северной Белоруссии и крайнему югу Новгородской области, где встречаются в озере Селигер. Населяет преимущественно искуственные водоёмы в черте города и населённых пунктов в его окрестностях, а также прибрежную зону Финского залива от Лисьего Носа до Ломоносова. На северо-Западе известны только «чистые» популяции R-типа.

Остромордая лягушка - Rana arvalis arvalis Nilsson, 1842

Северная граница ареала проходит по северу Швеции и Финляндии, югу Мурманской и северу Архангелской области и Коми, где встречается до зоны лесотундры. В Карелии распространена вплоть до Полярного круга, но на севере малочисленна. В Лениградской, Псковской, Новгородской и на западе Вологодской области встречается повсеместно, на большей части территории – обычна. Населяет различные типы ладшафтов, но в сравнении с травяной лягушкой предпочитает сравнительно более открытые и сухие местообитания.

Травяная лягушка - Rana temporaria temporaria Linnaeus, 1758

На территории Карелии, Ленинградской, Псковской, Новгородской и Вологодской областей травяная лягушка – самый обычный вид амфибий, встречается повсеместно. На севере населяет зону лесотундры. Обитает также в крупных городах и пригородах. Населяет любые типы леса, открытые ландшафты и антропогенные места обитания.

В Ленинградской области распространены такие земноводные как:

  1. Травяная лягушка
  2. Остромордая лягушка
  3. Озерная лягушка
  4. Прудовая лягушка
  5. Серая жаба
  6. Обыкновенная чесночница
  7. Тритон обыкновенный и гребенчатый.

Опорный конспект

Тема:______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

1.Систематическое положение

Царство _____________________________

Тип _________________________________

Класс _______________________________

Отряды______________________________

2. Заполните таблицу:

Приспособления

к водной среде обитания.

Приспособления

 к наземной среде обитания.

Задание «Проверь себя»: Соотнесите описание особенностей строения земноводных со значением этих особенностей в жизни земноводных. 

1.

Задняя конечность удлинена и представляет собой сложный рычаг.

А

Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

2.

Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.

Б

Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.

3.

Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.

В

Возможность быстрых и дальних прыжков.

4.

Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

Г

Средство защиты от хищников.

5.

Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.

Д

Добывание подвижных насекомых.

Ответы:

1

2

3

4

5

Домашнее задание

§36

  1. Реши творческие задачи:

Задача №1.  Наибольшее число земноводных обитает в тропиках с их ровной температурой и большой влажностью, в умеренных широтах их мало, а в Антарктиде их совсем нет.   Объясните,  с чем это связано?

Задача№2: У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой?

Задача №3: Будет ли при зимовке амфибий под водой поступать к мозгу кровь, более богатая кислородом, чем к другим органам?

Задача №4: Что произойдет с лягушкой , если ее откопать из-под льда и быстро поднести к огню? Почему?

  1. Напишите четверостишие о земноводных или нарисуйте плакат в их защиту.
  2. Подготовить сообщение о памятниках лягушке.

Ответьте на вопросы:

1. Какое открытие ты сделал на уроке?___________________________________________


2. Что изменилось в твоем миропонимании?_______________________________________


3. Что тебя больше всего заинтересовало?_________________________________________


4. Что тебе хотелось бы узнать еще?______________________________________________

Группа №5  Анатомы

         Проблема: определить особенности скелета  лягушки в связи со средой обитания.

Задание.

 Прочитайте текст параграфа 36 (стр.176 абзац 4,5,6,7). Изучите строение скелета лягушки. Ответьте на вопросы:

  1. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.
  2. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.
  3. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.
  4. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.
  5. Сформулируйте выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни.

Расскажите классу  «Каково строение  скелета передних и задних конечностей  земноводных».

Группа №6  Анатомы

         Проблема: определить особенности мускулатуры лягушки в связи со средой обитания.

Задание.

Прочитайте текст параграфа 36 (стр.177 абзац 1). Изучите строение мускулатуры лягушки.

Расскажите классу,  каково строение мускулатуры лягушки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

- Отличное - Хорошее - Плохое 0

Слайд 3

1

Слайд 4

2

Слайд 5

Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура лягушки. 3

Слайд 6

Цель: Выяснить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания. 4

Слайд 7

Систематическое положение Царство Тип Класс Животные Хордовые Земноводные Отряды 5 Бесхвостые Хвостатые Безногие

Слайд 8

Творческое задание Рассмотрите слово «Земноводные» с точки зрения словообразования Земноводные 6

Слайд 9

Амфибии в переводе с греческого: “ двоякоживущие ” «жизнь с обеих сторон» 7

Слайд 10

Сравнительная характеристика воды и суши Показатели среды Вода Суша Доступность кислорода. Кислород растворен в воде. Небольшое количество. Кислорода в воздухе 21% Испарение воды с поверхности тела. Испарения нет , т.к. избыток влаги. Испарение есть. Температурный режим. Температура практически не изменяется. Температура изменяется в течении суток и по сезонам года. Прозрачность среды ( видимость). Небольшая. Большая. Вес тела в воде. Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой. Вес тела в полной мере определяется силой тяжести. 8

Слайд 11

Для успешного существования на суше, перед амфибиями стояли З а д а ч и : 1. С помощью чего дышать кислородом воздуха на суше? 2. Проблема высыхания кожи. 3. Изменение характера передвижения. Как передвигаться по суше? 4. Восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние. 5. Перенесение неблагоприятных факторов среды. 9

Слайд 12

Г и п о т е з а У земноводных должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде. 10

Слайд 13

Экологи « Как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки». Морфологи «Особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания». Анатомы «Особенности строения скелета и мускулатуры лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни». 11

Слайд 14

Экологи Проблема: « Как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки». 12

Слайд 15

Морфологи Проблема: «Каковы особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания». 13

Слайд 16

14

Слайд 17

Пятипалые конечности

Слайд 18

Анатомы Проблема «Каковы особенности строения скелета лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни» 15

Слайд 19

К наземной среде К водной среде выпуклые глаза с подвижными веками - защита глаз от засорения ; слезные железы - увлажнение поверхности глаза ; барабанная перепонка ; кожа покрыта слизью-защита от пересыхания; передние конечности лишены перепонок. плавательная перепонка между пальцев задних конечностей; глаза и ноздри расположены на возвышении; голая кожа, богатая железами. Черты приспособления лягушки 16

Слайд 20

Вывод: Земноводные – это животные, приспособленные к обитанию в воде и на суше. 19

Слайд 21

"Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует ее потерять и сбиться с пути". 17

Слайд 22

Проверь себя 1 2 3 4 5 В Д Б А Г 18

Слайд 23

Ну, кто говорит, что лягушки уроды? Он должен, наверно, себе уяснить: Законы свои у суровой природы, И главная цель для живого, чтоб жить! 21

Слайд 24

Домашнее задание : Параграф 36 Творческое задание (на выбор): Решить творческие задачи. 2. Напишите четверостишие о земноводных 3. Подготовить сообщение о самых удивительных земноводных. 20

Слайд 25

- Отличное настроение - Хорошее настроение - Плохое настроение 22

Слайд 26

Ответьте на вопросы: 1. Какое открытие ты сделал на уроке? 2. Что изменилось в твоем миропонимании? 3. Что тебя больше всего заинтересовало? 4. Что тебе хотелось бы узнать еще?

Слайд 27

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок « Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»

     Данный урок является первым по теме «Класс Земноводные» в цикле уроков по УМК  по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В.М. Констант...

разработка урока Среда обитания и строение тела земноводных

Среда обитания и строение тела земноводных...

Разработтка урока"Класс земноводные .Внешнее строение .скелет и мускулатура."

урок на тему "Класс земноводные. Внешнее строение ,скелет и мускулатура" проводится в виде ролевой игры....

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Открытый урок по теме "Класс Земноводные, или Амфибии. Внешнее строение и среда обитания"

Урок открывает тему "Класс Земноводные", поэтому главная его цель - сформировать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме. Открытие нового знаний происходит в форме марафона &qu...

Методическая разработка по биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных"

Урок биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных" представлен в виде урока-путешествия с целью активизации познавательной деятельности учащихся....

7 класс «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»

Урок по биологии в 7 классе (линейная программа) по теме «Образ жизни, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры лягушки»...