План-конспект урока для 6 класса по биологии на тему "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Донен Милена Милановна

"Внешнее строение листа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии (6 класс)

Тема урока

Внешнее строение листа

Ф.И.О

Донен Милена Милановна

Цель урока

сформировать понятие о внешнем строении листа, отработать умение пользоваться гербарным материалом.

Предметные задачи

  • знать особенности внешнего строения листа,
  • сформировать умение различать части листа ( черешок, лист.пластинка, идр.),
  • отличать простые листья от сложных,  
  • различать способы расположения листьев на побеге
  • распознавать их  по типам жилкования

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные: структурировать знания; анализировать текст и рисунки; формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, представлять информацию в виде схем.

Личностные:участвовать  в творческой работе, сотрудничать с учителем и сверстниками. ответственно относятся к выполнению учебных задач

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные:  формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Результат урока

Ученик должен знать:

- части листа (листовая пластинка, черешок, прилистники)

-простые и сложные листья,  

-типы жилкования (дуговое, параллельное. сетчатое),

-расположение листьев  на стебле (очередное, супротивное, мутовчатое);

Используемые приемы, методы, технологии обучения

технология деятельностного обучения, ИКТ, проблемно-поисковый метод,  объяснительно - иллюстративный  (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарным), проблемно-диалоговая технология, технология оценивания,

Оборудование и ресурсы урока

ноутбук, гербарные образцы, раздаточный материал, лист самооценки.

Учебник: Понамарева И.Н., Корнилова О.А. «Биология 6 класс», Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Цель: привлечь внимание учащихся, настроить на работу.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

-Здравствуйте, ребята.  Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока

Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Повторение ранее изученного материала

«Сейчас повторим раннее изученный нами материал, посмотрите на экран и выполните задание»

Выполняют задание на экране

3. Актуализация знаний

Цель: уточнить имеющиеся знания и установить связь между новым материалом и ранее изученными темами

1мин

Вывод: выявили связь между новым материалом и ранее изученными темами

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм.

«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений». Беседа с обучающимися: - О каком процессе вы слушали рассказ? Что такое фотосинтез? - Где происходит фотосинтез?

Отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал.

Предполагаемые ответы

  1. Фотосинтез
  2.  Фотосинтез - это процесс образования кислорода и углеводов из углекислого газа и воды при участии солнечного света
  3. В листьях

П:

-систематизация знаний

К:

-планирование учебного сотрудничества.

Р:

-волевая  саморегуляция  в ситуации затруднения.

3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание

Цель: создать условия через побуждающий диалог  для постановки проблемного вопроса

2 мин

Вывод: Могут ли разные листья иметь одинаковое строение?

Формулирование ответа в виде гипотезы

Побуждение к формулированию темы урока

При изучении любого органа живых организмов, рассматривается как внешнее, так и внутреннее его строение. Как вы думаете, с какого строения, с внешнего или с внутреннего, уместнее начать знакомство с органом?

Тогда сформулируйте тему урока.

Чему мы должны научиться на уроке?

Посмотрите на экран ( на экране фото листьев)

1. листья одинаковые?

  Самые большие листья имеет кувшинка виктория амазонская – в диаметре ее листья до 2 метров, Самые маленькие листья имеет тоже водное растение – ряска, ее листья достигают всего несколько миллиметров.

2. чем они могут различаться друг от друга?

3. Что же у них общего?

Ответ на какой вопрос мы будем искать сегодня на уроке?

А каким образом знания о внешнем строении листа вам могут пригодиться в жизни?

Отвечают на вопрос:

С внешнего строения

формулируют тему урока:

«Внешнее строение листа»

Предполагаемые ответы:

1. Нет.

2. формой листа, окраской, размерами

3. Затрудняются ответить на поставленный вопрос.

Осознают цель предстоящей деятельности

Могут ли разные листья иметь одинаковое внешнее строение?

Предполагаемый ответ: больше узнать о  растениях, сдать экзамен

П:

- учатся строить высказывания;

анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

К:

Уметь точно и грамотно выражать свои мысли

Р:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

4. Усвоение новых знаний и способов действий:  учить распознавать особенности внешнего строения листа

Цель :

15  мин

Самостоятельная работа

Работа по учебнику

Работа в группах с гербарными образцами по наблюдению

Вывод: сформировали умение различать части листа ( черешок, лист.пластинка, жилки).

Самостоятельная работа

 

        

Вывод: Научились определять край листовой пластинки

Работа с гербарием

Работа по учебнику, стр.49

Вывод: научились распознавать листья  по типам жилкования, выяснили значение жилок

Физминутка

В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты.

- Например, какие вы видите формы пластинок на экране?

- Но при этом они все  плоские. Как вы думаете, почему?

Самостоятельная работа:

Еще одной чертой являются части листа.

На слайде изображен лист и части листа. Для начала давайте напишем опредление листа.

-Лист- это часть побега.

Найдите названия частей листа, с помощью учебника,на рисунке 45, зарисуйте его в тетрадь и подпишите  названия частей листа.

Контроль  самооценка

Проверяем.

- Оцените себя: 5 баллов - если правильно названы 4 части листа

4 балла если правильно указано 3 части

3 балла -2 части

Меньше 2 частей 2 балла

- Но все ли эти части обязательно должны присутствовать?

- Рассмотрите 2 растния перед вами

- Сравните их и найдите недостающие части.

- Чего не хватает?

Листья с черешками называют черешковыми, не имеющие черешка – сидячими. (Запись в тетрадь).

Самостоятельная работа:

Рассмотрите гербарные образцы и

-Напишите растения с сидячими листьями и названия  растений с черешковыми листьями.

Самоконтроль и самооценка:

поставьте себе по одному баллу за каждый правильный ответ.

Задание по наблюдению:

- Мы выяснили, что растения бывают черешковые и сидячие- А теперь рассмотрите форму края листовых пластинок у листов на слайде экрана.

- Отличаются ли они?

- Чем?

Сделайте вывод

Задание по наблюдению:

- Молодцы!

- Составим схему на доске. Кто хочет, тот выполняет, соответсвие

- А теперь давайте посмотрим на обратную сторону листовой пластинки.

- Что на ней хорошо видно и прощупывается?

- Одинаково ли жилки расположены на ли

стьях?

- Откройте страницу 65 учебника и составьте схему жилкования листьев, запишите  в тетрадь)

Давайте проверим . что у вас получилось

Подведение итогов по практической работе:

- Как вы думаете, какую роль жилки играют в жизни растений?

Пальчиковая гимнастика. «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

листья рябины,

листики тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберём,

(загибают пальчики, начиная с большого)

маме осенний букет принесём.

(шагают по столу средним и указательным пальчиками).

Предполагаемые ответы:

-округлые, овальные. линейные

-получить больше воздуха и солнечного света

Выполняют работу в тетрадях, рисуют рисунок. соотносят его с рисунком в учебнике, подписывают части листа.

Проверяют и оценивают себя

Работа в группах с гербарными образцами.

Предполагаемый ответ: черешков и прилистников

Проверяют и оценивают себя

Предполагаемый ответ:

край листовой пластинки разный, у одних растений край имеет выступы, зубчики, у других ровный.

Отрабатывают умение определять края листовых пластинок по схеме.

Предполагаемый ответ:

-жилки

-нет, по разному

Работа с текстом учебника, сверить с эталоном на экране

Составление схемы самостоятельно, с использованием текста учебника

Предполагаемые ответы:

-По ним проводятся вода и питательные вещества, необходимые растению, придается прочность и эластичность

П:

 - учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

 - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К:

 Уметь точно и грамотно выражать свои мысли

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

5. Использование в практической работе приобретённых знаний.

Самостоятельная работа по использованию приобретённых знаний

Вывод: научились отличать простые листья от сложных 

Вывод по использованию знаний: научились  устанавливать особенности внешнего строения листа

- Возьмите в руки гербарные образцы №2 и сравните объекты исследования ,

- чем еще листья этих растений отличаются друг от друга?

(Если ребята затрудняются, то дополнительный вопрос: Отличаются ли листья по количеству листовых пластинок, образующих лист?)

Вывод:

есть листья простые, а есть сложные.(записать определение сложных и простых листьев в тетрадь.) Приведите пример, используя рисунки на слайде или свой жизненный опыт растений с простыми и сложными листьями.

Самостоятельная практическая работа:

- Посмотрите на экран и выполните задание:

- Выпишите номера, под которыми указаны простые листья и номера под которыми указаны сложные листья

Самоконтроль и самооценка:

Проверяем. Сверяем с ответами на экране . Простые листья:  1, 3, 4, 7. Сложные листья:  2, 5, 6, 8, 9

Оцените себя. Поставьте по одному баллу за каждый правильный ответ.

Сравнивают, приходят к выводу: есть листья, состоящие из одной листовой пластинки, а есть состоящие из нескольких листовых пластинок, расположенных на одном черешке.

Опираясь на объекты исследования и на жизненный опыт, приводят пример растений: яблоня, вишня, береза, дуб – листья простые; роза, горох, земляника, клевер – листья сложные.

Вывод:  простые листья отличаются от сложных количеством листовых пластинок на черешке

Выполняют работу.  

Проверяют   и оценивают себя по критериям, сверяя свои ответы с ответами на экране.

П:

  - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи

6. Введение новых знаний в систему знаний и повторения

 (Тест с взаимопроверкой по эталону)

        

Цель: определить степень усвоения новых знаний по строению листа

5 мин

Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Предлагается выполнить задания. Задание выполняем в рабочих листах. Обведите цифры верных суждений, а в неверных исправьте ошибки.

Затем выполним взаимопроверку. Время выполнения –1 мин.

Проведение тестовой работы:

Из перечисленных выберите верные утверждения:

1.Лист состоит из основания, черешка и листовой пластины.

2. Все листья сложные.

3. Бывают листья черешковые и сидячие.

4.Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность.

5.Различают только дуговое и сетчатое жилкование.

6. Листья  располагаются  на побеге поочередно.

Взаимоконтроль и взаимооценка:

Проверка.

-А теперь обменяйтесь работами и оцените соседа по парте: по одному баллу за каждый правильный ответ

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).           Отвечают на вопросы (осмысливают  основные этапы своей деятельности).  Работают в рабочих листах.    

     

 Соотносят полученный результат с предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют  записи. Оценивают соседа по парте.

П:

 - учатся использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

К: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Р:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 

7. Подведение итогов

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели по теме лист и оценить собственную учебную деятельность

1 мин.

Определяет меру  продвижения к цели учащимися

Подводящий диалог

- Давайте подведем итоги урока.

- Вспомните проблему, который звучал в начале урока:

- Могут ли разные листья иметь одинаковое строение?

- Ответьте на него

Какая задача стояла в начале урока?

-  выполнили ли мы её?  

В рабочих листах подсчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку за урок:

Максимально за урок вы могли набрать  12  балла.

Если вы набрали  10-12 баллов поставьте себе "5". Это отличная работа на уроке. За 7-9 баллов поставьте  "4" , вы хорошо поработали. За 4-6  баллов  "3", не огорчайтесь в следующий раз у вас все получится. За  менее чем баллов "2",  вам необходимо внимательно прочитать параграф и повторить материал еще раз.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

 Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.    

П:

 - учатся строить высказывания;

 - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К: - учатся  выражать свои мысли.

Р: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

-оценивание качества своей и общей учебной деятельности

8. Домашнее задание.

Цель: задать домашнее задание, пояснить его.

1 мин.

найти информацию о необычных листах  и поделиться с одноклассниками своими находками.

 осмысливают задание на дом

Р:

- мобилизуют свои силы к выполнению домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...

План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»

Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...

План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)

Технологическая карта урока  7б класс по ФГОС....