План-конспект урока для 6 класса по биологии на тему "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
"Внешнее строение листа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_biologii_po_teme_vneshnee_stroenie_lista_6_klass.docx | 100.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии (6 класс)
Тема урока | Внешнее строение листа |
Ф.И.О | Донен Милена Милановна |
Цель урока | сформировать понятие о внешнем строении листа, отработать умение пользоваться гербарным материалом. |
Предметные задачи |
|
Формируемые универсальные учебные действия | Познавательные: структурировать знания; анализировать текст и рисунки; формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, представлять информацию в виде схем. Личностные:участвовать в творческой работе, сотрудничать с учителем и сверстниками. ответственно относятся к выполнению учебных задач Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Результат урока | Ученик должен знать: - части листа (листовая пластинка, черешок, прилистники) -простые и сложные листья, -типы жилкования (дуговое, параллельное. сетчатое), -расположение листьев на стебле (очередное, супротивное, мутовчатое); |
Используемые приемы, методы, технологии обучения | технология деятельностного обучения, ИКТ, проблемно-поисковый метод, объяснительно - иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарным), проблемно-диалоговая технология, технология оценивания, |
Оборудование и ресурсы урока | ноутбук, гербарные образцы, раздаточный материал, лист самооценки. Учебник: Понамарева И.Н., Корнилова О.А. «Биология 6 класс», Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2016 |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Цель: привлечь внимание учащихся, настроить на работу. | Создание благоприятной рабочей обстановки. -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока | Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
| «Сейчас повторим раннее изученный нами материал, посмотрите на экран и выполните задание» | Выполняют задание на экране | |
3. Актуализация знаний Цель: уточнить имеющиеся знания и установить связь между новым материалом и ранее изученными темами 1мин Вывод: выявили связь между новым материалом и ранее изученными темами | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Быстро мобилизовать учащихся на работу, включить их в деловой ритм. «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений». Беседа с обучающимися: - О каком процессе вы слушали рассказ? Что такое фотосинтез? - Где происходит фотосинтез? | Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал. Предполагаемые ответы
| П: -систематизация знаний К: -планирование учебного сотрудничества. Р: -волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание Цель: создать условия через побуждающий диалог для постановки проблемного вопроса 2 мин Вывод: Могут ли разные листья иметь одинаковое строение? Формулирование ответа в виде гипотезы | Побуждение к формулированию темы урока При изучении любого органа живых организмов, рассматривается как внешнее, так и внутреннее его строение. Как вы думаете, с какого строения, с внешнего или с внутреннего, уместнее начать знакомство с органом? Тогда сформулируйте тему урока. Чему мы должны научиться на уроке? Посмотрите на экран ( на экране фото листьев) 1. листья одинаковые? Самые большие листья имеет кувшинка виктория амазонская – в диаметре ее листья до 2 метров, Самые маленькие листья имеет тоже водное растение – ряска, ее листья достигают всего несколько миллиметров. 2. чем они могут различаться друг от друга? 3. Что же у них общего? Ответ на какой вопрос мы будем искать сегодня на уроке? А каким образом знания о внешнем строении листа вам могут пригодиться в жизни? | Отвечают на вопрос: С внешнего строения формулируют тему урока: «Внешнее строение листа» Предполагаемые ответы: 1. Нет. 2. формой листа, окраской, размерами 3. Затрудняются ответить на поставленный вопрос. Осознают цель предстоящей деятельности Могут ли разные листья иметь одинаковое внешнее строение? Предполагаемый ответ: больше узнать о растениях, сдать экзамен | П: - учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. К: Уметь точно и грамотно выражать свои мысли Р: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока). |
4. Усвоение новых знаний и способов действий: учить распознавать особенности внешнего строения листа Цель : 15 мин Самостоятельная работа Работа по учебнику Работа в группах с гербарными образцами по наблюдению Вывод: сформировали умение различать части листа ( черешок, лист.пластинка, жилки). Самостоятельная работа
Вывод: Научились определять край листовой пластинки Работа с гербарием Работа по учебнику, стр.49 Вывод: научились распознавать листья по типам жилкования, выяснили значение жилок Физминутка | В строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. - Например, какие вы видите формы пластинок на экране? - Но при этом они все плоские. Как вы думаете, почему? Самостоятельная работа: Еще одной чертой являются части листа. На слайде изображен лист и части листа. Для начала давайте напишем опредление листа. -Лист- это часть побега. Найдите названия частей листа, с помощью учебника,на рисунке 45, зарисуйте его в тетрадь и подпишите названия частей листа. Контроль самооценка Проверяем. - Оцените себя: 5 баллов - если правильно названы 4 части листа 4 балла если правильно указано 3 части 3 балла -2 части Меньше 2 частей 2 балла - Но все ли эти части обязательно должны присутствовать? - Рассмотрите 2 растния перед вами - Сравните их и найдите недостающие части. - Чего не хватает? Листья с черешками называют черешковыми, не имеющие черешка – сидячими. (Запись в тетрадь). Самостоятельная работа: Рассмотрите гербарные образцы и -Напишите растения с сидячими листьями и названия растений с черешковыми листьями. Самоконтроль и самооценка: поставьте себе по одному баллу за каждый правильный ответ. Задание по наблюдению: - Мы выяснили, что растения бывают черешковые и сидячие- А теперь рассмотрите форму края листовых пластинок у листов на слайде экрана. - Отличаются ли они? - Чем? Сделайте вывод Задание по наблюдению: - Молодцы! - Составим схему на доске. Кто хочет, тот выполняет, соответсвие - А теперь давайте посмотрим на обратную сторону листовой пластинки. - Что на ней хорошо видно и прощупывается? - Одинаково ли жилки расположены на ли стьях? - Откройте страницу 65 учебника и составьте схему жилкования листьев, запишите в тетрадь) Давайте проверим . что у вас получилось Подведение итогов по практической работе: - Как вы думаете, какую роль жилки играют в жизни растений? Пальчиковая гимнастика. «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять,(загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, листья рябины, листики тополя, листья осины, листики дуба мы соберём, (загибают пальчики, начиная с большого) маме осенний букет принесём. (шагают по столу средним и указательным пальчиками). | Предполагаемые ответы: -округлые, овальные. линейные -получить больше воздуха и солнечного света Выполняют работу в тетрадях, рисуют рисунок. соотносят его с рисунком в учебнике, подписывают части листа. Проверяют и оценивают себя Работа в группах с гербарными образцами. Предполагаемый ответ: черешков и прилистников Проверяют и оценивают себя Предполагаемый ответ: край листовой пластинки разный, у одних растений край имеет выступы, зубчики, у других ровный. Отрабатывают умение определять края листовых пластинок по схеме. Предполагаемый ответ: -жилки -нет, по разному Работа с текстом учебника, сверить с эталоном на экране Составление схемы самостоятельно, с использованием текста учебника Предполагаемые ответы: -По ним проводятся вода и питательные вещества, необходимые растению, придается прочность и эластичность | П: - учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. К: Уметь точно и грамотно выражать свои мысли - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи |
5. Использование в практической работе приобретённых знаний. Самостоятельная работа по использованию приобретённых знаний Вывод: научились отличать простые листья от сложных Вывод по использованию знаний: научились устанавливать особенности внешнего строения листа | - Возьмите в руки гербарные образцы №2 и сравните объекты исследования , - чем еще листья этих растений отличаются друг от друга? (Если ребята затрудняются, то дополнительный вопрос: Отличаются ли листья по количеству листовых пластинок, образующих лист?) Вывод: есть листья простые, а есть сложные.(записать определение сложных и простых листьев в тетрадь.) Приведите пример, используя рисунки на слайде или свой жизненный опыт растений с простыми и сложными листьями. Самостоятельная практическая работа: - Посмотрите на экран и выполните задание: - Выпишите номера, под которыми указаны простые листья и номера под которыми указаны сложные листья Самоконтроль и самооценка: Проверяем. Сверяем с ответами на экране . Простые листья: 1, 3, 4, 7. Сложные листья: 2, 5, 6, 8, 9 Оцените себя. Поставьте по одному баллу за каждый правильный ответ. | Сравнивают, приходят к выводу: есть листья, состоящие из одной листовой пластинки, а есть состоящие из нескольких листовых пластинок, расположенных на одном черешке. Опираясь на объекты исследования и на жизненный опыт, приводят пример растений: яблоня, вишня, береза, дуб – листья простые; роза, горох, земляника, клевер – листья сложные. Вывод: простые листья отличаются от сложных количеством листовых пластинок на черешке Выполняют работу. Проверяют и оценивают себя по критериям, сверяя свои ответы с ответами на экране. | П: - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи |
6. Введение новых знаний в систему знаний и повторения (Тест с взаимопроверкой по эталону)
Цель: определить степень усвоения новых знаний по строению листа 5 мин | Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Предлагается выполнить задания. Задание выполняем в рабочих листах. Обведите цифры верных суждений, а в неверных исправьте ошибки. Затем выполним взаимопроверку. Время выполнения –1 мин. Проведение тестовой работы: Из перечисленных выберите верные утверждения: 1.Лист состоит из основания, черешка и листовой пластины. 2. Все листья сложные. 3. Бывают листья черешковые и сидячие. 4.Жилки в листе имеют большое значение: они укрепляют лист, придают ему эластичность и прочность. 5.Различают только дуговое и сетчатое жилкование. 6. Листья располагаются на побеге поочередно. Взаимоконтроль и взаимооценка: Проверка. -А теперь обменяйтесь работами и оцените соседа по парте: по одному баллу за каждый правильный ответ | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают основные этапы своей деятельности). Работают в рабочих листах.
Соотносят полученный результат с предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют записи. Оценивают соседа по парте. | П: - учатся использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; К: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Р: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
7. Подведение итогов Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели по теме лист и оценить собственную учебную деятельность 1 мин. | Определяет меру продвижения к цели учащимися Подводящий диалог - Давайте подведем итоги урока. - Вспомните проблему, который звучал в начале урока: - Могут ли разные листья иметь одинаковое строение? - Ответьте на него Какая задача стояла в начале урока? - выполнили ли мы её? В рабочих листах подсчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку за урок: Максимально за урок вы могли набрать 12 балла. Если вы набрали 10-12 баллов поставьте себе "5". Это отличная работа на уроке. За 7-9 баллов поставьте "4" , вы хорошо поработали. За 4-6 баллов "3", не огорчайтесь в следующий раз у вас все получится. За менее чем баллов "2", вам необходимо внимательно прочитать параграф и повторить материал еще раз. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. | П: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. К: - учатся выражать свои мысли. Р: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. -оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
8. Домашнее задание. Цель: задать домашнее задание, пояснить его. 1 мин. | найти информацию о необычных листах и поделиться с одноклассниками своими находками. | осмысливают задание на дом | Р: - мобилизуют свои силы к выполнению домашнего задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
План-конспект открытого урока по классу блок-флейта
План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе игр...
План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...
План - конспект открытого урока 8 класс история «Отечественная война 1812 года»
Цели урока:на основе материала исторических источников, литературы усвоить ход Отечественной войны, героическую оборону российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;воспитани...
План конспект открытого урока 7б класс по(ФГОС)
Технологическая карта урока 7б класс по ФГОС....