разработка урока: "Среда обитания и внешнее строение птиц"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Бржезицкая Любовь Геннадьевна

Урок по биологии для учащихся 7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Среда обитания и внешнее строение птиц»

Учитель: Бржезицкая Л.Г.

Цель урока:

 Образовательные: познакомить с особенностями внешнего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания и полётом.

         Развивающие: продолжить формирование умений и навыков применять знания  при выполнении различных заданий, умений анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить, на примере презентаций показать возможность использования ИКТ.

          Воспитательные: развивать  любовь и интерес к изучению природы, экологическое воспитание и образование;   развивать коммуникативные качества, формирование положительных эмоций.

Оборудование: чучела птиц, фильм: «Нефтяная история», инструктивные карточки к лабораторным работам, презентации: Исчезнувшие птицы», «Природа-исследователь».

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Учитель: Сегодня вы увидите, новое услышите необычное и почувствуете, что это вам пригодиться в дальнейшей учёбе. Планета Земля – огромный человеческий дом, но в этом доме человек живёт не один. Его окружают множество живых организмов.

Мы изучили  три класса Типа Хордовые:  Класс Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся.

Давайте вспомним основные морфологические особенности этих классов:

(данные задания встречаются в КИМах  на ГИА в 9 классе)

  1. К какому классу относятся животные, изображённые на рисунке? 
  2. Установите соответствие между признаком организма и классом, для которого он характерен:
  3. Класс Хрящевые рыбы
  4. А) в сердце содержится только венозная кровь
  5. Б) сердце состоит из четырёх камер
  6. В) имеются два круга кровообращения
  7. Г) в сердце содержится венозная и артериальная кровь
  8. Д) венозная кровь из сердца поступает к жабрам
  9. Е) сердце состоит из двух камер

3.К какому классу относятся животные, изображённые на рисунке?    

4.Жабы в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоёма. Чем это можно объяснить?

А)  они размножаются на суше

Б) у них лучше развиты лёгкие и более сухая кожа

В) они питаются наземными беспозвоночными животными

5.К какому классу относятся животные, изображённые на рисунке?

          6. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся,

            А) внутреннее оплодотворение

            Б) температура тела постоянная

            В) развитие зародыша происходит в яйце

            Г) кожа влажная

            Д) прямое постэмбриональное развитие

            Е) родители заботятся о потомстве.

      7. Какая цепь питания составлена правильно?

          А) кузнечик-растение-лягушка-змея-хищная птица

        Б) растение- кузнечик-лягушка-змея-хищная птица

        В) лягушка- растение- кузнечик-змея-хищная птица

8. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен:

Царство животные:

А) растут в течение всей жизни

Б) активно перемещаются в пространстве

В) питаются готовыми органическими веществами

Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Д) имеют органы чувств

Е) являются основным источником кислорода на Земле

9. Какие абиотические факторы влияют на жизнь щуки обыкновенной в воде?

А) донные водоросли;

Б) плотва;

В) окуни;

Г) растворённые в воде газы.

10. Какая биотическая связь характерна для щук и окуней, живущих в одном водоёме?

А) хищнечиство

Б) паразитизм

В) симбиоз

Г) конкуренция

11. Творческая задача «Спи, моя радость, усни».

Однажды молодой археолог в степи на юге Украины сильно устал и лёг спать, не раздеваясь, на спальный мешок. Утром, открыв глаза, хотел было приподняться, но почувствовал, что на груди что-то лежит, Это оказалась степная гадюка. Осторожно, чтобы не разозлить змею, археолог снял её с себя, и она уползла. Почему змеи ползут к спящим людям?

Ответ: У змей температура тела зависит от температуры окружающей среды. С помощью специальных органов - термолокаторов - змеи улавливают тепло и ползут в его направлении. Источник тепла может быть тело человека.

12. К какому классу относятся животные, изображённые на рисунке?  (Птицы)

Видеозапись №1

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым Классом Типа Хордовых Классом Птицы

Это высшие позвоночные животные , приспособившиеся к полёту. Чудо полёта - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым.  Но полёт это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня.

Тема урока: «Среда обитания и внешнее строение птиц»

Цель урока:

 1.Познакомимся с  особенностями внешнего строения птицы, связанные с воздушной средой обитания и полётом.

Запись темы в тетрадях.

Сегодня на уроке мы должны выявить черты внешнего строения птиц, позволяющие им летать.

Выполнение  лабораторной работы № 1 по инструктивной карточке. «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Работаем с учебником рисунок 156, 157, 158.

Ответы учащихся Внешнее строение птицы, строение перьев.

(муз. Видео)

Учитель:  Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой животных. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они пытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек , поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринуждённо взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от Земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

Какие приспособления к полёту есть у птиц?  Об этом вы узнаете при выполнении следующего задания. Запишите в тетрадях.

Из рассказа «Птица в полёте» вы должны найти приспособления птиц к полёту.

Ответы учащихся.

Физминутка:  под музыку. Закройте  все на секунду глаза, расслабьтесь, представьте себя птицами, вы парите над Землёй высоко в небесах, легко и непринуждённо парите над просторами воды и суши. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок. Открываем глаза, продолжаем заниматься.

Творческая задача Тоже шуба.

В морозную погоду птиц в воздухе заметно меньше. Казалось бы, должно быть наоборот: работа мышц повышает теплопродукцию, и птицы должны бы ,стремиться больше летать. Почему в мороз птицы чаще сидят, и сидят нахохлившись?

Как использует человек  приспособление птиц к полёту, мы с вами узнаем из сообщения Тани. Презентация .

Численность птиц на планете сокращается и одна из причин сокращения –деятельность человека.

Перечислите причины сокращения птиц.

Ещё одна – это нефть. Каким образом?

Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке № 2

Рассказ учащихся

Просмотр видеофильма.

Многие птицы уже исчезли, но многие нуждаются в охране.

Сообщение Зульфии.

Презентация.

Закрепление.

  1. Какие приспособления есть у птиц к полёту?
  2.  Творческая задача Божественная комедия.

Руководствуясь тем, что вы сегодня узнали о приспособлениях птиц к полёту, попытайтесь объяснить ,  как выглядит ангел с точки зрения науки биологии.

3.Какие особенности внешнего строения наблюдаются у земноводных, пресмыкающихся, птиц?

4. Сравнивая три класса, выполните задание.

Выпишите цифры, соответствующие классам: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы.

  1. Кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками. пр
  2. Животные имеют перьевой покров. пц
  3. Кожа влажная, выделяется слизь, проницаема для воды, и газов.з
  4. Конические зубы срослись с зубами.пр
  5. Челюсти одеты роговым чехлом, образуют клюв.пц
  6. Челюсти без зубов, длинный липкий язык.з
  7. Передние и задние конечности имеют одинаковое количество пальцев.пр
  8. Передние конечности четырёх палые, задние пятипалые с перепонкой.з
  9. Верхние и нижние конечности неодинаковы, пальцы, кисти и стопа видоизменены.пц
  10. Дыхание кожное и лёгочное.з
  11. Скелет лёгкий, прочный, кости сросшиеся, внутри их имеются воздушные полости.пц
  12. Животные способны заглатывать большую добычу, благодаря эластичным связкам, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти.пр
  13. Животные питаются редко.пр
  14. Температура тела постоянная.пц
  15. Температура тела зависит от окружающей среды.з пр
  16. Дыхание лёгочное.пр
  17. Воздушные мешки заполняют всё пространство между внутренними органами.пц
  18. Способны к регенерации органов.пр

Домашнее задание №          Найти интересную информацию из жизни птиц.

Комментарий оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 7 класс по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев»

ПРОЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ  7 класс  по теме «Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птиц. Строение перьев» Урок построен с ис...

Места обитания и особенности внешнего строения птиц.

Методическая разработка урока по теме "Места обитания и особенности внешнего строения птиц" для учащихся 7 класса....

Среда обитания и внешнее строение птиц

Методическая разработка урока биологии в 7 классе...

Конспект урока по биологии"Класс птицы. Среда обитания и внешнее строение птиц". Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы»

Урок - исследование. Изучение нового материалаЦели урока: 1. Познакомить учащихся с характеристикой птиц.2. Раскрыть особенности организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной ср...

Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...