Технологическая карта урока по теме"Класс Птицы. особенности внешнего и внутреннего строения"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Урок в 8 классе по теме: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Разработан в соответствии с ФГОС, по УМК Сонин Н.И. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy._osobennosti_stroeniya.docx48.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Базовый учебник: УМК В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. «Многообразие живых организмов»,7класс.

 Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи: 

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

1. Связанных с формированием общенаучных знаний:

усвоение знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету,умение сравнивать особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

3.Связанные с формированием опыта деятельности:

-дать возможность учащимся использовать полученные  знания  для решения простейших ситуационных задач;

-способствовать развитию умений сравнивать животных, работать с натуральными объектами, анализировать причинно-следственные связи, делать выводы.

- создать условия для участия учащихся в формировании целей и задач урока;

-развивать   речь   учащихся   через организацию  работы в группах и представлении результатов своей деятельности;

- продолжать через разрешение простейших ситуационных задач  создавать условия для  развития логического мышления;

- поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности;

- отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ответа на вопросы;

 - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Создание условий для :

-конструктивного взаимодействия  со сверстниками и учителями;

-повышения самомотивации учебной деятельности ;

-развития способности к  оказанию  самому себе помощи  и  поддержки  в ситуациях затруднения;

 

 -использование здоровьесберегающей среды через создание условий для релаксации;

- воспитания интереса и бережного отношения к природе.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация, образцы перьев птиц,  таблица «Внешнее строение птиц».


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих в журнале.

Актуализация знаний, объявление новой темы

Беседа: Какой тип животных мы изучаем?

Какой класс типа Хордовых мы изучили?

Каковы основные особенности пресмыкающихся ?

Предлагает учащимся отгадать загадки о птицах.

Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал. (Птица)

 Кто два раза на свет родится? (Птица)

 Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий? (Птица)

 Рук нет, а строить умеет. (Птица)

Беседа: Что вы знаете о птицах? Что вы хотели бы узнать о птицах?

Определите тему сегодняшнего урока.

Сообщение темы урока: «Особенности строения птиц».

Отвечают на вопросы учителя

Отгадывают загадки

Отвечают на вопросы учителя

Записывают тему урока в тетрадь.

Постановка задач к уроку

Попробуйте определить задачи нашего урока, используя слова:

Я узнаю....

Я выясню....

Я получу знания....

Определяют задачи урока

Ситуация успеха

Цель. Психологически подготовить учащихся к изучению новой темы.

Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Полет – извечная мечта человека. Отчего люди не летают?», -  восклицает Екатерина героиня пьесы Н.А.Островского «Гроза».

А разве люди не способны летать?

 Как много приспособлений придумал человек, чтобы подняться в воздух, но так и не смог повторить полет птиц.

В процессе обсуждения уточняется формулировка проблемы: «Отчего люди не летают так, как птицы?»

Прежде всего, предлагаю вам выяснить, какими характеристиками должно обладать тело, способное к полету (создание кластера в процессе беседы, который оформляется на доске и в тетрадях).

 Учащиеся выдвигают свои гипотезы, делают вывод.

Ученики: приводят примеры летательных аппаратов и приспособлений, которые человек использует для полета

Вывод: Птицы имеют такие особенности строения, которые отличают их от всего животного мира на земле.

Изучение новой темы:

научить:

формулировать: основные принципы организации птиц как живых летательных аппаратов;

составлять: схему-кластер по итогам работы; письменный отчёт;

объяснять: особенности  строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом;

уметь: выявлять ключевую адаптацию в эволюции птиц на основе анализа дополнительной литературы;

использовать: опережающие знания о происхождении птиц для установления понимания роли перьевого покрова в эволюции птиц.

На уроке работают 6 групп

-по ходу работы группы проводят исследования, по окончании – отчёт членов групп

Промежуточный вывод по итогам работы групп (слайд на экране)

Черты, связанные с полетом:
1. Превращение передних конечностей в крылья;
2. Перьевой покров, обеспечивающий телу обтекаемую форму, лёгкость конструкции и теплоизоляцию;
3. Облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;
4. Киль – как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;
5. Воздушные мешки, особенно важные для дыхания при полете (двойное дыхание);
6. Ряд особенностей скелета (срастание удлинение костей)
7. Быстрое пищеварение;

8. Интенсивный обмен веществ поддерживает температуру птиц постоянно высокой и обеспечивает способность к полёту

-Учитель обращает внимание на чёрный ящик (в нём спрятано перо)

Учитель: В черном ящике находится аналог  застежки - «молнии», нашедшей применение при изготовлении одежды и обуви. Автор этой застежки - американец В.Джутсон. получивший с 1893-1905 г.г пять патентов на ее изобретение.

Вопрос: Какой природный аналог «молнии» находится в «Черном ящике»?

Ответ: Контурное перо птицы. Опахало этого пера образовано тончайшими роговыми пластинками — бородками первого порядка, расположенными по обе стороны стержня. Поверхность этих бородок несет бородки второго порядка, соединенных между собой крючками.

-Учитель предлагает определить ключевую адаптацию (слайд). Что такое ключевая адаптация?

-Составление итогового кластера (слайд)

I-я  

-выясняют особенности внешнего строения птиц в связи с полетом;

II-я

-выясняют особенности скелетной конструкции птицы;

III-я

-выясняют, почему птицы «любители быстрой еды»;

IV-я

-выясняют необходимость изменения системы дыхания птиц в связи с полётом;

V-я

-выясняют, какие изменения произошли в кровеносной системе птиц;

VI-я

- выясняют особенности размножения птиц

Задания для групп даны на карточках (приложение)

Учащиеся слушают учителя.

Учащиеся думают над поставленным вопросом и высказывают свои предположения.

Учащиеся слушают правильный ответ.

Высказывают предположения.

Итоговый кластер

IV. Диагностика качества освоения темы

Биологический диктант. Выбрать верные утверждения.

  1. Птицы-теплокровные животные
  2. Кожа птиц имеет большое количество желез
  3. Копчиковая железа выделяет жир, необходимый для смазывания перьевого покрова
  4. Птицы имеют трехкамерное сердце
  5. У птиц имеются острые зубы
  6. У птиц грудные позвонки несут ребра, которые неподвижно соединены с грудиной
  7. У многих птиц грудина имеет костный киль
  8. Артериальная кровь, идущая по легочной вене изливается в правое предсердие
  9. Легкие имеют губчатое строение, входящие в них бронхи разветвляются и заканчиваются тончайшими слепыми бронхиолями.
  10. У самок развит левый яичник, правый отсутствует

Взаимопроверка. Правильный ответ: 1010001001

5- нет ошибок

4-1-2 ошибки

3- 3-4 ошибки

2-5 и более ошибок

Рефлексия

  • Что сегодня узнали на этом уроке?
  • Что понравилось?
  • Что не получилось?

– А теперь выясним, кто из вас на какую высоту взлетел вместе с птицами на сегодняшнем уроке.

Открывается оборот доски, где висит плакат с птицами разного уровня высоты полёта.       Уровень самооценки работы на уроке:

5 уровень:              Орёл

4 уровень:              Ласточка

3 уровень:              Воробей

2 уровень:              Глухарь

1 уровень:              Страус

 Каждому ученику перед уроком разложены на столах квадратики из цветной бумаги. Напротив каждой птицы прикреплена липкая лента. Ученики располагают свой квадратик на полоску, соответствующую, по их мнению, результативности их работы.

Домашнее задание

Цель. Обеспечить понимание учащимися цели и содержания домашнего задания

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.  Стр 208-217. Проект «Охраняемые виды птиц Бурятии

»

Записывают домашнее задание в дневники.


 Литература и ресурсы Интернета:

 1.Номоконова А.А. Лабораторная работа по теме «Перья птиц». Социальная сеть работников образования, 2014.

2.  Пепеляева О.А, Сунцова И.В.. Поурочные разработки по биологии. М., «ВАКО», 2006

  1. http://www.bio-faq.ru/
  2. http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm
  3. http://www.zavuch.info/methodlib/148/

1 группа

Прочитайте раздел: Внешний вид и строение птицы.

Ответьте на вопросы:

  1. Назовите отделы тела птицы.
  2. Какая кожа у птиц?
  3. Какие органы имеются на голове птицы?
  4. Чем покрыто тело птицы?
  5. Назовите виды перьев.
  6. Что такое цевка?

Заполните таблицу по своему признаку.

2 группа

Прочитайте раздел: Скелет и мускулатура птиц

Ответьте на вопросы:

  1. Что делает скелет птицы легким?
  2. За счет чего достигается прочность скелета птиц?
  3. Почему птицы могут поворачивать голову на 180°, а совы даже на 270°?
  4. Каковы особенности строения грудины у птиц?
  5. Какие мышцы наиболее развиты у птиц?

Заполните таблицу по своему признаку.

3 группа

Прочитайте раздел: Пищеварительная и выделительная система птиц.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие органы пищеварительной системы находятся в ротовой полости птиц?
  2. Где пища накапливается и начинает перевариваться?
  3. В каком  органе осуществляется механическая обработка пищи  из  -за отсутствия зубов?
  4. Почему птице нужно много пищи?
  5. Почему пища у птиц быстро переваривается?
  6. Каковы особенности строения выделительной системы?

Заполните таблицу по своему признаку.

4 группа

Прочитайте раздел: Дыхательная система птиц.

Ответьте на вопросы:

  1. Где располагаются голосовые связки  птиц? Какую функцию они выполняют?
  2. Какое строение имеют легкие?
  3. Что такое воздушные мешки?
  4. Объясните особенности дыхания птиц.
  5. Как называется такой механизм дыхания?

Заполните таблицу по своему признаку.

5 группа

Прочитайте раздел: Кровеносная система птиц.

Ответьте на вопросы:

  1. Какое строение имеет сердце птиц?
  2. Сколько кругов кровообращения?
  3. Назовите главную особенность кровообращения птиц.
  4. Какова частота сердечных сокращений птиц? Что это обеспечивает?

Заполните таблицу по своему признаку.

6 группа.

Прочитайте раздел: Половая система. Размножение и развитие птиц.

  1. Каковы особенности строения половой системы птиц?
  2. Тип оплодотворения у птиц?
  3. Какие условия необходимы для развития яиц?
  4. Охарактеризуйте типы развития птенцов.

Заполните таблицу по своему признаку.

ПРИЗНАК

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

Тело обтекаемое, покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья, небольшая голова, крупные глаза, подвижная шея.

Скелет

Кости полые, наполнены воздухом, облегчение скелета и увеличение прочности происходит за счёт срастания костей головы, позвоночника, конечностей.

Мышцы

Мощная летательная мускулатура (25% от массы тела).

Пищеварительная система

Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется.

Выделительная система

Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).

Дыхательная система

Усложнение: появление (вторичных, третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе.

Кровеносная система

4-камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца.

Половая система. Размножение и развитие

У самки один левый яичник и левый яйцевод. внутреннее оплодотворение.

ПРИЗНАК

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ

Внешнее строение

Скелет

Мышцы

Пищеварительная система

Выделительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Половая система. Размножение и развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по биологии на тему "Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. Многообразие. Происхождение"

Пресмыкающиеся, или рептилии (лат. Reptilia) — класс (по традиционной классификации) илипарафилетическая группа (по кладистической классификации) преимущес...

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к полету.

Конспект урока изучения нового материала для учащихся 7 класса с использованием обучающих структур....

Технологическая карта урока по теме: «Голосеменные растения, особенности их строения»

Технологическая карта  урока по биологии в 5 классе на тему : " Голосеменные растения, особенности ихз строения"по учебнику В.В. Пасечника изд "Просвещение" Линия жизни...

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"

Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"...

Технологическая карта урока по теме "Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника."

Технологическая карта урока по теме "Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника". Геометрия 7 класс....