Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Терентьева Мария Николаевна

Технологическая карта урока на тему: "Образ птицы в народной игрушке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

«Образ птицы в народной игрушке»

В технологии реализации системно-деятельностного подхода  в преподавании изобразительного искусства

 через формирование  ценностно-смысловой и художественно-эстетической компетентности

Учитель: Воробьева М.Н.

Технологические

этапы

и используемые приемы

Содержание урока

(на каждом этапе)

Предметные задачи

Метапредметные задачи

(УУД – УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ)

коммуникативные

регулятивные

познавательные

№ урока:1

Тема урока: «Образ птицы в народной игрушке»

Цель урока (культурологическая): Формировать представление  у учащихся о значении образа птицы в декоративно-прикладном искусстве через знакомство с различными видами русской народной игрушки

Формируемая компетентность:Ценностно-смысловая, художественно-эстетическая

1  этап  Оганизационный момент

1. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

2  этап  Актуализация знаний.

2.Актуализация знаний детей о знакомых им видах декоративно-прикладного искусства:  1. Что такое ДПИ? 2. Виды?  3.просмотр слайдов с угадыванием различных предметов (промыслов) ДПИ.

Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности

Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Постановка вопросов.

Взаимодействие с учителем (диалог, вопрос-ответ)

Формулирование познавательной цели. Умение осознанно строить речевое высказывание

3 этап   Объявление темы урока

3.Постановка целей и задач урока.

Беседа, выявляющая тему урока.

(Показ слайдов с изображением птиц в изделиях ДПИ

Вопрос: Что объединяет эти изображения?

-Как вы думаете почему образ птицы так привлекал народных мастеров?

Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Взаимодействие с учителем. Формулирование темы урока.

Формулирование познавательной цели.

4 этап   Беседа.

Сообщение новых знаний

Вопросы:

-что олицетворяет птица в народном декоративно-прикладном искусстве?

- У многих народов есть предания о волшебной птице с прекрасными золотыми перьями. Как вы думаете, в русском народном фольклоре как называется эта птица?

Беседа дополняется показом слайдов с изображением птицы Сирин и Алконост, Жар-Птицы.

-Какой же смысл несли фигурки птиц первоначально?

Знакомство с игрушками, выполненными в виде птиц: Абашевская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская и др.

Знакомство с щепными птицами, птицами-оберегами.

Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к народным промыслам. Формирование знаний об особенностях русского народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Осуществление сотрудничества с учителем и одноклассниками. Формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение

Взаимодействие с учителем.

Дополнение, уточнение высказанных

мнений

Анализ, сравнение, обобщение

5 этап  Практическая часть

Выполнение  эскиза образа-птицы для лепки на основе зарисовки с натуры, по памяти, по представлению. Решение образа по выбору: «Птица счастья», «Птица Феникс», «Утица», «Говорящая птица», «Лебедушка, «Жар-птица» и др. Материалы; простой или цветные карандаши.

Этапы:

  1. Определение последовательности рисования образа-птицы
  2. Детальная прорисовка фигурки
  3. Работа в цвете

Развитие творческих способностей.

 Формирование навыков работы по памяти и по представлению с использованием цветных графических материалов.

Развитие умения  работать в коллективе, ясно и четко выражать свою позицию, доброжелательного отношения к одноклассникам

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

самостоятельное создание алгоритмов деятельности, поиск нужного образа

6 этап   Подведение итогов урока.

Рефлексия

Выставка - просмотр работ учащихся.  

Учащимся предлагается выбрать рисунки:

 1.-  в которых образ птиц передан наиболее сказочно;

2. -  в которых  ребятам удалось передать образы:  «Птицы счастья», «Птицы Феникс», «Утицы», «Говорящей птицы», «Лебедушки, «Жар-птицы» и др

3. - рисунки, по которым бы точно хотелось выполнить настоящую игрушку.

Формирование основ художественной культуры.

Формирование положительного отношения к процессу познания  через диалог с учителем и одноклассниками во время обсуждения работ

Выражение своих мыслей, формулирование и аргументация своего мнения

Формулирование собственного мнение. Самоконтроль.

Анализ работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме"Класс Птицы. особенности внешнего и внутреннего строения"

Урок в 8 классе по теме: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Разработан в соответствии с ФГОС, по УМК Сонин Н.И....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Птицы Ямала»

Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами. Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм. Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,...

Технологическая карта урока развития речи "Здравствуйте,птицы"

Цель урока: закрепить представления детей о весне и ее признаках,  различать птиц по внешнему виду и голосу, закрепить знания обучающихся о птицах и весенних явлениях природы в процессе выполнени...

Технологическая карта урока по теме "В детской. Игры и игрушки" 3 класс.

Технологическая карта по музыке 3 класс (Сергеева Г.П., Критская Е.Д.) по теме "В детской. Игры и игрушки"....

Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".Презентация к уроку....