Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".
Презентация к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добрый день!
Иллюстрация художника О. Верейского Глава «Гармонь» Иллюстрация художника И. Бруни Глава «Два солдата»
Формулируем тему урока… «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
Определяем цель урока Дать всестороннюю характеристику Василию Теркину – защитнику родной страны Что нужно знать, чтобы дать характеристику литературному персонажу? - содержание поэмы; - план характеристики литературного персонажа; - уметь работать с текстом.
Алгоритм характеристики литературного персонажа . 1. Место, занимаемое героем в произведении. 2. Обстановка, в которой он живет. 3. Портрет – описание внешности. 4. Манера держаться. 5. Речь героя. 6. Поступки, особенности поведения, деятельность, влияние на окружающих. 7. Понимание героем цели в жизни. 8. Чувства и мысли литературного героя, его взаимоотношения с другими людьми. 9. Отношение автора к герою. 10. Значение героя в раскрытии идеи произведения.
Ментальная карта
Памятник Александру Твардовскому и Василию Теркину
Домашнее задание (на выбор) . Написать письмо герою. Спроектировать и сделать буклет «Защитнику Отечества»
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лайтамакская средняя общеобразовательная школа»»
Номинация
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»
Методическая разработка урока
ЛИТЕРАТУРЫ
в 8 классе
по теме
«Образ Василия Теркина – защитника родной страны
в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
Разработала и провела:
Халикова Рушания Рифхатовна.
учитель русского языка и литературы
Лайтамак – 2023
Аннотация.
Урок по теме «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» - это плановый урок литературы по программе 8 класса, направлен на формирование читательской грамотности учащихся. Работа по формированию читательской грамотности отслеживается на всех этапах урока. На уроке решаются задачи: формирование ИКТ-компетенций, активизация читательского кругозора, организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества и другие.
Организация процесса обучения на уроке соответствует возрастным особенностям учащихся. Созданы оптимальные условия для достижения целей и задач урока, предоставлены возможности для применения умений и навыков, творческих способностей учащихся.
Тема урока актуальна в преддверии празднования Дня Победы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Раздел | Из русской литературы XX века. Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. | ||||
Тема | «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» | ||||
Цель | 1.Образовательные: - раскрыть образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»; - проникнуть в замысел автора; - понимание идейно-художественного богатства поэмы; - систематизация литературоведческих понятий. 2.Развивающие: - развитие читательской грамотности; - развитие ассоциативного и логического мышления; - развитие умения проводить мини-исследования поэтического текста; -развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения. 3.Воспитательные: - учиться понимать чувства и переживание человека; - проникнуться гордостью за русский народ-победитель; - воспитывать интерес к истории родной страны. | ||||
Тип урока | Урок общеметодологической направленности | ||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Формирование предметных умений по содержанию данного урока. Совершенствование навыков аудирования, монологической и диалогической речи, работая в парах и группах. Знать содержание глав, уметь анализировать, воссоздавать образ, живой и убедительный народный характер, какими средствами поэт подчеркивает предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное воплощение черт русского солдата | Развитие функциональной (читательской) грамотности. Освоение различных образовательных пространств. Применение полученных знаний, умений и навыков на межпредметном уровне. Соотнесение текстовой информации и иллюстративного материала. Познавательные. Формирование навыков самостоятельной работы с текстом художественного произведения. Анализ, сравнивание текстов, устанавливание причинно-следственных связей. Владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ. Регулятивные. Умение выбирать, планировать свою работу, подготовка к реализации собственного продукта. Развитие внимания, связной устной и письменной речи. Коммуникативные. Организация взаимодействия между детьми как формирование навыков учебного сотрудничества. Умение работать в парах и группах, осознание ценности дружеских отношений между людьми. | Выявление и активизация творческих возможностей и способностей детей. Умение сформулировать и высказывать собственную точку зрения. Формирование аналитических умений у обучающихся, развитие инициативы учащихся, формирование творческого размышления над художественным произведением. Развитие умений и навыков публичных выступлений. | |||
Организация образовательного пространства | |||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Форма работы | Технологии | ||
История, ИЗО | УМК В.Я.Коровина, медиапроектор, презентация по теме, учебник Литература. 8 кл. Коровина В.Я. - М. : Просвещение, 2021г. Тексты с содержанием поэмы. Рабочие тетради. Компьютер. Проектор. Интернет. Иллюстрации к поэме «Василий Теркин». Песня А. Гомана «Русский парень». | Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная | Проблемное обучение, ТРКМ, проектная деятельность | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
1.Этап урока. Организационный этап | Приветствие | Приветствие | Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок. Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем. Личностные: формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | ||
2.Этап урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1.Определение темы урока. 2.Организация просмотра презентации в сопровождении песни «Русский парень». 3.Уточнение цели и задач урока. | 1.Прослушивание отрывка из песни Алексея Гомана «Русский парень». 2.Просмотр презентации с иллюстрациями к поэме «Василий Теркин». 3.Определение цели и задач урока. | Предметные: осознание значимости изучаемых знаний. Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему, цель, задачи урока. Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные: строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения. Личностные: Самоопределение, адекватная мотивация. Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | ||
3.Этап урока. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Физминутка. Релаксация | Организация работы с «ментальной картой». Организация проведения релаксации. | Заполнение «ментальной карты». Работа в парах, группах. Выступление – защита «ментальной карты». Релаксация. | Предметные: Повторение и осознание того, что уже усвоено. Регулятивные: умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: осмысление способов и условий действий. Коммуникативные: умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог. Личностные: осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию. здоровьесбережение, ценностное отношение к природному миру. | ||
4.Этап урока. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. | Организация «мозгового штурма» | «Мозговой штурм». Работа в парах. Соотнесение плана характеристики с описанием героя. Взаимопроверка. | Регулятивные: умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников. Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования. Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку. Личностные: социальная компетентность, готовность к решению моральных проблем, устойчивое следование этическим нормам и эстетическим образцам. | ||
5.Этап урока. Этап включения в систему знаний и повторения. | Организация работы на платформе РЭШ. | Выполнение тренировочных заданий на платформе РЭШ. | Предметные: осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей. Регулятивные: объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Познавательные: проводить рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата. | ||
6.Этап урока. Этап рефлексии учебной деятельности. Прием «Чудо дерево» | Организация работы с «Чудо деревом» | Ответы по работе с «Чудо деревом» | Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность. Познавательные: анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока. |
Конспект урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Этап урока. Организационный этап | Приветствие. (слайд 2) - Здравствуйте, ребята, и улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения друг другу. Присаживайтесь. | Приветствие |
2.Этап урока. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1.Включение в тему урока. - Наш сегодняшний урок посвящен вечной теме в русской литературе и в жизни. Кто мне скажет, с каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Число записано на доске. Седьмое апреля.) | - С поэмой А.Т.Твардовского «Василий Теркин». |
2.Определение темы, цели и задач урока. (слайд 3-4) - Послушайте отрывок из песни Алексея Гомана и посмотрите презентацию, чтобы определить тему, цель и задачи нашего урока. 3.Организация просмотра презентации в сопровождении песни «Русский парень». (1.30.мин) - Какой темой объединены песня и презентация? Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 5) 4.Уточнение темы урока. «Образ Василия Теркина – защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин». (записывают в тетрадь) - Определим цель урока. 5.Уточнение цели и задач урока. (слайд 6) - Дать всестороннюю характеристику Василию Тёркину – защитнику родной страны. Что нужно знать, чтобы дать характеристику литературному персонажу? | 1.Прослушивание отрывка из песни Алексея Гомана «Русский парень». 2.Просмотр презентации с иллюстрациями к поэме «Василий Теркин». 3.Определение темы, цели и задач урока. - образ русского солдата, защитника родины. Запись темы урока в тетрадь - Раскроем образ Василия Теркина, узнаем его характер - Проанализируем образ Василия Теркина. - Выявим черты защитника Отечества. - знать содержание поэмы; - план характеристики литературного персонажа; - уметь работать с текстом | |
3.Этап урока. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 1.Организация работы с «ментальной картой». - Чтобы достичь цели нашего урока, вам нужно будет провести исследование и для этого вы будете работать с «ментальной картой», используя план характеристики литературного персонажа. (слайд 7) - Обратите внимание на карту, она у вас на слайде, прочитайте. (слайд 8) - На что вы обратили внимание при чтении карты? - Дома вы нашли и отметили цитаты, характерные образу Василия Теркина. Надо расположить их на ментальной карте. Даю на обсуждение в парах 1 минуту. А теперь образуем группы и заполняем «ментальную карту» цитатами, характерными образу Василия Теркина. (слайд 7) | Заполнение «ментальной карты». Читают направления «ментальной карты» - Это характеристика героя с двух позиций: с позиции воина и отношения автора к своему герою. Работа в группах. |
4.Этап урока. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи | 1.Организация защиты «ментальной карты». - 1 группа. - 2 группа. 2. Организация «мозгового штурма» - соотнести план характеристики с описанием героя. 3.Организация взаимопроверки по ключу. | Выступление – защита «Ментальной карты». 1 группа 2 группа 2.Работа в парах на соотнесение плана характеристики с описанием героя. 3.Взаимопроверка по ключу. |
Физминутка. Релаксация «Весна» А.Вивальди. (1 минута) | ||
2.Выводы: - Получили ли вы ответы на вопросы, которые задали в начале урока? Прошу высказаться. (слайд 9) Приглашаю вас к «открытому микрофону». Таким образом, на примере образа Василия Теркина мы увидели, что Василий Теркин – это собирательный образ воина, который сражается с фашистами за свободу своей страны. Защита родной страны, образ воина – защитника это вечные темы в литературе и в жизни. -А можно ли Василия Теркина сравнить с героями нашего времени? (да). - Посмотрим видеоряд о героях России. - Вы посмотрели видеоряд о героях России. Какие они, герои России? - Я верю и знаю, что вы тоже настоящие патриоты своей страны. С честью носите звание гражданина своей страны. | 1.В образе Василия Теркина объединены лучшие нравственные качества русского народа: патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду, к жизни, к людям. Его уникальность, гениальность, необыкновенность – в естественности, непосредственности, обыкновенности. Недаром о Теркине народ сложил пословицы: «Будь предан России, как Теркин Василий», «Теркин – солдат на все хват». 2. Внешний вид: «Красотою наделён не был он отменной. Не высок. не то чтоб мал». Больше о внешности НИЧЕГО нет. Теркин — воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными умственными способностями, ни внешним видом: Теркин – кто же он такой?.. Просто парень сам собой Он обыкновенный». 3. Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: "в строй с июня, в бой с июля". Деревенский житель, родом из Смоленского края, холост, рядовой пехотинец. Воевал всю войну, был ранен, дошёл до Берлина вместе с Советской Армией. 4. Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. 5. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя. Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит: Растирали, растирали.. . Вдруг он молвит, как во сне: - Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне? Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество. 6. Василий Теркин — мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин — мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он — Василий Теркин? С первых дней годины горькой, Мир слыхал сквозь грозный гром, Повторял Василий Теркин: – Перетерпим. Перетрем... Словом, Теркин, тот, который На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе — хоть куда. 7. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. - храбрые, бесстрашные, сильные, мужественные, любят Родину, свою страну, настоящие патриоты. | |
5.Этап урока. Этап включения в систему знаний и повторения. | 1.Организация работы на платформе РЭШ на интерактивной доске (фронтальная работа). - А сейчас проведем проверочную работу по содержанию поэмы «Василий Теркин» на платформе РЭШ. - Оцените свою работу, как вы справились. 2.Выводы: - Вы хорошо справились. Молодцы. | Выполнение тренировочных заданий на платформе РЭШ. |
6.Этап урока. Этап рефлексии учебной деятельности. Прием «Чудо дерево» | 1. Дача домашнего задания. (на выбор) (слайд 10) - Написать письмо герою. - Спроектировать и сделать буклет «Защитнику отечества» 2.Организация работы с «Чудо деревом». - выйдите, пожалуйста, к «Чудо дереву», дайте оценку своей работе на уроке. 3. Оценки за урок с комментированием. - Сегодня я услышала очень хорошие ответы, вы все были активны. Особенно ________________________ 4.Заключение. - Всем спасибо за урок. Урок окончен. (слайд 11) | Записывают домашнее задание. Ответы по работе с «Чудо деревом» |
Приложение.
- Соотнесите характеристики главного героя, Василия Теркина, с цитатами из текста
Схема анализа | Образ героя |
1.Определение место героя среди персонажей. | Привалясь к стволу сосны, Не щадя махорки, На войне насчёт войны Вёл беседу Тёркин. |
3.Портрет, внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей. | Тёркин - кто же он такой? Скажем откровенно…… |
4. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.(на примере своей главы.) | |
5.Речь героя. | Какая лексика используется автором в речи героя? ( высокая, нейтральная, разговорная) зачитать |
6. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. | «Свой?» - бойцы между собой,- «Свой!» - переглянулись. |
7. Средства выразительности, которые использует автор для создания главного героя.
| «Был рассеян я частично, А частично истреблён… |
8. Новаторский характер образа главного героя | Впрочем парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. |
Соотнесите характеристики главного героя, Василия Теркина, с цитатами из текста
Схема анализа | Образ героя |
1Анализ имени. | «Василий- Россия» созвучие |
2.Степень участия и его роль в конфликте | Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… ..Переправа сорвалась… |
3. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.(на примере своей главы.) | И, у заберегов корку Ледяную обломав, Он как он, Василий Тёркин, Встал живой, добрался вплавь. |
4.Речь героя. | Какая лексика используется автором в речи героя? ( высокая, нейтральная, разговорная) зачитать |
5. Юмор в поэме (на примере своей главы) | Растирали, растирали… |
6. Средства выразительности, которые использует автор для создания главного героя. Отвечая, вы должны доказывать свои ответы строчками из поэмы. | |
7. Новаторский характер образа главного героя |
Соотнести характеристики главного героя, Василия Теркина, с цитатами из текста
Схема анализа | Образ героя |
1. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.(на примере своей главы.) | мечта |
2.Речь героя. | Какая лексика используется автором в речи героя? (высокая, нейтральная, разговорная) зачитать |
3. Юмор в поэме (на примере своей главы) | Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. |
4.Средства выразительности, которые использует автор для создания главного героя. Отвечая, вы должны доказывать свои ответы строчками из поэмы. | |
8.Прямая авторская оценка. | Теркин, Тёркин, добрый малый… |
9. Новаторский характер образа главного героя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока английского языка с использованием мультимедийной презентации« Страна специй».
Урок контроля и коррекции знаний и умений по учебной теме «Travelling and transport» («Путешествие и транспорт»)4 класс (4-й год обучения)Учебник Верещагиной И. Н., Афанасьевой О. В.Англий...
Технологическая карта урока по географии 7 класс, по теме страны Северной Европы
Урок географии по теме Фенноскандия (Северная Европа)....
"Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина".
Урок составлен с учетом технологии "Модерация". Технология предлагает работу на уроке в семи фазах....
технологическая карта урока литературы в 6 кл."Поэтизация родной при¬роды в стихотворении А. А. Ахматовой. Связь ритмики и мелоди¬ки стиха с эмоциональным со¬стоянием лирической героини"
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.Ахматовой"...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...
Технологическая карта урока по литературе: «Соотношение лирического и эпического начал в поэме С.Есенина «Анна Снегина» (технология критического мышления)
Третий урок в изучаемом разделе «Творчество Есенина» -11 класс. В рамках темы необходимо было систематизировать и обобщить ранее пройденный материал и изучить аспекты новой темы.Тип ...
Урок литературы в 8 классе "Василий Тёркин - защитник родной страны" (Из электронного методического пособия "Современный урок литературы: проектирование и реализация",2017г.)
Данный урок демонстрирует реализацию системно - деятельностного подхода в урочной деятельности....