Технологическая карта урока по географии 7 класс, по теме страны Северной Европы
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Урок географии по теме Фенноскандия (Северная Европа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Северная Европа 7 класс572 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Е.А.

МОУ СОШ № 100.

Технологическая карта урока 

Предмет: география

Класс: 7

Тема урока: Фенноскандия

№ урока по теме: урок № 54 в теме «Материки и океаны»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформулировать у учащихся понятие о Фенноскандии, выявить физико-географические особенности территории Фенноскандии,  

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать представление о территории Фенноскандии
Развивающие: Научить выделять данную территорию на физической карте мира,

Воспитательные:

1.Формирование у учащихся позитивное отношение к природе, сохранению ее разнообразию.

2.Обоснование необходимости изучения данной территории для повышения образовательного уровня и культуры учащихся.

3.Развитие аналитического мышления и активизация творческой деятельности.

4.Развитие информационно- коммуникативных компетенций учащихся.

Планируемый результат: Учащиеся должны знать:
физико-географическую характеристику территории, особо охраняемые природные территории Фенноскандии.
Формы организации учебной деятельности: Интерактивная беседа, демонстрационный эксперимент, самостоятельная работа, коллективная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, обобщение.

Оборудование:

Электронная презентация «Фенноскандия», компьютер, проектор, физическая карта Европы.


N п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Организационный момент

1 мин.

Диалог:

 учитель -  класс:

Приветствие, проверка присутствующих и готовности к уроку.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Учащиеся: готовят рабочее место.

2

Проверка выполнения д/з

2 мин.

Актуализация знаний учащихся : повторение опорных знаний по теме материки и океаны, рельеф и история исследования Евразии.

Давайте вспомним, сколько на земле материков ( перечислите их), сколько частей света (назовите все части света)?

 Что такое рельеф,  какие формы рельефа вы знаете?

Какие показатели климата вы знаете?

Что такое фьорды ? (Фьорд- узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской  залив со скалистыми берегами.).

Учащиеся: отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на контурной карте.

3

Установка познавательной задачи

2 мин

Устное сообщение учителя

Сегодня мы с вами рассмотрим Европу и  государства,  располагающиеся на территории Европы. С точки зрения физико-географического положения, Европа  подразделяются на 4 региона. На какие регионы подразделяется Европа?

 Учащиеся: материк Евразия подразделяется на две части света - Европу и Азию.

Находят эти регионы на карте.

Учащиеся: Западную Европу, Восточную Европу, Южную  Европу  и страны Северную Европу.

Учащиеся: Северная Европа включает страны, расположенные на Скандинавском полуострове (Норвегия, Финляндия, Швеция)  который имеет второе название – Фенноскандия, а также в эту группу входят Исландия и Дания.

4

5

 Целеполагание

Изучение нового материала

1 мин.

5 мин.

Диалог

Беседа

Работа в группах

Что вы знаете о Северной Европе?

Как вы наверное догадались: Тема сегодняшнего урока  - Фенноскандия.
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока.    

1. Давайте  с вами определим точнее, что такое Фенноскандия ?

2. Как вы думаете кому принадлежит ведущая роль в открытии и изучении Фенноскандии ?

3. Определите, в каких широтах располагается территория Фенноскандии ?

Учащиеся отвечают.

Учащиеся самостоятельно ставят цель урока:

Изучить физико-географические особенности территории: рельеф, климат, внутренние воды, ООПТ региона.

Правда ли, что Фенноскандия страна озер, и почему?

Учащиеся:

1. Фенноска́ндия — физико-географическая страна на севере Европы, охватывающая территорию Скандинавского и Кольского полуостровов, Финляндии и части Карелии. Площадь Фенноскандии составляет почти 1,5 млн. кв. км. (Кольско-Карельскую часть мы с вами будем изучать в курсе географии России в следующем учебном году.)  (слайд 2, 3).

2. В открытии и изучении территории современной Фенноскандии  большое значение сыграли в VIII – X вв. норманны – «северные люди». Так средневековые западноевропейцы называли данов (датчан), норвежцев и свеев (шведов). Этнографы и лингвисты объединяют их общим термином «скандинавы» (слайд 4, 5).

3. Данная физико-географическая страна имеет значительную протяженность как с севера на юг, так и с запада на восток. Фенноскандия расположена между 71º и 55º с.ш. ( слайд 6).

Записывают в тетрадь, наносят территорию на контурную  карту.

6

Первичная проверка понимания

1 мин.

Работа с атласом

Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы

Работают с атласом

7

Изучение нового материала

10 мин.

Объяснительно – иллюстративный

Эвристический (частично-поисковый

Работа в группах

Учитель: сейчас мы более подробно остановимся на физико-географическом положении региона. Определите в пределах каких тектонических структур находится Фенноскандия.

Учитель. Вы совершенно правы!

Учитель: Большая часть территории Фенноскандии расположена в пределах Восточно-Европейской платформы, имеющей складчатый фундамент докембрийского возраста. На территории Фенноскандии, а именно в восточной части Скандинавского полуострова и Финляндии складчатый  фундамент, сложен гранитами, гнейсами, кристаллическими сланцами, приподнят и выступает на поверхность. Это Балтийский щит, который также носит название Фенноскандинавского щита. (слайд 8)

Учитель:  какие формы рельефа преобладают в Фенноскандии ?

Учитель: какие полезные ископаемые залегают на территории Фенноскандии?

Учитель: Территория Фенноскандии отличается большим разнообразием климатических условий, чем это определяется?

В каких климатических поясах располагается территория Фенноскандии ?

Учитель: История развития и современные климатические условия региона ярко отражены в особенностях рек и озер, которые образуют единую, сложно разветвленную густую сеть. Озера часто представляют собой расширения речных долин, а многие реки служат протоками между крупными озерами. Реки Фенноскандии характеризуются высокими показателями водности, но, несмотря на это, они отличаются небольшой длиной и площадью бассейнов. Это связано с относительно малой площадью территории и особенностями рельефа. (Самая крупная река - Гломма достигает всего 611 км, (слайд 12) Кемийоки - 552 км, Турнеэльвен -  565 км.). (слайд 13).

 Определите типы питания рек Фенноскандии?

Учитель: сейчас мы послушаем сообщения учащихся об озерах  Фенноскандии.

Самостоятельная работа в парах:

Определите, в пределах каких природных зон располагается территории Фенноскандии.

Учитель:  Какие животные обитают в Феноскандии?

Давайте с вами вспомним, какие государства располагаются в пределах Фенноскандии?

 

Учитель: Это очень развитые государства Европы, в которых большое внимание уделяется охране природы.

 

Учащиеся :

Фенноскандия- территория древнего оледенения.

 Фенноскандия располагается в пределах Балтийского щита древней Европейской платформы ( слайд 7).

Учащиеся : довольно большую часть Фенноскандии занимает самый большой полуостров в Европе - Скандинавский, занимающий территорию площадью 800 тыс. кв. км. Скандинавский полуостров вытянут с северо-востока на юго-запад и окружен многочисленными островами. Самые крупные из них - Готланд, Эланд, Борнхольм. У западного побережья полуострова - тысячи мелких островов.      Южная часть полуострова имеет два выступа - южно-шведский и южно-норвежский, разделенных проливом Скагеррак, Осло-фьордом и заливом Бохус. Кроме того, на юге от  равнин  Средней Европы его отделяет система проливов между Северным и Балтийским морями - Каттегат и Эресунн. Самую южную оконечность Скандинавского полуострова называют полуостровом Сконе. В целом территория Фенноскандии представляет собой крупный, сильно расчлененный полуостров, омываемый морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов: с запада – водами Северного и Норвежского морей, с севера - Баренцевым морем, восточная часть Кольского полуострова омывается Белым морем. Кроме того, побережье Фенноскандии омывает внутреннее Балтийское море и его заливы - Ботнический залив, Финский залив.

Учащиеся: определяют какие полезные ископаемые залегают в пределах данной территории (железные руды, никелевые руды, медные руды, цинковые руды, молибденовые руды, золото). Наносят полезные ископаемые на  контурную карту.

Преобладают сглаженные горы и плоскогорья: Скандинавские горы (высшая точка Фенноскандии – г. Галлхёпигген, 2469 м), Хибины, Норланд.

Учащиеся : это определяется большой протяженностью региона с севера на юг (северная окраина Скандинавского полуострова заходит далеко за полярный круг, южная находится южнее Москвы) и с запада на восток, а также положением Скандинавских гор на пути движения атлантических воздушных масс (слайд 9). Довольно значительная протяженность Фенноскандии с севера на юг определила изменения в этом направлении климатообразующих процессов - притока солнечной радиации. Годовые величины радиационного баланса на всей территории положительны. В зимнее время территория Фенноскандии имеет отрицательный радиационный баланс.  В летний период положительный (слайд 10,  11).

Большое значение на формирование климата территории Фенноскандии оказывает циркуляция воздушных масс, в частности, Атлантические воздушные массы, приносящие с запада влажный и теплый морской воздух и Арктические воздушные массы, проникающие с севера и приносящие холодный и сухой воздух.

Учащиеся: Определяют в каких климатических поясах располагается данная территория.

Учащиеся : питание рек главным образом снеговое, на западе - снеговое и дождевое и отчасти ледниковое.

Сообщения учащихся об озерах Фенноскандии. Характерная черта ландшафтов Фенноскандии - обилие озер. Особенно  они распространены в пределах Балтийского щита на территории Финляндии, где их насчитывается до 200 тыс. Многие озера исключительно живописны, с причудливой береговой линией и множеством лесистых островков. Часто целые цепи крупных и мелких озер соединяются между собой короткими речками или широкими протоками, так что трудно определить, где кончается одно озеро и начинается другое. Особенно большое скопление озер характерно для центральных районов Южной Финляндии. Площадь большинства озер Финляндии сравнительно невелика, но есть и крупные, например Сайма (1800 км²), Паййянне (1065 км²), Инариярви (1050 км²). Самые большие озера Фенноскандии расположены на Среднешведской низменности и в северной части возвышенности Смоланд. Это Венерн - крупнейшее озеро зарубежной Европы (5546 км²), (слайд 14),  а также значительно уступающие ему по площади озера Веттерн (около 1900 км²), Меларен и Ельмарен. Озера занимают примерно около 10% площади как Швеции, так и Финляндии.

Учащиеся: определяют природные зоны. Моховые, кустарничковыеи кустарниковые тундры, редколесья, северотаежные редкостойные хвойные леса, среднетаежные темнохвойные и светлохвойные леса, южнотаежые темнохвойные и светлохвойные леса, смешанные хвойно-широколиственные и мелколиственные леса., широколиственные леса, области высокогорной поясности, с высокогорной растительностью. (слайд 15).      

Учащиеся: в  Фенноскандии преобладают лесные животные. Большая часть хищников истреблена или они очень редки. Почти совершенно исчезли медведи, волки, лисицы. Многие животные находятся под охраной. В лесах, иногда даже близко от населенных пунктов, живут белки, встречаются благородный олень и косуля, распространены различные лесные птицы, имеющие промысловое значение: рябчики, глухари и тетерева.

Учащиеся: на территории Фенноскандии располагаются следующие государства, Норвегия, Финляндия, Швеция.

Учитель заранее готовит материал для сообщения учащихся.

Учащиеся: сообщения об ООПТ Фенноскандии.   В Финляндии насчитывается 35 национальных парка и 19 заповедников. В Норвегии существует 18 национальных парков.  На территории Швеции - 29 национальных парков.       Национальный парк «Фьорды Западной Норвегии» включен в список Всемирного наследия в 2005 г.,. Включает норвежские фьорды севернее г. Берген - Гейрангер-фьорд и Нур-фьорд. Берега фьордов возвышаются над водами Норвежского моря до высоты 1400 м и уходят на глубину до 500 м. с обрывистых берегов фьордов срываются многочисленные водопады, а в их окрестностях можно увидеть ледники, озера, реки и горы. Склоны и вершины гор поросли хвойными и лиственничными лесами. В акватории фьордов часто находится ледниковая морена, залегающая ниже уровня моря. В Согне-фьорд  находится высочайший водопад Европы Утигард (610 м), четвертый в мире по высоте.  (слайд 16).

Национальный парк Рондане  и Хардангервидда в центральной Норвегии, в горном массиве Рондане. Парк представляет собой место обитания стад северных оленей, одно из крупнейших в Норвегии.  (слайд 17, 18.)

Финляндия. Национальный парк Лемменйоки. Это самый большой парк не только в Финляндии, но и во всей Европе. История национального парка началась еще в древние времена, когда в долине реки Лемменйоки появились первые поселения людей. До сих пор можно увидеть сохранившиеся следы человеческого пребывания в этих местах несколько сотен лет назад. Национальный парк знаменит тем, что в нем обитают прекрасные стада северных оленей. Эти древнейшие животные парка проживают на западном берегу реки Лемменйоки. На территории Лемменйоки находится большой олений питомник, в котором проживает примерно семь с половиной тысяч особей. (слайд 19)

В лесах парка обитают бурые медведи и золотые орлы. Национальный парк Линнансаари. Состоит из 130 островов с площадью более гектара и сотен маленьких островков.(слайд 20 )

Швеция. Национальный парк Абиску. Включает глубокий каньон реки Абиску и южный берег озера Турнетреск замерзающего на 6-7 месяцев в году. С юга и запада парк укрыт горами. Летом солнце не заходит здесь ровно месяц - с 13 июня по 13 июля. (слайд  21)

Национальный парк Сарек. он расположен в Северном полярном круге, и это, безусловно, один из самых диких и наименее доступных горных районов. Национальном парке Сарек насчитывается 100 ледников (слайд 22).

8

Закрепление знаний

7 мин.

Фронтальный опрос

 

Теперь давайте с вами сделаем выводы на основе полученных знаний.

 

Учитель: дополняет ответы учащихся. Климатические показатели обусловлены влиянием холодных и сухих воздушных масс, поступающих с Северного Ледовитого океана, обеспечивающих низкие зимние температуры, прохладное лето, ранние заморозки осенью и поздние весной.  С другой стороны, на климат Фенноскандии оказывает влияние и Атлантический океан, приносящий на ее территорию влажный теплый воздух, делающий климат ее западных побережий более мягким, но простирание  гор мешает проникновению атлантических воздушных масс во внутренние районы, для которых характерен более континентальный климат.

Учитель: ребята, давайте с вами ответим на вопрос, который вы задали в начале урока.        

Учащиеся: 1-Фенноскандия - это довольно крупная по площади физико-географическая страна, расположенная на севере Европы, особенности географического положения которой определяют ее природные условия, отличные от других регионов материка.

2- Довольно разнообразны на территории Фенноскандии и климатические условия, обусловленные особенностями ее географического положения.

3- Территория Фенноскандии довольно хорошо обеспечена водными ресурсами. Все реки имеют относительно небольшую длину. Здесь находится большое количество озер, вследствие чего Фенноскандию называют озерным краем. Реки Фенноскандии заключают в себе значительный энергетический потенциал, который безусловно используется при организации хозяйства стран региона.

4- Территория Фенноскандия обладает огромным количеством национальных парков и заповедников, которые, играют большую роль в сохранении биоразнообразия на  нашей планете.

Учащиеся отвечают на вопрос.

9

 Домашнее задание

1 мин.

Инструктаж

Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

Учитель: предлагает выполнить дополнительное домашнее задание- написать сообщение о любой из стран Фенноскандии.

Учащиеся: предлагают свои варианты.

10

 Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

Беседа

  1. Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке?
  2. Как вы усвоили пройденный материал?

 Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

3) Выставление оценок.

  1. Оцените, как прошел урок.

Ели вам понравился урок, нарисуйте зеленые яблоко, если урок не совсем понравился нарисуйте желтое яблоко, если урок не понравился нарисуйте красное яблоко.

PNG клипарт - Дервья - Цветы,фрукты,деревья,кусты,трава PNG !--if()--- !--endif-- - Каталог статей - PNG

  Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 7 классе по теме "Страны Северной Европы"

Формирование знаний об особенностях природы и хозяйственной деятельности  стран региона “Северная Европа”...

Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Погода в разных странах"

Данная технологическая карта урока разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. Урок предполагает проведение входного теста, текст теста прилагается....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме"

Технологическая карта урока  в 5 классе по теме "У нас была отличная поездка в Англию! Повторение по теме" по УМК Кузовлева...

Технологическая карта урока в 7 классе на тему "Что думают англоговорящие люди о своих странах" к УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English 7"

Тема урока: “What do English-speaking people think about their countries?”/ «Что думают англоязычные люди о своих странах?»Цель урока: Обучающиеся  научаться употреблять в речи лексику по теме «Ч...

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме : " Введение. Зачем нам география и как мы будем её изучать" с презентацией

Технологическая карта урока в 5 классе по теме : " Введение. Зачем нам география и как мы будем её изучать" с презентацией....