Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Лушникова Ирина Ивановна

Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и  «Три пальмы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6классе МКОУ Маршанская СШ

Учитель: Лушникова И.И.

                

Тема урока: «Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и  «Три пальмы».

Цели:

 1.Выявление автобиографических мотивов в стихотворении, значения темы бесцельного существования как выражения разрыва исторических связей, отрыва от корней и преждевременной душевной старости лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире и одновременно исторической «бездомности» поколения в творчестве М.Ю.Лермонтова; формирование навыка анализа поэтического текста, выразительного чтения, образного мышления.

2.Развитие художественно-творческих и познавательных способностей.

3.Воспитание потребности в общении с миром художественной литературы.

Этапы учебного занятия

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Я сегодня приветствую вас и желаю вам творческих успехов, вдохновения.

-приветствие;

-проверка готовности

к уроку;

-организация внимания

-проверяют готовность к уроку;

-слушают учителя.

Должны сконцентри-

ровать внимание,на-

строиться на работу на

уроке.

2.Актуализация

знаний.

1.Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Ю.Лермонтова.(на слайде)

- О чем этот отрывок? (об одиночестве).

2.Эта тема, тема одиночества проходит через многие его стихотворения.

3.Давайте попробуем сформулировать тему урока.

-Лермонтов исповедался в своей поэзии. и ,перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и  человека.

Слайд1

Чтение эпиграфа

Слайд 2

слушают эпиграф;

Отвечают на вопросы

Формулируют тему урока

Слайд 3

уметь внимательно слушать и понимать эпиграф

3. Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения выхода

Поставим цели и задачи урока:

1.Продолжить знакомство с творчеством Лермонтова.

2. Узнать, как раскрывается тема одиночества в стихах Лермонтова.

3. Учиться анализировать поэтический текст

4. Создать мини-проект.

-Итак, какова наша учебная задача?( Определить тему одиночества в поэзии Лермонтова через анализ  стихотворения «Утес» и баллады «Три пальмы».

Организует определение учебной задачи уч-ся

Формулируют цель учебной деятельности

4.Изучение

материала.

Анализ сти-

хотворения.

5.Применение знаний и формирование умений и навыков

 

-Итак, цели поставлены. 1.Для анализа стихотв. нам пригодятся литературо ведческие понятия. Сейчас я зачитаю значения, а вы записывайте только термины.

2.Ну что ж, вооружившись знаниями, мы приступаем к анализу стихотворений.

-Творческий период Лермонтова составлял примерно 4 года, за это время он создает большое количество произведений. Одним из последних явилось стихотв. «Утес», которое было написано в 1841году незадолго до смерти поэта, а баллада «Три пальмы» была написана

2.Что такое баллада? (поэтич. произвед.,написанное на легендарную или историч.тему. В балладах мир предстает таинственным или загадочным.

3. Прослушать стихи.

4. Анализ стихотворений.

-Каким настроением пронизаны стих?

- Сколько лирических героев в стихотворениях?(«Утес»-2:тучка и утес; «Три пальмы»-4:три пальмы и путник)

-Что такое утес?(гранитная скала, огромная гора)

-Какую картину нарисовал поэт в этихстих.?(«Утес»-маленькая тучка,которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко-желтая,будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. «Три пальмы»-

-Какое худ.ср.использует автор при описании картин?(антитезу)

-Каково внутреннее состояние героев? Начнем с тучки

-При помощи каких худож.ср. передается?(Беззаботная золотая тучка, легкомысленная, игривая,жизнерадостная)

-Почему тучка ночевала на груди утеса?(ближе к сердцу)

-Утес-большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту. Это метафора сильного могучего человека, обладающего настоящей душой.

-Забыл ли утес тучку?(Нет, остался влажный след в морщине старого утеса)

-Почему задумался глубоко?  (После встречи особенно остро переживается чувство одиночества и обреченность на невостребовательность)

-Тихонько плачет?Почему? (Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Ему стыдно плакать, ведь он большой и сильный. Он не хочет,чтобы его слезы кто-то видел)

-Посмотрите, как все было красиво!Но с уходом тучки все умерло для него. Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняется чувствами-грусти,тоски,одиночества, печали, грусти)

-Какое худ.ср.?(Олицетворение)

-Случайны они здесь?(помогают увидеть чувства человека)

-Обратимся к балладе. Найдите олицетворение в тексте.( пальмы стали роптать)

-Почему? Как они встретили людей? Пригодилась ли людям тень и холодная вода?

-Найдите цитаты, помогающие найти ответы на эти вопросы.

-Почему пальмы были погублены? Как они изображены?Что значит выражение «питомцы столетий»? В чем заключается философский смысл баллады?

-Какая тема объединяет эти стихи?( Одиночества)

5. Итак, мы проанализировали два стихотворения Лермонтова и увидели, что их объединяет тема одиночества, тоски , грусти. (слайд 5)

Он такой же, как и его герои. Он одинокий, страдает и горюет. Это порождает задумчивость.

6. Обратимся к эпиграфу. В каких строчках звучит главная мысль?(Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить).(слайд 6

-Да, ребята, одиночество- самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.

7. Итак, мы подошли к созданию мини-проекта.

А оформим его в виде небольшого стихотворения- синквейна.(слайд 7,8)

-Создание и оформление проекта

Слайд 4

Включить запись

Записывают в тетради

Отвечают, ищут в словаре

Слушают запись

Работают самостоятельно, делают записи, создают синквейн.

Уметь внимательно

слушать,принимать

участие в определении

образной системы

стихотворения.

6. Защита проектов.

-Предоставляется слово уч-ся

Защищают

7 .Итог занятия.

(рефлексия)

.-Что особенного я увидел в поэзии Лермонтова?

-Что было открытием для меня?

-Что удивило меня?(слайд 9)

-Оцените свою работу на уроке.

Выставляю оценки. Организую рефлексивную

деятельность уч-ся

Подводят итог.

Дают самооценку своей

деятельности и ее

результатов.

Дана объективная само-

оценка результатов

своей деятельности.

8.Домашнее задание.

Обеспечить уч-ся пони-

мание цели, содержания

и способов выполнения

задания.

Диффер.задание:

1.Выучить стихотворе-

ние «Утес» наизусть- на «5».

2. Письменно ответить на вопрос 3  –на «4»

3.   Подготовить  иллюстрацию к произведениям «Утес» и «Три пальмы»- на «3».

Записывают задание в

дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...

Технологическая карта урока. 6 класс Тема урока: Лыжная подготовка. Совершенствование ходьбы на лыжах скользящим шагом с палками. Обучение одновременному бесшажному ходу.

Тема урока: Лыжная подготовка. Совершенствование ходьбы на лыжах скользящим шагом с палками. Обучение одновременному бесшажному ходу, преодолению препятствий.Цель урока: Овладение элементами бесшажног...