рабочая программа по биологии, 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Шулунова Стелла Викторовна

Данная рабочая программа  

составлена на основе авторской программы Н.И. Сонина В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_6_klass.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. МАЛИНОВКА

Согласовано

«           »___________________

                                           

 зам. директора:_____________

Утверждаю                                                                                                                                                  приказ от                       №


Директор______________    

                                                                                                                                                 

                                                                               

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по биологии  для 6  класса



 (наименование учебного предмета)

Основное общее образование, 2 ступень


(уровень, ступень образования)



1 год




(срок реализации программы)

составлена на основе авторской программы Н.И. Сонина В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой 


Шулуновой Стеллой  Викторовной



2012г.

Пояснительная записка

Цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учётом вида образовательного учреждения и контингента учащихся.

        Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской  программой Сонина Н.И. Все лабораторные  и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Отражение расширения цели и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счёт введения регионального (национально-регионального) компонента.

        Использование в 6 классе часов из регионального (национально-регионального) компонента не предусмотрено.  

Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с авторской  программой

        Рабочая учебная программа по сравнению с авторской программой основного общего образования по биологии изменений не имеет

Срок реализации рабочей учебной программы

        1 год

Ведущие формы и методы, технологии обучения

Формы обучения:   индивидуальная, групповая

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские

Технологии обучения: совершенствование общеучебных умений и навыков  (Зайцев В.Н.)

Формы, способы и средства проверки  и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе

Оценка результатов обучения по данной рабочей программе предполагает использование следующих методов контроля: метод устного контроля, метод практического контроля, дидактические тесты, наблюдение.

Устный контроль- это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, географической и технологической карты, чертежа, схемы, сообщение об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросно-ответная форма - беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса.         
      Одной из форм проверки и оценки результатов обучения являются выполнение практических работ и лабораторных работ обучающимися.
      При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатах обучения. Дидактические тесты являются сравнительно новым средством проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.
 
      Преимущество тестов в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний от учителя.      Типы тестов: первый тип тестов проверяет знание фактов, понятий, законов, теорий - всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются репродуктивные ответы. Второй тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном это решение типовых задач. Третий тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную критическую оценку изученного.
      Четвертый тип тестов требует заданий, проверяющих умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений.

Выбор  УМК для реализации рабочей учебной программы основан тем, что данный УМК имеется в Федеральном перечне учебников, рекомендованных МОН РФ к использованию в преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год. 

Общее количество часов:

  1. на изучение предмета: 34
  2. на проведение практических работ: 2
  3. на проведение лабораторных работ: 7

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В т.ч. на лабораторные и практические занятия

6 класс (1 час в неделю)

34

7+2

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

10

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов.

1

Тема 1.2. Химический состав клеток

1

*

Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток.

2

*

Тема 1.4. Ткани растений и животных

2

*

Тема 1.5. Органы и системы органов

3

*

Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы.

1

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

22

Тема 2.1. Питание и пищеварение

3

*

Тема 2.2. Дыхание

2

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

2

Тема 2.4. Выделение

2

Тема 2.5. Опорные системы

2

*

Тема 2.6. Движение

2

*

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

3

Тема 2.8. Размножение

3

*

Тема 2.9. Рост и развитие

3

*

Раздел 3. Организм и среда

2

Тема 3.1 Среда обитания. Факторы среды.

1

Тема 3.2. Природные сообщества

1

ИТОГО

34

Содержание учебного материала

В основе рабочей программы использовалась авторская программа основного общего образования по биологии для 6-9 класса (авторы Н.И. Сонина,   В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова) без изменений. Количество часов на изучение предмета спланировано в соответствии с учебным планом и календарным графиком школы на  1 ч. в неделю на 34 учебных недели.

Перечень лабораторных и  практических работ

№ п/п

Перечень лабораторных работ

Перечень практических работ

1

Определение состава семян пшеницы

  1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

2

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов

  1. Черенкование комнатных растений

3

Строение клеток живых организмов

4

Ткани живых организмов

5

Распознавание органов у растений и животных

6

Строение костей

7

Движение инфузории туфельки

8

Перемещение дождевого червя

9

Прямое и непрямое развитие насекомых

10

Прорастание семян

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса

В результате изучения предмета учащиеся 6 класса должны:

знать/понимать

  1. Особенности жизни как формы существования материи;
  2. Фундаментальные понятия биологии;

уметь

  1. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследование;
  2. Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план.
  3. Владеть языком предмета.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

применительно к различным формам контроля знаний

Критерии и нормы устного ответа по биологии

 

Отметка «5» ставится, если ученик:

1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 

Отметка «4» ставится, если ученик:

1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 

Отметка «3» ставится, если ученик:

1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает, не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 

Отметка «2» ставится, если ученик:

1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.        Полностью не усвоил материал.

 

 

Отметка выполнения практических и лабораторных работ по биологии:

 

Отметка «5» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

5.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

 

Отметка «3» ставится, если ученик:

•        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

•        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

•        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

•        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

 

Отметка «2» ставится, если ученик:

1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Список литературы для обучающихся

  1. Сонин Н.И. «Биология. Живой организм.» 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2007- 2012.
  2. Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» - М.: Дрофа, 2007-2012.-48с
  3. Интернет-ресурсы

Календарно-тематическое планирование

№ пп

Тема урока

ЛР/ПР

план

факт

примечание

1

 Основные свойства живых организмов.

7.09

2

 Химический состав клеток

1.Определение состава семян пшеницы

2.Определение физических свойств белков, жиров, углеводов

14.09

3

 Строение растительной и животной клеток.

21.09

4

Строение растительной и животной клеток.

3.Строение клеток живых организмов

28.09

5

Деление клетки. Митоз.

5.10

6

Мейоз.

12.10

7

Ткани растений и животных.  Органы и системы органов: органы цветковых растений

4.Ткани живых организмов

19.10

8

 Органы и системы органов животных

5.Распознавание органов у растений и животных

26.10

9

Органы и системы органов

9.11

10

 Растения и животные как целостные организмы.

16.11

11

Питание и пищеварение

23.11

12

Питание и пищеварение

30.11

13

Питание и пищеварение

7.12

14

Дыхание

14.12

15

Дыхание

21.12

16

Передвижение веществ в организме: транспорт веществ в организме

ПР1. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

28.12

17

Передвижение веществ в организме

18.01

18

Выделение

25.01

19

Выделение: обмен веществ и энергии

1.02

20

Опорные системы

8.02

21

Опорные системы

6.Строение костей

15.02

22

Движение

7.Движение инфузории туфельки  

22.02

23

Движение

8.Перемещение дождевого червя

2.03

24

Регуляция процессов жизнедеятельности

8.03

25

Регуляция процессов жизнедеятельности

15.03

26

Регуляция процессов жизнедеятельности

22.03

27

Размножение: бесполое

ПР2.Черенкование комнатных растений

5.04

28

Размножение: половое размножение животных

12.04

29

Размножение: половое размножение растений

19.04

30

Рост и развитие растений

26.04

31

Рост и развитие животных

9.Прямое и непрямое развитие насекомых

3.05

32

Рост и развитие

10.Прорастание семян

10.05

33

 Среда обитания. Факторы среды.

17.05

34

 Природные сообщества

24.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...