рабочая программа по биологии, 8 класс
рабочая программа (биология, 8 класс) по теме

Шулунова Стелла Викторовна

 Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138с.//.

Согласно действующему школьному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio_8_rabochaya.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. МАЛИНОВКА

Рекомендована

методическим объединением учителей

протокол №     от «  »             2012г

рук-ль МО ________________

Согласовано


Зам. директорa по УВР   ________________________


«    »                 2012

Утверждаю


Директор _____________________

  В.С. Музалева


«    »                  2012

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по биологии для 8 класса



(наименование учебного предмета)

основное  общее образование, 2 ступень


(уровень, ступень образования)



1 год




(срок реализации программы)

составлена на основе авторской Программы по биологии для 6-9 классов

(автор:  Н.И. Сонин)






Шулуновой  Стеллой  Викторовной



2012-2013 уч. г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138с.//.

Согласно действующему школьному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Цели и задачи изучения предмета (курса), концепция, заложенная в содержании учебного материала с учётом вида образовательного учреждения и контингента учащихся.

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений  и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется  место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные  и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Отражение расширения цели и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счёт введения регионального (национально-регионального) компонента.

        Использование в 8 классе часов из регионального (национально-регионального) компонента не предусмотрено.  

Отличительные особенности рабочей учебной программы по сравнению с авторской  программой

        Рабочая учебная программа по сравнению с авторской программой основного общего образования по биологии изменений не имеет.

Срок реализации рабочей учебной программы

        1 год

Ведущие формы и методы, технологии обучения

Формы обучения:   индивидуальная, групповая

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские

Технологии обучения: совершенствование общеучебных умений и навыков  (Зайцев В.Н.)

Формы, способы и средства проверки  и оценки результатов обучения по данной рабочей учебной программе

Оценка результатов обучения по данной рабочей программе предполагает использование следующих методов контроля: метод устного контроля, метод практического контроля, тесты, наблюдение.

Выбор  УМК для реализации рабочей учебной программы основан тем, что данный УМК имеется в Федеральном перечне учебников, рекомендованных МОН РФ к использованию в преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год. 

Общее количество часов:

  1. на изучение предмета: 68
  2. на проведение лабораторных работ: 13
  3. на проведение практических работ: 1

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В т.ч. на лабораторные и практические занятия

8 класс (2 часа в неделю)

68



Тема 1. Место человека в системе органического мира

2



Тема 2. Происхождение человека

2



Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1



Тема 4. Общий обзор
строения и функций организма человека

4

2


Тема 5. Координация и регуляция.

10

3


Тема 6. Опо
а и движение.

8

3


Тема 7. Внутренняя среда организма

3

1


Тема 8. Транспорт веществ.

4

2


Тема 9. Дыхание

5

1


Тема 10. Пищеварение

5

2


Тема 11. Обме
веществ и энергии

2



Тема 12. Выделение

2



Т
ма 13. Покровы тела

3



Тема 14. Размножение и развитие

3



Тема 15. Высшая нервная деятельность

5



Тема 16. Человек и его здоровье.

4



65+3 резерв

13+1

Содержание учебного материала

Рабочая программа не содержит каких-либо изменений по сравнению с авторской программой. Количество часов на изучение предмета спланировано в соответствии с учебным планом  и календарным графиком школы на  2 ч. в неделю на 34 учебных недели.

Перечень обязательных лабораторных, практических и других видов работ

№ п/п

Перечень лабораторных работ

Перечень практических работ

1

Изучение микроскопического строения тканей

1. Определение частоты дыхания

2

Распознавание на таблицах органов и систем органов


3

Определение б
зусловных рефлексов различных отделов мозга


4

Изу
ение головного мозга человека (по муляжам)


5

Изучение изменения размера зрачка


6

Изучение внешнего строения костей


7

Измерение массы и роста своего организма


8

Выявление влияния статической и динамической работы на ут
мление мышц.


9

Изучение микроскопиче
кого строения крови


10

Изучение стро
ния клеток крови под микроскопом


11

Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал


12

Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений


13

Определение норм рационального питания


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения предмета учащиеся 8 класса должны:

знать/понимать

  1. Особенности жизни как формы существования материи;
  2. Фундаментальные понятия биологии;
  3. Роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  4. Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза;
  5. Соотношение социального и биологического в эволюции человека.

уметь

  1. Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития человека;
  2. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  3. Работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.
  4. Владеть языком предмета.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Критерии и нормы устного ответа по биологии

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.        Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

3.        Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 Оценка «4» ставится, если ученик:

1.        Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.        Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3.        Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

 Оценка «3» ставится, если ученик:

1.        Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает, не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.

2.        Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3.        Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

4.        Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5.        Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6.        Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2.        Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

3.        При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4.        Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5.        Полностью не усвоил материал.

Оценка выполнения практических и лабораторных работ по биологии:

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1.        Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

2.        Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

3.        Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

4.        Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

5.        Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

  Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1.        Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2.        Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

3.        Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

  Оценка «3» ставится, если ученик:

•        Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

•        Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

•        Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

•        Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

  Оценка «2» ставится, если ученик:

1.        Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2.        Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3.        В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

4.        Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

5.        Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Список литературы для обучающихся

Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» - М.: Дрофа, 2006.-64с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2006- 2008. -272с;

А также методических пособий для учителя:

Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс:  Методическое пособие к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Человек» 8 класс: – М.: Дрофа, 2005;

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2005.- 138с.;

Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006;

Дополнительной литературы для учителя:

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1983.-160с.: ил.;

Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1997.-270с.: ил.;

Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки знаний по биологии. 8 класс. Биология. Человек.- Дрофа, 2006-114с;

Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Человек.- Дрофа, 2004.-224с

Календарно-тематическое планирование

Раздел, подраздел

тема урока

план

факт

Место человека в системе органического мира.

2 ч

Место человека в системе органического мира.

7.09

Черты сходства человека и животных, отличие от них

8.09

Происхождение человека

2 ч

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы становления человека

14.09

Расы человека, их происхождение и единство

15.09

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)

Науки о человеке. Методы изучения организма человека

21.09

Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма

22.09

Ткани.

ЛР: Изучение микроскопического строения тканей

28.09

Органы. Системы органов.

ЛР: Распознавание на таблицах органов и систем органов.

29.09

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза

5.10

Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция. ЖВС. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма

6.10

Нервно-гуморальная регуляция

12.10

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический

13.10

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

ЛР: Определение безусловных рефлексов различных отделов головного мозга

19.10

Спинной мозг, строение и функции

20.10

Головной мозг, строение и функции.

ЛР: Изучение головного мозга человека (по муляжам)

26.10

Соматическая и вегетативная нервная система

27.10

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы

9.11

Орган зрения и зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика.

ЛР: изучение изменения размера зрачка.

10.11

Органы слуха и равновесия. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств

16.11

Опора и движение (8 часов)

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

ЛР: изучение внешнего строения костей

17.11

Скелет головы и скелет туловища

23.11

Скелет конечностей

24.11

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

30.11

Мышцы. Работа мышц.

ЛР: Измерение массы и роста своего организма

1.12

Заболевания опорно- двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника

7.12

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

8.12

ПР: Выявление влияния статической и динамической работы мышц на утомление мышц.

14.12

Внутренняя среда организма (3 часа)

Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

ЛР: Изучение микроскопического строения крови

15.12

Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки

22.12

Переливание крови. Донорство.  Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

23.12

Транспорт веществ (4 часа)

Транспорт веществ. Сердце, его строение и регуляция деятельности.

ЛР: изучение строения клеток крови под микроскопом.

28.12

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение

29.12

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

ЛР: Определение пульса и подсчет ЧСС

18.01

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

19.01

25.01

Дыхание (5 часов)

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

26.01

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

ПР: Определение частоты дыхания

1.02

Искусственное дыхание. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

2.02

Голосовой аппарат.

8.02

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

9.02

Пищеварение (5 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества. Витамины.

15.02

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы

16.02

Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. ЛР: воздействие слюны на крахмал

22.02

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

ЛР: воздействие желудочного сока на белки

23.02

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1.03

Гигиена питания. Профилактика отравлений, кишечных инфекций, гепатита. ЛР: Определение норм рационального питания

2.03

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен.

8.03

Витамины, их роль в организме. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

9.03

Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Строение и функции почек. Образование мочи.

15.03

Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

16.03

Покровы тела (3 часа)

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание

22.03

Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

23.03

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

5.04

Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения. Строение  и гигиена

6.04

Оплодотворение. Внутриутробное развитие организма, роды. Лактация  

12.04

Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

13.04

Высшая нервная деятельность (5 часов)

Рефлекс- основа нервной деятельности человека Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина.

19.04

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Торможение.

20.04

Речь.  Мышление. Сознание.

26.04

Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

27.04

Гигиена умственного труда. Память, эмоции. Особенности психики человека

3.05

Человек и его здоровье

4 часа

Соблюдение санитарно-гигиенических  норм и правил здорового образа жизни.

4.05

Оказание себе и окружающим первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

10.05

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

11.05

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

17.05

Резерв

18.05

Резерв

24.05

Резерв

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...