Программа кружка "Юный эколог"
материал по биологии (9 класс) по теме

Никольский Владимир Алексеевич

программа "Юный эколог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества ст.Удобной

                               

                                       Утверждено

                                                                                      На ПС протокол «__»  ___________ 2012г.

                                №_______

                                                          Руководитель учреждения

                                                                       Лаптева Т.И.__________________

Программа учебной дисциплины

 (наименование объединения)

Кружок «Бисероплетение»

(наименование учебной дисциплины, курса)

                                              __________ 1год____________

 (срок реализации программы)

Модифицированная

(вид программы)

_______________7-14 лет__________

(возраст обучающихся)

Дуйдова Марина Алексеевна

(Ф.И.О. преподавателя, составителя)

ст.Передовая

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные ( на базе школы, села ), так и районные, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

Цель программы:

Формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи программы: 

- формирование знаний, умений и навыков в выполнении различных изделий из бисера и бусин;

- развитие творческих способностей, фантазии детей, умения соблюдать цветовую композицию;  прививать любознательность;

- развитие  качеств, необходимых для занятия рукоделием: аккуратность, настойчивость, усидчивость, бережное отношение к материалам;

- учение детей самостоятельному выполнению поделок из бисера по схемам;

- создание условий для творческого труда, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся;

- проявление заботы по обеспечению эмоционального благополучия детей, привитие общечеловеческих ценностей, профилактика асоциального поведения.

-воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

Направленность дополнительной образовательной программы:

Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный  и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно.  Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:

В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей возникновения бисера и искусства бисероплетения, народными художественными традициями.

Образовательная программа включает в себя следующие блоки:

-развивающие занятия

-досуговая деятельность

-участие в конкурсах различной направленности

-нравственно-эстетические беседы

-работа с родителями (родительские собрания, открытое занятие для родителей, совместные с детьми досуговые мероприятия.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Сроки реализации программы:

Обучение рассчитано на 1 год. Обучение начинается с изготовления простейших плоских игрушек на проволоке, затем постепенно усложнятся. Техника плетения усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения выполнять изделия из бисера различными способами и методами.

При возникновении стойкого интереса к бисероплетению возможно продление образовательной программы по индивидуальному маршруту.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

В конце года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по бисероплетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной схеме.

Выпускник принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения выполняет творческую итоговую работу.

Способы проверки знаний:

-самоанализ достижений: чему новому научились, способы плетения бисером, какие работы были на выставке, конкурсе;

-игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;

-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведёт педагог;

-контрольные занятия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Выставки работ в школах и на городских мероприятиях, родительских собраниях. Участие в конкурсах Дома детского творчества.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятие проводится согласно темы в форме игры. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части. Планируются развлекательные мероприятия: календарные праздники, экскурсии, конкурсы, Дни именинника.

Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося, т. к. данная программа требует индивидуальной работы  с каждым ребёнком: показ техники выполнения низания бисера различными способами, оформление выполненной работы и т. д. Занятия проводятся в хорошо освещённом помещении за удобными столами, на столе – салфетка из льняной ткани (для удобства работы с  бисером). Во время проведения практической работы целесообразно использование музыкального фона (спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев, льющейся воды, пением птиц).

Для реализации данной программы обучающийся должен иметь:

Салфетка для бисера (лён или фланель), нитки-мулине , мононить или леска (0,2- 0,3), проволока для бисероплетения разных цветов, иглы для бисероплетения (№ 10), лоскуты однотонной ткани (шёлк, портьерная) для фона, бархатная бумага или картон, бисер разных оттенков и формы (2 мм, 4 мм), крупные бусины различных цветов и формы (1-3 см), цветные и простые карандаши, тонкая тетрадь в клетку, линейка, ножницы, маникюрные щипчики для обрезания проволоки, маленькие плоскогубцы, фурнитура для бижутерии (швензы, застёжки, пуссеты), клей ПВА, бросовый материал для изготовления сувениров: шарики из шарикового дезодоранта, стержни шариковых ручек, круглые кольца с диаметром 8-15 см (пластмассовые, металлические).

Формы подведения итогов по каждой теме: выполнение работы на закрепление метода низания бисера. Анализ выполнения качества работы с оценкой себестоимости работы.

Основные принципы программы:

  1. Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
  2. Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
  3. Изложение нового материала в доступной для детей форме.
  4. Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
  5. Постепенное усложнение при подаче нового материала.
  6. Связь с другими областями декоративно-прикладного искусства: вышивка, лоскутная техника и др.
  7. Работа с родителями.

Основания для разработки образовательной программы:

Программа составлена в соответствии с документами: «Конвенция о правах ребёнка», «Закон об образовании в РФ», программой развития МОУ ДОД ДДТ, Конституцией РФ.  

2.Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных  занятий

Теоретические

Практические

Выездные (индивид.)



1.

Вводное занятие.

Знакомство с программой обучения. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера.

Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия»



4



4



-



-

2.

Бисерная азбука. Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение). Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.

Основные правила при работе с бисером.

4

4

-

-

3.

Плетение фенечек

Фенечка «Лесенка»

Фенечка «Крестики-ромбики»

6

-

6

4

Плетение брелоков

Брелок «Рыбки»

Брелок «Крокодил»

4

-

4

5.

Плетение подвесок

4

-

4

6.

Плетение комплекта «Божьи коровки»

6

2

4

7.

Плетение броши

Брошь Скорпион

Брошь Шмель

6

-

6

8.

Ажурное плетение:

Снежинки из бисера и бусин

Плетение бабочек для оформления портьер, интерьера квартиры

8

2

6


9.

Метод низания петлями:

Плетение рыбок петлями

Плетение бабочек петлями

Изготовление деревьев – коллективная работа

10

2

8


10.

Букет «Весенний»

8

2

6

11.

«Цветущее дерево»

10

2

8

12.

Изготовление сувениров-деревьев из бисера и бусин

14

2

12

13.

Изготовление цветов из бисера параллельным методом плетения с усложнениями. Оформление букетов.

14

2

12


14.

Изготовление цветов, сувениров и игрушек в технике низания дугами с добавлением других техник плетения (смешанная техника)

16

2

14

15.

Конкурсные работы

10

-

10


16.

Итоговая выставка работ к концу учебного года

2

-

2





17.

Нравственно-эстетические беседы

4

4

-

18.

Открытое занятие с родителями, родительское собрание

4

4

-

19.

Познавательно-досуговая деятельность

8

8

-

20.

Итоговое занятие

2

2

-

             Итого:

144

42

102

3.Содержание программы

1-й год обучения

1. Вводное занятие (4 ч) Игра «Давайте знакомиться». Знакомство с программой обучения.

Правила техники безопасности при работе с бисерной иглой, ножницами, проволокой. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия».

Рассказ об истории возникновения бисера и бисероплетения,  вызвать интерес к искусству бисероплетения, желание заниматься этим рукоделием.

2. Бисерная азбука(4ч) Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение).

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.

Основные правила при работе с бисером .

3. Плетение фенечек (6ч)

Практическая работа. Фенечка «Лесенка»

Фенечка «Крестики-ромбики»

Выполнение индивидуальных работ по изготовлению фенечек.

4. Плетение брелоков (4ч)

Брелок «Рыбки»

Брелок «Крокодил» Выполнение индивидуальных работ по изготовлению брелоков.

5. Плетение подвесок(4ч)

Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам.

6. Плетение комплекта «Божьи коровки»(6ч.)

Плетение комплекта украшений  “Божьи коровки” на основе изученных приёмов. Оформление.

7. Плетение броши(6ч) 

Практическая работа. Плетение брошей на основе изученных приёмов. Сборка.

8. Ажурное плетение(12ч.)

Знакомство с техникой ажурного плетения. Выполнение плетения по схеме. Зарисовывание схем ажурного плетения в тетрадь. Выставка новогодних игрушек из бисера.

Игра: «Мастерская Деда Мороза»: изготовление снежинок из бисера и стекляруса, новогодних игрушек, сувенира Дед Мороз и Снегурочка (использование 2 приёмов плетения – ажурного и параллельного низания бисера). Составление и обыгрывание «Зимней сказки» с помощью игрушек из бисера». Изготовление сувенира «Рождественский ангелочек». Беседа: «Лучший подарок родным и друзьям – тот, который сделан своими руками».

9. Метод низания петлями(10ч.) 

Знакомство с техникой низания петлями.

Практическая работа. Выполнение поделок новым способом с опорой на схему плетения. Изготовление поделок: рыбки, бабочки, деревья петельным способом. Зарисовывание схем низания петлями в тетрадь. Игра: «Вырастим сад деревьев».

10. Букет «Весенний»(8ч) 

Знакомство с плетением на проволоке. Знакомство со схемами плетения лепестков и листочков для букета.

Практическая работа. Плетение деталей и собирание их в готовую поделку.

11. «Цветущее дерево»(8ч.)

 Продолжение  знакомства с плетением на проволоке.

Практическая работа. Плетение деталей к дереву. Составление «Цветущего дерева»

12. Изготовление сувениров-деревьев из бисера и бусин (14ч.) Закрепление умения низать петлями. Выставка деревьев из бисера. Объяснение выполнения деревьев, отдельных деталей - веточек.

Практическая работа. Плетение деталей и сборка дерева.

13. Изготовление цветов из бисера параллельным методом плетения с усложнениями. Оформление букетов.(14ч.)

Беседа: «Цветы в нашей жизни». Демонстрация фотографий выполненных цветов из бисера. Закрепление выполнения цветов в технике параллельного плетения. Усложнение выполнения: новый способ соединения деталей. Обучение искусству составления букетов.

Практическая работа. Оформление букетов.  Выполнение букета по схеме.

14. Изготовление цветов, сувениров и игрушек в технике низания дугами с добавлением других техник плетения (смешанная техника)  (16ч.)

Выставка поделок, выполненных в смешанной технике плетения: цветы, игрушки, плоские миниатюры. Объяснение выполнения работ в смешанной технике низания.

Практическая работа: рыбки, бабочки, цветы.

15. Конкурсные работы(10ч.) Участие в выставках творческих работ, выставках работ на родительских собраниях в школе, участие в различных конкурсах прикладного искусства.

16. Итоговая выставка работ к концу учебного года(2ч.) Выставка выполненных игрушек, панно, деталей декора интерьера для дома, букетов цветов и др. Выполнение творческой коллективной работы: «Деревенский пейзаж» (панно).

17. Нравственно-эстетические беседы(4ч.) Беседы о культуре поведения, этикете и эстетике. Цикл бесед о нормах морали и права. Беседы о духовном воспитании подрастающего поколения.

18. Открытое занятие с родителями, родительское собрание(4ч.) Предусмотрены с целью заинтересовать родителей в посещаемости кружка «Бисероплетение» их детьми, с целью ознакомления взрослых с образовательной программой, для дальнейшей помощи детям при выполнении домашнего задания по бисероплетению.

19. Познавательно-досуговая деятельность(8ч.) Проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий, организация художественных выставок.

20. Итоговое занятие(2ч.) Теоретическая часть. Игра «Из бабушкиного сундучка». Выявление знаний по выполнению различных техник плетения бисером. Подведение итогов работы за год.

4.Формы и методы контроля

Формы контроля: фронтальный опрос, вопрос-ответ, дискуссия, лекции, «круглые столы», кроссворды, таблицы, материалы из журналов и газет.

Методы контроля: словесные, наглядные, практические.

5.Список литературы рекомендуемой для детей

  1. Бисер. Новые идеи. А.Г.Красичкова.-М.:АСТ:Астрель.-112с.:ил.

2. Бисероплетение. Л.М. Аполозова– М., 1997.

3.Украшения и сувениры из бисера Артамонова Е. – М., 1993.

4.Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. Бабина Н.Ф.– Воронеж 2000.

5. Игрушечки. Берлина Н.А. – М., 2000.

6. Истории обыкновенных вещей .Богданов В.В., Попова С.Н.. – М., 1992.

7. Бисер. Божко Л. – М., 2000.

8.Бисер, уроки мастерства Божко Л.. – М., 2002.

9. Рукоделие из бисера. Бондарева Н. А.– Ростов-на-Дону, 2000.

6.Список литературы рекомендуемой для педагога:

1.Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.

2.Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.

3.Журнал "Школа и производство”. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.

4.Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001

5.Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.

6.Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.

7.Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.

8.Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.

9.Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004.

10.Литке Н.А., Ьорозова Ю.Н. Цветные деревья из бисера.-М.:ООО ТД «Изд-во Мир книги»; ООО Изд-во «Ниола-Пресс», 2010.

11.Сидорова Г.И. Цветочные фантазии.-М.:ООО ТД «Изд-во Мир книги»; ООО Изд-во «Ниола-Пресс», 2011.

12.Чиоти Д. Оригинальные подарки.- М.:ООО ТД «Изд-во Мир книги»;Издательская группа «Контэнт», 2011.

13. Кузьмина Т.А., Кузьмина Е.В. Бисер для девочек. .-М.:ООО ТД «Изд-во Мир книги»; ООО Изд-во «Ниола-Пресс», 2010.

14. Чиоти Д. Стильные мелочи.- М.:ООО ТД «Изд-во Мир книги»;Издательская группа «Контэнт», 2011

15.Семенова Н.И. Микробисер в отделке изделий-М.:ООО ТД «Изд-во Мир книги»; ООО Изд-во «Ниола-Пресс», 2011.

16.Виноградова Е.Г. Новые модели фенечек из бисера.-М.:АСТ;СПб:Сова, 2006.

17. Ликсо Н.Л.Цветы и игрушки из бисера «Изд-во Мир книги»; ООО Изд-во «Ниола-Пресс», 2010.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...