Планирование по биологии 7,8,9 класс
календарно-тематическое планирование (биология, 9 класс) по теме

Елена Васильевна Михайлова

Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебником, созданных под руководством В.В.Пасечника/ автор – составитель Г.М. Пальдяева М.:  «Дрофа», 2010. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю и. о. директора школы

_______________ Е. В. Симонова

«____»__________________2012 г.

 

Рабочая программа

по биологии

7 класс

Учитель: Михайлова Е.В.

                         2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов из федерального компонента (2 час в неделю). В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 7 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов в год).

Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебником, созданных под руководством В.В.Пасечника/ автор – составитель Г.М. Пальдяева М.:  «Дрофа», 2010. За основу взята авторская программа, рассчитанная на 70 часов в год с сокращением на 2 часа (с 35 до 34 учебных недель в год).

В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. 

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

При реализации данной рабочей программы используются следующие учебно-методическая литература:

-Учебник «Биология: Животные 7 кл.» В. В. Латюшин, В. А. Шапкин,
Дрофа, Москва 2006г.

-Рабочая тетрадь: В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова, Биология Животные.
Дрофа, Москва 2008 г.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

- строение и функции клетки;

- особенности строения и жизнедеятельности животных;

- сведения о таксономических единицах;

- способы размножения животных;

- основные этапы развития животного мира;

- взаимосвязь животных с факторами среды;

- взаимосвязь животных с другими организмами в природных сообществах;

- роль животных в природе, значение их в жизни человека;

- охраняемых животных своей местности, мероприятия по их охране;

- основных животных региона, особенности их жизнедеятельности.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними

- вести наблюдения и ставить опыты с животных;

- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

- проводит работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии животных;

- соблюдать правила поведения в природе.

Основное содержание:

7 класс

                                                   Животные

                       (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

РАЗДЕЛ 1 Многообразие животных (34 часа)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

■        Лабораторная работа

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

■        Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

■        Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

■   Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

■        Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

■        Экскурсия

Изучение многообразия птиц.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

РАЗДЕЛ 2 Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

■        Лабораторная работа

Изучение особенностей различных покровов тела.

РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

■        Лабораторная работа

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

РАЗДЕЛ 4 Развитие животного мира на Земле (3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

РАЗДЕЛ 5 Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к друг.

■    Экскурсии

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

РАЗДЕЛ 6 Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часа)

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

■    Экскурсия

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Резерв времени 3 часа.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

7 «а»

7 «б»



Введение. Общие сведения о развитии животного мира (2 ч)


1/1

 История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура


01.09.12 - 08.09.12


2/1

 Сходства и различия животных и растений. Систематика животных

01.09.12 - 08.09.12


Многообразие животных (34ч)




3/2

Простейшие (2ч)

Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики



10.09.12 - 16.09.12

4/2

Жгутиконосцы, инфузории.

Колониальные организмы

10.09.12 - 16.09.12



5/2

Многоклеточные животные (12 ч)

Беспозвоночные

Тип Губки. Тип Кишечнополостные




17.09.12 - 23.09.12

6/2

Тип Плоские черви

17.09.12 - 23.09.12

7/2

Тип Круглые черви

24.09.12 - 30.09.12

8/2

Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты

Лабораторная работа №1:

«Знакомства с многообразием кольчатых червей»

24.09.12 - 30.09.12

9/2

Классы Олигохеты и Пиявки  

01.10.12 - 09.10.12

10/2

Тип Моллюски. Классы моллюсков

01.10.12 - 09.10.12

11/2

Тип  Иглокожие

15.10.12 - 21.10.12

12/2

Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные Лабораторная работа №2:

«Знакомство с  многообразием ракообразных»

15.10.12 - 21.10.12

13/2

Класс Насекомые

22.10.12 - 28.10.12



14/2

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки, Стрекозы, Вши, Клопы, Жуки

22.10.12 - 28.10.12

15/2







Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые, Перепончатокрылые

Лабораторная работа №3:

«Изучение представителей отрядов насекомых»

Подготовка к контрольной работе

29.10.12 - 04.11.12



16/2

Контрольная работа №1 по теме: «Многоклеточные животные»

29.10.12 - 04.11.12

Позвоночные (20 ч)

17/3

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники

05.11.12 - 11.11.12

18/3

Надкласс Рыбы

Лабораторная работа №4:

«Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

05.11.12 - 11.11.12

19/3

Подкласс Хрящевые рыбы

12.11.12 - 20.11.12

20/3

Подкласс Костные рыбы

12.11.12 - 20.11.12

21/3

Класс Земноводные

26.11.12 - 02.12.12

22/3

Класс Пресмыкающиеся, отряд Чешуйчатые

26.11.12 - 02.12.12

23/3

Отряды Пресмыкающихся:

Черепахи и Крокодилы.

03.12.12 - 09.12.12

24/3

 Класс Птицы 

Лабораторные работы№5: «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

03.12.12 - 09.12.12

25/3

Птицы отряда Пингвины

10.12.12 - 16.12.12

26/3

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуаробразные, Гусеобразные

10.12.12 - 16.12.12

27/3

Отряд Хищные птицы, Куриные

17.12.12 - 23.12.12

28/3

Отряд Воробьинообразные, Голенастые. Значение птиц

Экскурсия №1: «Изучение многообразия птиц»

17.12.12 - 23.12.12

29/3

Класс Млекопитающие. Подклассы Однопроходные

24.12.12 - 31.12.12

30/3

Подкласс Плацентарные. Отряды Насекомоядные и

Рукокрылые

24.12.12 - 31.12.12

31/3

Отряды Грызуны, Зайцеобразные

10.01.13 - 13.01.13

32/3

Отряды Китообразные, Ластоногие

10.01.13 - 13.01.13

33/3

Отряды Хоботные, Хищные

14.01.13 - 20.01.13

34/3

Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные.

14.01.13 - 20.01.13

35/3




Отряд Приматы.

Обобщение и систематизация по теме: «Позвоночные». Подготовка к контрольной работе

21.01.13 - 27.01.13

36/3

Контрольная работа №2 по теме: «Позвоночные»

21.01.13 - 27.01.13




Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и  их систем у животных (14 ч)

37/4

Покровы тела

Лабораторная работа№ 6:

«Изучение особенностей различных покровов тела»

28.01.13 - 03.02.13

38/4

Опорно-двигательная система

28.01.13 - 03.02.13

39/4

Способы передвижения животных. Полости тела

04.02.13 - 10.02.13

40/4

Органы дыхания и газообмен

04.02.13 - 10.02.13

41/4

Органы пищеварения

11.02.13 - 19.02.13

42/4

Обмен веществ и превращение энергии

11.02.13 - 19.02.13

43/4

Кровеносная система. Кровь

25.02.13 - 03.03.13

44/4

Органы выделения

25.02.13 - 03.03.13

45/4

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

04.03.13 - 10.03.13

46/4

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

04.03.13 - 10.03.13

47/4

Продление рода. Органы размножения

11.03.13 - 17.03.13

48/4

Обобщение и систематизация по теме: « Эволюция строения и функций органов и их систем»

11.03.13 - 17.03.13


49/4

Подготовка к контрольной работе

18.03.13 - 24.03.13

50/4

Контрольная работа №3 по теме: « Эволюция строения и функций органов и их систем»

18.03.13 - 24.03.13



Индивидуальное развитие животных (3 ч)



51/5

Способы размножения животных. Оплодотворение

25.03.13 - 31.03.13

52/5

Развитие животных с превращением и без превращения

Лабораторная работа№ 7:

«Изучение стадий развития животных и определение их возраста»

25.03.13 - 31.03.13



53/5





Периодизация и продолжительность жизни животных

Экскурсия №2«Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных»

01.04.13 - 08.04.13

Развитие животного мира на Земле (3 ч)


54/6

Доказательства эволюции животных

01.04.13 - 08.04.13

55/6

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира

15.04.13 - 21.04.13

56/6

Усложнение строения животных. Многообразие видов.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности

размещения животных

15.04.13 - 21.04.13

Биоценозы (4 ч)

57/7

Естественные и искусственные биоценозы

22.04.13 - 28.04.13


58/7

Факторы среды и их влияние на биоценозы

22.04.13 - 28.04.13

59/7

Цепи питания. Поток энергии

29.04.13 - 05.05.13

60/7

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их

приспособленность друг к другу.

Экскурсия №3: «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»

29.04.13 - 05.05.13


Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)

61/8

 Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы

06.05.13 - 12.05.13

62/8

Одомашнивание животных

06.05.13 - 12.05.13

63/8

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

13.05.13 - 19.05.13

64/8

Охрана и рациональное использование животного мира. Красная книга

13.05.13 - 19.05.13

65/8


Экскурсия №4: «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных»

20.05.13 - 26.05.13

66/8

Обобщение и систематизация материала за курс биологии 7 класса

20.05.13 - 26.05.13

67/8

Подготовка к итоговой контрольной работе

27.05.13 - 29.05.13

68/8

Итоговая контрольная работа

27.05.13 - 29.05.13

Итого:        68 часов

ГРАФИК

практических работ по биологии в 7 классах

в 2012-2013 учебном году

№ практической работы

Тема практической работы

Дата проведения

7 класс

1

Знакомство с многообразием кольчатых червей

сентябрь 2012 г.

2

Знакомство с многообразием ракообразных

октябрь 2012 г.

3

Изучение представителей отрядов насекомых

октябрь 2012 г.

4

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб

ноябрь 2012 г.

5

Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни  

декабрь 2012 г.

6

Изучение особенностей различных покровов тела

февраль 2013 г.

7

Изучение стадий развития животных и определение их возраста

март 2013 г.

Экскурсия №1

Изучение многообразия птиц

декабрь 2013 г.

Экскурсия №2

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза

апрель 2013 г.

Экскурсия №3

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных

май 2013 г.

Экскурсия №4

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных

май 2013 г.

К. р.  №1

Многоклеточные животные

ноябрь 2012 г.

К. р.  №2

Позвоночные

январь 2013 г.

К. р.  №3

Эволюция строения и функций органов и их систем

март 2013 г.

Итого:

Практических работ -7

Экскурсий – 4

К/ р. - 3

Список литературы:

  1. Учебник Биология: Животные 7 кл. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин,
    Дрофа, Москва 2006г.
  2. Рабочая тетрадь: В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова, Биология Животные.
    Дрофа, Москва 2008 г.
  3. Многообразие живой природы, Животные Дрофа, Москва 2008 г.
  4. В. И. Блинников, Зоология с основами экологии. Москва
    «Просвещение» 2008 г.

Согласовано                                                                  

на методическом объединении              

учителей биологии

 Протокол №  1                                  

от  « 30  » августа 2012 г.                                  

Согласовано                                                                  

Замдиректора по УВР                  

____________ Е.В. Диденко

« 31  » августа 2012 г.                                  



Предварительный просмотр:

МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю и. о. директора школы

______________ Е. В. Симонова

«____»_________________2012 г.

 

Рабочая программа

по биологии

8  класс

Учитель: Михайлова Е.В.

                         

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов из федерального компонента (2 час в неделю). В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 8 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов в год).

Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебником, созданных под руководством В. В. Пасечника/ автор – составитель Г. М. Пальдяева  М.:  «Дрофа», 2010. За основу взята авторская программа, рассчитанная на 70 часов в год с сокращением на 2 часа (с 35 до 34 учебных недель в год).

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

 Рабочая программа полностью отражает содержание «Программы основного общего образования по биологии», с дополнениями не превышающими требования уровня и подготовки обучающихся.

При реализации данной рабочей программы используются следующие учебно-методическая литература:

-Учебник Биология: Человек 8 кл. Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н.
Беляев. Дрофа, Москва 2006 г.

-Рабочая тетрадь: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. Биология:
Человек 8 кл. Дрофа, Москва 2008 г.

Основное содержание:

8 класс

Человек и его здоровье

(68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1 Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических

и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2 Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1.

Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2.

Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

■    Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органов

и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нерв ные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. ■   Лабораторные работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения.

Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4.

Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

■   Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Тема 2.5.

Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

■    Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений. ■   Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.

Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

■        Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8.

Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

■        Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

■    Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10.

Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение

типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.

Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.

Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

■    Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

•    Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение.

Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;

двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

■    Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15.

Железы внутренней секреции

(эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие организма  (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Резерв времени 2 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения предмета учащиеся должны:

называть

  1.  общие признаки живых организмов;

• признаки становления человека как биосоциального существа в процессе антропогенеза;

характеризовать

• строение, функции клеток человека;

•деление клетки, роль клеточной теории в
обосновании единства органического мира;

  1.  строение и жизнедеятельность организма человека;
  2.  обмен веществ и превращение энергии;
  3.  роль ферментов и витаминов в организме;
  4.  дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
  5.  иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

• особенности размножения и развития человека;

обосновывать

•взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

•родство млекопитающих животных и человека;

•особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  1.  роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
  2.  влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;
  3.  вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
  4. меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

8 «а»

8 «б»

8 «в»


 Введение (1ч)


1/1


Науки, изучающие организм человека. Их становление и методы исследования

01.09.12 - 08.09.12



 Происхождение человека (3ч)

2/2

Систематическое положение человека. Доказательства животного происхождения человека

01.09.12 - 08.09.12

3/2



 Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее

10.09.12 - 16.09.12

4/2

Человеческие расы. Человек как вид

10.09.12 - 16.09.12





Строение и функции организма (57 ч)

Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Ткани (6 ч)




5/3


Уровни организации. Общий обзор организма человека

17.09.12 - 23.09.12

6/3

Клеточное строение организма

17.09.12 - 23.09.12


7/3


Жизненные процессы клетки. Роль ферментов в обмене веществ

24.09.12 - 30.09.12


8/3

Ткани

Лабораторная работа №1: «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

24.09.12 - 30.09.12



9/3

Нервная ткань. Строение и функции нейрона

01.10.12 - 09.10.12

10/3

Обобщение и систематизация по теме: «Клеточное строение организма. Ткани

01.10.12 - 09.10.12




Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1ч)

11/4








Нервная система. Рефлекторная регуляция.

Лабораторная работа №2,3:

«Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения». «Коленный рефлекс»

15.10.12 - 21.10.12



Опорно – двигательная система (7 ч)


12/5

 Значение опорно-двигательной системы.  Состав, строение костей.

Лабораторная работа №4: «Микроскопическое

строение костей»

15.10.12 - 21.10.12

13/5



Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей

22.10.12 - 28.10.12

14/5

Строение мышц. Обзор мышц человека.

Лабораторная работа №5: «Мышцы человеческого тела»

22.10.12 - 28.10.12

15/5





Работа скелетных мышц и их регуляция

Лабораторная работа №6: «Утомление при статической и динамической работе»

29.10.12 - 04.11.12

16/5



Осанка. Предупреждение плоскостопия

Лабораторная работа №7,8: «Выявление нарушений осанки».

«Выявление плоскостопия» (выполняется дома)

29.10.12 - 04.11.12

17/5








Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Лабораторная работа №9: 

«Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки»

Подготовка к контрольной работе

05.11.12 - 11.11.12

18/5

Контрольная работа №1по теме: «Опорно – двигательная система»

05.11.12 - 11.11.12



Внутренняя среда организма (3 ч)


19/6







 Кровь и остальные компоненты внутренней среды

организма.

Лабораторная работа №10:

«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

12.11.12 - 20.11.12

20/6

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

12.11.12 - 20.11.12

21/6

Иммунология на службе здоровья

26.11.12 - 02.12.12



Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 ч)


22/7

 Транспортные системы организма

26.11.12 - 02.12.12


23/7








Круги кровообращения. Лабораторные работы №11,12: «Положения  венозных клапанов в опущенной и поднятой руке», «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

03.12.12 - 09.12.12

24/7

Строение и работа сердца

03.12.12 - 09.12.12

25/7








Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Лабораторные работы №13,14:

 « Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». « Опыты выясняющие, природу пульса»

10.12.12 - 16.12.12


26/7

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Лабораторная работа №15:         « Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку»

10.12.12 - 16.12.12

27/7







Первая помощь при кровотечениях.

Обобщение по темам: «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы»

17.12.12 - 23.12.12


Дыхание (4 ч)

28/8

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболевания дыхательных путей

17.12.12 - 23.12.12

29/8

Легкие. Легочное и тканевое дыхание

24.12.12 - 31.12.12

30/8

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

Лабораторная работа№16: 

«Измерение обхвата грудной клетки при вдохе и выдохе»

24.12.12 - 31.12.12

31/8






Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы  органов дыхания Лабораторная работа №17: 

«Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»  

   

10.01.13 - 13.01.13


  Пищеварительная система(6ч)

32/9

Питание и пищеварение.

Пищеварение в ротовой полости

10.01.13 - 13.01.13

33/9






Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока

Лабораторная работа№ 18: «Действие ферментов слюны на крахмал»

14.01.13 - 20.01.13

34/9

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс    

14.01.13 - 20.01.13

35/9

Регуляция пищеварения

21.01.13 - 27.01.13

36/9

Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Гигиена органов пищеварения.

Подготовка к контрольной работе

21.01.13 - 27.01.13

37/9


Контрольная работа №2 по теме: «Пищеварительная система»

28.01.13 - 03.02.13


Обмен веществ и энергии

(3 ч)

38/10

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ


28.01.13 - 03.02.13

39/10




Витамины

Лабораторная работа № 19:        «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

04.02.13 - 10.02.13

40/10

Энерготраты человека и пищевой рацион

Лабораторная работа № 20: «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

04.02.13 - 10.02.13



Покровные органы. Терморегуляция.

 Выделение (4 ч)

41/11

Кожа – наружный покровный орган

11.02.13 - 19.02.13

42/11

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

11.02.13 - 19.02.13

43/11

Терморегуляция организма. Закаливание

25.02.13 - 03.03.13

44/11

Выделение

25.02.13 - 03.03.13


Нервная система (5 ч)

45/12

Значение нервной системы.

Строение нервной системы

04.03.13 - 10.03.13

46/12

Спинной мозг

04.03.13 - 10.03.13


47/12








Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Лабораторная работа №21: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка и среднего мозга»

11.03.13 - 17.03.13


48/12

Функции переднего мозга

11.03.13 - 17.03.13

49/12











Соматический и автономный отделы нервной системы

Лабораторная работа №22: 

«Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической автономной нервной системы при раздражении»

18.03.13 - 24.03.13

Анализаторы (5 ч)

50/13

Анализаторы и органы чувств

18.03.13 - 24.03.13

51/13







Зрительный анализатор

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Лабораторная работа №23:                   « Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

25.03.13 - 31.03.13

52/13

Слуховой анализатор.

Органы равновесия, кожно – мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

25.03.13 - 31.03.13



53/13





Обобщение и систематизация по теме: «Нервная система. Анализаторы»

Подготовка к контрольной работ

01.04.13 - 08.04.13

54/13

Контрольная работа №3 по темам: «Нервная система. Анализаторы»

01.04.13 - 08.04.13




Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч) 


55/14

 Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

15.04.13 - 21.04.13

56/14


Врожденные и приобретенные программы поведения

Лабораторная работа №24:               «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

15.04.13 - 21.04.13

57/14

Особенности ВНД человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

22.04.13 - 28.04.13

58/14

Биологические ритмы. Сон и бодрствование

22.04.13 - 28.04.13


59/14

Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа №25:               « Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

29.04.13 - 05.05.13

Эндокринная система (2 ч)

60/15

 Роль эндокринной регуляции

29.04.13 - 05.05.13

61/15

Функция желез внутренней секреции

06.05.13 - 12.05.13

Индивидуальное развитие организма (5 ч)

62/16

Жизненные циклы. Размножение

06.05.13 - 12.05.13

63/16

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

13.05.13 - 19.05.13

64/16

Наследственные и врожденные заболевание. Болезни, передающиеся половым путем

13.05.13 - 19.05.13

65/16

Развитие ребенка после рождения. Становление личности

20.05.13 - 26.05.13

66/16

Интересы, склонности, способности

20.05.13 - 26.05.13

67/16

Обобщение материала за курс биологии 8 класса

27.05.13 - 29.05.13

68/16

Итоговая контрольная работа

27.05.13 - 29.05.13

Итого: 68 часов

ГРАФИК

практических работ по биологии в 8 классах

В 2012-2013 учебном году

№ практической работы

Тема практической работы

Дата проведения

8 класс

1

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной ткани

сентябрь 2012г.

2

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения

октябрь 2012 г.

3

Коленный рефлекс

октябрь 2012 г.

4

Микроскопическое строение кости

октябрь 2012 г.

5

Мышцы человеческого тела

октябрь 2012 г.

6

Утомление при статической и динамической работе

октябрь 2012 г.

7

Выявление нарушений осанки

ноябрь 2012 г.

8

Выявление плоскостопия

ноябрь 2012 г.

9

Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки

ноябрь 2012 г.

10

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

ноябрь 2012 г.

11

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке

декабрь 2012 г.

12

Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение

декабрь 2012 г.

13

Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

декабрь 2012 г.

14

Опыты, выясняющие природу пульса

декабрь 2012 г.

15

Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку

декабрь 2012 г.

16

Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

декабрь 2013 г.

17

Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

январь 2013 г.

18

Действие ферментов слюны на крахмал

январь 2013 г.

19

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

февраль 2013 г.

20

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат

февраль 2013 г.

21

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга

март 2013 г.

22

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи- тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической автономной нервной системы при раздражении

март 2013 г.

23

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением

март 2013 г.

24

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа

апрель 2013 г.

25

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом

май 2013 г.

К. р.  №1

Опорно – двигательная система

Ноябрь 2012

К. р.  №2

Пищеварительная система

Февраль 2013

К. р.  №3

 Нервная система. Анализаторы

Апрель  2013

К. р.  №4

Итоговая контрольная работа

Май 2013

Итого:

Практических работ - 25

К. р. - 4

Список литературы:

  1. Учебник Биология: Человек 8 кл. Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н.
    Беляев, Дрофа: Москва 2006 г.
  2. Рабочая тетрадь: Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. Биология:
    Человек 8 кл., Дрофа: Москва 2008 г.
  3. А.С. Маклакова, С. Е. Жуйкова. Биология «Экзамен выпускной,
    вступительный», Дрофа: Москва 2008 г.

Согласовано  

на методическом объединении              

учителей  биологии

Протокол №  1

от  « 30  »августа 2012 г.

   Согласовано

   Замдиректора по УВР                  

   ___________ Е. В. Диденко

  «  31 » августа 2012г.



Предварительный просмотр:

МАОУ Краснопутьская средняя общеобразовательная школа

                                                                Утверждаю и. о. директора школы

                                                                                    ___________ Е. В. Симонова

«___»____________2012 г.

 

Рабочая программа

по биологии

9 класс

Учитель: Михайлова Е.В.

                          2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 9 классе отводится 70 часов из федерального компонента (2 час в неделю). В соответствии с учебным планом школы в 2012-2013 учебном году на изучение биологии в 9 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов в год).

Рабочая программа по биологии составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебником, созданных под руководством В.В.Пасечника/ автор – составитель Г.М. Пальдяева М.:  «Дрофа», 2010. За основу взята авторская программа, рассчитанная на 70 часов в год с сокращением на 2 часа (с 35 до 34 учебных недель в год).

В авторскую программу внесены следующие изменения:

 Изучение темы: «Возникновение и развитие жизни» сокращено на 2 часа (вместо 7 часов на изучение данной темы отведено 5часов), что объясняется сокращением авторской программы с 70 часов в год до 68 часов  в год.

Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Рабочая программа полностью отражает содержание «Программы основного общего образования по биологии», с изменениями не превышающими требования уровня и подготовки обучающихся.

При реализации данной рабочей программы используются следующие учебно-методическая литература:

- Учебник Биология: Введение в общую биологию и экологию, 9 кл.

А.А. Каменский, Е. А. Криксуков, В. В. Пасечник. М.: Дрофа, 2005 г.

- Общая биология, готовимся к ЕГЭ. В. М. Фросин, В. И. Сивоглазов.

М.: Дрофа, 2006 г

Основное содержание:

9 класс

Введение в общую биологию

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1 Уровни организации живой природы (54 часа)

Тема 1.1.

Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2.

Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

■    Лабораторная работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3.

Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.  Оплодотворение.  Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

■        Лабораторная работа

Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4.

Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

■        Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5.

Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

■    Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6.

Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ 2 Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

■        Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни (5 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

■        Лабораторная работа

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

■        Экскурсия

В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны: называть

  1. общие признаки живых организмов;
  2. признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

•        причины и результаты эволюции;
приводить примеры

•        усложнения растений и животных в процессе
эволюции;

•        природных и искусственных сообществ;

•        изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

•        наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

•        строение, функции клеток бактерий, грибов,
растений и животных;

•        деление клетки, роль клеточной теории в обо
сновании единства органического мира;

  1. строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
  2. обмен веществ и превращение энергии;
  3. роль ферментов и витаминов в организме;
  4. особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  5. дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
  6. иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

•        размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

•        вирусы как неклеточные формы жизни;

•        среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

•        природные сообщества, пищевые связи в них,
приспособленность организмов к жизни в сообществе;

•        искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

•        взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

•        родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

•        особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

  1. роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
  2. влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
  3. меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
  4. влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
  5. роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

•        организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

Календарно – тематическое планирование:


 урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

9 «а»

9 «б»

 Введение (2 ч)

1/1

 Введение. Биология-наука о жизни. Методы исследования в биологии

01.09.12 - 08.09.12








2/1

Сущность жизни и свойства живого

01.09.12 - 08.09.12





 Уровни организации живой природы (54 ч)

Молекулярный уровень (10ч)










3/2



Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

10.09.12 - 16.09.12

4/2

Углеводы

10.09.12 - 16.09.12

5/2

Липиды

17.09.12 - 23.09.12



6/2

Состав и строение белков

17.09.12 - 23.09.12

7/2

Функции белков

24.09.12 - 30.09.12



8/2

Нуклеиновые кислоты

24.09.12 - 30.09.12

9/2

АТФ и другие органические соединения клетки

01.10.12 - 09.10.12



10/2

Биологические катализаторы

01.10.12 - 09.10.12


11/2

Вирусы

15.10.12 - 21.10.12



12/2

Обобщение и систематизация по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы»

15.10.12 - 21.10.12








Клеточный уровень (15 ч)

13/3

 Основные положения клеточной теории

22.10.12 - 28.10.12



14/3

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана

22.10.12 - 28.10.12



15/3

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки

29.10.12 - 04.11.12

16/3


Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

29.10.12 - 04.11.12

17/3

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

05.11.12 - 11.11.12



18/3

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения

Лабораторная работа №1: « Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

05.11.12 - 11.11.12




19/3

Различия в строении клеток эукариот и прокариот

12.11.12 - 20.11.12



20/3

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм

12.11.12 - 20.11.12



21/3

Энергетический обмен в клетке

26.11.12 - 02.12.12


22/3

Типы питания в клетке

26.11.12 - 02.12.12


23/3

Фотосинтез и хемосинтез

03.12.12 - 09.12.12



24/3

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

03.12.12 - 09.12.12


25/3


Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция

10.12.12 - 16.12.12





26/3

Деление клетки. Митоз.

Подготовка к контрольной работе

10.12.12 - 16.12.12

27/3


Контрольная работа №1 по теме:  « Клеточный уровень»

17.12.12 - 23.12.12






Организменный уровень (14 ч)

28/4

 Размножение организмов. Оплодотворение

17.12.12 - 23.12.12

29/4

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

24.12.12 - 31.12.12



30/4

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

24.12.12 - 31.12.12





31/4



Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание

10.01.13 - 13.01.13





32/4

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

10.01.13 - 13.01.13

33/4


Неполное доминирование. Анализирующие скрещивание

14.01.13 - 20.01.13





34/4

Дигибридное скрещивание

14.01.13 - 20.01.13

35/4


Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана

21.01.13 - 27.01.13

36/4

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

21.01.13 - 27.01.13

37/4




Модификационная изменчивость

Лабораторная работа №2: «Выявление изменчивости организмов»

28.01.13 - 03.02.13









38/4

Мутационная изменчивость

28.01.13 - 03.02.13

39/4

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

04.02.13 - 10.02.13

40/4

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

04.02.13 - 10.02.13

41/4


Обобщение и систематизация по теме: «Организменный уровень организации живого»

11.02.13 - 19.02.13





Популяционно – видовой уровень (3 ч)

42/5

Вид. Критерии вида Лабораторная работа №3:                « Изучение морфологического критерия вида»

11.02.13 - 19.02.13

43/5

Популяция – форма существования вида

25.02.13 - 03.03.13



44/5

Экология как наука. Экологические факторы  

25.02.13 - 03.03.13


Экосистемный уровень

 (8 ч)



45/6

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз

04.03.13 - 10.03.13

46/6

Состав и структура сообщества

04.03.13 - 10.03.13

47/6

Потоки вещества и энергии в экосистеме

11.03.13 - 17.03.13



48/6

Продуктивность сообщества

11.03.13 - 17.03.13

49/6

Саморазвитие экосистемы

18.03.13 - 24.03.13

50/6

Экскурсия №1:

«Биогеоценоз»

18.03.13 - 24.03.13

51/6





Обобщение и систематизация по темам: «Популяционно-видовой и экосистемный уровень».

Подготовка к контрольной работе

25.03.13 - 31.03.13

52/6

Контрольная работа №2 по темам:   «Популяционно-видовой и экосистемный уровень»

25.03.13 - 31.03.13




Биосферный уровень (4 ч)



53/7

 Биосфера и ее структура, свойства, закономерности

01.04.13 - 08.04.13

54/7

Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов

01.04.13 - 08.04.13

55/7

Круговорот веществ и энергии в биосфере

15.04.13 - 21.04.13



56/7

Экологические кризисы

15.04.13 - 21.04.13


Эволюция (7 ч)



57/8


Развитие эволюционного учения

22.04.13 - 28.04.13




58/8

Борьба за существование.

Естественный отбор

22.04.13 - 28.04.13


59/8

Изменчивость организмов

29.04.13 - 05.05.13

60/8

Видообразование

29.04.13 - 05.05.13

61/8

Макроэволюция

06.05.13 - 12.05.13



62/8

Основные закономерности эволюции

Экскурсия №2: «Причины многообразия видов в природе»

06.05.13 - 12.05.13

63/8

Обобщение и систематизация по теме: «Эволюция»

13.05.13 - 19.05.13


Возникновение и развитие жизни (5 ч)

64/9

Гипотезы возникновения жизни

13.05.13 - 19.05.13



65/9



Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы

20.05.13 - 26.05.13

66/9

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

Лабораторная работа №4:                «Изучение палеонтологических доказательств эволюции»

20.05.13 - 26.05.13

67/9

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

27.05.13 - 29.05.13

68/9

Экскурсия №3: «В краеведческий музей или геологические обнажения

27.05.13 - 29.05.13

Итого:        68 часов

ГРАФИК

практических и контрольных работ по биологии в 9 классах

в 2012-2013 учебном году

№ практической работы

Тема практической работы

Дата проведения

9 класс

1

Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом

ноябрь 2012 г.

2

Выявление изменчивости организмов

февраль 2013 г.

3

Изучение морфологического критерия вида

февраль2013 г.

4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

май 2013 г.

Экскурсия №1

Биогеоценоз

март 2013 г.

Экскурсия № 2

Причины многообразия видов в природе

май 2013 г.

Экскурсия №3

В краеведческий музей или на геологическое обнажение

май 2013 г.

К. р.  №1

Клеточный уровень

декабрь 2012 г.

К. р.  №2

Популяционно - видовой и экосистемный  уровень

март 2013 г.

Итого:

Практических работ -4

Экскурсий – 3

К/ р. - 2

Список литературы:

1.        Учебник Биология: Введение в общую биологию и экологию, 9 кл.

А.А. Каменский, Е. А. Криксуков, В. В. Пасечник. Дрофа, Москва 2005г.

  1. Общая биология, готовимся к ЕГЭ. В. М. Фросин, В. И. Сивоглазов.
    Дрофа Москва 2006 г.

  1. Д. К. Обухов, В. М. Кириленкова «Клетки и ткани» Дрофа Москва 2008
    г. Элективные курсы.

Согласовано                                                                  

на методическом объединение                

учителей

Протокол № 1                                

от  « 30  » августа 2012 г.                                  

Согласовано                                                                  

Замдиректора по УВР                  

____________ Р. С.Головина

«31   » августа 2012 г.                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно-тематическое планирование по биологии для 10 - 11 классов.

Поурочно-тематическое планирование составлено на на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и прог...

Календарно-тематическое планирование по биологии в 6,9 классах коррекционной школы 8 вида на 2013-2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование на год по биологии в коррекционной школе 8 вида в 6,9 классах...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...

Развернутое календарно-тематическое планирования по биологии (ФГОС) 5-6 класс Сухова,Строганов

Развернутое календарно-тематическое планирование по ФГОС(прописаныУУД) по биологии 5-6класс, учебник авторы: Сухова, Строганова...

Календарно-тематическое планирование по "Биологии" для 5-9 классов

Календарно-тематическое планирование по "Биологии" для 5-9 классов...

Календарно-тематическое планирование по биологии для профильного 10 класса

Календарно- тематическое планирование составлено к учебнику Биология.Линия жизни. Автор Пасечник В.В. (для медицинских профилей)...