Предпрофильный курс "Ландшафтный дизайн"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Чернышева Наталья Александровна

С 2009 года Лицей проводит опытно-экспериментальную работу по организации предпрофильной подготовки, а с 2010- профильного обучения в старшем звене. Основной целью эксперимента по предпрофильному обучению является создание в основной школе развивающего образовательного пространства, способствующего самоопределению каждого учащегося на основе его природных задатков и склонностей.Пять лет назад я пришла в новую для себя школу и стала преподавать биологию и географию. Все мои ученики были разного возраста, разных интересов, учились в разных классах. Моего общения с ними на уроках и на учебно-опытном участке, в теплице, было недостаточно для того, чтобы формировать у учащихся мотивацию к изучению естественных наук. Нашим первым общим делом стало озеленение школы. Оставалось только открыть двери и впустить запах и звуки живой природы. Был создан актив из увлечённых биологией и географией учащихся, школьных художников, собран материал по современному дизайну, при этом было прочитано много материала о видах растений, используемых при озеленении. В результате был разработан проект, при реализации которого нашлось дело для учащихся всех возрастов. Далее последовало озеленение кабинетов, создание музея «Природы», где были оформлены природные зоны России, панорама «Лето в лесу». Когда школе было предложено стать Лицеем, выбор направления был уже определён. В результате моих поисков я убедилась в том, что необходимым условием формирования познавательной активности является включение учащихся в практическую экологическую, природоохранную, краеведческую виды деятельности. Материалов для этого курса нет, я разрабатывала его сама, познавая этот вид деятельности, собирая материал и приобщая детей, готовя себе будущих помощников в осуществлении проекта по созданию нового курса. Очень скоро увлеклась этой темой, увлекла своих учеников, особенно проведением практических работ, разработкой личных проектов, презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx2.33 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx15.37 КБ
Файл soderzhanie_programmy.docx20.62 КБ
Файл uchebno.docx21.18 КБ
Файл metody_raboty.docx36.29 КБ
Файл temy_prakticheskih_rabot_po.docx13.57 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа предназначена для учащихся девятых классов, выбирающих естественно-научный профиль обучения в старшей школе. Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю).

       Программой предусматривается изучение теоретических и практических основ ландшафтного дизайна. Она направлена на рассмотрение ведущего принципа школы: гуманизацию и гуманитаризацию содержания образования.

В программе отражены задачи, стоящие в настоящее время перед естественно-научным профилем обучения.

В связи с низким уровнем биологической и эстетической обстановки в населенных пунктах данный курс направлен на решение этих проблем.

Главным содержанием курса является естественно-научная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, составление проектов озеленения, проведение практических работ, экскурсий.

    Представленный курс «Ландшафтный дизайн» подтверждает тот факт, что улучшением благосостояния людей стал важным вопрос обустройства территории, прилегающей к их дому или месту работы. Но ухоженные газоны, эффектные цветники и пейзажные композиции деревьев и кустарников проектируются людьми, имеющими специальные знания биологии. Вкладываются немалые средства, чтобы приблизить красоту природы к жилью человека руками проектировщиков, дизайнеров, ландшафтных архитекторов.

  Исходя из такого понимания этого курса, я определила его цели.

Цель курса:

1 .Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного); в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями;

2. Познакомить на практике со спецификой деятельности, соответствующей данным профессиям;

3.Показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности;

4. Кроме того, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха. Цели определяют основные задачи курса.

  Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с историей ландшафтного дизайна, его стилями, с ассортиментом  цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых  растений, элементами декоративного оформления мини-участков.

2. Развивать творческий интерес к практической деятельности в области ландшафтного дизайна.

3. Воспитывать любовь к природе.



Предварительный просмотр:

Содержание программы

Тема 1. Введение. (1 час)

Вводная лекция. Ландшафтный дизайн, его принципы.

Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве. История использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового парко-строения, история и современность. Цели и задачи курса. Входная диагностика.

Тема2. История ландшафтного дизайна.(3 часа)

История создания и развития садово-парковых ландшафтов. Ассиро-Вавилония.  Египет. Древняя Греция.  Древний Рим.

 Всемирно-известные дизайны в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения ландшафтной планировки.

Тема3. Стили ландшафтного дизайна (9 часов)

 Всемирно-известные стили ландшафтной планировки. Известные сады и парки. Выбор стиля. Дизайнерские решения. Характер сада. Основные правила ухода.

  Практическая работа №1 «Характеристика  стиля»

Тема 4. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве.(3 часа)

Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые, листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники; красивоцветущие, декоративно-лиственные, декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые.

Практическая работа №2 « Сбор семян декоративных растений.» Практическая работа №3 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений ,травянистых растений для озеленения пришкольного участка».

10 видов, из которых 5 видов деревьев, 5 видов красиво-цветущих кустарников, при необходимости вертикального озеленения указать видовой состав. По 5 видов одно- и многолетников, луковичных, клубневых.

Тема 5. Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения (8 часов)

Типы посадок травянистых растений и композиции из деревьев и кустарников: клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордеры, газоны, альпийские горки (рокарии), садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи, живые изгороди, вертикальное озеленение.

Практическая работа №4«Проектирование цветочного оформления на фоне газона». Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.

Практическая работа №5 «Альпийская горка»

Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному признаку: насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.), ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.), специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.

Тема 6 .Технология выращивания цветковых растений (агротехника)

 (2 ч.)

Условия выращивания цветковых растений.

 Практическая работа №6 Планирование и разбивка участка по проекту.

Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала.

Обработка почвы. Высадка посадочного материала.

Тема 7.  Дополнительное оборудование.  (3 часа) 

Свет в ландшафтном дизайне. Системы полива и дренажа. Камни.

Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы.

Тема 8. Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества (2 часа)

Востребованность услуг ландшафтного дизайнера, возросшая с повышением уровня благосостояния людей; престиж учреждения, начинающийся с состояния прилежащей территории; влияние рынка на стоимость услуг.

Практическая работа №7 «Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации».

На основе прайс-листов, предоставленных фирмой по благоустройству и озеленению.

Ландшафтный дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востребованность и т. д.

Тема 9. Элементы ландшафтного дизайна на территории города, района, области.(1 час)

Экскурсия№1 «Элементы ландшафтного дизайна на территории города, района, области.» (в город  Ростов-на-Дону (парки, ботанический сад)

Тема 10. Заключительное (зачетное ) занятие (2 часа)

Критерии достижений

Образцы заданий

1. Собрать коллекцию семян посадочного материала.

2. Описать морфофизиологические особенности растений, выбранных для проекта.

Темы рефератов

1. Сады Семирамиды.2. Цветочные часы.3.  Парковый дизайн Санкт-Петербурга.4 Парковая культура различных улиц.5.  Парковый дизайн Петергофа. 4.  История озеленения города Миллерово.7. Озеленение улиц.                                                         8. Озеленение помещений.

Итоговая конференция. Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.

  В работе с данным содержанием курса возможны следующие виды деятельности:

- устные и реферативные сообщения учащихся по историографии вопроса (например: «Развитие садово-паркового строительства в России», «Знаменитые сады и парки мира: Версаль» и т. д.);

- составление списков декоративных культур, используемых в озеленении пришкольных участков города (например, «Ассортимент растений открытого грунта (однолетники)» и т. п.);

-  создание проектов озеленения отдельных территорий пришкольного участка (или, например, около торгового павильона, детского сада и т. д. по договоренности);

- составление фотоальбома (буклета, мультимедийной презентации) «Элементы ландшафтного дизайна на территории... (района, города и т. п.);

- составление кратких рекомендаций по использованию в озеленении отдельных биологических групп растений (например, «Лианы и их применение в вертикальном озеленении», «Газоны» и т. д.).

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчетности о работе из предложенного перечня, тему реферата (или определить свою), территорию для создания проекта, изучаемую группу декоративных растений.

Для учета динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии. В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ (оценка не ниже «4»). По окончании обучения ученик получает зачет при условии выполнения одного вида обязательной работы, представленной в срок, с соблюдением требований к ее оформлению. Если она выполнена качественно, творчески, нетрадиционно (например, с использованием Интернет-технологий), то она (работа) может быть рекомендована учителем для публичной презентации в школе, рассмотрена для публикации, решением кафедры представлена на конкурсе и т. п.

Заключительное занятие - это итоговая конференция, предполагающая выставку и защиту (презентацию) отчетных работ учащихся.

     Данный курс способствует развитию у учащихся   коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта, презентаций)). В ходе написания рефератов и других видов отчетности закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию.

      Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению результатов работы (например, рефератов). Эти общеучебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно осваивать программу старшей профильной школы.



Предварительный просмотр:

Учебно - тематическое планирование профильного курса «Ландшафтный дизайн»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Кол-во часов на

самостоятельные

работы уч-ся

уроки

лабораторно-

практические

работы, экскурсии

контрольные работы

1.

Введение

1ч.

1ч.

Урок-экскурсия№1

-

-

2.

История ландшафтного дизайна

3ч.

3ч.

-

-

-

3.

Стили ландшафтного дизайна

-

1ч.

9ч.

7ч.

1ч.

4.

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве

3ч.

2ч.

1ч.

-

-

5.

Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях

8ч.

5ч.

2ч.

-

1ч.

6.

Технология выращивания цветковых растений (агротехника)

3ч.

2ч.

1ч.

-

-

7.

-

-

Дополнительное оборудование

3ч.

3ч.

-

8

Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества

2ч.

1ч.

1ч.

-

-

9.

Элементы ландшафтного дизайна на территории города, района, области.

1ч.

1ч.

Урок-экскурсия№2

-

-

10

1ч.

Итоговый урок  (1 часа)

-

-

1

-

11

Резерв

1ч.

Итого: 34 часа (1 час резерв)



Предварительный просмотр:

Формы организации и методы обучения учащихся:

- устные и реферативные сообщения учащихся по историографии вопроса (Развитие садово-паркового строительства в России», «Знаменитые сады и парки мира» и т. д.);

- создание проектов озеленения отдельных территорий пришкольного участка.

-семинары;

-проектная деятельность;

-самостоятельная работа;

-лекции;        

- практические работы;

-демонстрация кинофильмов, диафильмов, слайдов;

- проведение экскурсии.

   В ходе изучения курса учащиеся могут проявлять творческую инициативу в проектировании и создании декоративно оформленного участка. В этом и будет заключаться форма отчетности по окончании изучения данного курса.

Заключительное занятие - это итоговая конференция, предполагающая выставку и защиту (презентацию) отчетных работ учащихся.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

-  о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

-  об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;

-  о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;

- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;

- о правилах составления проектов;

-  о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;

-  об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территории разного назначения;

- об истории развития садово-паркового искусства.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

-  составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом   их   биологии   и   декоративности,   а   также   природно-климатических условий района;

-  создавать проекты озеленения территории с использованием специальных обозначений;

-  рассчитывать экономическую эффективность проекта с учетом стоимости производимых работ в ходе его реализации;

- представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д

- составление списков декоративных культур, используемых в озеленении пришкольных участков города (например, «Ассортимент растений открытого грунта (однолетники)» и т. п.);

-  создание проектов озеленения отдельных территорий пришкольного участка (или, например, около торгового павильона, детского сада и т. д. по договоренности);

- составление фотоальбома (буклета, мультимедийной презентации) «Элементы ландшафтного дизайна на территории... (района, города и т. п.);

- составление кратких рекомендаций по использованию в озеленении отдельных биологических групп растений (например, «Лианы и их применение в вертикальном озеленении», «Газоны» и т. д.).

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчетности о работе из предложенного перечня, тему реферата (или определить свою), территорию для создания проекта, изучаемую группу декоративных растений.

Для учета динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии. В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ (оценка не ниже «4»). По окончании обучения ученик получает зачет при условии выполнения одного вида обязательной работы, представленной в срок, с соблюдением требований к ее оформлению. Если она выполнена качественно, творчески, нетрадиционно (например, с использованием Интернет-технологий), то она (работа) может быть рекомендована учителем для публичной презентации в школе, рассмотрена для публикации, решением кафедры представлена на конкурсе и т. п.

Заключительное занятие - это итоговая конференция, предполагающая выставку и защиту (презентацию) отчетных работ учащихся.

     Данный курс способствует развитию у учащихся   коммуникативности, умения обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта, презентаций)). В ходе написания рефератов и других видов отчетности закре-пляются навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию.

      Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению результатов работы (например, рефератов). Эти общеучебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно осваивать программу старшей профильной школы.

      Практические исследования как одна из форм экологического воспитания школьников на основе ландшафтного дизайна.

 Но прежде чем начать исследование, необходимо поставить цель.

 Итак, целями данной работы являются:

1.Активизация внимания школьников к экологическому состоянию окружающей среды.

 Для ее решения определены следующие задачи:

-  обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

-  сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;

- продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека.

 2.Мотивировка учащихся к деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.

 Для достижения этой цели определены следующие задачи:

-  провести практическую (исследовательскую) работу по изучению экологического состояния лицея, пришкольного участка, микрорайона;

-   изучить методики проведения основных исследований, критерии и нормы оценок исследуемых объектов;

- по результатам работ составить план отчета.

Исследовательский проект.

Тип проекта: локальный.

Проект выполняют учащиеся 6-11 классов, педагогический коллектив, родители.

      Настоящий проект предусматривает преобразование пришкольного участка в пришкольный садово-парковый комплекс, осуществляет реальную практико-ориентированную деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды предоставляет широкие возможности для самореализации учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения, что способствует социализации школьников, становлению гражданственности и активной жизненной позиции.

    Этот проект предоставляет такую возможность обучающимся и предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния ее на собственное здоровье. Всё это облегчает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Знания и практические умения, приобретенные учащимися в ходе выполнения экспериментов и исследований, впоследствии используются в разных сферах деятельности, способствуют развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы на факультеты  естественно-научного профиля, а главное - играют немаловажную роль в деле формирования экологической культуры и сохранения здоровья, столь необходимых в современном мире.

    Таким образом, в ходе реализации проекта планируется решить следующие проблемы:

- выживание человека и сохранение его здоровья;

- охрана окружающей среды сбережение генетического разнообразия биосферы;

- социализация учащихся;

- выбор будущей профессии и т. д.

    Благодаря практической направленности, своему интегративному содержанию, высокой мировоззренческой значимости, экологической направленности проект широко будет востребован учащимися, педагогами и родителями.

Цели проекта:

1.  В процессе изучения ближайшего окружения способствовать формированию у  учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека, осознанию неразрывной связи человека с природой, овладению званиями о здоровье и здоровом образе жизни.

2.      Интегрировать учащихся в деятельность, направленную на поддержание высокого экологического качества городской среды.

3. Формировать чувственно-эмоциональную сферу: воспитание коллективизма, развитие коммуникативных умений, радости общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности, стремления к духовному и физическому совершенствованию.

4.         Развивать чувство прекрасного.

5.        Воспитывать любовь к своему городу, своему отечеству, гражданской ответственности.

 Задачи:

- освоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;

- раскрытие и углубление ведущих экологических понятий; усвоение идей концепции устойчивого развития природы и общества;

- выработка на этой основе экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми; создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников;

- овладение умениями применять биологические, химические, географические и экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

-  использование информации о современных достижениях в области экологии , химии, географии и биологии, о факторах здоровья и риска;

- работа с приборами, инструментами, справочниками;

- проведение наблюдения за объектами и состоянием собственного организма, естественнонаучных экспериментов;

-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, для оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

   В ходе реализации проекта в результате озеленения территории предполагается создание фонда посадочного материала, проведения акций, конкурсов, праздников, мониторингов окружающей среды, а также уроков, экскурсий, практических лабораторных и исследовательских работ, проектной деятельности. Планируется дальнейшее развитие связей исследовательских лабораторий лицея с городским комитетом по охране природы, СЭС, СМИ, горздравотделом Миллеровского района, ЮФУ (факультет «естествознание»).

   Конечный результат проекта – проведение отчётов перед родительской общественностью, оформление продуктов  исследований в виде отчётов, презентаций, оформление стендов, статей в СМИ и использование их в создании образовательных курсов предпрофильной подготовки в 5-11-х классов, создание   пришкольного садово-паркового комплекса с современной рекреационной зоной  зеленой лабораторией под открытым небом.

Это достигается следующими методами:

- теоретическими (изучением и анализом специальной и методической литературы, методом моделирования);

-эмпирическими (наблюдением, описанием, измерением, экспериментом, анализом причинно-следственных связей, обобщением материала);

- статистическими (анализом и обработкой результатов экспериментов и исследований).

Механизм реализации проекта:

- изучение и анализ генофонда местной флоры и окружающей среды;

- анализ специальной и методической литературы;

- организация подготовки и переподготовки  учителей  для работы с учащимися;

- оснащение инвентарем и спецодеждой для работы на пришкольном участке;

-  создание детских проектов и научно-исследовательских работ;

от загрязнения и разрушения; - сбережение генетического разнообразия биосферы;

- социализация обучающихся;

- выбор будущей профессии и т. д.

- использование современных методик при ведении наблюдений и экспериментов;

- разработка методик организации занятий.

    В рамках реализации проекта необходимо провести:

- эколого-просветительскую работу (экскурсии по памятникам природы города и области; выпуск бюллетеней ЗОЖ; конкурсы рисунков, плакатов и т. д.);

- практические природоохранные мероприятия (акции «Очистить планету от мусора», «Охрана окружающей среды», экологические трудовые десанты, месячники охраны природы и благоустройства территории, Недели защиты животных, науки и мира, День зимующих птиц, экологические уроки, праздник «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», лекторий для на-чальной школы и др.);

-  исследовательскую деятельность: мониторинги окружающей среды, защита проектов и научно-исследовательских работ, научно-практические конференции, участие в олимпиадах различного уровня.

Данные мероприятия проводят учителя биологии, химии, географии, классные руководители, руководители кружков и студий; координирует деятельность заместитель директора по воспитательной работе.

     По ходу реализации проекта участники отдельных программ собираются на семинары и встречи, круглые столы. Отдельно проводятся тренинги для обучающихся, регулярно выпускается бюллетень «За здоровый образ жизни».

 Необходимые ресурсы. Данный проект достаточно экономичен. Руководителю проекта и педагогам не требуется дополнительных средств на оплату. Для приобретения инвентаря (газонокосилок, лопат, грабель, мотыг, листоверток, секаторов, шлангов и т. д.), удобрений, посадочного материала и семян можно использовать пожертвования родителей и спонсорскую помощь меценатов. Итак, планируется создать альпинарий (необходимы песок, плодородная земля, природный камень бут), искусственный пруд, поливочную систему, провести обустройство газона. Для этого необходимо приобрести материалы.

  Ожидаемый результат: создание пришкольного садово-паркового комплекса предусматривает значительное улучшение экологической обстановки в микрорайоне, что положительно повлияет на здоровье населения и учащихся.

   В проекте принимают участие все желающие из числа обучающихся и их родителей, учителей школы и жителей микрорайона.

   Главным критерием оценки проекта является санитарно-гигиеническая комфортность с наиболее оптимальными условиями для труда и отдыха обучающихся, учителей и жителей микрорайона

   Механизм оценки: метод наблюдения, анкетирование, социоопрос.

Данный проект позволяет оздоровить окружающую среду и окультурить территорию.

Результаты работы оценивают администрация лицея, Совет лицея.

  РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

№ п/п

Наименование

мероприятий

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

1

2

3

4

Организационный этап

1

Изучение биоразнообразия видов пришкольного участка

I полуго-дие

Руководитель проекта, учителя-предметники

2

Формирование коллектива единомышленников

3

Приобретение инвентаря и посадочного материала

4

Изучение специальной литературы

5

Определение содержания, форм и методов организации работы

6

Анализ оргпериода и оценка готовности (совещание при директоре, совет школы, заседание попечительского совета)

II полуго-дие

Руководитель проекта

ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ

Внедренческий этап

1

Озеленение и благоустройство территории участка

Ежегодно, апрель-октябрь

Руководитель проекта, отв. за участок

2

Работа в розарии

Ежегодно, март-ноябрь

Руководитель проекта, отв. за участок

3

Реконструкция участка (обрезка и выкорчевывание старых деревьев и кустов шиповника)

Ежегодно

Руководитель проекта, отв. за участок

4

Экскурсии в Ростовский ботанический сад, парки и областной краеведческий музей

Сентябрь, октябрь или апрель, май

Классные руководители

5

Полив, прополка растений

Три раза в неделю

Отв. за участок, руководитель проекта

6

Закладка отдела «Зелёная аптека области»

Апрель

Отв. за участок, руководитель проекта, учителя-предметники

7

Проведение массовых воспитательных мероприятий по плану лицея

Ежегодно

8

Проектная и научно-исследовательская деятельность обучающихся и участие их в олимпиадах, конкурсах, выставках

Ежегодно

9

Мониторинги окружающей среды и здоровья

Два раза в год

10

Конкурс проектов «Аллея Памяти», «Декоративный водоем», «Малые архитектурные формы»

Январь-февраль

Руководитель проекта

11

Приобретение материалов для создания альпинария, или искусств.

Руководитель проекта

12

Обустройство газона и поливочной системы

Отв. за участок, руководитель проекта

1.3

Выпуск бюллетеней ЗОЖ

Один раз в квартал

Руководитель проекта

14

Экологические десанты

Один раз в неделю

Зам. директора

Этап подведения итогов

15

Анкетирование учащихся и соцопрос родителей

В течение учебного года

16

Творческие отчеты, создание цветного буклета

КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые мероприятия

Количество участников

Реконструкция участка

20 учащихся, 3 учителя

Фенологические наблюдения

60 учащихся, 3 учителя

Мониторинга: окружающей среды, здоровья

30 учащихся, 2, учителя, 1врач

Работы по озеленению, уходу за растениями

589 учащихся, 43 учителя

Массовые воспитательные мероприятия

589, учащихся 42 классных руководителя

Изготовление птичьих домиков и столовых

30 учащихся ,3 учителя

Подкормка животных

105, учащихся, 5 учителей

Лекторий для родителей

родители, учителя

Экологический профильный лагерь

100 обучающихся, 10 учителей

Проектная деятельность

25 учащихся, 1 учитель

Научно-исследовательская работа

7 учащихся, 3 учителя, 1ученый

Механизм оценки результатов

Результативность реализации задач проекта будет оценена по следующим показателям:

Оцениваемый показатель

Механизм оценки

Состояние здоровья обучающихся

Обследования и мониторинг (медицинские специалисты поликлиники)

Уровень экологически грамотного поведения обучающихся

Метод наблюдения. Анкетирование

Востребованность рекреационной зоны

Метод наблюдения. Соцопрос

Опыт работы

Степень интереса со стороны других образовательных учреждений, родителей

Умения и навыки

Наблюдение на участке в ходе работы

Проектная и научно-исследовательская работа

По количеству времени занятости обучающихся, победам в олимпиадах, конкурсах, поступлению в вузы по профилю

 Главным критерием оценки проекта является санитарно-гигиеническая комфортность с наиболее оптимальными условиями для труда и отдыха обучающихся, учителей и жителей микрорайона.

    Механизм оценки: метод наблюдения, анкетирование, социоопрос.

    Данный проект позволяет оздоровить окружающую среду и окультурить территорию.

Перспективы дальнейшего развития проекта

      После реализации проекта работа будет продолжаться по всем направлениям деятельности: оздоровительной, образовательной, трудовой, профориентационной. Предполагается сохранить его достижения. Ежегодно и планируем работы по реконструкции участка, уходу за растениями, посадку деревьев и кустарников, цветов, пополнение фонда уникального посадочного материала, проектную и научно-исследовательскую деятельность, совершенствовать материальную базу.

  Эффект проекта в долгосрочной перспективе

     Данный проект поможет благоустроить территорию лицея, превратить ее в пришкольный садово-парковый комплекс, а значит, в условиях засушливого климата создаст благоприятные условия для жизни и здоровья городского населения. Знания и тактические умения, приобретенные учащимися в ходе реализациии проекта, способствуют развитию интереса к научной работе, поступлению в вузы на профильные факультеты. Таким образом, проект становится составной частью учебно-воспитательного процесса школы. Он позволяет добиться значительного улучшения качества образования и воспитать поколение, способное обеспечить прогресс общества и выживание цивилизации.

Реализация проекта

 За время существования проекта осуществлено следующее:

-озеленение участка: клумбы оформлены клещевиной, календулой, мальвой, георгинами, тюльпанами, петунией, гладиолусами, пионами, астрами и т. д. Посажены кустарники айвы, сирени, рябины. Высажены дикорастущие лекарственные растения пижма, тысячелистник, мята, подорожник, шалфей и др.);

-реконструкция участка: освобождение территории от кустов шиповника, больного паршой; выкорчевывание старых деревьев;

-развешаны искусственные гнездовья, птичьи столовые;

-производится систематическая прополка клумб и газонов, полив, внесение удобрений, добавление в почву песка;

 -приобретен инвентарь (шланги, лопаты, грабли, мотыги, секаторы, ножовки, газонокосилки и др).

 -проведена акция «Очистим планету от мусора» (сентябрь), месячники охраны природы и благоустройства школьной территории (сентябрь, октябрь), создан фонд посадочного материала, проведены мониторинга воздуха, воды и почвы. Четырнадцатый год работает экологический профильный лагерь (июнь, июль, август), который позволяет заниматься научно-исследовательскими работами и создает хорошие условия для оздоровления ребят.



Предварительный просмотр:

Темы практических работ по «Ландшафтному дизайну»

Практическая работа №1

«Характеристика стиля»

Практическая работа №2

« Сбор семян декоративных растений»

Практическая работа №3

 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка»

Практическая работа №4 (рекомендации)

Варианты: 1) двусторонняя рабатка; 2) треугольная клумба с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордер из многолетников.

«Проектирование цветочного оформления на фоне газона».

Практическая работа №5

 «Альпийская горка» (создание из бутафории)

Практическая работа №6

«Планирование и разбивка участка по проекту».

Практическая работа№7

«Расчет экономической прибыли проекта с учетом стоимости работ в ходе его реализации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предпрофильный курс "Дизайн в интерьере"

Пояснительная записка    Наш дом – это место, куда мы стремимся после работы, учебы, чтобы отдохнуть и заниматься любимым делом. Это место труда и отдыха.Поэтому немаловажное занятие в ...

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

« Современные направления в дизайне » Предпрофильный курс в 9 классе

Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Современных выпускников школы о...

Программа предпрофильного курса по выбору"Основы дизайна"

Программа "Основы дизайна" разработана для обучающихся 9 классов с целью выбора профиля обучения и профессионального самоопределения...

Мультимедийная презентация Microsoft PowerPoint в компьютерном дизайне. Программа элективного курса для учащихся 9 классов в предпрофильной подготовке

                  В современном обществе человек часто презентует себя, свои достижения или предметы, произведённые им. В условиях конкуренции презе...

ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ По профессиональному модулю: Создание графических дизайн-макетов МДК: Информационный дизайн и медиа, Многостраничный дизайн По профессии: 54.01.20 Графический дизайнер

Экзаменационное задание обучающиеся выполняют за установленное время по единому варианту задания. Во время выполнения экзаменационного задания обучающимся запрещено использование Интернет-ресурсов. Вр...