Развитие экологической культуры школьников как способ формирования духовной ценности личности.
статья по биологии по теме

Масло Евгения Валерьевна

 

Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других не изучается. Поэтому у учащихся часто происходит смешение и подмена понятий. Для сглаживания этой ситуации  на уроках биологии — целенаправленно, планомерно, последовательно осуществляю экологическое образование и воспитание. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ekologicheskoy_kultury_maslo_e.v.docx40.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие экологической культуры школьников как способ формирования духовной ценностной личности.

Учитель биологии МБОУ СОШ № 5,

                                                                          Масло Евгения Валерьевна

          «Природа не храм, а мастерская», - утверждал герой знаменитого романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Нарушение биологического равновесия биосферы планеты обусловило необходимость экологической грамотности у подрастающего поколения.

          Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность  бездумного природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, ставит перед обществом и школой проблему поиска путей формирования экологической культуры личности с раннего детства. Что понимают под экологической культурой? Экологическая культура личности – это особое свойство личности, проявляющееся в его духовной жизни и поступках, как способ самореализации, основанный на потребности в сохранение окружающей среды. Проблемы в области экологии,  неэффективность формирования экологической культуры в образовательном процессе порождены тем,  что современные учащиеся знают и понимают необходимость соблюдения экологических норм, но не связывают это знание с личностной значимостью для себя и своей жизни, с собственной ответственностью за каждый поступок, который может повлиять на состояние окружающей среды и неизбежно отразиться на жизни самих людей и потомков (сломал дерево - погубил будущий лес, выбросил конфетный фантик – превратил окружающую среду в свалку, оставил стеклянную бутылку в походе – вызвал пожар,  и т.д.).

           В начале своего развития экологическое образование рассматривалось как часть системы биологического. В настоящее время, очевидно, что экология – не столь сфера биологического и природоохранного знания, сколько генетически комплексная совокупность естественных, технических наук, а также сфера самой разнообразной деятельности, имеющей биосферное значение. Это нашло свое отражение в тенденциях развития экологического  образования. Выделились три его основные модели: однопредметная, многопредметная и смешанная. Причем наибольшее распространение смешанная модель, позволяющая рассматривать проблемы экологии, используя потенциал всех предметов, а также элективные курсы, внеклассную и внешкольную деятельность.

              К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе, как и во многих других не изучается. Поэтому у учащихся часто происходит смешение и подмена понятий «экология» и «состояние среды», «экология» и «охрана природы» (Недопустимо говорить: «Здесь плохая экология», это почти равнозначно выражениям «плохая анатомия», «плохая физиология», «плохая физика»).

Очень часто на уроке задаются вопросы в недопустимой форме, например: «Зачем нужен данный вид, какая от него польза, нужно ли сохранять его на планете?..» Учащиеся должны знать, что каждый организм занимает определенное место в природе, является ее частью, и потеря его — это путь к разрушению, уничтожению биосферы.

           Понятие «экологическая культура» касается не только каждого человека в отдельности, но и всех сфер материальной и духовной жизни общества и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:

  1. семья;
  2. детские дошкольные учреждения;
  3. школа;
  4. внешкольные воспитательные учреждения;
  5. воспитательная работа в летний период;
  6. средства массовой информации;
  7. самовоспитание.

Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу.

Начальным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка цели.

«Формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции — повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений» — основная цель, которую ставлю я перед школьниками. Из нее вытекают задачи:

  1. воспитывать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;
  2. способствовать осуществлять экологически грамотные действия;
  3. занимать активную жизненную позицию;
  4. выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
  5. формировать потребность участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.

Как я это делаю? Когда?

В настоящее время очень важна «экологизация» преподавания биологии. Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. Живая система не отделима от среды, в которой она существует, поэтому и клетка, и организм, и популяция, и даже биогеоценоз рассматриваются только во взаимодействии со средой обитания.

         На уроках биологии — целенаправленно, планомерно, последовательно осуществляю экологическое образование и воспитание. Урок - «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны…». И от того, каким он будет, зависит будущее ребенка; «рост и развитие», знания и умения, любовь и бережное отношение к матери, Родине, природе.

Новое время диктует новые условия. Каким я вижу урок сегодня? Что делаю для того, чтобы он был интересным и увлекательным, способствовал формированию творческого мышления и самостоятельной деятельности. Я за обучение, построенное на диалоге и общении, поэтому использую нетрадиционные формы уроков.

         Достаточно ли отражено экологическое образование в линии учебников биологии В.В.Пасечника и др.?

Изучение экологии подразделяется на два этапа:

  1. пропедевтический - 5-7 классы, где учащиеся изучают экологию в основном индуктивно, т.е. знакомятся с отдельными ее положениями на конкретных примерах.
  2. И второй – основной (9-11 классы),  где возрастает роль дедукции, учащиеся знакомятся с фундаментальными положениями экологической теории.

 Содержание учебников пропедевтического этапа биологии, я считаю, соответствует задачам экологического образования, но, к сожалению, в учебниках биологии  объем тем по экологии не велик. Поэтому  каждую тему дополняю экологическими понятиями.   Кроме основного материала учебника добавляю региональный компонент – экология, на который отводится  15 % учебного времени. Это очень важная часть обучения, в которой формируется экологическая культура, так как  в содержание тем ввожу  краеведческий материал Ставропольского края,  использую материал исследований учащихся.

            После анализа своей деятельности и литературы по формированию экологической культуры, я определила следующие пути формировании экологической культуры в образовательной деятельности.

Схема путей формирования экологической культуры учащихся.

               

Методы формирования  экологической культуры на уроках биологии

Название

Реализация на уроке

Метод эмоционально-личностного стимулирования

Создание ситуации эмоционального переживания с помощью метафор, фрагментов, научно-популярных и художественных произведений; наделение природных объектов и процессов личностной значимостью;  использование игровых технологий (драматические, дидактические, ролевые).

Методы обмена ценностями между учителями и учениками

Беседы, дискуссии, конференции. Их основное назначение в том, чтобы в процессе межличностного диалога осуществлялось «свободное самооткровение личности».

Методы рефлексии учебной деятельности

Помогают личности осмыслять, «отражать» себя, свои потребности, интересы, способствуют развитию нравственных качеств  школьника.

Метод создания проблемной ситуации

Предъявление противоречивых фактов, теории  или точки зрения, практическое задание «на ошибку», невыполнимое задание.

Метод прогнозирования деятельности

Умение видеть проблему, прогнозировать будущие действия, принимать самостоятельные практические решения.

Использование необычных форм урока

Урок-конкурс, урок-сказка, урок-путешествие, урок-творчество, урок-суд.

Пример применения метода эмоционально-личностного стимулирования на уроке биологии:

1)мальчик с дедом решили сделать подарок писателю и  продлить лето. Они выкопали березу, посадили в кадку и поставили на веранде. В лесу все листья пожелтели, а березка в кадке была зеленая. Все радовались, но однажды…   Как вы думаете, что произошло?

2)В весенний день мальчишка  злой

   Пронзил ножом кору березы,

   И капли сока, точно слезы,

   Текли прозрачной струей.

                           Ф. Сологуб

Какие факторы окружающей среды влияют на жизнь растения?

В данном методе очень хорошо использовать видеофрагменты  - Что бы это значило?

Пример прогнозирования деятельности: Холод полезен для долголетия. Чем ниже температура, тем медленнее идут все биологические процессы.  По утверждению некоторых исследователей, снижение температуры тела всего лишь на 2 градуса позволит жить до 200 лет,  а снижение на 4 градуса даст просто фантастический результат - 700 лет жизни! При этом работоспособность, ощущение и прочие радости останутся прежними. Что нужно сделать, чтобы понизить температуру тела, и таким образом увеличить продолжительность жизни человека?

Метод создания проблемной ситуации: противоречивые факты

– объясните результаты опыта. В 1630 году Ван-Гельмонт  посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 граммов. За счет чего выросла ива?

- почему из яйца курицы появляется цыпленок, похожий на нее, а из яйца лягушки – головастик, похожий на рыбку?

- объясните, почему при изготовлении домиков для птиц нельзя допускать следующие ошибки?

- делать домики из фанеры или слишком тонких досок;

-оставлять между досками большие щели;

- прибивать дно снизу, а не вставлять внутрь домика;

-окрашивать домики в яркие цвета.

Назовите последствия перечисленных ошибок.

Пример использования ролевой игры на уроке «Угроза живому на земле». В классе организуется группа ребят – экспертов по различным областям науки: географы, ботаники, зоологи, почвоведы и т. д.,  раздаются задания по анализу  соответствующей деятельности с экологической точки зрения , и на основе этого на уроке затем прослушиваются доклады, ребята обмениваются информацией, делают выводы, об экологической ситуации,  не только в масштабах страны, но и на краеведческом материале, на примере Ставропольского края. Данные уроки способствуют осмыслению информации как личностно – значимой, способствуют развитию умений по оценке деятельности человека по отношению к природе.

В таком плане был дан открытый урок в этом году на  методической неделе в 6 классе по теме «Вегетативные органы растений» - «Кто главнее корень, стебель, лист?», а так же внеклассное мероприятие – игра по станциям. В которой были заданияэкологического характера (Предсказание погоды по растениям и поведению животных; растения – барометры ит.д.)

Урок – сказка используется  мной в изучении «Класса двудольные. Семейство розоцветные». Ребятам вначале урока,  сообщаю о том, что формулу цветка семейства похитила злая фея и в течение урока, путем разгадывания загадок, выполнения лабораторной работы ребята узнают формулу цветка и злая фея побеждена. Таким образом, в результате игры исследована тема, и усваивается она намного эффективнее. В  конце урока, спрашиваю, представьте себе, что вдруг на земле исчезли все растения из семейства Розоцветные, что бы произошло? И затем даю экологическую характеристику данного семейства.

Урок – путешествие очень хорошо подходит к теме: «Вегетативное размножение растений», когда вместе с ребятами путешествуют инопланетяне, которые не знают растения,  а познакомившись с ними, хотят узнать, а как же их вырастить у себя на планете? С экологической точки зрения, здесь хорошо формировать знания в практической деятельности.

Методы рефлексии, использую на каждом уроке, особенно обращаю внимание на практическую значимость объектов изучения, как для личности, так и в целом в природе.

Таким образом, формирование экологической культуры должно обеспечиваться:

-  творческим характером деятельности ученика;

- стимулированием его поисковой активности и близостью материала его интересам и потребностям, содержащимся в создаваемой ситуации;

- возможностями  самоутверждения и самореализации в предлагаемой деятельности;

- возникшим эмоциональным переживанием, чувством сопричастности, ощущением значимости происходящего для себя;

- погружением в предлагаемые обстоятельства.

Оно проявляется в актуализации всех внутренних сил учащегося, его интеллектуальной, нравственной, эмоциональной, деятельностной активности, что обеспечивает не только усвоение необходимого содержания, но и личностное развитие ребенка. Деятельностный аспект формирования активизирует такие внутренние процессы, благодаря которым ученик из сторонней, отстраненной позиции по отношению к предлагаемым знаниям, нормам и ценностям, способам деятельности переходит в позицию личностную, в которой проявляются и развиваются его личностные функции (ориентирования, критичности, рефлексии и др.).

         Для обогащения учащихся эстетическими впечатлениями стараюсь использовать различные средства обучения имеющиеся в кабинете:  обилие цветов, они не только украшают кабинет, но и используются при выполнении практических и лабораторных работ. Кроме того — раздаточный материал — таблицы, рисунки, картины, микропрепараты, влажные препараты, и др. Огромную роль в формировании экологической культуры обучающихся  играют экскурсии. Они позволяют показать красоту природы, создать «точку удивления» и сформировать эстетическое отношение к природе.

            Уверенна, что применение перечисленных средств способствует формированию у учащихся образов территорий, различных объектов природы, развивает у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще и прекрасному в природе.

Широкой возможностью формирования экологической культуры являются месячники по охране и привлечению птиц. Этой работой я стараюсь задействовать каждого ученика. Предлагаю несколько вариантов, а дети выбирают то, что им по душе. Здесь раскрывается творчество ребенка, свое видение прекрасного, значимого, полезного, необходимого. Ведь речь идет об охране природы и окружающей среды. В течении всего месяца продолжается активная деятельность ребят. «День Птиц», «Праздник весны!», игры, конкурсы, викторины.

        Написание проекта является творческой практической деятельностью учащихся, при которой происходит завершение процесса усвоения знаний и выдается готовый продукт — проект. Применение знаний в новой ситуации, моделирование элементов трудовой деятельности — развивает творческий потенциал ученика, креативные качества личности.

 В этом году мои ученики работали над двумя экологическими проетами.

  1. Трофимчук Антон, 11 класс: проект «Капала вода из крана» Изучение расходования водных ресурсов на примере одного дома в городе Лермонтов. ЦЕЛЬ РАБОТЫ — выяснить, как жители города Лермонтов расходуют воду, представляют ли они реальные затраты воды, знают ли о стоимости воды. Это проект Антон представлял на краевой олимпиаде по экологии во второй практический день.
  2. Сухоносова Наталья, 9 класс: проект «Алоэ – зеленый доктор на вашем окне». ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  изучить полезные свойства алоэ. Этот проект представлялся на городской научно-практической конференции «Творчество юных сегодня – процветание города и страны заврта!» 2012 года.

Много сил и времени затрачивается на такие виды работ. Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти знания и умения нужны. Данный вид работы позволяет:

  1. проиллюстрировать изученный материал конкретными хорошо запоминающимися примерами;
  2. осуществить индивидуальное, личностно- ориентированное обучение, поскольку учащиеся работают по одному или в малых группах, и учитель может общаться с каждым персонально;
  3. реализовывать самостоятельное обучение: ребенок ищет ответ на поставленный вопрос, работает с литературой сам, собирая необходимые сведения;
  4. освоить методы исследовательской деятельности при постановке учебных экспериментов, сборе информации и обработке результатов;

Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, ее дитя.

Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

презентация на тему "культура питания как фактор формирования духовно-нравственной личности"

данный материал поможет сформировать потребность в правильном питании...

Развитие экологической культуры школьников через деятельность предметных недель

Развитие экологической культуры школьников через деятельность предметных недель....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Выступление на методическом объединении по теме самообразования "Развитие критического мышления школьников как способ формирования УУД"

Обществоведческое образование сегодня переживает трудные времена. Объем учебного материала постоянно увеличивается, а учебное время, отведенное на изучение общественных дисциплин, остается неизменным....

Литературное краеведение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как способ формирования духовно-нравственной культуры личности

Межрегиональная научно-практическая конференция по вопросам духовно-нравственного развития обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 году «Духовно-нравственное развитие: проблемы ...