Естествознание 5 класс. Тематическое планирование.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Ковалевская Нина Ивановна

Тематическое планирование по естествознанию (5 класс)  Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией И.Т. Суровегиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estestvoznanie_5_klass.docx52.73 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Дата

план.

Дата

факт.        

Тема урока

Основное содержание материала

Наглядный материал, ТСО, ИКТ.

Домашнее задание

ВВЕДЕНИЕ( 3 часа).

1.

5.09

Введение .Почему человек познаёт природу?

Предмет естествознания. Природная среда, человек. Окружающая среда.

Презентация: Планета Земля – наш дом.

§1,ст.3-7.

2.

6.09

Методы и язык       естествознания.

Методы познания:

Наблюдение ,эксперимент, измерение,

 гипотеза.

Опыты, наблюдение за объектами.

§2,ст.8-10

.Задание 3.

3.

12.09

Искусство-учебник жизни.

Искусство, картина, линия, отношение, цвет. Познание окружающего мира.

Презентация. Картины, скульптуры.

§3. Нарисовать и описать цветок.

Глава I. Человек--- обитатель планеты Земля.( 5 часов)

4.

13.09

Почему

 Человек является природным существом.

Человек    разумный. Прямохождение, речь.

Таблицы, макеты. Презентация.

§4.

Вопросы и задания.

5.

19.09

Здоровье-главное богатство человека.

Здоровье  ,факторы риска, показатели здоровья населения.

Презентация.

§5.Задание1,2,3,4.

6.

20.09

Человек познающий.

Познание. Органы чувств.

Таблица ,органы чувств.

§6.Вопросы.

7.

26.09

Человек- труженик.

( Регион. комп.)

Общение. Труд и орудия труда.

Презентация ,таблица.

§7.Сообщение.

8.

27.09

Человек-художник.

Наскальные рисунки. Кто такие художники.

Презентация, картины.

§8.Рисунок.

Глава II. Земля во Вселенной.(10 часов)

9.

03.10

Звездное небо

Вращение Земли вокруг своей оси

Астрономия, созвездие. Давать определение созвездия. Уметь находить 7-10 созвездий по звездной карте или атласу; называть навигационные звезды;

ориентироваться по Полярной звезде

 

 

Земная ось, маятник Фуко.

Уметь доказывать, что изменение положения небесных тел на небе связано с вращением Земли вокруг своей оси.

 

Фотографии, слайды и карты звездного неба;

изображение фигур созвездий на старинных картах.

Вечернее наблюдение за Полярной звездой и звездами из созвездия Большой Медведицы.

 

Маятник Фуко, глобус Земли, глобус звездного неба, подвижная карта звездного неба. Демонстрация опыта с моделью маятника Фуко. Наблюдение за изменением звездного неба при помощи подвижной карты.

 

 

§,9. Наблюдение №1,2 по «заданию для учащихся»

 

§9, вопросы .

 

10

04.10

Как изменялись представления человека о Вселенной.

Геоцентрическая система мира, гелиоцентрическая система мира, размеры Земли.

На примере фактов, приведенных в параграфе, уметь доказывать, что предположение может быть подтверждено только практикой (опытом, экспериментом). Знать длину экватора Земли, радиус Земли.

 

 

Схема геоцентрической системы мира; портреты Аристотеля, Птоломея, Коперника, Галилея, Колумба, Магелана;

глобус Земли

 

 

§10, вопросы. 

11

10.10

Строение Солнечной системы

Солнечная система, планета, планеты земной группы. Знать состав и строение Солнечной системы, уметь сравнивать планеты земной группы

 

Портреты Коперника, Галилея; плакат строение Солнечной системы, набор слайдов из комплекта

«Планетариум», модель Солнечной системы. Наблюдения за

Луной.

 

§11 

12

11.10

Почему день сменяет ночь

Сутки, гномон, солнечные часы, полуденная линия. Знать определение суток, причину смены дня и ночи. Уметь определять по глобусу или карте, в какой части света утро начнется раньше; уметь ориентироваться по Солнцу.

 

Глобус Земли, фотографии Земли из космоса с разным положением терминатора. Гномон, фотографии и рисунки различных типов часов. Демонстрация часов различных конструкций. Создание модели солнечных часов.

 

§12, определить, где Солнце взойдет раньше:

в Киеве или в Москве; в Москве или в Вашингтоне.

 

13

17.10

Солнце -ближайшая к нам звезда

Космическое тело, звезда.

Знать, что Солнце -

Звезда. Уметь называть основные характеристики Солнца (цвет, температуру, размеры), знать расстояние от Солнца до Земли.

Фотографии или слайды Солнца и отдельных его частей (пятна, корона, протуберанцы), плакат строение Солнца, фотографии древних памятников культуры разных стран с изображениями Солнца.

Наблюдение за изменением положения Солнца в течении дня и изменением точек восхода и захода в течении года.

Определение по Солнцу сторон света.

 

 

§13

 

14

18.10

Смена времен

года

Год, орбита, день равноденствия. Знать определение года. Знать, что земная ось не меняет своего положения произвольно и сейчас направлена на Полярную звезду. Уметь объяснять причину смены времен года. Знать даты, соответствующие дням солнцестояния и равноденствия. Уметь определять времена года для данной даты в разных полушариях.

 

 

Теллурий; волчок; глобус Земли; проекционный фонарь. Плакаты: «смена времен года» или «орбита Земли».

Демонстрация устойчивости вращающихся тел на примере волчка. Практическая работа: определение времени года в данное время в заданном полушарии.

 

§14. 

15

24.10

Луна - спутник Земли

Спутник, фазы Луны. Знать, что Луна ближайшее к Земле твердое космическое тело, дающее отраженный свет; знать расстояние от Луны до Земли; уметь объяснять, почему Солнце и Луна кажутся наблюдателю примерно одинаковыми по размеру; называть фазы Луны; уметь объяснять причины смены лунных фаз.

 

 

 

Глобус Луны; фотографии Луны в различных фазах;

схема движения Луны вокруг Земли; Схема смены лунных фаз; проекционный фонарь, магнитная доска. Наблюдение различных фаз Луны при помощи самодельной установки: глобус Луны,

проекционный фонарь, наблюдатель

§ 15. 

16

25.10.

Прекрасный облик планеты Земля.

Облик Земли.

Фотографии. Презентация.

§16.

17.

07.11

Земля – наш общий дом.

(Регион.комп.)

Презентация.

§17.

18.

08.11

Человек шагает по Луне

Облик луны. Изучение Луны.

Фото. Презентация.

§18.

19.

14.11

контрольная работа по теме «Земля - планета Солнечной системы»

Звезда ,созвездие, планета, солнечная система, год, сутки, времена года, фазы Луны. Уметь называть космические тела, отличать планету от звезды, знать состав Солнечной системы, уметь по внешнему виду Луны определять ее фазу и указывать соответствующее место Луны на орбите, Определять времена года в разных полушариях, ориентироваться по полярной звезде и Солнцу, уметь объяснять причину смены времен года.

4 варианта работы

Создание кроссвордов, шарад по теме «тала Солнечной системы»

20.

15.11

корректировка

знаний

 

Разбор типичных ошибок.

Викторины, шарады, кроссворды.

 

Глава III. Планета Земля.  (10 уроков)

21.

21.11

Форма и размеры Земли.

Форма Земли. Размеры Земли .Геоид. Окружность Земли.  Глобус.

Работа с глобусом, определение формы

§19. Вопросы.

22.

22.11

Изображение Земли

 на глобусе и картах.

Карта, глобус. Цвета на карте, условные обозначения. Определение координат.

Карты. Глобус.

§20. Задания 1-5.

23

28.11

Роль географических открытий в изменении представлений о форме Земли.

 .Представление о поверхности Земли. География-землеописание. Карта Птолемея. Великие географические открытия.

Карты, портреты великих первооткрывателей.

Сообщения.

§21.

24.

29.11

Градусная сеть.

Градусная сеть. меридиан, параллель,

Экватор.

Работа с картами. Определение географических координат, о местоположение объекта.

§22. Задание 1-6.

25

05.12

Географические координаты.

Рег.комп.

Географическая широта, долгота, координаты. Определение нулевого меридиана.

Работа с картой и глобусом, нахождение точек на них.

§23. Вопросы.

26

06.12

Оболочки Земли.

 Мантия и земное ядро

Земная кора, мантия, ядро; послойное строение; форма, размеры Земли и ее внешнем облик. Знать о внутреннем строении земного шара, о необходимости его изучения. Мантия, земное ядро, послойное строение мантии и ядра. Уметь объяснить изменения плотности и температуры от поверхности к центру Земли.

 

табл."Внутреннее строение Земли", д/п "Внутреннее строение земного шара"

§ 24.Рисунок-схема.

27

12.12

Земная кора. Из чего состоит земная кора.

 Каменная оболочка Земли

Земная кора, минерал и порода, материковая земная кора, океаническая земная кора. Знать о послойном строении земной коры, о различиях материковой и океанической коре, о горных породах, образующих основные слои земной коры, о сейсмических методах исследования Земли; уметь определять горные породы: гранит, базальт, осадочные породы. Литосфера, рельеф.

Знать определение литосферы, рельефа. Иметь представления о факторах рельефообразования. Уметь определять по карте низменности плоскогорья, равнины, возвышенности.

д/п "Внутреннее строение земного шара", табл. "Внутреннее строение Земли";

коллекции горных пород и минералов. Практическая работа изучение коллекции «Горные породы и минералы». физическая карта

мира, атласы Мир вокруг нас" ; д/п "Ландшафты Земли'

Практическая работа с физической картой мира

§ 25.

28

13.12

Гидросфера. Водная оболочка Земли.

Рег.комп.

 

Гидросфера, Мировой Океан, внутреннее море, залив, пролив.

Знать определение гидросферы и Мирового Океана; значение воды для жизни и хозяйственной деятельности. Уметь находить на карте и сравнивать моря, проливы, заливы.

Физическая карта мира, атласы «мир вокруг нас», контурная карта.

 

Практическая работа с физической картой мира.

Презентация.

§ 26.

29

19.12

Атмосфера. Воздушная оболочка Земли. Как устроена атмосфера

 

Атмосфера, стратосфера, тропосфера, озоновый слой. Иметь представление о слоистом строении атмосферы, о значении атмосферы для жизни на Земле. Уметь сравнивать отдельные слои атмосферы между собой по протяженности, температуре, содержанию кислорода и озона.

д/п "Строение атмосферы Земли" таил "Строение атмосферы"

 

§ 27. Вопросы.

30

20.12

Строение атмосферы.

Воздух - смесь газов. Охрана воздуха от загрязнений

 Рег.ком.

Воздух, состав воздуха, основные загрязнители воздуха. Знать качественный и количественный состав воз духа, основные загрязнители воздуха. Уметь объяснять изменение состава воздуха в зависимости от условий, видеть экологические проблемы, связанные с изменением состава атмосферы.

подвижная диаграмма качественного и количественного состава

воздуха. Определение объемной доли кислорода в воздухе с использованием установки.

 

 

§ 28. Таблица.

31

        26.12

Взаимодействие оболочек Земли

Контрольная работа№1

Знать, что оболочки Земли повсеместно проникают друг в друга под воздействием солнечного света и тепла. Биосфера - особая оболочка, где проявляются взаимодействия всех оболочек Земли.

 

схема взаимодействия оболочек Земли

 

Повторить §25-28.

Глава IV. Тела и вещества природной среды. (23 часа).

32

27.12

Тела и вещества.

Тело, вещество, свойства тел и веществ. Знать определение тела и вещества. Уметь отличать тело от вещества.

Таблицы, рисунки муляжи, чучела, изображения различных тел; набор тел, состоящих из одного и того же вещества.

§ 29.

33

9.01

«Кто» или « что».

Признаки живого. Среда обитания, или среда жизни. Обмен веществ между живыми организмами и средой.

Таблица.

Презентация.

§30.

34

        10.01

Масса тела

Масса – свойство, присущее любому телу, эталон массы. Знать обозначение и единицу измерения массы; уметь измерять массу тела и записывать полученный результат. Уметь сравнивать массы планет Солнечной системы.

 

Весы, разновесы, набор тел равной массы, таблица: «планеты Солнечной системы». Практическая работа с разновесами

§ 31.задание.

35-36

16.01

17.01

Рычажные весы.

Измерение массы тела

 

Знать правила

пользования рычажными весами;

уметь определять массу тел с помощью весов.

рычажные весы, разновесы, тела известной массы, природные тела /семена

каштанов, дуба, яблок и т.д./ Практическая работа измерение массы тел.

 

§ 32-33.

37

23.01

Плотность веществ

 

 

Плотность вещества, обозначение и единица измерения плотности. Знать, что плотность - свойство веществ.

Уметь записывать формулу для расчета плотности; уметь определять плотности веществ по справочной таблице, сравнивать плотности разных веществ.

Ареометр, весы, набор тел из пенопласта, пластилина, картофеля объемом 1см3. Практическая работа сравнение тел равного объема, но разной массы.

§ 34.

38

24.01

Решение задач

Уметь определять плотность тел по их массе и объему, выводить формулы для расчета массы и объема

 

Используя данные таблицы на стр.98, придумать задачи о плотности.

39

30.01

Молекулы и атомы •

 

Молекулы, атомы. Знать о дискретности вещества, т.е. о том, что вещество состоит из атомов и молекул; уметь моделировать молекулы из атомов, различать атомы и молекулы, определять число атомов в молекуле.

Моделирование молекул кислорода, водорода, азота, озона, воды, и т.д. Демонстрация растворения сахара в воде, нагревание сахара.

 

§ 35

40

31.01

Химический элемент.

 Простые и сложные вещества.

Знать, что химический элемент - определенный вид атомов. Простое вещество, сложное вещество. Знать различия между простыми и сложными веществами; уметь составлять молекулы простого и сложного вещества с помощью моделей.

модели атомов кислорода, водорода, серы, углерода, азота, хлора. модели атомов кислорода, водорода, серы, углерода, азота, хлора.

 

§ 38.

41

06.02

Знаки химических. элементов

Химические элементы в живых клетках.

Знать знаки химических элементов: водорода, кислорода, азота, серы, углерода, хлора; уметь определять число химических элементов в молекуле.

.

 

§39,40. Задание.

42

7.02

Химическая

формула

Химическая формула, индекс, коэффициент. Уметь составлять химические формулы по модели молекулы и наоборот. Уметь определять число молекул, атомов, химических элементов; знать, что обозначает индекс и коэффициент

Практическая работа: моделирование молекулы по химической формуле (O2, H2, H2O, CO2, CO, NH3, N2, O3, Cl2, и т.д.)

§41.

43

13.02

Какие вещества образуют живые организмы.

Органические вещества, неорганические. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Таблицы.

Презентация.

Модели РНК и ДНК.

§42.

44

14.02

Вещества вокруг нас.

Поваренная соль, сахар,

сухой лёд. Вещества,  которые нас окружают.

Образцы веществ, коллекции и таблицы.

§43.

45

        20.02

Вода и ее свойства

 

Вода - растворитель, взвесь, раствор.

Знать свойства воды как

универсального растворите- ля; значение свойств воды для жизни на Земле.

Уметь сравнивать раствор и взвесь, условия растворения веществ в воде.

 

Раствор медного

купороса и взвесь мела в воде, химические стаканы, стеклянная палочка, нагревательный прибор, фильтр. Практическая работа изучение условий растворения веществ в воде.

Демонстрация увеличения объема жидкости при нагревании, наличия воды в почве, растениях, испарение воды.

§ 44.

46

21.02

Почему морская вода соленая

 

Природные растворы. Знать, что содержание солей в воде зависит от температуры воды. Уметь выделять закономерности в изменении солености вод океанов от широты местности.

Физическая карта мира, карта океанов

 

§ 45.

47

27.02

Очистка питьевой воды от примесей. Охрана водоемов от загрязнении.

 ( Регион. комп.)

Загрязнители воды, водоочистительная станция. Знать основные виды загрязнителей воды, познакомить учащихся с очисткой водопроводной воды. Уметь

видать экологические проблемы, связанные с использованием воды.

схема городской водоочистительной станции.

д/п "Ландшафты Земли", табл. "Основные виды загрязнителей воды", игра "Путешествие капельки".

 §46.

48

28.02

Растворитель и растворимое вещество.

Растворитель, растворённое вещество, раствор. Массовая доля вещества в растворе, её определение.

Приготовление растворов разной концентрации.

Решение задач.

Разные растворы.

§47. Вопросы, выполнение практических задач.

49

06.03

Химический состав атмосферы.

Атмосфера, её состав. Воздух. Значение его для жизни. Великие учёные.

Таблицы.

Презентация

Портреты  М.В. Ломоносова и Антуана Лорана Лавуазье.

§48. Вопросы.

50

7.03

Свойства кислорода.

Кислород, его значение.

Дыхание, схема дыхания.

Презентация .

Опыты.

Таблицы.

§49

51

13.03

Свойства углекислого газа.

Углекислый газ  (СО2).

Фотосинтез и дыхание.

Презентация.
Опыты.

§50. Вопросы.

52

14.03

Тела вокруг нас.

Природные тела, тела, созданные человеком и окружающей средой.

Таблицы.

Презентация.

§51.

53

20.03

Земля — живая планета.

( Регион. комп.)

Зарождение жизни в океане, сменяемость видов и групп организмов. Знать, что развитие жизни на Земле началось3,5 млрд. лет назад в океане, одни виды и группы организмов давали начало другим. Называть представителей исчезнувшей флоры и фауны и тех, кто сохранился до наших дней. Эра.

Иллюстрации древних животных, окаменелости д/п «Эволюция жизни на Земле»

Презентация.

§52. Задание.

54

21.03

Тайны, раскрытые с помощью микроскопа.

Клеточное строение живых организмов, ядро, оболочка, цитоплазма, микроскоп. Знать о едином клеточном строении организмов. Уметь называть составные части микроскопа и пользоваться им.

 

Микроскоп, таблица «строение клетки», д/ф «строение и жизнь растительной клетки». Практическая работа устройство и работа микроскопа.

Практическая работа изучение строения клеток кожицы лука.

 

§53. Вопросы и задания.

55

3.04

Разнообразие жизни на планете.

( Регион. комп.)

Царство, одноклеточные и

многоклеточные организмы. Знать, что все живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные, а также царства живого. Уметь отличать представителей разных царств.

Среда жизни.

 Биологическое разнообразие

Иллюстрации живых организмов, принадлежащих к разным царствам живого, д/п «живая природа»

Презентация.

 

§54

 

56

04.04

Биосфера-сфера жизни.

( Регион. комп.)

 

Биосфера, живое вещество, границы распространения .живого, биологическое разнообразие. Знать условия существования живого.

 

Иллюстрации живых организмов, населяющих литосферу, гидросферу, атмосферу;

ц/п "Живая природа"

§55. Вопросы.

57

10.04

Как живые организмы получают названия.

Видовое и родовое название живых организмов. Знать, что любой живой организм имеет двойное название.

Уметь называть представителей царств растении и животных. Уметь отличать родовое имя от видового. Научное название.

Комнатные растения, относящиеся к одному роду (бегония, кактус, традесканция или аспарагус), иллюстрации представителей рода медведи.

 

§ 56.

 

58

11.04

Как человек ориентируется в многообразии живых организмов.

( Регион. комп.)

Современная система живых  организмов.

Классификация. Вид.

Основные систематические группы: род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Схема классификации, таблицы.

Презентация.

§57.

59

17.04

Вода как среда обитания живых организмов.

( Регион. комп.)

Физико–химические свойства водной среды.

Обитатели различных глубин.

Таблицы.

Презентация.

§58. Сообщения.

60

18.04

Как организмы приспособились к жизни в воде.

( Регион. комп.)

Сообщество, приспособленность.

Знать понятие сообщества; названия живых организмов, входящих в данное сообщество. Уметь объединять живые организмы в сообщества на основании их особенностей. Плавучесть, планктон.

Активное передвижение.

 

Иллюстрации обитателей водных пространств, создающих сообщества в поверхностном слое, на коралловых рифах, в придонной части водоема. Практическая работа распределение живых организмов по разным

сообществам и расселение их в соответствии с глубиной.

§59. Вопросы.

61

        24.04

Жизнь осваивает сушу. Наземно-воздушная среда.

( Регион. комп.)

Среда обитания, водная среда,

наземно-воздушная среда, почвенная среда, приспособлен- ность. Знать понятие среда обитания, характеристики среды обитания (температура, наличие кислорода), особенности строения живых организмов. Уметь определять среду обитания живых организмов, зная их

приспособленность.

д/п «живая природа», иллюстрации живых организмов, обитающих в различных средах обитания.

 Презентация.

§60.

62

25.04

Бегающие, прыгающие, лазающие. Покорившие небо.

( Регион. комп).

Движение- свойство живых организмов. Опорно-двигательная система. Бегательные конечности, прыгательные конечности.

Лазание.

Активный полёт. Планирование. Воздушная стихия.

Крылья .

Таблицы.

Презентация.

Фото птиц и бабочек.

 Презентация.

Наблюдение за насекомыми.

§61. Сообщения. §62.Задание

63

8.05

 Почва — особая среда жизни.

Обитатели почвы.

Почвообразование.

( Регион. комп.)

Почва, образование почвы. Компоненты почвы.

Свойства почвы. Почва как среда обитания.

Обитатели почвы.

Образование почвы.

Схемы, таблицы.

Презентация.

§63-65. Вопросы

Сообщения

64

15.05

Организм как среда обитания.

Человек и болезнетворные микроорганизмы.

Организм как среда жизни.

Паразиты. Хозяин.

Болезнетворные бактерии, вирусы.

Заражение.

Таблицы.

Сообщения.

Презентация

§66-67. Вопросы.

65

16.05

Как относились к природе наши предки.

Бережное отношение к урожаю.

( Регион. комп.)

Человек познающий. Знать, что человек - познающее существо.

Былина. Отношение к природе.

Польза и вред.

Связь. Урожай .

Живопись и картины.

Былины. Картины

Стихи.

Презентация.

§68-69. Задание и вопросы.

66

22.05

Что такое экологическая опасность.

Отношение к природе у восточных народов

( Регион. комп.).

 

Экологические проблемы. Знать, что развитие человека и его деятельности приводит к глобальным экологическим проблемам.

Уметь высказывать мнение об экологических проблемах, которые необходимо решить человечеству.

 

Красная книга России, иллюстрации экологических бедствий,

д/п "Экология»

Презентация.

§70-71

67

23.05

Почему нужна Красная книга.

( Регион комп.)

Биологическое разнообразие, заповедник. Знать важнейшую задачу человечества - сохранение биологического разнообразия; правила поведения в природе. Уметь применять на практике знания о поведении в природе.

Красная книга МСОП.

Красная книга России.

Красная книга Ростовской области.

 

Красная книга России, правила поведения в природе, д/п "Экология"

 

§72. Вопросы.

68

30.05

В твоих руках будущее.

(Регион. комп.)

Итоговая контрольная работа

Ответственное отношение к природе.

Знать о положительной деятельности человека, при водящей к улучшению состояния природы. Уметь применять на практике знания о поведении в природе.

Заповедные территории.

 

 

Красная книга России,правила поведения в природе, д/п "Экология"

Практическая работа. Составление знаков-пиктограмм о поведении в природе.

§73

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная интегрированная программа по физической культуре для 1-4 классов.Тематическое планирование 4 класс.

Образовательная программа имеет четко описанные цели,задачи,ожидаемые результаты и условия реализации программы.Содержание программы описание учебно-тематического планирования для 4 класса,оценку пока...

Технологические карты по математике 5-6 классов. Тематическое планирование и ВШК.

В Технологических картах компактно (на одной странице) представлено в таблице тематическое планирование учебного материала по математике 5 или  6 кл. , количество часов по темам;  выделен но...

Русский язык, 5 класс. Тематическое планирование.

Тематическое планирование по пограмме В.В. Бабайцевой....

Русский язык, 8 класс. Тематическое планирование.

Тематическое планирование. Русский язык, 8 класс. Программа В.В. Бабайцевой....

Итоговое повторение курса алгебры 7-9 классов: тематическое планирование и тематические тестовые работы

Разработка  системы  итогового  повторения курса алгебры  7 - 9 классов:  примерное тематическое планирование  итогового  повторения  и  тематические ...

Рабочая программа 1-4 класс. Тематическое планирование 4 класс.

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...