«КРОВЬ ЛЮДСКАЯ – НЕ ВОДИЦА»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Расширить знания об особенностях строения форменных элементов крови в связи выполняемыми функциями;

Продолжить формирование знаний о защитных свойствах организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_krov.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кровь людская – не водица» (обобщающий урок)

Цель: 

Обобщить и углубить   знания учащихся по  теме “Кровь”

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания об особенностях строения форменных элементов крови в связи выполняемыми функциями;

Продолжить формирование знаний о защитных свойствах организма.

Воспитательные:

Продолжать нравственное, физическое, гигиеническое воспитание, доказывая опасность СПИДа.

Развивающие задачи:

Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации их напряженной умственной работы на уроке.

Оборудования: компьютер, эл.учебники  «1С:Школа.Биология,8кл», «Уроки биологии. Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье», 3 микроскопа, микропрепараты, карточки с заданиями, презентация урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день. Садитесь, пожалуйста. На сегодняшнем уроке присутствуют гости из Чебоксар. Но вы, ребята, не волнуйтесь.  

Тема сегодняшнего урока «Кровь людская – не водица». (запись темы урока в тетрадях )

Кровь – это удивительная жидкость. С незапамятных времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Что будет с животным или человеком, если он потеряет много крови? Он погибнет. Жизнь покинет вместе с вытекающей из организма кровью. В связи с этим, кровь наделили магическими способностями.

Древние люди верили, что если выпить кровь своих врагов, то сила врагов перейдёт к ним.

В Древней Греции пытались спасти умирающих, давая им пить тёплую кровь животных. Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление.

Многие обряды и ритуалы сопровождались кровопролитием, дабы ублажить Богов.

Многие века истинное значение и строение крови оставались загадками.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови.

Кровь – кто она, такая известная и такая загадочная?  На этом уроке мы с вами должны обобщить и углубить   знания, полученные при изучении раздела  «Кровь».

Расширить знания об особенностях строения форменных элементов крови в связи выполняемыми функциями;

Продолжить формирование знаний о защитных свойствах организма.

 

Вы готовы к познанию? Тогда – вперёд!

 Рубрика «Разминка»

  1. В сосуде водица, ею нельзя напиться. (Кровь)
  2. Внутренняя среда организма состоит из…
  3. В какую сеть нельзя поймать рыбу? (Капиллярную)
  4. Почему белеют отмороженные уши и нос? (При охлаждении кровеносные сосуды сжимаются)
  5. Красные кровяные клетки (Эритроциты)
  6. Каким ученым было впервые предложено, что кровь движется по двум замкнутым кругам? (Английский ученый Гарвит Уильям)
  7. Из конца в конец, Трубочки-дорожки, И по двум кругам плывут, Красные лепёшки. (О чем идет речь в этом стихотворении?) -  движение эритроцитов по кругам кровообращения.
  8. Какую группу крови будут иметь дети родителей, у которых первая группа крови?
  9. Белые кровяные клетки (лейкоциты)
  10. Какая фамилия ученого, открывшего явление фагоцитоза?
  11. Что такое антиген? (Чужеродное химическое соединение, вызывающее иммунную реакцию в организме.)
  12. Где образуются лимфоциты? (В красном костном мозге- В-лимфоциты( осуществляют гуморальный иммунитет), Т-лимфоциты(эффекторы клеточного иммунитета) –в вилочковой железе.)

Сообщение ученика 

Эритроцитоз

Среди наследственных заболеваний, встречающихся на территории Чувашии, «местным» заболеванием можно назвать семейный эритроцитоз. Это заболевание было описано в 1974 году Л.А.Поляковой¹ . Заболевание типично для чувашей, отмечено в северо-восточных районах Чувашии. Среди симптомов выделяют: субъективные (головная боль, боли в сердце, животе, быстрая утомляемость) и объективные (цианоз лица, варикозное расширение вен, увеличение размеров печени, физическое недоразвитие). Часты признаки инфантилизма: отставание в физическом развитии, задержка полового созревания (взрослые выглядят моложе своего возраста). Содержание гемоглобина от 19,5 до 29%. Число эритроцитов превышает норму – от 6,2 млн. до 9,1 млн. Количество лейкоцитов и тромбоцитов в норме, вязкость крови повышена.

Генеалогическое исследование показало, что эритроцитоз контролируется аутосомным рецессивным геном, не сцепленным с полом. Одной из причин возникновения заболевания является наличие аномального мутантного гемоглобина с повышенным сродством к кислороду.

Эритроцитоз вызывает различные осложнения, в первую очередь, сосудистые: тромбозы головного мозга, кровоизлияние в мозг, тромбоз сосудов нижних конечностей и др, приводящие к летальному исходу. Наибольшее количество больных эритроцитозом диагностировано в возрасте от 2 до 39 лет. Одна из форм лечения – кровопускание.

Групповая  работа

Работа№2

Решить такую биологическую задачу :

Почему говорят, что  кровь является «зеркалом здоровья нашего организма». Зачем больному делают анализ крови?

Состояние крови, то есть количество форменных элементов, содержание гемоглобина, химический состав плазмы могут свидетельствовать о состоянии здоровья человека, о виде недуга. Например, повышенное содержание лейкоцитов (лейкоцитоз) может указывать на воспалительный процесс в организме; Низкий уровень гемоглобина или уменьшение эритроцитов – об анемии, малокровии; Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) повышенное – воспалительный процесс в организме. Уменьшение количества тромбоцитов – понижается свертываемость крови.( гемофилия).

(Слайд № )

Работа №1.

Тема: Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Цель: выявить особенности строения эритроцитов  крови у человека и лягушки.

Ход работы: 

  1. Изучить при большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму, строение.
  2. Изучить микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размер и форму эритроцитов.

Результаты представить в виде таблицы.

  1. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки.

Эритроцит

Диаметр клетки мкм.

Форма клетки

Наличие ядра

Окраска цитоплазмы

Человека

7-8мкм

Двояковогнутая

Нет

Светло-розовая

Лягушки

21-24мкм

Овальная

есть

Ярко-красная

(Кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. Двояковогнутая форма, мелкие размеры и отсутствие ядра эритроцитов являются важнейшими приспособлениями к выполнению одной из функций – переносу кислорода.   Эритроциты человека меньше по размерам, чем эритроциты лягушки, поэтому они быстрее переносятся током крови. Эритроциты лягушки громоздкие, поэтому переносятся током крови медленнее.  Меньшие размеры эритроцитов увеличивают полезную емкость, лабильность крови, поэтому скорость движения крови увеличивается.  Двояковогнутая форма увеличивает площадь поверхности  эритроцита в 1,6 раза, чем площадь поверхности шара такого же размера. Чем больше поверхность эритроцита, тем больше переносится молекул кислорода. Отсутствие ядра тоже повышает площадь поверхности  эритроцита. Эритроциты лягушки имеют  площадь поверхности меньше.

 Эволюция эритроцитов шла в направлении уменьшения размеров, исчезновении ядра. Потребность в кислороде в процессе эволюции животных возросла, потому что увеличивалась интенсивность обмена веществ. Лягушка – холоднокровное животное, человек – теплокровное.  Относительная молекулярная масса гемоглобина беспозвоночных животных – 350 000;   Относительная молекулярная масса гемоглобина позвоночных животных – 16 000)

(интерактивный рисунок 76  Созревание эритроцитов - диск «Биология. Человек. Вентана-Граф»)

Эритроциты образуются в красном костном мозге со скоростью 5 млн.клеток в секунду. Молодые эритроциты имеют ядро, но теряют его в процессе созревания.

Работа№3

Решить такую биологическую задачу

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? Что произошло в организме Папы? Что учитывается при переливании крови? С каким иммунитетом связана реакция резус-отрицательного человека на кровь, эритроциты которой содержат резус-фактор?

Ответ: Причиной смерти -  несовместимость групп крови. В организме произошло склеивание эритроцитов, которое получило название агглютинации. При переливании крови, если даже тщательно учитывать группы крови донора и реципиента, могут быть осложнения. Поэтому нужно учитывать и резус-фактор.

Если резус-отрицательному человеку перелить кровь резус-положительного, у реципиента начинается иммунная реакция, и в его плазме крови будут накапливаться  антитела, уничтожающие резус-белок. Если антител вырабатывается немного, то первое переливание может пройти удовлетворительно. При повторных переливаниях эритроциты донора будут уничтожены, и реципиенту грозит гибель.

Учитель: Тот же процесс может быть у резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребёнка.

(анимация 21  резус-фактор – диск «Биология. Человек. Вентана-Граф»)

Реклама на нашем уроке «Астролог о группах крови»

АСТРОЛОГ: Японские ученые убеждены, что характер и индивидуальные особенности каждого человека связаны с группой крови.
Люди с первой группой крови удачливые и непоколебимые борцы, часто лидируют в бизнесе, спорте, искусстве. Правда, они жестки до жестокости и не останавливаются ни перед чем во имя достижения цели. Они очень ревнивы, суетливы и болезненно амбициозны.
Люди со 2 группой крови старательны, обаятельны, умеют работать в условиях сильного стресса, очень способны и надежные друзья, любят гармонию, спокойствие, порядок, чувствительны, терпеливы, доброжелательны. Их слабость - упрямство и неспособность расслабляться.
Люди с 3 группой крови впечатлительны, меланхоличны, деликатны, но очень требовательны к себе и другим. Легко могут приспосабливаться ко всему, гибки, желают быть независимыми.
Люди с 4 группой крови: эмоциональны, нерасчетливы, а потому часто бедны, у них большие внутренние конфликты. Люди их любят, так как они тактичны, справедливы к окружающим. Слабости: иногда бывают очень резки, долго колеблются, чтобы принять нужное решение

Физкультминутка (1-2мин)

Рано утром мы проснулись,

Хорошенько потянулись,

Спинки дружно все прогнули-

Вот и мышцы отдохнули.

Нашей матушке-землице

В пояс надо поклониться

Повернулись вправо, влево.

Наклонились вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

Поднимаемся все выше

Выше дома, крыше выше.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем

И на месте пошагаем.

Плавно ручками помашем.

Мы размялись хорошо.

Завтра повторим ещё.

Всем здоровья пожелаем

И на место тихо сядем.

«Аукцион терминов» (фронтальный опрос)

  1. Основная транспортная система организма из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов. - кровь
  2. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка. – процесс свертывания  крови
  3. Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин – лейкоциты
  4. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов - плазма
  5. Плазма крови, лишенная фибриногена. – сыворотка крови
  6. Жидкость, содержащая ослабленные микробы или их яды - вакцина
  7. Болезнь, характеризующаяся уменьшением количества эритроцитов и изменением качественного состава. – малокровие, анемия
  8. Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые обнаружен у макак. – резус -фактор
  9. Форменные элементы крови, необходимые для поддержания целостности сосудистой стенки. - тромбоциты
  10. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, другие ткани или органы для пересадки. - донор
  11.  Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате несвертывания крови – гемофилия
  12. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и их чужеродных тел. – фагоцитоз
  13. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ – иммунитет

Рубрика «С точностью до…»

Вспомнить, что означают следующие цифры и числа.

  1. 90% (кол-во воды в крови)
  2. 80-120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
  3.  0,9% (количество хлорида натрия в крови)-физиологический раствор
  4. 4-5 млн/мм3 (количество эритроцитов)
  5. 25 000 000 000 000 (всего в крови человека эритроцитов 25 триллионов. Это огромное число с 12 нулями)
  6. 62 тыс.км (если положить все эритроциты друг на друга, то получится столбик высотой 62 тыс.км На оси этой длины могло бы вращаться несколько  таких планет, как наша Земля)
  7. 3800м2 (общая площадь поверхности всех эритроцитов, Это в 1500 раз больше всей поверхности человеческого тела)
  8. 6-9 тыс./ мм3 (количество лейкоцитов)
  9. 5-10 дней (продолжительность жизни лейкоцитов. Продолжительность жизни лейкоцитов сравнительно невелика – от 10 дней до нескольких часов. Однако среди лимфоцитов имеются долгожители. Они живут 200 дней.

 «В гостях у сказки» (парная работа)

Ребята, сейчас вашему вниманию будет предложен рассказ «В некотором царстве...». Вам нужно внимательно выслушать рассказ и узнать действующих лиц. Все они имеют отношение к теме урока «Иммунитет». Надеюсь, вы легко узнаете, кто скрывается за каждым действующим лицом. Напротив каждого действующего лица вы должны написать  биологический термин, «исполнитель».

В некотором царстве...

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были законопослушные граждане. Жили они очень дружно, во всем друг другу помогали, хотя и были такими маленькими, что увидеть их можно было только с помощью микроскопа. Жители разных провинций несколько отличались друг от друга внешне и отменно владели какой-то определенной профессией, которую получали по наследству от своих родителей.
Жители одной из провинций были отличными воинами и неустанно несли службу по защите государства от врагов. Воинов отличал большой рост и любовь к белому цвету, за что они и получили свое имя. Кроме того, воины отлично двигались, в отличие от других своих сограждан.
Среди воинов были четко распределены служебные обязанности. Одни из них были «мудрыми химиками», другие – беспощадными убийцами, а третьи – ненасытными обжорами. Мудрые химики владели секретом приготовления химического оружия, которое легко вступало во взаимодействие с врагами и обезвреживало их.
Беспощадные убийцы были отличными разведчиками и следопытами: легко находили врагов и тут же чинили над ними расправу, беспощадно их убивали.
И, наконец, ненасытные обжоры просто-напросто поедали врагов, не давая им возможности навредить родному государству.
Имея такую высокопрофессиональную армию, государство было надежно защищено от вторжения чужеземных захватчиков.

О каком государстве идет речь и кто такие его жители?

Действующие лица и исполнители

Действующие лица

Исполнители

Царство-государство

Граждане

Провинции

Воины

Мудрые химики

Беспощадные убийцы

Ненасытные обжоры

Химическое оружие

Чужеземные захватчики

  1. Царство-государство – организм человека (тело).
    2. 
    Граждане – клетки.
    3. 
    Провинции – ткани (клетки сходны по строению, выполняют общие функции, передающиеся по наследству).
    4. 
    Воины – лейкоциты (большие размеры, белый цвет, способность двигаться).
    5. 
    Мудрые химики – В-лифмоциты (образуют особые вещества – антитела, которые соединяются с бактериями).
    6. 
    Беспощадные убийцы – Т-лимфоциты (выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий и вирусов).
    7. 
    Ненасытные обжоры – фагоциты.
    8. 
    Химическое оружие – антитела.
    9. 
    Чужеземные захватчики – бактерии, вирусы, чужеродные тела.

Все исполнители  имеют отношение к теме урока «Иммунитет». Что такое иммунитет? (Иммунитет – способность защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, от инородных тел и веществ)

Каков физиологический механизм  иммунитета? (Фагоцитоз и выработка антител. Антитела вырабатываются В-лимфоцитами (осуществляют гуморальный иммунитет). Антитела соединяясь с бактериями, делают их беззащитными против фагоцитов.  

Т-лимфоциты сами находят болезнетворные бактерии или клетки, пораженные вирусами. Вступив в контакт с ними, Т-клетки выделяют особые вещества, вызывающие гибель бактерий  или вирусов. Фагоцитоз – процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ, осуществляется клетками-фагоцитами.)

(Эл.учебник Кирилла и Мефодия «Человек и его здоровье» Т – лимфоциты, пожирание раковых клеток фагоцитами )

В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД.

Защита проекта «СПИД»

(ученики защищают мини-проект по теме «СПИД»)

И как резюме сегодняшнего урока предлагаю всем участникам составить СИНКВЕЙН - стихотворение, состоящее из 5 строк и включающее большую информацию.
1-я строка: название синквейна - КРОВЬ
2-я строка: 2 прилагательных - ЖИДКАЯ, КРАСНАЯ
3-я строка 3 глагола - ПЕРЕНОСИТ, ЗАЩИЩАЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ
4-я строка фраза на тему синквейна - ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ГУМОРАЛЬНУЮ РЕГУЛЯЦИЮ
5-я строка существительное – ЖИЗНЬ

Лейкоциты,

белые, ядерные,

двигаются, убивают, пожирают, нейтрализуют,

выходят за пределы сосудов,

фагоцитоз

Эритроциты

Красные, мелкие,  безъядерные

транспортируют, доставляют, переносят

транспортируют кислород

гемоглобин

Тромбоциты

Кровяные пластинки

Разрушаются, склеиваются,

Участвуют в свертывании крови,

гемофилия

Иммунитет

Активный, пассивный,

Контролирует, защищает, регулирует,

Невосприимчивость организма к болезням

вакцинация
Оценка деятельности учащихся

Дополнительные задания:

Ребусы (презентация)

Рубрика «Такая известная фамилия»

Вставьте в текст пропущенные имена ученых.

Причастность микробов к инфекционным заболеваниям была доказана

          . Фагоцитоз как средство борьбы с микробами был открыт

         . Первую противооспенную вакцину предложил        

Изобретение метода получения вакцин и лечебных сывороток против различных инфекционных заболеваний принадлежит_______________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра "ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦАРИЦЕ ВОДИЦЕ"

             Тетрализованная игра "ПУТЕШЕСТВИЕ К ЦАРИЦЕ ВОДИЦЕ" рассчитана на учащихся 9-х классов. Это интегрированное ...

Театрализованное представление "Живая водица"

Сценарий театрализованного представления "Живая водица", Праздник для детей младшего и среднего школьного возраста, посвященный празднику Ивана Купала....

царица-водица

Конспект занятия по экологическому воспитаниюЦАРИЦА – ВОДИЦА6 классЦель: обобщить теоретические знания учащихся, полученные на занятиях по экологическому воспитанию по теме «Водный голод планеты...

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

изучение состава, строения и функций крови...

Социально-исследовательский проект по экологии "Хороша ли наша водица?"

Проблема питьевой воды актуальна для нашего районаи области....

Занятие "Мать- водица всему царица"

Занятие по экологии для младших школьников....

Кровь не водица. Слова ближнего родства

На базе МБОУ "Больше-Машляковская СОШ" каждые 2 года организуется республиканская научно-практическая конференция "Чтения Ахмата Гаделя". К сожалению по объективным причинам в этом...