«Шляпочные грибы».
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_biologii_v_6.docx81.46 КБ

Предварительный просмотр:

        Открытый урок по биологии в 6-ом классе на тему

                        «Шляпочные грибы».

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Оборудование: таблицы “Шляпочные грибы”, “Съедобные и ядовитые грибы”; модели шляпочных грибов; муляжи шляпочных грибов; рисунки в учебнике;
Методы: самостоятельная работа в группах, беседа (группы по 5-6 человек);
Формируемые понятия: шляпочные грибы, грибница, трубчатые и пластинчатые грибы, ядовитые и съедобные грибы;
Ход урока:

I. Опрос.
На какие группы делятся организмы живой природы?
Почему грибы занимают особое место среди эукариот и выделены в особое царство?
Выделить признаки грибов как животных и как растений.
Признаки грибов как животных растений
Гетеротрофы (но питание у них поверхностное), есть мертвоеды, хищники, паразиты.
Запасают не крахмал, как растение, а жир и гликоген как животное. Стенки клеток грибов хитиновые, как у насекомых или крабов. Хорошо развито движение цитоплазмы в клетках грибов.
Колоссальная скорость роста. Споры грибов неподвижны, без ресничек и жгутиков, как у высших растений (спермии). Способ поглощения пищи - путем всасывания. Питание растворимыми органическими и минеральными веществами.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.
По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки.
В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы.
Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья.
Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название? (Загадка)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.
У малютки-кавалера
Чрезвычайно важный вид,
Он в огромнейшем сомбреро
На одной ноге стоит.


2. Особенности строения шляпочных грибов.
а) Рассказ учителя, составление схемы на доске.
б) Работа по рис. 20 на странице 37 учебника.

Дополнение учителя:

В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний –у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).
Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двуядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.
в) Лабораторная работа “Изучение строения тел шляпочных грибов”.
(Работа по инструктивной карточке учебника на стр. 38.)
Выполнение задания № 31 в рабочей тетради.

3. Симбиоз растений и грибов.

а) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на стр. 39 и рис. 22.
б) Выполнение задания 32 в рабочей тетради.
в) Формулировка вывода:
Симбиоз - тесная связь растения и гриба, связь полезна как одному, так и другому.
Грибокорень – проникновение грибницы в корень дерева.
(микориза)

4. Съедобные и ядовитые грибы.

а) Работа с использованием настенных таблиц и рисунков 23, 24 на стр. 40 учебника
б) Сообщения учащихся о съедобных и ядовитых грибах. “Грибы - двойники”
в) Учитель: ребята, мы многое узнали о грибах, и нам уже можно отправляться в лес за грибами.
г) А все ли грибы можно собирать?
Учитель: Богат и разнообразен мир шляпочных грибов. Их насчитывается около 200 видов, но употребляется в пищу около 40, а местами 15-20 видов.
д) “Третий лишний”:
(Работа по карточкам.) Грибы сгруппированы по определенному признаку, но один гриб в каждой карточке не имеет этого признака и поэтому является лишним. )

5. Правила сбора грибов.

6. Меры предупреждения отравления ядовитыми грибами.

(Быть внимательными при сборе грибов;
если сомневаетесь в съедобности гриба, то лучше его не брать;
старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми;
нельзя собирать грибы вблизи автомобильных дорог, промышленных предприятий, т.к. плодовые тела накапливают их выбросы).

7. Выращивание грибов (шампиньоны, вешенки).

8. Учитель: А что делать, если на пути у грибника попался ядовитый гриб? (ответы детей комментирует учитель)

III. Задание на дом.

Изучить параграф 8, ответить на вопросы в конце параграфа, принести результаты опыта по выращиванию плесневого гриба.

IV. Закрепление.

1. “Заморочки из бочки” [6]

а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.

(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).
б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека )
в) В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом – подберезовиков. Почему? (Наблюдается симбиоз между определенными видами деревьев и грибами.)


2. Задания по карточкам (Отгадайте, название каких грибов зашифрованы в ребусах?)

3. Объясни смысл поговорок. Всегда ли он соответствует сегодняшним знаниям в данной научной области?

Не поклоняясь до земли, и гриба не подымешь.
Гриб быстро растет под дубом.
Грибы в деревне родятся, а и в городе их знают.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
Чем ядовитее гриб, тем красивее его шляпка.
Гриб растет ночью.
Грибы - не хлеб.
Лучше рыжик, чем ничего.
Молодые опенки, да черви в них.

4. Ответить на вопросы:

- Как называется сожительство грибов с корнями деревьев ? (Симбиоз)
- Чем питаются грибы ? (Готовыми органическими веществами )
- Как питаются шляпочные грибы? (Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев)
- Какое микроскопическое строение имеет грибница шляпочных грибов? (Состоит из двуядерных клеток, которые не содержат пластид)
- Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба? (Пенек и шляпка)
- Какие грибы приносят вред деревьям? (Трутовики)
- Какие грибы появляются первыми в лесу? (Сморчки)
- Какие грибы человек использует в кондитерской промышленности? (Дрожжи)
- Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами (Паразиты)
- Чем клетки гриба отличаются от клеток бактерий? (У них есть ядро)
 Внешний вид съедобных и ядовитых грибов:






Список использованной литературы.
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Изд. Творческий Центр; М., 2005г.
Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Академия развития; Ярославль 1998г. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. Изд. Аст-Пресс М. 1999г.
Дубинина Н.В., Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология 6 класс.
Койдан С. Лесной жемчуг. Изд. Лумина; Кишинев 1972г.
Латюшин В.В., Лемехова Е.А. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. Изд. Дрофа; М.,2004г.
Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. Изд. Творческий Цент
р; М., 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка. 6 класс. по теме: "Шляпочные грибы"

Нестандартная форма урока по биологии 6 класс. Урок -сказка по теме:  "Шляпочные грибы"...

Методическая разработка занятия по теме: Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

Цели: 1. Изучить царство грибов, сформировать понятие о строении шляпочного гриба, его биологических особенностях питания и размножения...

Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Царство грибов. Шляпочные грибы

Наука, которая изучает грибы называется микология. Специалисты, которые занимаются изучением грибов - микологи. Этих специалистов мало, зато грибников очень много. Кто же не любит побродить с лукошком...