Методическая разработка занятия по теме: Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Казанцева Галина Афанасьевна

 

Цели: 1. Изучить царство грибов, сформировать понятие о строении шляпочного гриба, его биологических особенностях питания и размножения;

           2. Научить классифицировать грибы;

           3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_stroenie_shlyapochnogo_griba.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

,

 Методическая разработка занятия по  теме:

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница.

Цели: 1. Изучить царство грибов, сформировать понятие о строении шляпочного гриба, его биологических особенностях питания и размножения;

           2. Научить классифицировать грибы;

           3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: таблица «Грибы», муляжи грибов, открытки «Грибы»,  дидактические карточки, корзиночка, презентация «Шляпочные грибы».

     Ход урока

1. Опрос: рассказать о

  1. вегетативном размножении растений  с использованием дидактической карточки;
  2. о видах стеблей с использованием дидактической карточки;
  3. видах корней и корневых систем с использованием дидактической карточки;
  4. дать характеристику бактериям устно.
  1. Объяснение нового материала:

Обучающимся предлагается путешествие в сказочное царство.

«В некотором царстве, в грибном государстве жил — был царь грибов — крепкий, с толстой, коричневой ножкой. Больше всего он любил отдыхать среди зелёных мхов под деревьями с раскидистыми кронами. Все грибы относились к нему с почтением. (Демонстрация белого гриба). Неподалёку жили его братья: один — под деревьями, у которых листочки дрожали в сухую безветренную погоду. Как называется это дерево? Как называется этот гриб? (Демонстрация подосиновика).

Другой — под деревьями, которых называют «русские красавицы». Что это за дерево такое? Как называется гриб, который под ним растёт? (Демонстрация подберёзовика). По соседству в грибном царстве жил другой царь. Он боялся сета и поэтому прятался в лесной подстилке. Кожа у него была бледная, нежная, хрупкая. Окружала его свита грибов жёлтых, оранжевых, синих, которые тоже боялись солнца (демонстрация груздя, сыроежки, волнушки, рыжика, лисички). Чем же они отличаются от братьев царя грибов? (Классификация грибов на трубчатые и пластинчатые, демонстрация грибов). Трубчатые: белый, подосиновик, подберёзовик, маслёнок. Пластинчатые: груздь, шампиньоны,  сыроежки, волнушки, рыжики, лисички. А ещё в царстве грибов жили лекари, которые должны знать строение грибов. Давайте и мы побудем лекарями и выполним работы в тетради на стр. 21 № 58, 59.»

Названия грибов

Трубчатые

Пластинчатые

Съедобные или нет

Белый

+

-

+

Подберёзовик

+

-

+

Подосиновик

+

-

+

Опёнок

-

+

+

Мухомор

-

+

-

Бледная поганка

-

+

-

«...В царстве грибов жили грибы — выскочки, надменные, с ядовитым характером, гордые тем, что их иногда  поедали лоси и волки, во время болезни и больше никто: ни белки, ни ежи, ни люди не брали их, т.к. они очень ядовиты! Названия каких ядовитых грибов вы знаете? (найти на таблице и среди муляжей).  

Все жители грибного государства хранили тайну своего питания, ведь они не имели зелёного цвета в своих плодовых телах, а значит у них была особая кухня в лесной подстилке в тени под деревьями.... Как же питаются грибы?  Вот их секрет: в клетках грибов нет зелёного пигмента хлорофилла, а органические вещества образуются из органических. Поэтому грибы питаются уже готовыми веществами, водой и минеральными веществами из почвы при помощи грибницы.» (Работа со схемой гриба).

Схема гриба.

1. шляпка

2. ножка

3. грибница

4. плодовое тело

Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов. Потомство грибов растёт медленно, они не любят, когда разрывают вокруг них подстилку — от этого они умирают. Подумайте, как же правильно собирать грибы, чтоб не привести к гибели грибницу? (Срезать ножом или выкручивать, ямку присыпать землёй и прикрыть мхом). Собирать грибы уже умеете, поэтому прошу набрать полное лукошко грибов (Два ученика в соревновательной форме собирают в лукошко грибы на открытках, рисунках, муляжах).

3. Работа с текстом.

4. Закрепление изученного материала.

  1. Какое строение имеют шляпочные грибы?
  2. чем отличаются шляпочные грибы от растений?
  3. как размножаются грибы?
  4. какие съедобные грибы вам известны?

Игра «Кто лишний?»

  1. белый гриб, сыроежка, подберёзовик
  2. лисичка, опёнок, подосиновик

5. Итог урока. Задания на экологическую тему:

  1. Как  ты поступишь, если встретишь в лесу старый съедобный гриб?
  1. Пройду мимо
  2. Пну ногой
  3. Срежу. Положу на пень или подвешу на сучок дерева, чтобы ветер разнёс по лесу высохшие споры, которые прорастут и образуют новые грибницы.
  1. Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивал мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, которой может быть 300-500 лет.)

 

6. Домашнее задание: стр. 75-76 учебника, найти загадки о грибах, по желанию прочитать книгу С.Никитиной «Путешествие в царство Базидии», прочитав которую, вы встретитесь с грибами — богатырями и чемпионами быстрого роста, грибами — лекарями, грибами — модниками и ещё узнаете много интересного об этих удивительных созданиях природы.

С.М.Никитина. Путешествие в царство Базидии. [Текст] - Новосибирск:  Новосибирское Книжное издательство, 1992.-160 с.

Н. И. Орлов. Съедобные и ядовитые грибы.[Текст] М.: Издательство"Медицина", 1965

Е.П. Могутто. Нестандартные формы ведения уроков по биологии (методические рекомендации). [Текст] Кемерово, 1992

О.А. Хлебосолова, Е.И. Хлебосолов. Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. [Текст] М.: Владос, 2003

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».

Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....

методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"

урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...

Разработка урока на тему "Шляпочные грибы"

Разработка урока на тему "Шляпочные грибы"...

Методическая разработка занятия "2.Части тела. Выражение have/has got" в рамках раздела "С головы до пят"

Занятие "Части тела. Выражение have/has got" разработано для учащихся 2 года обучения по общеобразовательной общеразвивающей программе "Волшебный английский" и направлено на з...