Разработка урока по теме "Шляпочные грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Талыпа Анастасия Юрьевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_fgos_5_klass_shlyapochnye_griby.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе

Тема урока: «Шляпочные грибы»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов с последующим применением полученных знаний на практике на приемах работы с моделями и муляжами грибов

Результаты обучения:

Личностные: уметь вступать в диалог с учителем, слушать и понимать других,  сотрудничать в совместном решении проблемы.

Метапредметные: формировать умение работы с различными источниками информации, схемами, рисунками, уметь преобразовывать эту информацию, определять понятия, связанные с темой урока; самостоятельно формулировать познавательные цели, выдвигать предположения и их обосновывать, организовывать совместную познавательную деятельность в паре, уметь оценить других и самооценить свои действия, предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, корректировать план действий в соответствии со сложившейся учебной ситуацией.

Предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки.

Оборудование: набор муляжей «Шляпочные грибы»,

Структура и ход урока

Этап урока, деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

 Мотивация. Постановка проблемного вопроса

 Включение в деловой ритм. Устное    обращение учителя к классу – создание эмоционального настроя на урок.     

Ребята,  сегодня я захватила с собой чудесную корзинку, в ней спрятано то, что мы будем изучать сегодня на уроке. И предлагаю вам отгадать загадку:

        

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.

Давайте проверим (вызвать ученика, чтобы открыл корзинку и показал ребятам ответ).

Действительно это гриб, но какой?

Следовательно, тема нашего урока?

Совершенно верно. Записываем ее в ваши тетради

Подготовка класса к работе

Личностные: ценностно-смысловая ориентация; регулятивные: целеполагание, сопоставление известного с неизвестным; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

(5-7 мин)

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Изучали ли вы подробно шляпочные грибы? Можем ли мы ответить на вопросы, представленные на слайде?

(Как устроены грибы?  Какие они бывают?  Какова их роль в природе и жизни человека?)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с сверстниками; познавательные: логические – анализ дополнительной информации ; регулятивные: умение преобразовать информацию

3.

Выявление причины и места затруднения Почему не получается ответить на вопросы? Хотели бы узнать ответы на эти вопросы?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывание способа её получения.

Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

3

(5-10 минут)

Целеполагание и пути выхода из затруднения.  Определить цель урока и наметить пути её реализации.

Значит, какова цель нашего урока?

Изучить строение, разнообразие и роль грибов в природе и жизни человека.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

4

(15 мин)

Операционно-технологический этап

  • Первая наша задача – познакомиться со строением шляпочных грибов.
  • У вас на столах карточки со схемой, которую необходимо заполнить («Строение гриба») страница 70

Теперь давайте проверять:

  • Таблица с ответами на слайде
  • Этапное закрепление. Ученик выходит к доске и составляет из частей единый гриб с подписями, затем на слайде выводится правильный ответ.

Оцените свою работу, все верно зеленый, есть ошибки – желтый, не правильно – красный.

  • Хорошо, переходим к следующей задаче. Нам нужно выяснить какие группы грибов существуют.
  • Рассмотрите муляжи грибов, находящиеся на ваших партах. Сравните строение нижней части шляпки.

 У одних грибов снизу полоски или пластинки, у других вещество похоже на губку и образовано трубочками. Как называют такие грибы и какие грибы к ним относятся. Ответ найдите на странице 71.

  • Заполните свои схемы.

Поэтому выделяют пластинчатые грибы – какие номера сюда отнесли?

И трубчатые – какие здесь?

(ответ выводится на доску в виде таблицы)

 

Ребята, а как вы думаете, зачем нужны эти пластинки и трубочки.

  • Рассказ учителя о спорообразовании.

  • Ребята, а на какие ещё группы можно разделить грибы.

  Сейчас мы  с вами попробуем разобраться, какие грибы можно есть, а какие - нельзя.

1 ряд – выбрать характеристики съедобных грибов

2 ряд – выбрать характеристики ядовитых грибов

3 ряд – найти информацию о том, какие ядовитые грибы имеют внешнее сходство со съедобными и как их отличить.

 Картинки грибов прикрепить в таблицу

  • Этапное закрепление. Ребята, а теперь я приглашаю вас на лесную полянку. Необходимо собрать только съедобные грибы.

  • Симбиоз. Ребята, посмотрите на слайд.  Подберёзовик, подосиновик, подтопольник. Почему эти грибы так назвали? Симбиоз. Почему они так растут? Ответ можно найти в учебнике страница 72-73.

Оцените, как вы справились со второй задачей?

  • Теперь переходим к третьей задаче. Для того, чтобы узнать о значении и использовании грибов вам необходимо поработать с текстом учебника на страницах 75-76.

Нужно ответить на вопросы

  • Зачем шляпочные грибы выращивают в искусственных условиях?
  • Какие грибы выращивают в искусственных условиях?
  • Расскажи о технологии выращивания грибов.

Заполняют схему

Проверяют

Ученик работает у доски

Оценивают

Рассматривают, сравнивают

Пересказ с опорой на термины (на доске)

(1-2 учащихся).

Съдобные, несъедобные.

Заполнение таблицы

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Устные ответы на вопросы (на доске) с проговариванием.

Включение в систему знаний

Информация о домашнем задании

  • П. 14, ответить на вопросы
  • Подготовить сообщение о любом из шляпочных грибов (по выбору)

Рефлексия

  • Достигнута ли цель  урока?

Продолжите любое высказвание:

- Я узнал (а)...

- Меня очень удивило...

- Мне запомнилось ...

  • Ребята, я попрошу вас прикрепить на лужайку тот грибочек, который характеризует ваше настроение, с которым вы уходите с урока.

Белый гриб – я доволен, у меня всё получилось

Мухомор – я ухожу с урока в плохом настроении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Многообразие грибов Тверской области" разработка урока + презентация

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ  "МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" обобщение знаний о царстве грибов; формирование общебиологического понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой; п...

Методическая разработка урока в 6 классе с презентацией "Грибы-паразиты"

Методическая разработка урока  с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника....

Разработка урока по теме "Плесневые грибы. Дрожжи."

Урок-игра в форме экспедиции «Покорение вершины»...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"

Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...

Методическая разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс

Разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс...

Разработка урока по теме "Грибы - паразиты"

Разработка урока по теме "Грибы - паразиты" в 5 класса....