Разработка урока по теме "Плесневые грибы. Дрожжи."
методическая разработка по биологии по теме

Охотина Надежда Борисовна

Урок-игра в форме экспедиции «Покорение вершины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_plesnevye_griby.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок – соревнование по теме

« Отделы  растений»

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обобщить и  выявить качество и уровень знаний по теме.

Задачи: установить правильность и осознанность изученного материала, систематизировать знания по отделам растений, формировать умения самостоятельно применять знания в ситуациях, развивать способности к оценочной деятельности, воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: обобщающий

Оборудование: гербарий, дидактические карточки, оценочные карточки

                                Ход урока

1. Сообщение темы, цели и задач урока.

                                       Давайте  пройдемся

                                                       медленно по лугу

                                         И, здравствуй,

                                                  скажем каждому цветку

                                           Я   должен над цветами наклонится

                                                        не для того, чтобы рвать или срезать,

                                      А, чтоб увидеть добрые их лица

                                                И доброе лицо им показать.

Наша планета заселена разнообразными растениями, среди них растения, которые мы  изучали на протяжении ряда уроков.  На уроке  систематизируем знания об особенностях строения и жизнедеятельности представителей отделов растений, их  многообразие и значение в природе и жизни человека  ( урок в виде соревнования, каждое задание оцениваете сами.)

2. Основная часть.

« Экспресс – опрос» (оценка в карточку + отлично,- не справился)

Какие отделы растений мы изучили?

Назовите представителей отдела водоросли?

Какие мхи знаете?

 Представители папоротникообразных?

Назовите голосеменные растения?

Какие два класса покрытосеменных вам известны?

Что такое ризоиды?

«Найди ошибку» (выявляем уровень  знаний строения представителей  отделов растений)

 Карточки с рисунками, в них – ошибки, нужно исправить. ( проверка просмотр и исправление ошибок вслух)

«Тест-опрос»  (повторяем особенности жизнедеятельности)

на доске:  1 водоросли

                  2 мхи

                 3 папоротники

                 4 голосеменные

                 5 покрытосеменные

(диктую вопросы, ответ цифрой в чистые листы с копировальной бумагой, второй лист учителю, проверка по доске)

-Представители какого отдела имеют цветки?

-Представители какого отдела имеют два способа размножения?

-У представителя какого отдела развивается заросток?

-У растений какого отдела семена созревают зимой?

«Поменяй местами» (карточки с названиями организмов, сверху поставить

цифры)

хлорелла   - сосна – папоротник – вишня

-Почему нужно поменять местами? (усложнение строения и жизнедеятельности)

«Выигрышный путь» (распознавание представителей  отделов)

Зачеркнуть одной  линией 3 растения из одного отдела.

Сосна обыкновенная

ель

кедр

хлорелла

ламинария

спирогира

Хвощ полевой

яблоня

сфагнум

Карточки составлены дифференцировано

папоротник

ромашка

ель

хлорелла

Хвощ лесной

Сосна обыкновенная

сфагнум

спирогира

Плаун булавовидный

Проверка- быстрый просмотр

«Знаете ли вы» (Покрытосеменные. Отличительные признаки класса двудольных и однодольных растений.)

на доске    1-сетчатое

                  2-мочковатая

                  3-крестоцветные, розоцветные

4- одна семядоля

5- злаковые, лилейные

6-две семядоли

7-параллельное, дуговое

8- стержневая

(зачитываю предложения, вместо паузы поставить в карточку цифру, проверка по доске)

У растений класса однодольных корневая система….  у двудольных ….

У двудольных растений зародыш семени имеет… . у однодольных…

Растения класса однодольных имеют жилкование….у двудольных жилкование…

Из изученных семейств к классу двудольных относятся…

«Третий лишний»

 (выявляю качество знаний о семействах покрытосеменных растений, проверка по буквам на обратной стороне)

Выбрать растение отличное от 2 других. По каким признакам вы отобрали растение? Разверните гербарий . Какое коллективное слово получилось?(Мы молодцы!)

«Аукцион»

 Вы называете значение растений я его покупаю и даю жетон ( в оценочную карточку если получаете жетон ставите +.)

«Ай, болит»

 Как вы знаете многие растения лекарственные. Можно ли использовать знания на практике? Ученики получают разрезанную карточку  с магнитами,  на каждой части вопрос, они отвечают и крепят на доску.

Вы приходите к товарищу, а у него….-  болит горло - мучает кашель -  высокая температура -  насморк.

Какое средство вы посоветуете ему, используя знания о лекарственных растениях, а  товарищ посоветуется с врачом и будет им лечиться

На магнитной доске цветок шиповника.

-Ребята, почему мы собрали цветок шиповника? (много витамина с , весной  авитаминоз, а витамин с повышает сопротивляемость организма к болезням)

Растения имеют огромное значение, но сейчас все меньше становиться некоторых растений.

-Какие растения нашего края занесены в Красную книгу? (показ гербария и дополняю ответы учеников)

-Почему сокращается численность видового состава?...

Я вас призываю беречь природу.

                                  -Ты, Человек, любя природу

                                    Хоть иногда ее жалей:

                                    В увеселительных походах

                                    Не растопчи ее полей,

                                     Не жги ее напропалую

                                    И не исчерпывай до дна

                                    И помни истину простую –

                                    Нас много, а Она – одна.

 

3. Итог урока.

 Прослушивание отрывка П.И. Чайковский «Времена года»

- Какую картину вы можете мысленно нарисовать слушая произведение?

(просматриваю оценочные карточки ставлю оценки, комментирую)

- Итак, бежит ручей , набухают почки, цветет мать –и –мачеха. Как прекрасна наша природа ! Будем ее беречь!

4. Рефлексия

-Выполнили мы поставленные  цели?

-Понравился вам урок?

-Выразите свое мнение об уроке ( красная карточка- очень понравился, потому что…,зеленая- понравился ,но….,желтая – не понравился, так как

5. Домашнее задание.  Составить кроссворд.

 

Урок по теме « Бесполое размножение»  9 класс

Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о  бесполом размножении, способах бесполого размножения и его практическом значении

Обучающие задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний о размножении как одном из этапов индивидуального развития организмов, расширить и углубить знания о способах  бесполого размножения

Развивающие задачи:  продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений

Воспитательные задачи: формировать познавательный интерес к предмету , развивать  коммуникативность учащихся  через совместную работу

Оборудование:  компьютер, инструкция  по работе с компьютером, тесты, раздаточный материал  «вегетативное размножение комнатных растений» клубеньки кислицы, черенки герани,  детки амариллиса  аспидистра, хлорофитум,  камнеломка, ваи папоротника со спорангиями,  почкующиеся дрожжи, микроскоп

Тип урока:

изучение нового материала.

                               Ход урока

 

1. Актуализация знаний.

Учащимся предлагается вспомнить основные свойства живых организмов.

-Раскройте понятие «биология»

-Какие ассоциации возникают у вас со словом «размножение»?...

Дается понятие «размножение», ученики ставят цель урока

2.Изучение нового материала.

1) Лекция с демонстрацией и составлением на доске схемы.

Размножение организмов- основное свойство живого.

Типы размножения: половое и бесполое.

Раздельнополость. Гермафродиты. Партеногенез.

Бесполое размножение и его способы.( спорообразование, почкование, вегетативное размножение, деление (бинарное), полиэмбриония (образование однояйцовых близнецов, сиамские близнецы), стробиляция (образование поперечных перетяжек), шизогония ( материнская клетка распадается на множество мелких клеток-шизонтов, малярийный плазмодий),фрагментация,   искуссвенная форма- клонирование) Какова роль знаний о бесполом размножении  жизни человека?

2)Работа парами на компьютере по инструктивной карточке (приложение)

3.Закрепление.

1)Самостоятельная работа в тетради с учебником стр.      составить таблицу

Способы бесполого размножения

Особенности размножения

представители

Деление

Спорообразование

Почкование

Вегетативное

Отводками

Черенками

Луковицами

Усами

Клубнями

Корневищами

Листьями

 2).Проверка усвоения материала. Тестовое задание  по вариантам (приложение) проверка по доске.

4 .Итог. Рефлексия.

-прочитайте цель урока в инструкции.

-достигли ли вы цели урока?

- В какой степени?

- Что мешало вашей успешной работе? Что помогало?

-Оцените свою работу на уроке, подчеркните на карточке(хорошо, отлично, плохо)

7.Домашнее задание. стр. 193-197


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование Плесневые грибы Дрожжи

Урок- исследование  разработанный с применением технологии критического мышления, ИКТ и развитием ключевых компетенций....

Разработка урока биологии по теме "Плесневые грибы и дрожжи"

План-конспект урока биологии в 5 классе по теме "Плесневые грибы и дрожжи"...

Презентация и сценарий интегрированного урока биологии и химии в 5 классе по ФГОС по теме: "Плесневые грибы.Дрожжи"

Представлены презентация,технологическая карта урока, маршрутный лист к уроку....

Методическая разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс

Разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс...

Разработка урока по теме "Грибы - паразиты"

Разработка урока по теме "Грибы - паразиты" в 5 класса....

разработка урока по теме "Грибы" 5 класс.

Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику И.Н. Пономаревой,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Муль...