Главные вкладки

    Методическая разработка урока + презентация для ИД по теме "Плесневые грибы и дрожжи"
    методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

    Старцева  Светлана Васильевна

    Материал по биологии для 5 класса, ФГОС, УМК Пасечник

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok.docx280.29 КБ
    Office presentation icon plesnevye_griby_i_drozhzhi.ppt2.29 МБ

    Предварительный просмотр:

                    Урок биологии в 5 классе по теме:

    «Плесневые грибы и дрожжи»

    (Программа Пасечника В.В.)

    Подготовила: Старцева Светлана Васильевна,

    учитель химии и биологии

                     Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения мукора  

                                                      и дрожжей.

                    Задачи:

                  - выяснить  особенности строения, размножения и условия жизни  плесневых

                    грибов и дрожжей,

                 - развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под

                   микроскопом,  

                 - показать значение и использование этих организмов в народном хозяйстве и

                   медицине.

                   Оборудование:   микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла,

                   плесневые грибы, медиапроектор, цифровой микроскоп, ноутбуки.

                   ЦОРы: презентация «Плесневые грибы и  дрожжи», флеш-анимация «Мукор»

                   

    UM15_Mucorales_15    дро

    Ход урока.


    Номер

    учебного элемента

    (УЭ)

    Учебный материал с указанием заданий

    Руководство

    по усвоению

    учебного

    материала

    УЭ-0

    Организационный момент. Приветствие учителя.

    Актуализация знаний.

    Ребята, что мы изучили на 2-х прошлых уроках? (Бактерии, их строение, питание, размножение и роль в природе).

    Просмотрите записи в тетрадях.

    Повторите учебный материал по рабочей тетради

    УЭ -1

    Цель: проверить уровень  знаний о  шляпочных грибах.

    -    Выполните тест. (5-7 минут)

    1. Как размножаются грибы?

    а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением

    2. Чем питаются грибы?

    а) готовыми органическими веществами  б) образуют на свету органические вещества.

    3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?

    а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб;  г) из сосудов

    4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве?                    а) пенек;  б) корни;  в) мицелий;

    5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу?                   а) плодовое тело;   б) мицелий

    6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?

    а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;

    б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки

    7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?

    а) паразитизмом      б) симбиозом           в) фотосинтезом

    8. Как питаются шляпочные грибы?

    а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы.

    б) Органические вещества всасываются из корней деревьев.

    в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней   деревьев.

    9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ)

    Работайте индивидуально

    Ответы занесите в лист ответов и сдайте учителю.

     УЭ-2

    Проблемный вопрос (1-2мин)

    Ребята, какое на прошлом уроке вам было дано задание?

    (Понаблюдать, что произойдет с хлебом или булочкой, если они несколько дней пролежат в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.) Что же вы наблюдали? Что образуется на хлебе? (Плесень)

     Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии ? (Нет, бактерии микроскопически малы.) Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни)  Тогда это наверное животные? (Нет, животные могут активно двигаться)

    Значит к какому же царству они относятся? (К царству Грибы) 

    А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

    Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи)

    Работайте с классом

    УЭ -3

    Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля вы будете иметь представление об  особенностях строения плесневых грибов и дрожжей,  их значении и использовании в народном хозяйстве и медицине; продолжите  развивать умение готовить микропрепараты и  оформлять лабораторные работы;

    В процессе учебной работы над заданием вы должны;

    • Выяснить строение и размножение плесневого гриба мукор, особенности строения пеницилла, дрожжей
    • объяснить значение плесневых грибов и дрожжей в природе и их применение человеком.

    Внимательно прочитайте цель урока.

    УЭ -4

    Цель: получить информацию о плесневых грибах. (3-5 мин)

    1. Внимательно прочитайте,  пункт мукор и пеницилл §15 ст.78-79 и просмотрите флеш-анимацию «Мукор».
    2. Ответьте на вопросы:

         1. Какой организм поселяется на хлебе в теплом и влажном месте? А на фруктах?

          2. В чем особенность строения грибницы мукора? пеницилла?

    3.Как они размножаются?

    Работайте

    индивидуально

    Работайте с классом

    УЭ -5

    Цель: изучить строение мукора на микропрепарате. (10 мин)

    Задание:  Внимательно прослушайте инструктаж учителя

    1.Выполните лабораторную работу «Плесневый гриб мукор» на с. 78-79 учебника (п.2, 3)

    Сравните увиденное вами с фото на презентации учителя.

    2. Выполните задание №53 в рабочей тетради (с. 34)

    3. Обсудите результаты работы.

    Работайте в парах.

    работайте индивидуально

    УЭ - 6

    Цель: получить информацию о дрожжевых грибках, изучить их строение.

    Задание:

    1. Внимательно прочитайте  пункт параграфа 15 «Дрожжи».

    2. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.

    3.  Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34)

    4.Обсудите результаты работы.

    5. Ответьте на вопросы

        а)  Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы?  

        б)     Для чего человек разводит дрожжи?

    5.Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища.

    Работайте в парах.

    Работайте с классом

     

    Ваша оценка по пятибалльной шкале.

    УЭ -7

    Подведение итогов урока.

    1.Прочитайте цель урока

    2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах?

    3.Оцените свою работу на уроке:

     «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

    4.Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно  вы работали на уроке:

    • Выполнил все УЭ на 4 и 5 – можешь выполнить творческое задание.
    • Иногда испытывал затруднения в работе и допускал ошибки – составь план §15.

    Творческое задание (на выбор)

    1) Вырастить зеленую плесень. Сфотографировать все этапы ее развития и оформить в виде презентации (можно с помощью взрослых).

    2)Подготовить сообщение об открытии пенициллина.

    3) Придумать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине.

    Спасибо за урок!!!

    Индивидуально

        Вместе

    с классом

    Ваша оценка самому (ой) себе.

    Индиви-

    дуально

    Сдайте рабочие тетради  на проверку



    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока + презентация по информатике по теме «Объекты и их свойства» для 5-6 классов.

    Целью данного занятия является познакомить учащихся с понятиями объект, свойства объекта, пиктограмма и сформировать навыки установления соответствия между объектом и его условным обозначе...

    Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

    Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

    методическая разработка урока, презентация по теме "Английский - язык мира", проведен в 8 классе, по учебнику Афанасьевой О.В. "English VII"

    Методические разработки уроков английского языка в начальной и средней школе по темам: "Экология", "Лондон", "В мире игрушек", "Мой дом", "Моя родина", "Английский - язык мира"...

    Методическая разработка урока-презентации"Культура ацтеков"

    Используется при  изучении темы:  Культура Мезоамерики (по программе Г.Даниловой, 10 класс)....

    методическая разработка "Урок-презентация.Спортигры. Баскетбол."

    презентация подготовлена для лучшего восприятия учебного материала....

    Методическая разработка"Урок-презентация по геометрии в 7-м классе на тему "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"

    Цели:рассмотреть свойства прямоугольных треугольников;научить решать задачи на применение свойств прямоугольных треугольников....

    Методическая разработка урока. Презентация к уроку.Тема: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет".

    Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет"(Рисунок,живопись. 2 ч.).  Программа под ред. С.П. Ломова (В.С. Кузина), 7 класс. Презентация к уроку.Приводимый здесь материал может быть...