Главные вкладки

    Методическая разработка урока-презентации"Культура ацтеков"
    методическая разработка по мхк (10 класс) на тему

    Используется при  изучении темы:  Культура Мезоамерики (по программе Г.Даниловой, 10 класс).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kultura_actekov.docx24.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока-презентации «Культура ацтеков»  10 класс.

    (По программе Г.Даниловой . Используется при  изучении темы:  Культура Мезоамерики.)

    Слайд №1. Тема презентации: Культура ацтеков. 10 класс.

    Слайд №2.Содержание.

    Слайд №3.История культуры ацтеков.

    Культура наиболее крупной индейской народности, окончательно сформировавшейся на территории Центральной Мексики в 12 в. Наименование племени ацтеков (астеков) произошло от легендарного острова Ацтлан (Астлан).

    Слайд №4 Культура ацтеков впитала в себя богатые традиции народов, живших на территории Центральной Мексики, главным образом, тольтеков, миштеков и других. У ацтеков были развиты медицина и астрономия, имелись зачатки письменности. Искусство их переживало расцвет в 14 - начале 16 вв.

     Слайд №5 Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков («говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»). По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли , что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». 

    Слайд №6 Согласно легенде, предки  ацтеков пришли в долину Анауак вокруг озера Тескоко с севера.

    В то время вся территория долины была поделена между местными племенами и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей.

    Слайд №7  Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге.

    Слайд №8. Отправной точкой обустройства на новом месте послужила закладка храма богу, который помог ацтекам победить. Она дала начало строительству, в результате которого небольшое селение превратилось в величественный Теночтитлан (аст.Teōtīhuacān — город, где люди становятся богами) . В XIII веке в Мексике на плоскогорье высотой 2000 м над уровнем моря с севера пришли ацтеки и на островах посреди большого озера основали город Теночтитлан.

     В 1325 г. на небольшом островке озера Тескоко ацтеки наяву увидели древнее пророчество, явившееся вождю Теночу, в котором главный бог ацтеков Уицилопочтли предрекал им обосноваться там, где они увидят орла, держащего в когтях змею и сидящего на кактусе. В этот же год и была основана столица будущей империи ацтеков - Теночтитлан, названный в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус .

    Слайд №9. Строительство великого Теночтитлана. Острова соединили дамбами: город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы, украшенные рельефами и мозаикой.

    Слайд №10.Теночтитлан был фантастически красив. Среди синей глади озера возвышались белоснежные здания. Это были многочисленные пирамиды, переполненные золотом и драгоценностями; пятиэтажные дворцы, богато украшенные барельефами, скульптурами, фресками и золотом, с величественными лестницами у входа; библиотеки с большим количеством бумажных книг в кожаных и деревянных переплетах; многочисленные школы и бани.

    Слайд №11. Храмы ацтеков. В Теночтитлане было множество больших и великолепных храмов, где поддерживался культ идолов, которым поклонялись в стране, и совершались человеческие жертвоприношения. Главный храм представлял собой великолепное сооружение огромных размеров. На его территории мог бы разместиться небольшой город.

    Слайд №12. Храмы ацтеков имели форму пирамиды, на вершине которой располагалось два мини-храма, посвященных главным богам.

    Слайд №13. Самой знаменитой достопримечательностью считается Великий храм Темпло Майор (исп. «большой храм»), иногда называется пирамида Уицилопочтли — комплекс культовых сооружений в столице государства ацтеков Теночтитлане. Пирамида возвышалась на 60 м над ритуальным районом города, на её вершине стояло два храма в честь бога Уицилопочтли (бог солнца и войны) и бога Тлалока (бог дождя и плодородия).

    Слайд №14. Темпло Майор был построен приблизительно в 1325 году, и к началу XVI века храмы стали центром религиозной жизни для всех ацтеков, живших на территории Мексики (в те времена до 300 тыс.) Множество маленьких зданий и платформ вокруг храма образовывали комплекс. На одной из платформ, ведущих к храму сделан рельеф, изображающий тцомпантли — подставку для черепов.

    Слайд №15.  Мифология ацтеков. Вмифологии ацтеков существовало 13 раев и 9 адов.Солнце сражалось по ночам с тьмой, а к утру возвращалось, чтобы спасти человечество. При этом Солнцу нужна была жертвенная кровь, чтобы оно могло подняться. Несмотря на это, бог Солнца оставался самым почитаемым. Земля же, естественно была плоской. Поклонение своим божествам у ацтеков было возведено на высшую ступень. Они возводили им величественные храмы и изображали в живописи, записывали религиозные события и цифры иероглифическим письмом.

    Слайд №16. Пантеон богов. Пантеон богов, включавший в себя, кроме исконно ацтекских, и божества завоёванных племён, был огромен. Главной была божественная триада: бог войны и солнца Уицилопочтли; благостный бог знаний и ветров, покровитель жрецов Кецалькоатль и его брат – властитель колдовства, ночи и вулканов Тескатлипока. Их изваяния украшали храмы и дворцы, им приносили жертвы, в том числе человеческие.

    Слайд №17. Кетцакоатль – в переводе с языка ацтеков имя этого бога можно трактовать как «змей с перьями». Верховное божество для ацтеков стало одним из самых известных во всей Южной Америке, послужив прообразом для многих богов других народов и племен (в частности Кукулькан майя его прямой аналог).

    Слайд №18. Тепейоллотль – один из самых почитаемых и популярных богов у ацтеков. С одной стороны он был богом гор и пещер, а с другой был символом и покровителем воинов-ягуаров,  особо элитных отрядов в армии ацтеков. 

    Слайд №19. Изображения богов ацтеками стилизованы и мозаичны по цветовому решению. 

    Слайд №20. Жертвоприношения.  В Месоамерике и Южной Америке во времена рассвета ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением. Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу лам. Также жертвовали вещами: их ломали в честь богов. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри.

     Слайд №21. Человеческое жертвоприношение. По верованиям ацтеков человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей, именно людей, а не животных, повергалось на алтарь, тем добрее к ацтекам должен был быть бог. В будни, не говоря уже о праздниках, на алтарь повергались тысячи и тысячи людей. Подсчитано, что всего за несколько лет умерщвлялось таким путем до 150 тысяч человек.

    Слайд №22. Каннибализм. Информации касательно каннибализма ацтеков немного. Несмотря на согласие многих историков в вопросе о существовании ритуального каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство учёных отрицает то, что человеческое мясо составляло значительную часть рациона ацтеков.

    Слайд №23. Скульптура.

    Слайд №24. Строгостью и некоторым схематизмом поражает скульптура ацтеков. Они создавали грандиозные культовые статуи, иногда очень отдаленно напоминающие человеческую фигуру и целиком составленные из разнообразных символических изображений: кукурузных початков, клыков и когтей животных, человеческих черепов и т. д. Таковы, например, статуи богини земли и плодородия Коатликуэ, бога весны и т. д.

    Слайд №25. Монументальная культовая скульптура - статуи божеств, орнаментированные алтари - поражает грандиозностью, тяжеловестностью (статуя богини Коатликуэ высотой 2,5 м) . Знаменит так называемый "Камень Солнца". Всемирно известны реалистические каменные скульптурные изображения голов: "Воин-Орел", "Голова мертвого", "Печальный индеец". Особенно выразительны небольшие каменные или керамические фигурки рабов, детей, животных или насекомых.

    Слайд №26. Ацтекский календарь. Камень Солнца (Piedra del Sol). "Ацтекский календарь", памятник ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск (диаметр 3,66 м, вес 24 т) резными изображениями, обозначающими годы и дни. В центральной части диска изображен лик бога Солнца Тонатиу. В Камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии. Ацтекский календарь - система летоисчисления у ацтеков, имел черты, сходные с календарем майя.

    Слайд №27. Письменность ацтеков. Пиктографическое письмо с элементами иероглифики, которым пользовались ацтеки, известно с 14 века. Материалом для письма служили кожа или бумажные полоски, складывавшиеся в виде ширмы. Определенной системы расположения пиктограмм не существовало: они могли следовать и горизонтально и вертикально, и методом бустрофедон (противоположное направление соседних "строк", т.е. серий пиктограмм).

    Слайд №28. Рисунки ацтеков. Немногие сохранившиеся образцы живописи ацтеков малоинтересны. Зато до нас дошли созданные ацтекскими мастерами яркие декоративные рисунки из перьев. Эти мозаики, наклеенные па плотную ткань, поразили испанцев, равно как и тончайшее ювелирное искусство, по отзывам самих завоевателей, намного превосходившее европейское.

    Слайд №29. Музыка. Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки.

    Слайд №30. Музыкальные инструменты. Ацтекам не были знакомы струнные инструменты. Наибольшую значимость имели два вида барабанов, уэуэтль и тепонастли. Слово уэуэтль означает нечто старое, нечто древнее, и поэтому важное и большое.

    Слайд № 31. Пение, танцы и театральные представления – любимые развлечения ацтеков, и во всех богатых семьях обязательно были свои труппы профессионалов. Гостей развлекали песнями, танцами, пантомимой, декламированием стихов, а также пьесами, в которых актеры надевали специальные костюмы, чтобы играть свои роли.

    Слайд №32. Ремесло. Больших успехов ацтеки достигли в ремесле: чеканщики делали украшения из золота и серебра, ювелиры искусно гранили драгоценные камни и выполняли мозаичную работу.

     Слайд №33.Ремесленники   изготовляли сосуды с орнаментом,   ткани и вышивки с прокладками из птичьих перьев, которые переливались всеми цветами радуги.

     Слайд №34. Ацтеки были замечательными резчиками по камню, виртуозно обрабатывали твёрдый базальт и обсидиан (вулканическое стекло). Статуи богов, рельефы, погребальные маски выявляют наблюдательность ацтекских мастеров, их внимание к деталям и редкую убедительность в воплощении страшных фантазий.

    Слайд №35.Гончары изготавливали фигурные сосуды в форме людей или зверей, многие из которых служили погребальными урнами и хранились в местах захоронений. Ацтеки славились как искусные ювелиры, но большинство их изделий было переплавлено конкистадорами в золотые слитки. Лишь единичные шедевры, на которые не поднялась рука даже у алчных завоевателей, попали в Европу.

    Слайд №36.Богатая и самобытная культура ацтеков была уничтожена в результате испанского завоевания 1519-21 г. г.   13 августа 1521 года испанцы захватили в плен последнего правителя ацтеков Куаутемока и ряд верховных его советников, тогда же была разгромлена и великолепная ацтекская столица. Так закончило свое существование государство ацтеков. Сегодня на месте древнего государства обитают малочисленные индейские племена, даже внешний вид которых говорит об их полнейшей деградации. Эти бедные и жалкие люди с трепетом взирают на развалины огромных храмов и пирамид, которые воздвигли их далекие предки.

    Слайд №37.Культура ацтеков – одна из самых своеобразных среди индейских цивилизаций – и сегодня поражает сочетанием грандиозности замыслов, неукротимого грозного духа, глубокой религиозности и влюблённости в красоту мира.

    Слайд №38.Источники информации


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока + презентация по информатике по теме «Объекты и их свойства» для 5-6 классов.

    Целью данного занятия является познакомить учащихся с понятиями объект, свойства объекта, пиктограмма и сформировать навыки установления соответствия между объектом и его условным обозначе...

    Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

    Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

    методическая разработка урока, презентация по теме "Английский - язык мира", проведен в 8 классе, по учебнику Афанасьевой О.В. "English VII"

    Методические разработки уроков английского языка в начальной и средней школе по темам: "Экология", "Лондон", "В мире игрушек", "Мой дом", "Моя родина", "Английский - язык мира"...

    методическая разработка "Урок-презентация.Спортигры. Баскетбол."

    презентация подготовлена для лучшего восприятия учебного материала....

    Методическая разработка"Урок-презентация по геометрии в 7-м классе на тему "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"

    Цели:рассмотреть свойства прямоугольных треугольников;научить решать задачи на применение свойств прямоугольных треугольников....

    Методическая разработка урока. Презентация к уроку.Тема: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет".

    Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет"(Рисунок,живопись. 2 ч.).  Программа под ред. С.П. Ломова (В.С. Кузина), 7 класс. Презентация к уроку.Приводимый здесь материал может быть...