Методическая разработка урока. Презентация к уроку.Тема: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Базанова Лариса Александровна

Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет"(Рисунок,живопись. 2 ч.).  Программа под ред. С.П. Ломова (В.С. Кузина), 7 класс. Презентация к уроку.

Приводимый здесь материал может быть использован на уроке "Цвет в произведениях живописи". 6 класс. Программа Б.М. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natyurmort._osenniy_buket.docx23.5 КБ
Файл prezentatsiya.osenniy_buket.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Учитель ИЗО ГБОУ школа №355 Базанова Лариса Александровна.

Тема урока: Рисование с натуры.  Натюрморт «Осенний букет». (Рисунок, живопись 2 ч.)

Цели и задачи урока:

- Работать над достижением гармоничного единства в натюрморте.

- Отрабатывать технику работы  гуашевыми красками, а так же приемы изображения мазком, создавая игру цветовых пятен, ведя работу «по-сухому».

- Вырабатывать умение у учащихся правильно располагать свой рисунок с учетом  замысла, выделением композиционного центра, с передачей взаимосвязи объектов между собой и пространства в которое они входят.

- Повторить рисование с натуры предмета комбинированной формы и передачи с помощью цвета, объема.

- Вызвать эмоциональный отклик, учиться передавать свое отношение, свое видение натуры в работе.

- Воспитывать аккуратность, уважение к работе другого.

Оборудование: натурная постановка, вода, гуашь, кисти, работы из методического фонда.

Презентация.

План-конспект.

      Орг. моменты.

      Вступительная беседа.

А) сообщение темы и целей урока.

Посмотрите на доску. Тема урока закрыта.

Наша задача ее открыть.

 2 слайд. ПОСМОТРИТЕ НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД (И. Грабарь «Хризантемы»,                                   И. Э.Хруцкий «Цветы и плоды», К.А. Коровин « Розы и фиалка»).                                    К какому виду ИЗО искусства относятся данные репродукции? ( Живопись)

К какому жанру? (натюрморт)

Что общего? (содержание, цветы).

Попробуйте сформулировать тему урока.

3 слайд. Тема нашего урока: «Рисование с натуры. Натюрморт. Цветы».

Наша задача построить и выполнить в цвете натюрморт, работать над достижением гармоничного единства в натюрморте.

А что обозначает это слово?

 (Это французское слово, в буквальном смысле – «мертвая природа»).

Наверное, справедливо было бы сказать о натюрморте как о «тихой жизни вещей», поскольку в каждой такой картине зримо чувствуется присутствие человека, а предметы как бы несут на себе тепло его рук.

 Б) Чтение эпиграфа . 4 слайд.

Прочитайте эпиграф. Подумайте, какое отношение эпиграф имеет к нашему уроку.

«Работая с натуры, необходимо, конечно помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа…»  ( В.В. Мешков)

(В своей работе мы должны передать свое отношение, свое видение, свое понимание, постараться донести до зрителя собственные чувства, настроение).

В) Художественная пятиминутка.

5 слайд. Посмотрите на репродукцию К.А. Коровина, крупного мастера начала 20 в.

В центре натюрморта мы видим красивый букет роз. И картина называется «Розы и фиалки»(1912 г.)

«Розы» художник писал в любое время - утром, днем, вечером; в интерьере, на открытой террасе с видом на море. И в любом случае они пленяют зримой красотой натуры, живописным размахом.

Что еще составляет содержание натюрморта? ( Сервированный для вечернего кофе стол; мы видим город за окном. (Париж)).

-Какое настроение вызывает натюрморт? ( радостное)

-Каким образом это удается художнику? ( Художник показал яркий блеск серебра, яркие рефлексы на подносе, яркие розы, теплое свечение апельсина. Все это создается цвето-световыми «колебаниями» мазков.

6 слайд. И.Э. Грабарь. «Хризантемы».

Художнику   удалось передать радость, красоту простого, обыденного. «Хризантемы» написаны, чистыми, яркими красками, мелкими, дробными мазками, которые передают сверкание света и голубизну воздуха.

Оба художника работали в технике «раздельного» мазка. Накладывая близко положенные раздельные мазки,  добивались эффекта оптической смеси цвета, создавали ощущение вибрации, подвижности, световоздушной среды.

Давайте и мы сегодня напишем натюрморт.

      Анализ натурной постановки.

Прежде чем приступить к написанию натюрморта, художник заботливо отбирает предметы.

-Что входит в наш натюрморт? (цветы-астры, крынка, драпировка, плоскость стола).

-Какое название можно дать натюрморту? ( Осенний букет).

Ранее мы уже рисовали и выполняли в цвете крынку, поэтому наша  задача вспомнить полученные ранее знания, умения и применить их в работе, а цветы – это новый объект изображения.

а) анализ крынки.

В ходе повторения устанавливаем, что в основе формы крынки лежат простейшие геометрические тела: шар, цилиндр, усеченный конус.

( Составляем на панно из геометрических фигур крынку). Устанавливаем, что высота больше чем его ширина, определяют основные цвета (коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый и др.)

Самое яркое пятно - это блик на крынке, самые глубокие  по силе темного-справа, внизу, остальные цвета между этими крайними.

б) Анализ  астр.

- какова особенность цветов (по форме напоминают шар, эллипс, узкая форма лепестков).

- что вы можете сказать о движении цветов? ( некоторые цветы обращены к земле, некоторые повернуты вверх, их не много. Некоторые листья закрыты цветками, другие  перед ними.

Обратите внимание, что лицевая сторона листьев темно-зеленая, а обратная светлее.

- что можете сказать о цвете букета? (многообразие: белый, желтый, красный, оранжевые, фиолет., бордо, синий и их оттенки.)

в) Драпировка.

Назовите основной цвет драпировки? (оранж.-желтый).

     Обучающие упражнения.

А) Демонстрирующие последовательности построения линейного рисунка. (учащиеся работают на доп. листах)

1) Определяем положение альбомного листа ( вертикальное, т.к. постановка занимает в ширину места меньше чем в высоту.). Рисуем прямоугольник ( изобр. альб. лист).

2) намечаем короткими штрихами крайние точки предметов по высоте и ширине.

      3) отмечаем высоту крышки, сравнивая с высотой цветов.

      4) определяем самое широкое место крышки, сравниваем с шириной группы цветов.

      5) определяем границы нижнего и верхнего основания крышки.

      6) после того как отмечены  верх и низ предмета, место соединения горлышка с        резервуаром, основные пропорции крышки и размер горлышка, уточняем симметричность предмета. Далее прорисовываем общую форму крышки. Уточняем. Прорисовываем  основания. В процессе изображения этой части рисунка напоминаю, что нужно постоянно сравнивать его с натурой.

Цветы.

Затем намечаем общее движение стеблей, контур цветов и листьев, их композиционное размещение. Рисуя контур цветов и листьев, обращаем внимание на их положение: поднять их головки или склоняются, повернуты лицевой или обратной стороной; ближе - дальше. Стараемся передать пространство.

Уточняем рисунок.

 Намечаем границы света, полутени, места бликов. Затем тонкими линиями намечаем драпировку.

- какое правило необходимо помнить, выполняя линейный рисунок?  (работа ведется от общего к частному).

2. Выполнение упр. в цвете.

А) Составление цветовых смесей, получение промежуточных тонов для рисования цветов.

Б) Техника выполнения цветов показывается на листе, прикрепленном к доске. Учащиеся работают на дополнительном листе. Начиная работу, вспоминаем, что краски перед работой следует разводить в отдельных чашечках (крышках), из банки краску брать не следует. Напоминаю, чтобы закрасить поверхность ровным по цвету слоем необходимо кисть предварительно смочить в воде и только после этого брать краску.

Работу ведем по-сухому, используя разный вид мазка ( широкий, мелкий ( мазок «штрих-дождик», «вальс» и др.).

Получается своеобразная игра цветовых пятен, вписываем один цвет в другой, когда предыдущий слой еще влажный. Старайтесь избегать многократного перекрытия слоев краски.

2.Т.к. крынку мы уже ранее рисовали, на этом уроке подбираем только цветовую палитру.

Задача: Подобрать как можно больше цветовых оттенков.

Выясняем у кого она самая богатая.

Повторение. Последовательность выполнения натюрморта.

7-9  слайды.

-С чего начнем работу?

  ( Выполнение детального рисунка натюрморта тонкими линиями, выявление основных пропорциональных отношений и конструкции предметов. Работу ведем от общего к деталям.)

-Каким образом будем работать в цвете?  (Сначала выполняем подмалевку. Первую прокладку локальных цветов предметов и драпировки. Затем выявляем цветовые и тоновые отношения. Прорабатываем и уточняем детали светлым по темному и темным по светлому. Гуашь позволяет вносить изменения в работу, если что-то не получилось, можно перекрыть один цвет другим. После уточнения, завершаем работу.)

Творческая работа учащихся.

Рефлексия. Анализ работ. 10 слайд.

-Что хорошего в работе?

-Над чем надо работать?

Цвет, композиция, аккуратность, настроение. Достижение гармоничного единства в натюрморте.

Итог.

Литература.

1.Г.В. Беда «основы изобразительной грамоты» М.1989 г.

2. Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство. Основы живописи». Кн.2, 1996

3. Журнал «Юный художник» 11-12, 1997 г. С.24-27


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рисование с натуры. Натюрморт «Осенний букет». (Рисунок, живопись 2 ч.) Базанова Л.А., учитель ИЗО, ГБОУ школа №355

Слайд 2

Определите тему и задачи урока .

Слайд 3

Тема урока : «Рисование с натуры. Натюрморт . Цветы ». Наша задача построить и выполнить в цвете натюрморт.

Слайд 4

Прочитайте эпиграф. Подумайте , какое отношение эпиграф имеет к нашему уроку. Работая с натуры, необходимо, конечно помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа …. ( В.В. Мешков)

Слайд 5

К.А. Коровин «Розы и фиалка ». 1912 г. Поднос и посуда блестят и мерцают - И мы ощутить можем их холодок. Контрастно всему в этот миг оживает И рдеет насыщенно каждый цветок!

Слайд 6

И.Э. Грабарь «Хризантемы». -Какое настроение вызывает натюрморт? -Каким образом это удается художнику?

Слайд 7

Последовательность выполнения натюрморта. С чего начнём работу?

Слайд 8

Каким образом будем работать в цвете?

Слайд 9

Варианты творческих работ.

Слайд 10

Подведем итоги! - Что хорошего в работе? - Над чем надо работать? Композиция Цвет Аккуратность Настроение Достижение гармоничного единства в натюрморте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе на тему "Рисование с натуры осеннео букета".

На данном уроке учитель знакомит учащихся с новым приёмом рисования - набрызгом....

Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...

Методическая разработка, план-конспект урока, тема "Educational Institutions".

Данная презентация помогает добавить страноведческий аспект в тему "Education". Предназаначена для учащихся 6-7 класса. Последние слайды содержат вопросы для проверки понимания темы слушателями и закр...

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»

Методические рекомендации к проведению урока. Тема урока: «Население и политическая карта Африки»Тип урока. Изучение нового материала.Цели урока:Обучающие: познакомить с народами, населяющ...

Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Мир животных. Красная книга". 5 класс 02.04.2021.

Презентация к уроку. Тема урока: "Мир животных. Красная книга". 5 класс 02.04.2021....

Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Экология. Лексико-грамматический практикум: прилагательные". 5 класс 02.04.2021.

Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Экология. Лексико-грамматический практикум: прилагательные". 5 класс 02.04.2021....

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Тема урока: Басни И.А. Крылова (5 класс).

Цели урока:образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством И.А. Крылова, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг чи...