Методическая разработка. Технологическая карта урока. Тема урока: Басни И.А. Крылова (5 класс).
методическая разработка по литературе (5 класс)

Жанна Викторовна Имамалыева

Цели урока:

образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством И.А. Крылова, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг читаемых басен;

развивающие: развивать умение выразительно читать, пересказывать, находить необходимую информацию в книгах,  Интернете; развитие навыков исследовательской работы, развитие ассоциативного мышления;     

воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки; помочь увидеть и понять нравственные уроки басни.

 

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений

 

Форма урока:

Урок - диалог

Опорные понятия, термины:

Басня

Мораль

аллегория

 

Формы контроля:

Текущий, опрос индивидуальный, фронтальный

 

Оборудование: компьютерная техника (презентация), учебник, рабочие тетради.

 

 

УУД          Личностные: выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь.

                   Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.

                   Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.

                  Познавательные: использовать текстовую информацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Басни И.А. Крылова (5 класс).

Цели урока:

образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством И.А. Крылова, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг читаемых басен;

развивающие: развивать умение выразительно читать, пересказывать, находить необходимую информацию в книгах,  Интернете; развитие навыков исследовательской работы, развитие ассоциативного мышления;      

воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки; помочь увидеть и понять нравственные уроки басни.

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений

Форма урока:

Урок - диалог

Опорные понятия, термины:

Басня

Мораль

аллегория

Формы контроля:

Текущий, опрос индивидуальный, фронтальный

Оборудование: компьютерная техника (презентация), учебник, рабочие тетради.

УУД          Личностные: выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь.

                   Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.

                   Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.

                  Познавательные: использовать текстовую информацию.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный этап.

Приветствие,

мотивация познавательной деятельности

Приветствие

Приветствие, проверка готовности к уроку

Полная готовность к уроку

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Вспомним, что такое басня как литературный жанр.

Вспомним, что такое аллегория, мораль.

Устные ответы обучающихся; представление подготовленной презентации об известных сведениях о жизни И.А. Крылова.

Выразительное чтение

Фронтальный опрос

Индивидуальный доклад (с пояснениями и дополнениями остальных обучающихся)

Познавательные УУД:

-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

-потребность в самовыражении через слово;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

О жизни И.А. Крылова  мы узнали поподробнее, а вот о его творчестве, нам пока ничего неизвестно. Как вы думаете, чем мы сегодня с вами займемся?

Пытаются сформулируют тему и задачи урока

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Сформулированная тема, задачи урока

Первичное закрепление

Работа с данной басней  (какую басню русского баснописца напоминает и т.д.)

Чтение (ранее изученной) басни Крылова «Стрекоза и муравей»

Творческое чтение

Беседа, анализ басни

Чтение наизусть

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Навыки выразительного чтения

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Почему у Крылова стрекоза? Посмотрим в словаре русского языка С.И. Ожегова значение слов “кузнечик” и “стрекоза”.

Вспомним басню И.А. Крылова «Лисица и виноград»

Попробуем найти общее и различное в этих двух баснях

В литературоведении существует понятие «эзопов язык». Как вы думаете, что такое эзопов язык?

Презентация «Эзопов язык»

Сформулируйте мораль данных басен

Почему басню называют сатирическим произведением?

Действительно, басня,  едко высмеивает лень и тщеславие, трусость и глупость, грубость и самоуверенность, злобность и право сильного,  но вместе с тем говорит о таких  нравственных качествах, которые ценились всегда в любой стране.  

Работа со словарем

Чтение басни Эзопа «Лисица и виноград»

Чтение басни И.А Крылова «Лисица и виноград»

Заполнение таблицы «Общее и различное»

Ответы обучающихся

Устные ответы

Письменно оформляют свои ответы (перечисляют нравственные качества и черты характера)

Частично-поисковый

Выразительное чтение

Чтение по ролям, инсценировка басни

Элементы исследовательского метода

Беседа

Слово учителя

Практическая работа

Познавательные УУД

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-строить рассуждения

Личностные УУД:

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

-ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

-потребность в самовыражении через слово;

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

Регулятивные УУД:

-самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

Умение

находить необходимую информацию, делать вывод, навык выразительного чтения,

Заполненная сравнительная таблица

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Прочитать басню «Лисица и виноград Лафонтена. Ответить на вопрос «Что общего и различного с басней И.А. Крылова»

Познавательные УУД

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения

Регулятивные УУД:

-самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели

Инструкция по выполнению домашнего задания

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Что нового узнали на уроке?

Почему к жанру басни обращаются на протяжении многих веков?

Почему басни актуальны (интересны современному читателю) в наше время?

Устные ответы обучающихся

Фронтальный опрос

Личностные УУД:

-устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Коммуникативные УУД:

-уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока Тема урока: Слово и его лексическое значение. Класс: 5

Технологическая карта урокаТема урока: Слово и его лексическое значение.Класс: 5...

Технологическая карта урока Тема урока: «Сумма углов треугольника». Геометрия, 7 класс.

Создание условий для самостоятельного открытия формулировки и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организация  деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закре...

Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Мир животных. Красная книга". 5 класс 02.04.2021.

Презентация к уроку. Тема урока: "Мир животных. Красная книга". 5 класс 02.04.2021....

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...

Методическая разработка: Технологическая карта урока "Героическая тема в музыке". Предмет: музыка, 7 класс.

Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства....