Методическая разработка: Технологическая карта урока "Героическая тема в музыке". Предмет: музыка, 7 класс.
методическая разработка по музыке (7 класс)

Поповская Татьяна Львовна

Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_muzyka_7kl_urok_8._geroicheskaya_tema_v_muzyke.docx33.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету Музыка,7 класс

(УМК «Музыка»  Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)

ГБОУ школа №500, составитель: учитель – Поповская Т.Л.

Урок по плану

 №8

Вид урока

комбинированный

Тип урока

урок повторения и обобщения полученных знаний

Технологии

Ассоциативно-образного мышления, группового обучения, здоровьесозидающая.

Тема

Героическая тема в русской музыке

Цель урока

Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства

Задачи

-приводить примерымузыкальных произведений, в которых отражена героико-патриотическая тема;

-рассуждать на поставленные проблемные вопросы;

-проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений;

-осуществлять вокально-хоровую работу над произведением;

-называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась героическая тема.

Наглядные пособия

Электронный учебник, презентация «Героическая тема в русской музыке», аудио-видео материал.

Нотный материал

Хрестоматия по музыке; партитура хора «Славься» М.И. Глинки (печатный текст); фрагменты партитур на слайдах.

ЭОР

http://megabook.ru        /         https://yadi.sk/i/7M6R0AdqndJcX

ТСО

компьютер, проектор, экран, фортепиано.

Форма контроля

Устный опрос

Домашнее задание

Записать в тетради впечатления от выбранной картины, на героико-патриотическую тему, проиллюстрировать  музыкальным материалом, подобрать литературный эпиграф в стихах или прозе.

Результаты (УУД):

Личностные

- развивать ценностное отношение к умению слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение;

-развивать ассоциативно-образное мышление;

- понимать необходимость сохранения исторической памяти в жизни человека;

- уметь анализировать деятельность (собственную и одноклассников) с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные

Базовый уровень - по стандарту и программе:

ученик должен научиться

- выполнять задания: слушание и анализ музыкального произведения, пение.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  - расширять интонационный тезаурус в процессе подбора музыкального и литературного ряда к     произведениям изобразительного искусства;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов;

Коммуникативные УУД:

- овладевать умением грамотно выражать свои мысли, вести диалог;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного информативного материала и выполнения творческих заданий.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- уметь рационально строить самостоятельную музыкально-творческую деятельность и работу в группе.

Этап

урока

Формы работы

ИКТ

(презента-ция,аудио,видео материал)

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

( и предполагаемые ответы)

УУД

1.Организа-ционный момент

Ритуал начала урока, пожелание

  • Ритуал приветствия;
  • Заполнение классного журнала (мотивация к учебной деятельности).
  • Проверка готовности к уроку (дневник, ручка, тетрадь для записей  или папка А5);

Соблюдение ритуала приветствия;

Подготовка к учебному процессу.

2.Актуализация знаний

Беседа

Теоретическая часть

Слайд№1

Как вы понимаете фразу: «О поколении судят по героям, которые им принадлежат»?

К каким музыкальным произведениям, фрагментам вы можете использовать эти слова в качестве эпиграфа?

Напойте музыкальные темы.

Обобщите, о музыке каких композиторов вы сейчас вспомнили, о зарубежных?

Сформулируйте тему нашего урока, о какой теме в сфере какой музыки продолжим наш разговор?

- (ответы личностного плана)

(варианты ответов):

-1 часть 2-й симфонии А.П. Бородина («Богатырской»);

- опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»;

- опера А.П. Бородина «Князь Игорь»;

…и т.д..

- (напевают)

- отечественных, русских.

- Героическая тема в русской музыке.

Формулирование личностного суждения

Пение

Обобщение понятийного ряда и формулирование темы урока

3. Открытие новых знаний.

Слайд №2

Рассмотрим «Галерею героических образов» на стр. 38 (учебник).

Каков их образный строй? Кто создал эти произведения искусства и где они находятся?

С какими историческими событиями они связаны?

С какими знакомыми музыкальными произведениями они ассоциируются?

- (ответы учащихся базируются на приобретённых ранее знаниях по музыке, ИЗО, истории)

Анализ визуального ряда

Развитие ассоциативно-образного мышления

4.Групповая работа.

Прошу вас организовать рабочие группы и ответить на вопросы карточек (предлагается по 1 вопросу на обсуждение группы).

№1.Музыку какого характера исполняет гусляр изображенный на картине? Какие интонации звучат в его голосе? Подберите знакомый музыкальный фрагмент  к этой картине (И. Глазунов «Слава предкам»)

№2.Какие выразительные особенности, детали картины, свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера? Подберите знакомый музыкальный фрагмент  к этой картине?(В. Васнецов «Баян»)

№3.Какое историческое событие отражено на картине? Подберите знакомый музыкальный фрагмент  к этой картине.(В. Верещагин «Не замай- дай подойти»)

№4.Какое историческое событие отражено на картине? Подберите знакомый музыкальный фрагмент  к этой картине.(И. Мартос«Памятник Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому»)

(на выполнение задания отводится 5-7 минут)

- напевная, эпическая, патриотическая, скорбная, величественная и т.д..

- песни Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

- сосредоточенное, одухотворенное выражение лица гусляра, жест вскинутой руки как восклицание, утверждение, прославление…

- подлинный былинный напев из песни Садка «Высота, высота поднебесная» из оперы «Садко»  Н.А. Римского-Корсакова.

- не смотря на то, что сюжет картины относится к событиям Отечественной войны 1812 года, образ интерпретируется как Иван Сусанин. События  1612 года.

- ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря»изIV действия оперы М.И. Глинки.

- события Отечественной войны 1812 года.

- хор «Солнцу красному слава!», ария Князя Игоря «О,дайте, дайте мне свободу» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»; хор «Славься» из Финала оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Умение самоорганизации и работы в группе;

Формирование доброжелательного отношения в процессе групповой работы;

Поиск информации, работа со словарем (текстовым и ЭОР)

Решение поставленной учебной задачи

5.Анализ работы по группам.

Слайды

№ 3,4,5,6.

Прошу группу №____ пройти к доске для выступления.

Готовится группа №___

(выступление всех групп)

- (учащиеся, по группам, выступают перед одноклассниками, отвечают на вопросы по каточке, пропевают выбранные музыкальные темы)

Умение грамотно выстраивать логическую последовательность повествования, вести диалог; пение и

слушание музыки

6. Сравнение и обобщение материала.

Слайд №7-

Какая основная идея содержится в этих произведениях?

Сравните услышанные музыкальные сочинения и данные произведения изобразительного искусства. Какие черты раскрываются в образах, сопоставьте средства музыкальной и изобразительной выразительности, особенности формы и композиции произведений.

Какую особенность драматургической линии положили в музыкальную основу опер композиторы?

Что даёт современным композиторам, исполнителям слушателям обращение к героическим образам и сюжетам исторического прошлого?

- идея героической защиты Родины, патриотизма. Красота, мощь, сила, богатство души, благородство поступков, безграничная любовь и преданность Родине, Отечеству.

- в операх Бородина и Глинки отражены богатырские характеры, величие, сила духа русского народа, стремление несмотря ни на что защитить отечество от врага.

- композиторы и художники .используют в освещении событий крупную форму (музыкальных произведений - опера, и монументальность в изображении - картина, скульптура).

- приём сказания, былины;

- контрастное сопоставление двух противоборствующих сил.

-сохранение исторической памяти, уважение к подвигу простого человека, создание современных произведений, оказывающих влияние на формирование патриотических чувств человека.

(ответы личностного плана)

Умение проводить сравнительный анализ, применять метод сопоставления

5. Практикум

Вокально-хоровая работа

аудиофайл

Переходим к практической части урока.

Приготовьтесь к распеванию, примите вокальную позицию стоя.

Какое произведение из изучаемого вами репертуара подходит для нашей темы урока?

(вокально – хоровая работа с учащимися по партиям)

- (учащиеся встают)

- хор «Славься» из оперы М.И. Глинки  «Иван Сусанин»

выполнение дыхательных и вокально-хоровых упражнений;

пение, работа с партитурой (двухголосие);

6.Закрепление полученных знаний

Сегодня мы вспомнили бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Перечислите их.

Назовите полные имена композиторов, авторов этих произведений.

- оперы «Иван Сусанин» и «Князь Игорь»

-Михаил Иванович Глинка и Александр Порфирьевич Бородин.

Повторение изученного материала

7.

 Рефлексия деятельности на уроке

Подведём итог.

Как вы оцениваете сегодняшний урок и собственную работу?

Как вы оцениваете свою работу на уроке по пятибалльной системе?

Запишите домашнее задание:

Электронный учебник «Музыка.7 класс» Сергеева Г.П., стр. 36-39

Выполните творческое задание пункта №5 на стр. 39;

Выучить тексты песен наизусть.

(Вариант д/з для смешанного обучения:
РЭШ      https://resh.edu.ru/subject/lesson/3249/start/)

Урок окончен. Спасибо.

(Ритуал окончания урока)

- (учащиеся дают оценку деятельности);

- (запись домашнего задания);

Подведение итогов деятельности, самоанализ; самооценка;

Запись задания; (уточнение задания);

Выполнение ритуала завершения урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»

Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Методическая разработка "Технологическая карта урока музыки на тему Путешествие в музыкальный театр. Балет".

Урок музыки "Путешествие в музыкальный театр. Балет" предназначен для учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы по программе "Музыка" Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...

Методическая разработка (технологическая карта урока) по английскому языку в 6 классе по теме: «Events. События.» в технологии развивающего обучения

Ф.И.О.: Мартынова Татьяна АндреевнаПредмет: английский языкКласс: 6 «в»Тема – Events. События.Цель: создание диалога с использованием времен Past Simple/Past ContinuousТехн...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...