Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Махрова Вероника Владимировна

Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"

урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon massa_tela_bez_risunkov.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Масса тела. Единицы массы.

Измерение массы тела на весах.»


План – конспект урока физики 7 класс



Выполнила: Махрова Вероника Владимировна


Учитель физики


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (7 вида)№ 561 Калининского района

Санкт - Петербурга


Тема урока: Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Цель: сформировать представление о новой величине “масса” и единицах её измерения, формирование умения сравнивать массы двух тел, измерять массу тела на рычажных весах, выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи, расширение кругозора учащихся, экологическое воспитание.

Задачи:

 Общеобразовательные - Формирование понятия «Массы» по обобщенному плану, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения темы «Плотность», в  процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала, формирование основ экологической культуры.

Развивающие - Развить мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные - развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Оборудование и материалы к уроку:

  1. ПК, мультимедийный проектор, экран
  2. Компьютерная презентация «Масса. Единицы измерения массы. Измерение массы тела на рычажных весах»
  3. Компьютерная программа «Масса»
  4. микрокалькулятор на каждой парте, демонстрационные весы, наборы гирь разной массы.

Методы и приемы, используемые на уроке.

№ п/п

Наименование метода

Входящие в данный метод прием

На каком этапе урока реализован

1

Метод упражнений

Сообщение условия задачи.
Приемы записи условия.
Прием планирования выполнения упражнения.

Решение задач с пропусками на перевод единиц.

Решение задач на нахождение искомой величины (скорость, путь, время)

2

Логические

Обобщение.
Систематизация.
Конкретизация.

 Формирование понятийного аппарата.
Объяснение физических явлений и действий.

3

Метод самоуправления учебными действиями

Самостоятельная работа на компьютерах.

Работа в группе (самоконтроль)

Коллективная работа (при рассмотрении нового материала)

 Определение требуемой физической величины.

4

Наглядный метод

Демонстрация презентации

На каждом этапе урока

5

Метод контроля

Устный контроль

Объяснение явлений или действий.


Технологии

1) Технология дифференцируемого обучения –  ставит своей целью создание оптимальных условий для выполнения задатков, развития интересов и способностей воспитанников. Механизмом реализации являются методы индивидуального обучения.

2)Технология личностно-ориентированного обучения – организация учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.

3)Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства.

 4)Здоровьесберегающие технологии – создание комплексной стратегии улучшения здоровья обучающихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть обучающийся.

 5) Технология проблемного обучения – которая ставит своей целью развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Механизмом реализации является поисковые методы, приема поставки познавательных задач, поставив перед обучающимися задачу, которую они выполняют используя имеющиеся у них знания и умения.  

     Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный образовательный процесс, где каждый ребенок не только обеспечивается свободой инициативы, но и нуждается в продуманной стратегии, отборе средств выражения, планировании деятельности.


Ход урока

  1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся (3 минуты)
  2.  Объяснение нового материала.(20 минут)
  3. Физкультминутка(3 минуты)
  4. Закрепление.(15минут)
  5. Домашнее задание (2 минуты)
  6. Итог урока.(2 минуты)

1. Организационный момент. Активизация личностной вовлеченности учащихся.(3 минуты)

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех на  уроке, темой которого является «Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах» (производится запись темы  урока в рабочие тетради)  С каким явлением мы познакомились на прошлом уроке…?

Учащиеся. Взаимодействие тел.

Учитель. Что происходит в результате взаимодействия тел?

Учащиеся. В результате взаимодействия эти тела могут изменить свою скорость.

Учитель. Какие опыты показывают, что тела приходят в движение при взаимодействии с другими телами?

Учащиеся. Пуля и ружье во время выстрела; человек прыгает с лодки на берег; столкновение двух, движущихся друг другу на встречу, тележек.

Учитель. Верно! На прошлом уроке мы заметили, что после взаимодействия, тела приобретают различную скорость. И наша с вами задача узнать почему так происходит? Итак…Сегодня наша с вами цель понять, что же такое масса тела, каковы единицы измерения данной физической величины, а так же научиться измерять массу тел с помощью весов .(слайд 1, презентация 1)

2. Объяснение нового материала.(20 минут)

Учитель: Так что же такое масса? Вспомним опыт с двумя тележками.(слайд 2,3, презентация 1) Просматривается видео, проводится разбор опытов

Учитель.  Заметим, что после того, как нить пережгли, тележки начинают разъезжаться с различными скоростями. Тележка, которая после взаимодействия приобрела меньшую скорость – массивнее. То есть у нее большая масса. Тележка, которая после взаимодействия движется с большей скоростью, имеет меньшую массу. По скоростям сравнивают массы взаимодействующих тележек. Ребята, давайте вспомним, каким образом мы можем измерить скорость движущихся тел?

Учащиеся. Для вычисления скорости, нам необходимы так же величины пройденного пути и времени. Эти величины обозначаются следующим образом.

Измерим секундомером время движения каждой тележки (в секундах), затем с помощью линейки измерим путь, пройденный каждой тележкой (в метрах). Зная расчетную формулу вычислим скорость.  

Учитель. Верно! Молодцы! Но мы не только можем вычислить скорости данных тележек, самое главное – мы можем сравнить получившиеся скорости. И на основе сравнения сделать вывод о массах . Итак, (слайд 4, презентация 1)

(учащиеся производят записи определений в тетрадь)

во сколько раз скорости первого тела больше (меньше) скорости второго тела, во столько раз масса первого тела меньше (больше) массы второго!

  1. Чем меньше меняется скорость тела при взаимодействии, тем большую массу оно имеет. Такое тело называют более инертным
  2. Чем больше меняется скорость тела при взаимодействии, тем меньшую массу оно имеет. Это тело менее инертно.

Инертность – свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии.

Учитель. Ребята, сейчас запишем основное определение нашего урока и дадим ему характеристику (слайд 5, презентация 1)(производится запись в тетрадь).

 Масса тела – это физическая величина,  которая характеризует его инертность. Массу обозначают буквой m. Единицей измерения массы является килограмм (1кг). Килограмм – это масса эталона. Эталон изготовлен из  сплава двух металлов: платины и иридия. Международный эталон килограмма хранится в  Международное бюро мер и весов.  МБМВ (фр. Bureau International des Poids et Mesures, BIPM) — постоянно действующая международная организация со штаб-квартирой, расположенной в городе Севр (предместье Парижа, Франция). Учреждено в 1875 г., вместе с подписанием Метрической конвенции. Основная задача Бюро заключается в обеспечении существования единой системы измерений во всех странах-участницах этой конвенции. В МБМВ хранятся международные эталоны основных единиц и выполняются международные метрологические работы, связанные с разработкой и хранением международных эталонов и сличением национальных эталонов с международными и между собой. 

Учитель. Так же используются другие единицы массы (слайд 6, презентация 1)

(учащиеся записывают алгоритм  и примеры в рабочие тетради)(некоторые учащиеся, могут самостоятельно выполнять примеры; что следует учесть при выставлении итоговой оценки за урок)

Тонна

(т)

()

Грамм

(г)

Миллиграмм

(мг)

Учитель. Уметь вычислять и измерять массу тел и веществ – полезно, а главное, очень важно! Ребята, мы с вами научимся определять массу не только тел, но и различных веществ. Вычислим массу выбросов загрязняющих веществ  в атмосферу, на территории Санкт – Петербурга. Ведь задача человечества беречь окружающую среду, сохранить ее богатство для будущих поколений.

На практике массу тела можно узнать с помощью весов. Существуют следующие типы весов: учебные, медицинские, аналитические, аптекарские, электронные.  Различные весы предназначены для взвешивания разных тел, как очень тяжелых, так и очень легких. Так, например, с помощью вагонных весов можно определить массу вагона от 50т до 150т. Массу комара, равную 1мг, можно узнать с помощью аналитических весов. При выполнении лабораторных работ мы будем пользоваться учебными весами (слайд 7, презентация 1).

 Главной частью  таких весов является коромысло(2). К середине коромысла прикреплена стрелка – указатель(1), которая движется вправо или влево. К концам коромысла подвешены чашки(3).

Учитель. Ребята, как вы думаете, когда весы будут находиться в равновесии?

Учащиеся. Весы будут находиться в равновесии, когда массы тел, лежащих на чашках весов, равны друг другу.

Учитель. Абсолютно верно! А сейчас я расскажу, а так же продемонстрирую, как узнать массу тела при  помощи рычажных весов (во время объяснения, учитель проводит эксперимент по измерению массы тела используя демонстрационные весы, рассказ сопровождается видео. Для выполнения желательно пригласить учащегося, который будет помогать учителю, либо же, слушая, проделает эксперимент самостоятельно)(слайд 8,9, презентация 1) Просмотр видео и анализ проводимого опыта

 Для того чтобы узнать массу тела, поместим данное тело на одну чашку весов. На другую будем ставить гири, массы которых нам известны, до тех пор, пока весы не окажутся в равновесии. Масса взвешиваемого тела будет равна общей массе гирь.  

3. Физкультминутка. (3 минуты)

Учитель: А сейчас, перед тем как приступить к закреплению изученного на сегодняшнем уроке материала – отдохнем и  выполним несколько несложных упражнений (слайд 10, презентация 1).

  1. Хорошенько потянитесь, перекатитесь несколько раз с боку на бок. Не задерживайте при этом дыхание. Напротив, дышите глубоко и спокойно.
  2. Несколько раз широко раскройте глаза и рот.
  3. Крепко зажмурьтесь (6 раз), сделайте 12 легких морганий.
  4. Сделайте упражнение "письмо носом".
  5. Сделайте пальцевые повороты

Учитель: Замечательно. Сейчас мы отдохнули. И можем продолжать наш урок

4.  Закрепление. (15 минут)

Учитель: Давайте вспомним: как выполнить перевод в основную единицу измерения физической величины масса. Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили пройденный материал. Прошу вас занять места за компьютерами (слайд 11,12, презентация 1).

Вы видите тестовое задание, на  выполнение которого дается 10 минут.  Пользоваться тетрадями, во время выполнения данной работы не рекомендуется. Желаю успехов.


5. Домашнее задание. (2 минуты) (слайд 13, презентация 1)

1.  § 18, 19

2.  Упражнение 6 (1-3)

3. Приведите примеры ситуаций, в которых мы интересуемся массой тел (письменно в тетрадь 3-5 ситуаций).

4. Подготовьте сообщение по одной из тем:

  1. Единицы измерения массы
  2. Измерение массы на Руси
  3. Эталон массы
  4. Масса в мире природы и техники.

6. Итог урока.(2 минуты) (слайд 14, презентация 1)

  1. Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока.
  2. Выставление оценок
  3. Отметить лучших


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики по теме "Параллельное соединение проводников", 8 класс

План-конспект урока с применением технологической карты урока, решением задач различного уровня....

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Методическая разработка урока физики по теме: "Комбинированное соединение проводников". 10 класс.

Раздел физики "Законы постоянного тока"  10 класса. Материал для среднего общего образования. Тип урока комбинированный в форме фронтальной, экспериментальной работы в группах....

Методическая разработка урока физики по теме "Закон Ома для участка цепи" для 8 класса

Получить  экспериментально зависимости: 1) силы тока от напряжения на концах проводника, если при  этом сопротивление проводника не меняется; 2) силы тока от сопротивления участка цепи...

Разработка урока физики по теме "Масса тела"

Разработка урока физики по теме "Масса тела"...

Методическая разработка урока физики на тему "Сила трения" (7 класс)

Методическая разработка содержит план-конспект урока...


 

Комментарии

Махрова Вероника Владимировна

Уважаемые коллеги, к сожалению возможности нспортала не позволяют загружать документы размером более 3 Мб. Данная методическая разработка предусматривает наличие презентации, тестовой программы и пояснений в виде рисунков. Общий объем 30Мб. Поэтому, я отправила текстовый файл без каких - либо дополнений к нему. Если Вас заинтересует моя разработка - пишите!

Лаптева Надежда Николаевна

Вероника Владимировна, я тоже хотела поместить урок обобщения материала с презентацией, но возможности портала не позволяют. Так хотелось поделиться с коллегами. Тема интересная и большая в 11 классе "Развитие взглядов на природу света", охватывает большой временной интервал развития науки. Так жаль, что нет возможности поделиться...

Махрова Вероника Владимировна

Я полностью с Вами согласна. Поделиться разработкой в полном ее объеме действительно хочется, ведь картина должна быть целостной.